Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:36, реферат
Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности.
Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.
Введение
1. История научного стиля
2. Научный стиль речи
2.1 Разновидности научного стиля речи
2.2 Особенности научного стиля
2.3 Лексика научного стиля
2.4 Морфология научного стиля
2.5 Синтаксис научного стиля
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. История научного стиля
2. Научный стиль речи
2.1 Разновидности научного стиля речи
2.2 Особенности научного стиля
2.3 Лексика научного стиля
2.4 Морфология научного стиля
2.5 Синтаксис научного стиля
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности.
Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.
Как правило, научный текст легко выделить из группы текстов разных стилей. Научный стиль характеризуется, прежде всего, наличием специальных слов, которые называют основные понятия данной науки, -- терминов.
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:
- предварительное обдумывание высказывания,
- монологический характер речи,
- строгий отбор языковых средств,
- стремление к нормированной речи.
Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык.
Цель работы - дать определение научному стилю речи, охарактеризовать его отличительные особенности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 14 страниц.
1. История научного стиля
Возникновение
и развитие научного стиля связано
с развитием разных областей научного
знания, разных сфер деятельности человека.
Первоначально научное
Впоследствии
она была пополнена из ресурсов латыни,
ставшей интернациональным
В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М.В.Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.
2. Научный стиль речи
2.1 Разновидности научного стиля речи
Научный стиль речи имеет разновидности (подстили): собственно научный, научно-технический (производственно-технический), научно-информативный, научно-справочный, учебно-научный, научно-популярный.
Реализуясь
в письменной и устной форме общения,
научные тексты оформляются в
виде отдельных законченных
Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах: сообщение; ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка); рассуждение; языковой пример; объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование). К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение.
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.
2.2 Особенности научного стиля
Сфера
научного общения отличается тем, что
в ней преследуется цель наиболее
точного, логичного, однозначного выражения
мысли. Главнейшей формой мышления в
области науки оказывается
- Научная тематика текстов.
- Обобщенность, отвлеченность, абстрактность
изложения. Почти каждое слово выступает
как обозначение общего понятия или абстрактного
предмета. Отвлеченно-обобщенный характер
речи проявляется в отборе лексического
материала (существительные преобладают
над глаголами, используются общенаучные
термины и слова, глаголы употребляются
в определенных временных и личных формах)
и особых синтаксических конструкций (неопределенно-
- Логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.
- Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
- Точность изложения. Достигается
использованием однозначных выражений,
терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаем
Жёсткие
требования точности, предъявляемые
к научному тексту, делают ограничение на использование образных
средств языка: метафор, эпитетов, художественных
сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие
средства могут проникать в научные произведения,
так как научный стиль стремится не только
к точности, но и к убедительности, доказательно
- Ясность, как качество научной речи,
предполагает понятность, досту
- Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.
- Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.
- Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.
Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.
Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля. Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трех типов.
1. Лексические
единицы, обладающие функционал
2. Межстилевые единицы, то есть стилистически нейтральные языковые единицы, используемые в равной мере во всех стилях.
3. Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.
2.3 Лексика научного стиля
Так
как ведущей формой научного мышления
является понятие, то и почти каждая
лексическая единица в научном
стиле обозначает понятие или
абстрактный предмет. Точно и
однозначно называют специальные понятия
научной сферы общения и
Термин
является основной лексической и
понятийной единицей научной сферы
человеческой деятельности. В количественном
отношении в текстах научного
стиля термины преобладают над
другими видами специальной лексики
(номенклатурными
Для терминов как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика).
Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр.
2.4 Морфология научного стиля
Языку
научного общения присущи и свои
грамматические особенности. Отвлеченность
и обобщенность научной речи проявляются
в особенностях функционирования разнообразных
грамматических, в частности морфологических,
единиц, что обнаруживается в выборе
категорий и форм, а также степени
их частоты в тексте. Реализация
закона экономии языковых средств в
научном стиле речи приводит к
использованию более кратких
вариантных форм, в частности форм
существительных мужского рода вместо
форм женского рода: клавиш (вместо клавиша),
Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк - хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.
Названия
понятий в научном стиле
Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики:существовать, происходить, иметь, появляться, изменять (ся), продолжать (ся) и пр.
Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключениеи пр.