Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:07, реферат
Научно–техническая революция середины ХХ века вызвала «информационный взрыв» поток научных публикаций. Это обусловило необходимость до минимума сокращать объем статей, сообщений, докладов, публикуемых в периодических изданиях. Увеличивается издание тезисов и кратких сообщений. Уменьшение объема научного текста потребовало выработки особых приемов устранения в нем избыточности – приемов компрессии. Современными формами научных текстов являются монографии статьи, доклады, сообщения, рецензии, рефераты, авторефераты, тезисы докладов и сообщений, отчеты о научно-исследовательской работе, диссертации.
Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык.
Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы.
Умелое использование
лингвистических и
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Приложение
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Сфера функционирования и типовая ситуация общения |
Научная деятельность, преподавание и обучение, популяризация научных знаний | ||
Функция (речи) |
Сообщение | ||
Тип содержания и предмет речи (тема) |
Содержание абстрактное Тема - любое явление действительности, его сущность, свойства, связи, отношения | ||
Коммуникативная цель |
Классификация и обобщение фактов и явлений Доказательство выдвинутых положений Выведение законов и закономерностей Сохранение информации о научных достижениях | ||
Стилеобразующие признаки |
Объективность и точность Обезличенность информации Логичность, аргументированность | ||
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
ЯЗЫКОВЫЕ
СРЕДСТВА |
типа -изм-, -аж-, -ист-, ость и т. д.
(абстрактное) значение
указывающие на источник сообщения: следует отметить, следовательно.
| ||
Форма существования |
Преимущественно письменная |
ПОДСТИЛИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
Название |
Основные жанры |
Частные разновидности, обусловленные объектом изучения |
СОБСТВЕННО НАУЧНЫЙ (АКАДЕМИЧЕСКИЙ) |
Монография Статья теоретического или экспериментального характера |
Точные науки |
НАУЧНО- УЧЕБНЫЙ |
Учебник Курс лекций |
Естественно-научная |
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ |
Статья популяризаторского характера |
Научно-гуманитарная |
ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ЖАНРЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ
Подстили |
Первичные жанры |
Вторичные жанры |
СОБСТВЕННО НАУЧНЫЙ |
Монография Диссертация Статья в журнале или сборнике Научный доклад Научное сообщение Научная дискуссия Дипломная работа |
Научный комментарий текста Автореферат диссертации Отзыв на диссертацию Отзыв на дипломную работу Научное обозрение Научная рецензия Тезисы Реферат |
НАУЧНО- УЧЕБНЫЙ |
Учебник Учебное пособие Учебная лекция Методические указания Методические рекомендации |
Реферат Конспект Конспект лекции Отчёт по лабораторной работе Отчёт по учебной практике |
НАУЧНО- ПОПУЛЯРНЫЙ |
Статья Очерк Заметка Повесть | |
НАУЧНО- СПРАВОЧНЫЙ |
Энциклопедия Словарь Грамматика |
Аннотация Патентное описание Статья в каталоге Справочник |
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ В СОПОСТАВЛЕНИИ С НАУЧНЫМИ ТЕКСТАМИ
Научные |
Производственно-технические | |
Сфера использования | ||
Научная деятельность Преподавание и обучение |
Различные виды производства Преподавание и обучение | |
Коммуникативная цель | ||
Классификация и обобщение фактов и явлений Сохранение информации о научных достижениях |
Описание технологических Инструктирование | |
Адресат | ||
Учёные Аспиранты, студенты Школьники Все интересующиеся определённой отраслью знания |
Обслуживающие и создающие технику Занятые в промышленности и сельском хозяйстве Ремесленники Домохозяйки | |
Характер содержания | ||
Абстрактный |
Конкретный | |
Композиционно-речевые | ||
Используется генеритивный и информативный регистры Типы речи – описание и рассуждение Акцентированы причинно-следственные отношения |
Преобладает информативный и волюнтивный регистры Типы речи – описание и предписание Причинно-следственные отношения могут быть не выражены | |
Общие языковые черты | ||
• Термины, в том числе составные наименования • Отглагольные существительные, обозначающие абстрактные свойства • Отглагольные существительные, обозначающие процесс и результат действия • Существительные, обозначающие предметы в собирательном значении • Слова с модальным лексическим значением • Качественные прилагательные в краткой форме • Глаголы с абстрактным • Простые предложения со значениями бытийности, тождества • Односоставные предложения с семантикой долженствования | ||
Особые языковые черты | ||
• Преимущественное использование глагольных форм 3-го лица • Формы глагола настоящего времени во вневременном значении • Вводные слова и выражения, передающие логику развития мысли • Вводные слова и выражения, передающие точку зрения • Цитирование, сноски как средства выражения чужой точки зрения • Многочленные сложные предложения с разными видами связи (подчинительной, бессоюзной и др.) |
• Местоимения и глагольные формы не только 3-го, но и 1-го и 2-го лица • Профессионализмы • Существительные, обозначающие инструменты, орудия труда • Глаголы со значением конкретного физического действия • Формы глагола настоящего времени в узуальном значении • Вводные слова • Предложения, осложненные однородными и обособленными членами. |
Информация о работе Научный стиль. Средства выразительности речи