Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:53, контрольная работа
Целю данной контрольной работы, является – рассмотреть миф, как феномен культуры.
Задачи:
Проанализировать историю происхождение мифа;
Дать определение мифу, как образно-символической картине мира;
Составить словарь основных категорий мифов.
Рассмотреть миф как первую форму культуры.
Проанализировать специфику мифа как первой формы культуры.
Введение 3
1. История происхождение мифа 5
2.Миф как образно-символическая картина мира 7
3.Словарь основных категорий мифов 11
4.Миф как первая форма культуры 17
Заключение 24
Список литературы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ
ТУРИЗМА
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«Культурология»
Тема: «Наука и техника как феномен культуры»
Факультет заочного обучения
Москва 2012
Содержание
Введение
1. История происхождение
мифа
2.Миф как образно-
3.Словарь основных
категорий мифов
4.Миф как первая
форма культуры
Заключение
Список литературы
Введение
Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире.1 Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества.
В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. «Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией» (Маркс К.).
Главными предпосылками своеобразной мифологической «логики» являлось, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты диффузности и нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной эффектной, моторной сферы. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, «метафорическое» сопоставление природных, социальных, культурных объектов.
Целю данной контрольной работы, является – рассмотреть миф, как феномен культуры.
Задачи:
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что мифология – это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения. Однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали нормативно – регулятивная и оценочная функции. Все происходящее в мифах приобретало значение своеобразного образа для воспроизведения. Наряду с повествованием о событиях, важных для людей, их настоящем и будущем, утверждалась принятая в обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.
1. История происхождение мифа
Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.
Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно предание, "сказание".Европейским народам вплоть до XVI-XVIIвв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потоми более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.2
Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Так встал вопрос о происхождении мифа.3
Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека.
Таким
образом, миф возник из потребности
древних людей в осознании окружающей
его природной и социальной стихии, сущности
человека. Об особенностях этого способа
осмысления мира будет сказано ниже, после
того, как мы рассмотрим вопрос о содержании
мифических сказаний.
2.Миф как образно-символическая картина мира
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:
- космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной;
- антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;
- мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
- эсхатологические мифы - мифы о "конце света",конце времен;4
Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов.
Космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.
В
мифах развития происхождениях мира
и Вселенной объясняется
В мифах творения акцент делается на утверждении о том, что мир сотворен из каких-то первоначальных элементов (огня, воды, воздуха, земли). Самый известный пример мифов творения сверхестественным существом - богом, колдуном, творцом - рассказ о семи днях творения:"И сказал Бог: да будет свет...и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет - днем, а тьму ночью..." (творец может иметь облик человека или животного - гагары, вороны, койота).
Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.
Антропогонические
мифы являются составной частью мифов
космогонических. Согласно многим мифам,
человек сотворяется и самых разнообразных
материалов: орехов, дерева, праха, глины.
Чаще всего, творец создает сначала мужчину,
потом женщину. Первый человек обычно
наделен даром бессмертия, но он утрачивает
его и становится у истоков смертного
человечества (таков библейский Адам,
вкусивший плодов с древа познания добра
и зла). У некоторых народов бытовало утверждение
о происхождении человека от предка-животного
(обезьяны,медведя,ворона,
Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе":грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен",и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям. Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?
- В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии : природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое;6
- В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.
- Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.
- Миф живет в своем, особенном времени - времени "первоначало","первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.
- Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.7
Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?
- Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека,
- Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества,
- Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.
Подводя
итог, можно сказать, что мифы играли
большую роль в сознании людей. Миф
является тем культурологическим фактором,
который во многом может пролить
свет в исследовании эволюции восприятия
человечества.
3.Словарь основных категорий мифов