Наука и техника в контексте современной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 17:50, реферат

Описание работы

Целью написания работы является изучение науки и техники в современной культуре.
Задачи:
 Раскрыть понятия современной культуры
 Рассмотреть особенности современной культуры
 Осветить динамику современной культуры
 Изучить науку и технику как феномены культуры
 Показать значение науки и техники в современной культуре

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...……………..3
Глава 1. Теоретические основы современной культуры……...………..……5
1.1 Понятие и особенности современной культуры……….….....………..5
1.2 Динамика современной культуры……………………….……………..6
Глава 2. Наука и техника в культуре………………………………….………9
2.1 Наука как феномен культуры……………………………….………….9
2.2 Техника как феномен культуры……………………………………….12
2.3 Значение науки и техники для современной культуры………..……14
Заключение……………………………………………………………………..17
Библиография…………………………….……………………...…………….19

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 41.83 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО

«Уральский государственный горный университет»

 

Кафедра художественного проектирования

 и теории творчества

 

 

 

 «НАУКА И ТЕХНИКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»

Реферат по культурологии

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: проф. Кардапольцева В.Н.

Студент: Котельникова М.А.

Группа: М-13-1

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………...……………..3

Глава 1. Теоретические основы современной культуры……...………..……5

    1. Понятие и особенности современной культуры……….….....………..5
    2. Динамика современной культуры……………………….……………..6

Глава 2. Наука и техника в культуре………………………………….………9

2.1 Наука как феномен культуры……………………………….………….9

2.2 Техника как феномен культуры……………………………………….12

2.3 Значение науки и техники для современной культуры………..……14

Заключение……………………………………………………………………..17

Библиография…………………………….……………………...…………….19

 

 

 

 

Введение

 

     В наше время культура все чаще осознается как эпицентр человеческого бытия. Укрепляется убеждение в том, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только в том случае, если они сохраняют свою культурную идентичность, не теряют своеобразия своей культуры. При этом они взаимодействуют с другими народами и нациями, обмениваясь культурными ценностями. Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления духа данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры.

Современная культура воплощается в огромном множестве создаваемых материальных и духовных явлений. Это и новые средства труда, и новые продукты питания, и новые элементы материальной инфраструктуры быта, производства, и новые научные идеи, идеологические концепции, религиозные верования, нравственные идеалы и регуляторы, произведения всех видов искусств и т.д.

В наш век бурного развития науки и техники, всеохватывающих средств массовой информации нас, казалось бы, трудно удивить чем-то новым. А новое ежедневно неумолимо и шумно вторгается в нашу жизнь. И все же мир бесконечно богаче и многообразнее, чем все самые новейшие открытия в науке, технике, культуре и искусстве.

Целью написания работы является изучение науки и техники в современной культуре.

 

Задачи:

  • Раскрыть понятия современной культуры
  • Рассмотреть особенности современной культуры
  • Осветить динамику современной культуры
  • Изучить науку и технику как феномены культуры
  • Показать значение науки и техники в современной культуре

Объектом написания данной работы является современная культура. Предметом – наука и техника.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка используемой литературы. Первая глава раскрывает теоретические аспекты современной культуры. Во второй главе представлено значение науки и техники в современной культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы современной культуры

Понятие и особенности современной культуры

 

Современная культура - это множество самобытных культур находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси "прошлое-будущее».

Современная культура — это не только множество культур это также мировая культура, единый культурный поток (течение) от шумеров до наших дней - от Востока на Запад, от Запада на Восток.

Сегодня намечаются два противоположных пути решения. Один — это надежда разрешить кризисные явления культуры на путях разума, науки, образования, за счет разумной организации жизни, производства, сознательного подхода ко всему, изменение ориентиров развития науки и технологии. Другими словами первостепенное значение должны иметь цели духовного и морального совершенствования человека, а также улучшения его материальных условий. Второй путь разрешения кризисных явлений можно назвать “альтернативным” или “эзотермическим”. Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры или к формам жизни более “естественным” для человека и жизни — с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека свободного от власти техники.

Пессимисты критикуют утопические убеждения оптимистов. Они уверены, что в мире правит не разум, а скорее стихия, что рациональное и разумное не свойственно людям, что культура — это не разумное построенное целое, а живой организм с неизвестной нам жизнедеятельностью и движением. Оптимисты, естественно, возражают: человечество далеко ушло по пути современной цивилизации, назад пути нет, разум, рационализм, все атрибуты современной цивилизации — наша судьба, мы спасемся в лоне этой цивилизации или погибнем. Впрочем, они убеждены, что человечество не погибнет, а напротив, справится со всеми своими проблемами, как до сих пор оно справлялось и достигнет нового могущества и на земле и в космосе.

 

Динамика современной культуры

 

Облик современной культуры определяется, прежде всего, усиливающейся интеграцией различных культурных конфигураций в единое культурное целое, которое следует обозначать как «мировая культура». Если исследователи истории культуры, даже в Новое время, опирались, прежде всего, на цивилизационистские концепции и рассматривали влияние культур Европы и США как форму колониального цивилизируюшего воздействия и нормальной культурной диффузии, то современные процессы явно преодолевают эти рамки. Современная культура явно определяется все более интенсивным формированием «мирового сообщества», и, соответственно, «мировой культуры». Панкультурные процессы становятся нашей повседневной реальностью. Темпы модернизации и интенсификации коммуникативных процессов возрастают так, что индивидуальное сознание далеко не всегда в состоянии с этим справится.

Происходит все большее усложнение системы социальных связей и культурной интеграции в пределах всего мира, обеспеченное НТР и приоритетом технических наук в организации социокультурной деятельности современного человека. Локальные социокультурные системы, продолжающие цепляться за собственную социокультурную самобытность, постепенно отказываются от нее либо вынуждены замыкаться в собственном социокультурном пространстве, что становится, со временем, все сложнее.

Возможности и границы научного знания в динамичном мире современной культуры также неизбежно меняются. Время, когда науки об обществе и культуре выступали в качестве одной из возможных форм социально значимого знания, ушло безвозвратно. На сегодняшний день, научные исследования осуществляются в мире в основном по государственным и частным заказам для реализации конкретных социально-значимых целей.

Это цели могут носить социально-политический, общественно-мониторинговый, социализационный или просветительский характер, но востребованность науки как инструмента управления и мониторинга социальных процессов в современном мире на сегодняшний день очевидна. Отсюда и преимущественно прикладной характер современной социальной науки, и ее ориентация на исследование проблем, актуальных сегодня. По определению Д.Фромера, «наука сегодня помогает нам решать те проблемы, которые мы решали в прошлом с помощью религии, философии, а то и просто права силы».

Подчас общество равнодушно воспринимает удивительнейшие научные результаты, т.к. действительно существуют объективные трудности распространения научных результатов за пределы узкого круга специалистов. Можно отметить и другие важные причины: забитость ограниченной «оперативной» памяти мозга человека всякой малополезной информацией; отсутствие целенаправленной и своевременной адаптации новых научных достижений до уровня любого рядового члена общества.

Сегодня именно наука создает информационный образ мира, адекватный окружающей реальности и способный успешно ориентировать человека в сложной действительности. Человек, в сознании которого сформирован примитивный образ мира, в своей повседневной жизни будет совершать поступки, которые могут наносить вред ему, как отдельному индивиду, и человечеству в целом. На основании этого мы полагаем, что культурная значимость научных представлений о мире не только не утрачивается, а напротив, усиливается в современном обществе. Но для того, чтобы рядовой член общества осознал новые научные результаты, необходимо, прежде всего, адаптировать эти результаты к его уровню понимания. Это означает, что должна существовать продуманная система адаптации, ориентированная на различные уровни образованности граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Значение науки и техники для современной культуры

Наука как феномен культуры

 

Наука – одна из доминант культуры, ее элемент, без науки культура не может успешно осуществлять свои базовые социальные функции. Наука представляет собой систему развивающегося знания и в результате этого отличается от других явлений культуры, прежде всего тем, что ее содержанием является объективная истина. То есть содержание научного знания не зависит от намерений, настроений человека и человечества. В научном знании анализируются и раскрываются законы, свойства объективного мира, его связи и отношения. Поэтому развитие науки безгранично и бесконечно, поскольку безграничен и бесконечен окружающий мир.

Но, чтобы возникла наука, общество должно достичь не только определенного уровня социально-экономического развития, порождающего потребность в научных знаниях, но и сформулировать культуру определенного качества, культуру, в недрах которой возможно зарождение и развитие научного мышления, научного подхода к действительности, которая создает условия или, по крайней мере, открывает известный простор для познавательной деятельности.

Следовательно, она – основное средство рациональной деятельности. Опираясь на научные знания, человек получает возможность овладевать природными и общественными силами. Такие «указания» наука дает, прежде всего, благодаря анализу законов, существенных связей и отношений действительности. Но люди развивают науку не только для решений практических задач, но и для раскрытия тайн, загадок природы.

Наука анализируется на многих, в том числе и на мировоззренческих уровнях. Эта тенденция все более усиливается, и большая часть крупнейших мировых ученых подчеркивают необходимость динамики морального созревания человечества до научных открытий, ведения широкой просветительской деятельности в этом направлении и в целом поднятия образовательного уровня народов мира. В совокупности это создает благоприятную ноосферу, которая и становится в свою очередь питательной средой для развития гуманистической науки. Иначе говоря, социальные корни возникновения и развития научных знаний следует искать в материальной практике общественного человека. Но, чтобы из этих корней возникло растение и дало плод, нужна благоприятная обстановка, а она зависит от наличия соответствующей культуры.

Таким образом, наука рождается в недрах определенной культуры и с помощью культурных норм. Научное знание создается людьми определенной культуры, возникает и развивается на соответствующей культурной основе.

Можно выделить два важных направления воздействия науки на прошлую и современную культуру. Одно из них состоит в том, что наука развивает культуру, а иногда и тормозит ее, своим собственным содержанием, формами и средствами функционирования. Другое направление раскрывает влияние науки на элементы культуры: систему ценностей, на материальную и духовную культуру, на культуру видов деятельности и самих субъектов.

Первое направление указывает на локальность науки в культуре. Наука, обладая самостоятельностью в культуре, как и другие ее элементы, развивается кумулятивно, по своим принципам, законам, условиям и т. п. Она способствует совершенствованию культурного процесса:

— участием в разложении на самостоятельные элементы синкретической архаической и более поздних «целостных» культур;

— формированием своих особых культурологических основ становления и развития: отделение умственного труда от физического и признание ценности умственной деятельности; связь с научным знанием; понимание специфики материальных и духовных ценностей для жизни людей; интеллект человека, его познавательные и конструктивно-творческие способности; потребность в точных знаниях и т. п.;

— своей динамикой исторического развития: взлет науки в эпоху античности; сдерживание ее в средневековой Европе и поддержка в арабо-мусульманском мире; становление подлинно-экспериментальной и точной науки в Новое время; научно-технический прогресс в Новейшее время; социально-гуманитарный прогресс науки в XXI веке;

— спецификой научной деятельности как разновидности социокультурного процесса;

— гносеологическим содержанием науки, представляющим ценность для общества: истинные знания; объективация (опредмечивание) научных знании в продуктах материального и духовного труда; сам научный процесс как ценность культуры; обоснование ценности человека в мире культуры, сохранение его дара жизни, мира в обществе и благоприятной среды обитания, а также принципы, способы, методы, средства добывания истинного научного знания и его воплощение в культуре;

Второе направление раскрывает воздействие науки на все содержание культуры, на ее конкретные элементы. Наука развивает культуру не только через свое собственное совершенствование, но и активно взаимодействуя с материальной и духовной культурой, с другими общественными явлениями и природой.

Информация о работе Наука и техника в контексте современной культуры