Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:25, автореферат
В наши дни, на пороге нового тысячелетия, в мире все еще много непознанного. Как и в древние времена, Непознанное пугает людей, но и влечет их. Темнота ночи, подрагивание костра, причудливые тени, шорохи - все это создавало определенный настрой, человек чувствовал себя частью окружающей его природы, в этой обстановке слагались легенды, совершались таинственные мистерии... Сегодня мы как никогда далеки от природы, но достаточно выйти на улицу, прочесть газету, чтобы увидеть как усиленно пытаются люди заполнить свое сознание новыми мифами. В Европе в Средние века - обычно именно этот период истории приводят как пример “мракобесия” - не было такого засилья знахарей, экстрасенсов, астрологов, сектантов, как теперь в нашей стране, да и на Западе тоже. Безусловно, тот ажиотаж, который создан вокруг пришельцев из космоса, неопознанных летающих объектов, является важным показателем сознания сегодняшнего общества. Рассмотреть историю формирования этого одного из основных мифов современной цивилизации - речь далее пойдет, естественно, не о том, существуют они в действительности или нет, но о том, как слухи о существовании летающих тарелок влияют на культуру, - отражение его в искусстве, влияние на сознание людей представляется мне интересным и насущным.
Интерес к непознанному на пороге тысячелетий. НЛО, как один из мифов современной культуры.
К истории феномена НЛО.
Анализ слухов об НЛО.
НЛО в изобразительном искусстве.
НЛО в массовой культуре.
Символ, компенсирующий беспорядочность современной жизни.
Четыре фигуры составляют развернутый символ целостности. Существует гностическое божество, чье имя переводится как “Бог - это Четыре”. Итак, словно по случайному совпадению картина воплощает образ священного брака на небесах, вслед за которым на земле происходит Богоявление.
Картина характеризуется подчеркнутой горизонтальной осью. Что касается вертикали, то ее видимым выражением служит композиция из четырех фигур; кроме того, ощущению вертикали способствует драматический аспект огня, источник которого находится в небе. Трудно отказаться от сопоставления с бомбардировкой, ибо в период создания картины мысль о возможности бомбардировок носилась в воздухе - с одной стороны, в форме воспоминания, а с другой стороны, в форме предчувствия. Появление в небе образований, похожих на НЛО, и удивительные события, происходящие внизу - все это составляет впечатляющую вертикаль, которую можно легко воспринять как вторжение иного порядка вещей. Акцент в картине явно попадает на фигуры, расположенные в шахматном порядке. У художника, несомненно, было намерение сделать эту группу как можно более загадочной. В горизонтальном плане картины художнику удалось исключительно точно выразить состояние космической пустоты, холода, безжизненности, бездушия, полной заброшенности и одиночества, несмотря на его ассоциацию с большим городом. Этим художник только подтверждает стремление современного искусства сделать объект неузнаваемым и, таким образом, исключить возможность соучастия со стороны зрителя.
Образы наподобие представленного в данной картине редки, но все-таки встречаются; точно также НЛО видели лишь немногие люди, что, однако, не дает оснований сомневаться в существовании соответствующих слухов. Далее рассмотрим, как миф об НЛО нашел свое место не только в элитарном, но и в массовом искусстве.
Интересна сегодняшняя ситуация, когда пришельцы из космоса снова входят в моду. В середине лета 1996 года на экраны кинотеатров вышел фильм Роланда Эммериха “День независимости”. Уже после первых месяцев он стал одним из самых кассовых фильмов года, а в Германии вообще побил все рекорды кинопроката - такого коммерческого успеха там не знали несколько лет. Тему пришельцев решил “поэксплуатировать” и известный американский режиссер Тим Бартон, закончивший в декабре 1996 года фантастический фильм “Mаrs Attacks” (“Марс атакует”) с Джеком Николсоном в главной роли. Тим Бартон известен, прежде всего, как мастер находить смешное, “изюминку” в, казалось бы, самых безнадежно плохих старых фильмах. Так, его “Эд Вуд” повествует о “самом плохом режиссере всех времен и народов” Эдварде Д. Вуде Младшем”, действительно снимавшем фильмы в Голливуде конца 40-начала 50-х, фильмы с примитивными даже для того времени спецэффектами. Кстати, один из его фильмов был также посвящен вторжению из космоса. Тим Бартон смог превратить его из “самого плохого режиссера всех времен и народов” в смешного чудака, зараженного страстью к киноискусству, фильм снят с привлечением подлинных съемок Эда Вуда, снят с доброй иронией и некоторой ностальгией по старым добрым временам расцвета кино. Я упомянул о “Эде Вуде” исключительно для того, чтобы поподробнее обозначить, что значит обращение именно Тима Бартона к этой теме. Бюджет фильма составляет 70 миллионов долларов, что позволило Бартону пригласить Джека Николсона на главную роль, а также сделать возможным участие в картине Пирса Броснана (нового Джеймса Бонда - агента 007 из “Золотого глаза”), Денни де Вито и других звезд. В отличие от “Дня независимости”, где разрушение Нью-Йорка и Белого дома в Вашингтоне вызывает в зале некое садо-мазохистское удовольствие (это заметно по восторженным крикам, улюлюканью и аплодисментам на пиратской копии, сделанной из зала кинотеатра), как и в “Эд Вуде”, Бартон наполняет все ситуации фильма своим юмором и иронией. Конечно Бартон применяет компьютерные спецэффекты, но в отличие от многих кассовых лент последнего времени они не превращаются в самоцель для режиссера и съемочной группы - наоборот Бартон старается привнести даже некую натуральность в фантастическую картину. Бартон любит мистификацию. В “Марс атакует” он использует следующую сцену: когда зеленолицые пришельцы расстреливают из своих лазерных пушек небоскреб, то рушится отнюдь не картонная декорация: Бартон, когда в Лас-Вегасе сносили 32-этажный отель, установил там камеры и заснял все на пленку.
Если обратиться к более отдаленным временам, то нельзя не упомянуть выпущенный еще 1889 году знаменитый роман Герберта Уэллса “Война миров”. Нашествие кровожадных марсиан в нем становится полнейшей неожиданностью для жителей Англии, и парализованные страхом англичане не могут оказать пришельцам никакого сопротивления. На борьбу с марсианами брошено все самое мощное оружие ХIХ века, но ни авиация, ни артиллерия не могут противостоять марсианской технике. Пришельцы используют сверхновое оружие - лазеры, удушающий газ и трехногие самодвижущие машины - так Уэллс предвосхитил появление страшных военных открытий ХХ века. Человеческая цивилизация непременно погибла бы, не приди ей на помощь счастливый случай. Земные вирусы сделали то, что не в состоянии были сделать английские вооруженные силы: организм марсиан не был рассчитан на болезнетворных земных микробов, и в течение суток с пришельцами было покончено.
В
1938 году американский режиссер и актер
Орсон Уэллс сделал радиопостановку
“Войны миров”. Уэллс записал серию
репортажей с места событий, и
сообщения о нашествии
“Кинодебют”
марсиан состоялся в 1953 году в
фильме Джорджа Пала “Война миров”.
Это был одни из первых фантастических
фильмов, целиком построенный на
спецэффектах. Может быть, сегодняшнему
зрителю они покажутся
После быстрого успеха “Войны миров” экраны американских кинотеатров заполонили фильмы о пришельцах из космоса. В основном, это была дешевая продукция, и каждый начинающий режиссер стремился снять “кино о марсианах”. Все эти работы были оценены по достоинству лишь в середине 90-х, когда режиссеры “серьезного кино” принялись черпать вдохновение в “киномусоре” тридцатилетней давности. Большим ценителем кинофантастики 50-х, к примеру, оказался английский рок-певец Дэвид Боуи. Его ролик “Hello Spaceboy” (“Привет, Звездный мальчик!”) смонтирован из фрагментов этих фильмов. Более того, Дэвид Боуи создал себе в семидесятых годах имидж легенду, о том, что он инопланетянин Зигги Стардаст (Зигги Звездная Пыль), некий звездный мальчик, вне возраста, вне пола, вне земного добра и зла, холодный андрагин. Он появлялся на сцене безбровый, с волосами морковного цвета, в сверкающем комбинезоне, в туфлях на очень высокой платформе. В 72 году Боуи записал пластинку The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars. Еще раньше Боуи также обращается к другому оттенку космического мифа. В 69 году в песне Space Oddity речь шла о майоре Томе, который, не обращая внимание на приказы с Земли вернуться, направил свой корабль в открытый космос. Таким образом, в творчестве растиражированной массовой культурой миф об инопланетянах, о космических путешествиях превращается в миф о том, как скучно, безрадостно и неуютно тонко чувствующим натурам (Зигги, майор Том) в вульгарном и пошлом мире вокруг них. Боуи снабдил миф массовой культуры своим особым, граничащим с манерностью эстетизмом, превратил увлечение летающими тарелками из увлечения современных мещан в увлечение уставших от неромантичного течения жизни интеллектуалов. “Простые увлечения - последнее прибежище сложных натур”, - так говорил еще Оскар Уайльд, кстати, автор сказки о холодном и бессердечном мальчике, пришельце со звезды. Обращение к исследованию инопланетян для современной культуры в некоторой степени аналогично обращению к мистике, спиритизму, исследованию мира духов в эпоху декаданса (конец ХIX - начало XX века).
Помимо Боуи группа “Куин” ("Queen") записала целый альбом музыки к фильму “Флеш Гордон. Величайшее из приключений”, в котором традиционный миф несколько видоизменяется. Главный герой, олимпийский чемпион Флеш Гордон, находясь в Варшаве в 1939 году - город подвергается жестокой бомбежке гитлеровцев - заходит к своему другу, который, умирая, произносит имя некоего доктора Заркоффа. Флеш Гордон отправляется к нему и оказывается в одном самолете с красивой девушкой-журналисткой, которой заказано интервью с доктором. Неожиданно самолет попадает в метеоритный дождь, и разбивается, но Флеш и его новая подруга успевают спрыгнуть с парашютом и оказываются у пещеры, где находится тайная лаборатория Заркоффа. От попавшего в него метеорита живописно взрывается вулкан и лава затопляет лабораторию. Спасающиеся от раскаленной лавы герои успевают найти доктора и улетают на разработанном им секретном космическом корабле. Они выходят в открытый космос и в результате долетают до планеты Манго, траектория движения которой случайно пересеклась с земной орбитой, то есть Манго и Земля должны столкнуться. На планете существуют много рас: в том числе, раса первобытных людей и высокоорганизованная технически развитая раса, подчиняющаяся императору Мингу. К нему в плен и попадают Флеш, журналистка и доктор. В результате многих приключений они уничтожают армию Минга и попав в секретную залу изменяют орбиту Манго, спасая тем Землю от неминуемой гибели. Они герои, поскольку пожертвовали собой - ведь Манго все более удаляется от Земли и они никогда не смогут вернуться домой. В решающем поединке Флеш убивает двойника Минга, а сам злой император таинственно исчезает. Таким образом, в этом фильме миф об НЛО видоизменяется: не пришельцы приносят свой благой закон и знания на Землю, а наоборот Земляне избавляют другую планету от тирана. Образ Минга имеет ряд параллелей с Гитлером (вплоть до того, что сам Минг показывает находящемуся у него в плену Заркроффу кадры с речью Гитлера и говорит, что Гитлер - его тайный союзник на Земле). Таким образом, фантастический фильм наполняется еще и социальным значением.
Потребителями подобной фантастической кинопродукции оказались в первую очередь подростки. Рассчитывая на спрос у этой аудитории в 1962 году компания “Bubbles Inc.” Выпустила специальную жевательную резинку “Mаrs Attacks”. К ней прилагались специальные вкладыши, нарисованные художниками Вэлли Вудом и Нормом Сандерсом. Эти картинки настолько шокировали учителей и родителей, что вскоре продажу жевательной резинки пришлось прекратить. Создатели изобразили марсиан крайне жестокими существами, главной задачей которых было истребление землян. Для достижения своих целей пришельцы использовали оружие, чем-то напоминающее напалм, и не щадили при этом ни стариков, ни детей, ни домашних животных. Самая жестокая карточка, вокруг которой и разгорелся скандал, изображала уничтожение марсианином собаки. Помимо марсиан убивали и их помощники - специально созданные ими гигантские муравьи и пауки-мутанты. Но землянам все-таки удалось оказать марсианам достойное сопротивление, и финальные карточки посвящены торжеству человеческого разума: американские солдаты разбивают головы пришельцам и выигрывают последнее сражение за Землю.
В 1962 году карточки “Mаrs Attacks” продавались по 5 центов. В 1996 году их стоимость возросла во много раз - теперь за отдельные экземпляры коллекционеры готовы заплатить до 2000 долларов. Режиссер новых “Mаrs Attacks” Тим Бартон заявил в интервью, что в детстве был большим любителем этих вкладышей, и решил снять фильм после того, как увидел карточку “Destroying a Dog” (“Уничтожение собаки”). Во всемирной компьютерной сети Интернет открыт специальный сайт “Mаrs Attacks” (http://www. Mаrsattacks.com).
Индустрия компьютерных игр нашла в мифе об НЛО неисчерпаемый источник для создания все новых и новых программ. Это могут быть как стратегические игры, где предлагается руководить высадкой Землян на некую планету и освоением ее или наоборот нужно быть главнокомандующим земных сил в борьбе против инопланетян, так и игры, позволяющие непосредственно участвовать в бою с пришельцами. Образы инопланетян дают волю вычурной фантазии художников, которые могут создать инопланетный мир со своими законами, руководствуясь своими вкусами и фантазией.
Все
сказанное позволяет
Безусловно, даже при всем сказанном нельзя говорить, что феномен НЛО проявился только в наши дни. НЛО были известны и в прошлом, но тогда представляли собой редкое явление и, в лучшем случае, вызывали пересуды в сравнительно узком кругу. Лишь в нашу просвещенную эпоху этому феномену довелось стать мифом в коллективном, всеобщем масштабе. Фантазии на тему конца света, игравшие важную роль и получившие широчайшее распространение в конце первого тысячелетия не нуждались в привлечении НЛО для дополнительного обоснования. Вмешательство со стороны неба соответствовало философии и мировоззрению того времени.
Интересно то, что в современном мире образы НЛО часто наполняются некоей религиозной символикой. То есть если апокалиптические настроения конца 1-го тысячелетия не выходили за пределы традиционных религиозных воззрений, то в наше время они начинают выполнять квазирелигиозную роль. Есть множество людей, которые не верят в Бога, но верят в НЛО, в то, что земная раса людей произошла от инопланетян и так далее. НЛО в большинстве случаев описываются круглыми. Во все времена символы округлой формы играли существенную роль. Круг - символ целостности, вечности, Бога... Форма НЛО является символом, компенсирующим беспорядочность современной жизни.
В работе над рефератом была использована следующая литература:
Видеоматериалы:
Москва a 1997