Новое время,как культурно-историческая эпоха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 10:51, доклад

Описание работы

Прогресс науки и техники. Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны. Они включали изменения в базисных отношениях, в политической жизни, развитии науки, промышленную революцию и ее результаты, религиозный аспект. Основные процессы и направления общественно-политической, научной и религиозной жизни В числе социально-экономических и политических факторов определяющее значение имели социальные революции и революционное движение. В XIX в. буржуазные революции охватили многие страны Европы и представляли собой один из важнейших этапов классовой борьбы. Они способствовали утверждению и развитию капитализма, решению назревших исторических задач, в частности, объединению Италии и Германии, пробудили в прогрессивном человечестве стремление к свободе от социального гнета и несправедливости.

Файлы: 1 файл

Семинар №6 культурология.docx

— 11.68 Кб (Скачать файл)

Семинар №6                                                               Соколов Н. 101-нл

Новое время,как культурно-историческая эпоха.

 

Прогресс науки и техники. Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны. Они включали изменения в базисных отношениях, в политической жизни, развитии науки, промышленную революцию и ее результаты, религиозный аспект. Основные процессы и направления общественно-политической, научной и религиозной жизни В числе социально-экономических и политических факторов определяющее значение имели социальные революции и революционное движение. В XIX в. буржуазные революции охватили многие страны Европы и представляли собой один из важнейших этапов классовой борьбы. Они способствовали утверждению и развитию капитализма, решению назревших исторических задач, в частности, объединению Италии и Германии, пробудили в прогрессивном человечестве стремление к свободе от социального гнета и несправедливости.

Огромное влияние на развитие западноевропейского мира оказала промышленная революция, которая завершилась именно в XIX в. Промышленная революция привела к существенной перестройке труда и предметного мира. Ее непосредственный результат – беспрецедентный рост производительности общественного труда. Практические потребности стимулировали быстрое развитие науки. XIX в. – это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. В это время связь науки с производством становится теснее. Появляются первые научно-исследовательские лаборатории, работающие на промышленность. Открытия в различных областях естествознания все больше воздействуют на развитие ведущих отраслей индустрии: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта, химической промышленности.

К наиболее ярким достижениям промышленной революции XIX в. относится применение электричества в промышленности, новых средствах связи (телеграф, телефон), приводных устройствах рабочих машин, во многих технологических процессах различных производств, в создании ламп накаливания для освещения помещений и улиц. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и многое другое составило переворот в науке и технике.

Началось формирование индустриального общества, коренным образом отличающегося от предшествующего ему доиндустриального. В этот исторический период науку Дж. Джоуль (181-9-1889), Г. Гельмгольц (1821-1894), открывшие законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Ч. Дарвин (1809- 1882), создавший эволюционное учение в биологии, внедрил идею развития в естествознании. Благодаря периодической системе элементов, открытой гениальным русским ученым Д. И. Менделеевым (1834-1907), была доказана внутренняя связь между всеми известными видами вещества. Открытие электрона, радия, превращения химических элементов, создание А. Эйнштейном (1879- 1955) теории относительности и квантовой теории М. Планкам (1858-1947) ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей. В XIX в. достигнуто значительное развитие философской мысли. Оно было подготовлено учениями И. Канта (1724-1804) и И. Фихте (1762-1814).

XIX в. и особенно первая  его половина – время всеобщего  интереса к исторической науке. Почти во всех странах возникают  исторические общества, открываются  музеи, издаются журналы. Открытие  принципа историзма и диалектичность  мышления делают возможной выработку  научных принципов истории. Эту  миссию выполнил французский  историк Франсуа Гизо (1787 -1874), явившийся  создателем домарксовой теории  классовой борьбы.

Формируется комплекс гуманитарных научных дисциплин; достигает значительных высот экономическая наука, зарождается социология. Под влиянием атеистических тенденций в обществе серьезный кризис переживает церковь.

В Европу проникают новые религии, рождаются концепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секуляризации образования и др.

Развитие производства означало введение все более сложных технологий, что было невозможно без определенного минимума народного образования. Общей чертой развития мировой культуры в XIX в. был неуклонный рост международного культурного обмена. Этому способствовало стремительное развитие мировых экономических контактов, совершенствование средств транспорта, связи и взаимной информации.

 

Барокко,классицизм и реализм, как главные художественные стили 17 века.

 

Барокко – одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI – середины XVIIIвеков. Оно возникло в Италии и распространилось в большинстве европейских стран. 

Воплощая  новые представления о вечной  изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзионного и реального, к совмещению искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).  

  Барокко, связанное с дворянско-церковной  культурой зрелого абсолютизма, тяготеет к торжествующему «большому  стилю», в то же время отразило  антифеодальные устремления, прогрессивные  представления о сложности, многообразии  и изменчивости мира.    

  Так же барокко можно считать  переходным этапом от эпохи  Возрождения к эпохе Просвещения. Любое великолепное движение  рано или поздно вырождается  и иссякает. Изучение античных  греков и римлян, которое в  Раннем Ренессансе служило источником  нового, у представителей Позднего  Ренессанса превратилось в подражание. Древность стала каноном изящного  искусства, вошла в моду. Многие  писатели и поэты выродились  в имитаторов. Манера трансформировалась  в манерность.  Скульптура, архитектура и живопись эпохи барокко – логическое завершение процесса вырождения изящных искусств. Погоня за экстравагантностью стала для художников самоцелью.  
     Живопись, скульптура, архитектура, музыка барокко воспевали и возвеличивали монархов, церковь, дворянство. Пышность, аллегоричная замысловатость, патетика и театральность художественного стиля барокко, сочетание в нем иллюзии с реальностью получили развитие во многих памятниках культуры, и прежде всего в Италии.    

  Для архитектуры барокко (Л.Бернини, Ф. Борромини в Италии, В.Растрелли  в России) характерны пространственный  размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Благодаря  причудливой пластике фасадов, сложным  криволинейным планам и очертаниям  дворцы и церкви того времени  приобретают живописность и динамичность. Интерьеры барокко украшают многоцветной  скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала  и росписи иллюзорно расширяют  пространство, а живопись плафонов  создает эффект разверзшихся  сводов.    

  В живописи (П. Рубенс, А.Ван Дейк) и скульптуре (Л. Бернини) преобладают  декоративные многоплановые композиции  религиозного, мифологического или  аллегорического характера, парадные  портреты. При изображении человека  предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма.     

  Принципы барокко преломились  и в литературе (П. Кальдерон  в Испании, Т. Тассо в Италии, А. д’Обинье во Франции, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (ДЖ. Габриеле в Италии, Д. Букстехуде в Германии). На первый план выдвигаются музыкально-театральные жанры (опера). Стремление к драматургической  экспрессии и к синтезу различных видов искусства проявляются и в области культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассионы).     

  Барокко распространилось также  во Фландрии, Испании, Австрии, в  некоторых областях Германии, в  Польше. Менее заметно этот стиль  проявился в Англии и Голландии, искусству которых жанровый и  бытовой реализм был ближе, чем  возвышенность, чрезмерность и условность  барокко.

 

 

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) – стиль и направление в литературе и искусстве XVII – начала XIX веков, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.    

  Классицизм сложился в XVII веке  во Франции, а в XVIII веке он  превратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения, практически все европейские страны.   Обращение к античному наследию как некой норме и идеальному образцу происходило в Европе не единожды. Очередная попытка могла ничем не завершиться, если бы ностальгия по великому прошлому не упала на подготовленную рационалистической философией почву. Основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.    

  Тесно связанный с культурой  Возрождения классицизм обращался к античным нормам искусства как к совершенным образцам, для него были свойственны рационалистическая четкость и строгость.    

  Иными словами, классицизм стремился  все разложить по полочкам, для  всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).    

  Свое наиболее полное выражение классицизм получил во Франции, отразив подъем абсолютизма. В XVIII веке классицизм был связан с буржуазным просвещением и выразил гражданские идеалы, буржуазно-революционные устремления.     

  В XVII веке монархия стремилась  руководить развитием наук и  искусств, использовать их для  поддержания своего престижа. Во  Франции были созданы академии  наук (1666), академии живописи, архитектуры, государство выплачивало пенсии  ученым и деятелям искусства. Главным достижением развивавшейся  в русле классицизма французской  литературы было создание великой  национальной драматургии. Отразился  классицизм и в архитектуре: дворцы, церкви, новые парижские площади, созданные Мансаром и другими  зодчими, отмечены строгой симметрией, величественной простотой.       

  Классицизму свойственны стройная  упорядоченность формы, идея подчинения  личности общественному долгу. Ясность  и гармония линий в классицизме  как бы подчеркивали разумную  закономерность существующего мира  и в своеобразной художественной  форме отражали идеи Просвещения.     

  Вместе с тем классицизму были  присущи черты утопизма, идеализации  и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса.    

  В наибольшей степени принципы  классицизма выражены в трагедиях  П. Корнеля, Ж. Расина и Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция), в творчестве И.В. Гете  и Ф. Шиллера (Германия), одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедиях  А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина (Россия).     

  Архитектуре классицизма присущи  четкость и геометризм форм, логичность  планировки, сочетание стены с  ордером и сдержанным декором (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А.Габриель во  Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин в России).

Реализм

 

Реализм-в искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества. В более узком значении реализм рассматривается как художественный стиль, можно считать что он возникает в эпоху Просвещения (XVIII в.). Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме XIX в. и в последующем социалистическом реализме XX в. Реализм в таком понимании исследует личность человека в неразрывной связи с современным ему обществом и социальным положением в нем.

Тенденция реалистичности мышления проявляется по-разному и в разных видах и жанрах искусства. Сложность заключается в том, что сила воздействия художественного образа не зависит от степени сходства, подражания реальному объекту, то есть от натуралистичности изображения. В таком понимании искусство примитива может быть реалистичнее академической живописи, а одинаково реалистическими можно считать и натурализм малых голландцев, и русский лубок, и импрессионизм. Нередко натурализм нереалистичен, не является жизненным, поскольку довольствуется поверхностным сходством без проникновения в глубинные процессы действительности, а абстрактное художественное мышление более точно выражает реальность, так как схватывает самую сущность какого-либо элемента изображаемого явления или предмета. Вероятно, правильнее считать, что художественно-образный смысл реалистического искусства связан с мерой соответствия избираемой художником формы для выражения конкретной идеи.

Общими признаками метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Вместе с тем реалистическое искусство обладает огромным разнообразием способов познания, обобщения, художественного отражения действительности. Например, реализм Мазаччо и П. делла Франческа, А. Дюрера и Рембрандта, Ж.-Л. Давида и О. Дожье, И. Репина, В. Сурикова и В. Серова существенно отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях реализма.

Впервые термин «реализм» в области изобразительного искусства появился в середине XIX в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение к изображению повседневной жизни людей. Его развитие связано с творчеством мастеров эпохи Просвещения, критиковавших современные или социальные порядки с точки зрения справедливости. Передвижники в России своим творчеством окончательно утвердили позиции реализма в бытовом и историческом жанрах, портрете и пейзаже.

Реализм, пришедший на смену романтизма, часто рассматривается как оппозиция этому стилю, хотя отношения у них более сложные, поскольку романтизм ставил своей целью создать новую, прекрасную и истинную реальность.

Критический реализм, существовавший в искусстве европейских стран и Америки, был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставление их жизни богатым слоям, сочувствие человеческой неблагополучной судьбе. Исследование общественных противоречий было развито у Г. Курбе, Ф. Милле и других художников во Франции.

 

 

Список использованной литературы.

 

Культурология  Костина А.В

Культура и общество в Средние века.  Москва 1990

Архитектурно-исторические стили в культуре. 2006

Информация о работе Новое время,как культурно-историческая эпоха