Общая характеристика древнеримской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:44, доклад

Описание работы

Развитие римской культуры связано с завоевательными походами. Еще в III в. до Р.Х. в Риме искусство не было в почете. Римляне считали, что искусство есть роскошь, подрывающая традиционные устои римской общины. Существовал римский «шовинизм» - сознание того, что Рим есть неповторимое замкнутое целое, отделенное от остального окружающего мира, народы которого неполноценны. Поэтому римская культура была вторичной, у ее истоков стоят, в первую очередь, греки. Например, в качестве пленника прибыл в Рим грек Андроник.

Файлы: 1 файл

Общая характеристика древнеримской культуры.docx

— 21.50 Кб (Скачать файл)

Общая характеристика древнеримской  культуры

Развитие римской культуры связано  с завоевательными походами. Еще  в III в. до Р.Х. в Риме искусство не было в почете. Римляне считали, что искусство есть роскошь, подрывающая традиционные устои римской общины. Существовал римский «шовинизм» - сознание того, что Рим есть неповторимое замкнутое целое, отделенное от остального окружающего мира, народы которого неполноценны. Поэтому римская культура была вторичной, у ее истоков стоят, в первую очередь, греки. Например, в качестве пленника прибыл в Рим грек Андроник. Выпущенный на свободу своим господином Ливием Салинатором, он принял имя Тит Ливий Андроник и в 240 г. до Р.Х. впервые вынес на суд слушателей собственные латинские переводы греческих трагедий (Софокла, Еврипида и др.). Андроник создал также свой перевод «Одиссеи», разработав латинский поэтический язык.

Мировосприятие римлян было более  практичным и трезвым, чем мировосприятие греков. Утилитарность мышления отразилась в архитектуре. Римляне строили прежде всего дороги и акведуки (от лат. aqua – «вода», duco – «веду») – подземные и надземные каналы для снабжения водой. Открытие бетона дало новые конструктивные возможности строительства гигантских зданий и сводчатых перекрытий. В храмовом строительстве римляне использовали тип греческого периптера, модифицированного в псевдопериптер. Такой храм располагался на высоком подиуме с лестницей, а колонны превращались в полуколонны. Был также распространен тип ротонды: круглого в плане храма, окруженного со всех сторон колоннами.

Типологическими чертами древнеримской культуры являются:

--Доминанта государственно-политического  измерения, развитие общественно-политической  мысли. 

«Римский миф» о провиденциальном значении Рима как города, предназначенного богами к мировому господству. Пафос  гражданственности и патриотизма  пронизывает классическую культуру Рима. В римском национальном характере  проявились громадная целеустремленность, дисциплинированность, организационные  способности. Отправляясь в поход, римляне пересекали границу Рима (помериум), и это символизировало их превращение из законопослушных граждан в беспощадных воинов. После похода воин должен был, как бы снова войти в состояние мирного гражданина и очиститься от привычек войны. Возвращаясь из похода, римляне проходили под балкой между двумя опорами рядом с алтарем Януса. Первоначально все триумфальные арки и ворота, через которые проходила армия после похода, имели очистительный смысл.

--Право явилось важным  структурообразующим элементом  древнеримской культуры.

Государственное устройство республиканского Рима называлось disciplina rei publicae  - «дисциплина общего дела». Римляне создали государственно-юридическую систему, оказавшую влияние на все дальнейшее развитие цивилизации. Законы рассматривались римлянами как упорядочивающие не только земную, государственную, но и космическую, небесную сферу.

--Моральные ценности.

Нравственные добродетели: мужество, верность долгу, почитание богов  и родины, согласие римского народа, свобода, почет. В эпоху империи  отчетливо проявляется тенденция  к апологии честной жизни, стремление к наслаждению («лови мгновение»). Идеалом становится удаление от дел («живи незаметно»), бесстрастное отношение  ко всему («после нас хоть потоп»).

--Интерес к истории.

В 294 г. до Р.Х. Катон привез в Рим Квинта Энния, положившего начало римскому историческому эпосу. Его «Анналы» дают историю от возникновения Рима до современных ему событий. Римский историк Полибий (202-120 до Р.Х.). История для него – это история римских завоеваний, переданная самими участниками событий. Исход событий непосредственно зависит от людей. Последовательность событий регулируется Судьбой. Авторами исторических сочинений также были Гай Юлий Цезарь, офицер его армии Гай Саллюстий Крисп, Тит Ливий, Дионисий Галикарнасский, Публий Корнилий Тацит, Гай Светоний Транквилл и др.

--Интерес к индивидуальности, психологии человека, особенно в  период зрелости и завершения  древнеримской культуры.

Если, например, скульпторы классической Греции стремились воссоздать телесную красоту, идеальные пропорции человеческого  тела, то зрелое древнеримское искусство, а также философия, мораль были направлены на передачу индивидуальности, неповторимости личности.

--Наука. Тенденция к  систематическому, энциклопедическому  знанию.

В Древнем Риме были созданы первые энциклопедии: «Древности человеческих и божественных дел» Теренция Варрона (I в. до Р.Х.) и «Естественная история» в 37 книгах Плиния Старшего (I в. от Р.Х.).

--В древнеримском обществе  проявились прагматические тенденции.

Практическая, обеспечивающая установка  была одной из существенных в римской  жизни: градостроительство, архитектура, строительная техника, дороги, средства связи, водоснабжение, канализация. Но полномасштабному использованию технических достижений препятствовало широкое использование рабского труда.

--Тенденции, сходные  с массовой культурой, особенно  в императорский период.

Плебеи, низы римского общества, требуют  развлечений, «хлеба и зрелищ». Потребительство, стремление к роскоши, бездуховность становятся типологическими чертами культуры позднего Рима.

Искусство Древнего Рима периода  Республики

 

В республиканский период сложились  основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн и гражданских битв выражена в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений, лучше всего сохранившихся до наших дней. Одно из самых знаменитых произведений инженерного искусства античности - оборонительная стена Рима, возникшего на трёх холмах: Капитолии, Палатине и Квиринале. Сложенная из больших блоков туфа, она спускалась к Тибру.

К числу знаменитых сооружений относится  ведущая к Риму Аппиева дорога, построенная в IV - III веках до н.э. для движения когорт и гонцов. Это первая из сети дорог, покрывавших позже Италию и имевших важное стратегическое значение, объединяя различные части страны. К древнейшим конструкциям относится и сточный канал Клоака Максима (с ударением на первом А) в Риме, существующий до наших дней. Этот подземный канал был создан для осушения болотистой местности между тремя римскими холмами, где образовалась центральная площадь древнего Рима - Римский форум (Форум Романум), на котором протекала общественная жизнь Рима, и к которому сходились все дороги столицы. Видное место в архитектуре столицы заняли мощные мосты и акведуки, перекинутые через широкие пролёты, пробегающие десятки километров. Они стали неотъемлемой частью римского пейзажа.

Главным в римской архитектуре  начала республиканского периода была не пышная декоративность, а удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего  класса, но масс городского населения. Целесообразностью определяются логика структуры сооружения, лаконизм архитектурной мысли. Подлинная красота и мощь римской архитектуры в художественно точно найденных пропорциях и масштабах.

Общественная жизнь протекала  на Форуме - площади, представляющей собой  архитектурный ансамбль. Здесь был  центр торговой жизни, политической деятельности, народных собраний, военных  триумфов. Облик его сложился ко II веку до н.э. Он приобрёл асимметричный характер в результате постепенной разновремённой застройки.

 

Общественные потребности римского общества породили много новых типов  сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки и др. Другие, уже известные в античном мире типы построек - дворцы, виллы, особняки, театры, храмы, мосты, надгробные памятники - получили у римлян новое архитектурное  решение.

Ведя завоевательные войны, римляне  приобретали не только новые земли, они знакомились с новыми для  них культурами, осваивали этрусскую  и греческую технику и формы, использовали наиболее ценное в традициях Востока и варварских народов. Приобретаемые знания они использовали с присущим им рационализмом, который проявился в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии геометрических форм, положив тем самым начало новой эпохе мирового зодчества.

Помпейские росписи парадных комнат дают представление об основных чертах античной фрески, выполненной по сырой  штукатурке. Во II веке до н.э. распространение получил т.н. инкрустационный стиль росписи, имитирующий кладку стен квадратами разнообразного мрамора и яшмы. В начале I века до н.э. развился перспективный стиль, при котором стены расчленялись живописно-иллюзорно исполненными колоннами и портиками, как бы раздвигающими зрительно стены дома, зрительно увеличивая тем самым пространство интерьера. Между колоннами появляются картины с перспективами улиц, домов, ландшафтов гор и равнин.

 

Эти же конкретность и выразительность  составляют отличительную черту  всей римской скульптуры, в которой  сильнее всего проявилось своеобразие  римского художественного гения. Именно в портрете наиболее ярко проявлялся самобытный реализм, острая наблюдательность, ироническое чутьё, умение обобщать наблюдения в ясной и сжатой форме. Можно сказать, что искусство Рима начинается с портрета. А сам портрет начинался с маски, так же, как и в Древнем Египте.

На сложение специфически римских  черт скульптурного портрета оказали влияние существовавшие у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего и точно воспроизводившей черты и цвет лица). Восковые маски украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актёры, сопровождавшие похоронные процессии. Право на посмертную маску - "изображение" - имели те, кто обладал верховной властью, так как политическая власть предоставлялась не только выборами, но была прежде всего религиозным отличием, агреманом Юпитера, верховного римского божества.

В портретах республиканской эпохи нашли отражения гражданские идеалы этого времени. Детали в них не всегда приведены к единству, моделировка суха, им свойственны упрощение форм, жёсткость линий. Но запечатлённые в них образы суровых стойких республиканцев, мужественных участников общественно-политической борьбы - государственных деятелей, завоевателей, создателей грандиозной державы, исполнены самосознания, нравственной силы, овеяны суровым духом республиканских добродетелей.


Информация о работе Общая характеристика древнеримской культуры