Общая характеристика Европейской культуры 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 15:52, реферат

Описание работы

XIX в. знаменует новый этап культурного развития Западной Европы, связанный с полной победой капиталистического строя и утверждением системы ценностей буржуазной цивилизации в наиболее развитых странах. На первых порах промышленный переворот и буржуазные революции обернулись господством авантюрного капитализма, который породил многочисленные войны, политику колонизации, превратил огромное число мелких собственников (прежде всего, крестьян) в эксплуатируемых наемных работников. Идеи Просвещения и Великой французской революции (свобода, равенство, братство), которые по-прежнему вдохновляли демократические слои, не были реализованы на практике. Осмысление и преодоление разрыва между идеалами и действительностью стало стимулом социокультурного развития общества в XIX в.

Содержание работы

2. Общая характеристика трансформации западной культуры и цивилизации
в XIX в.------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3
3. Художественная культура XIX в.--------------------------------------------------------- 7
4. Список использованной литературы-------------------------------------------------------- 15

Файлы: 1 файл

мировая культура.docx

— 40.10 Кб (Скачать файл)

Символизм. Это художественное направление, возникшее в начале 1870-х гг. (первоначально в литературе) под влиянием философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, было духовно связано с романтизмом. Символистам, как и представителям романтизма, было свойственно чувство разочарования в окружающем мире, отрицательное отношение к мелко-жизненной повседневности. Но в отличие от романтиков они стремились прорваться в трансцендентный мир с иными пространственно-временными измерениями, открываемыми наитием, эстетической интуицией. Для этого им был нужен символический «мост» между потусторонней высшей реальностью и глубинами человеческого духа.

Эстетическая программа символистов противостояла искусству реализма. Реалисты верили, что существующий мир доступен человеку и постижим выработанными средствами познания, а для символистов сущее было великой тайной, которую никогда нельзя познать до конца; искусство приоткрывает эту тайну особым образом.

Инструментом проникновения в потустороннее, неведомое представители этого направления считали символ – условный знак, знамение иной реальности, с помощью которого посвященный индивид может узреть отблески ее таинственных явлений. «Подобно солнечному лучу, символ прорезывает все планы бытия и все сферы сознания и знаменует в каждом плане иные сущности, исполняет в каждой сфере иное назначение», – писал русский символист Вяч. Иванов. Такое понимание символа объясняет многозначительность художественных образов, философскую загадочность языка символистов: поэтов Р.-М. Рильке, Э. Верхарна, художников П. де Шаванна, Г. Моро и др. Своеобразие их произведений обусловлено противоречием между богатством духовного мира личности и ограниченностью имеющихся в культуре способов творческой самореализации, их неспособностью адекватно выразить внутренний опыт. Невозможность передать исчерпавшими себя методами неисследованные духовные богатства, сложный мир личности подталкивала к поиску иных средств. Таковыми явились символы, которые использовались художниками для выявления непостигаемых эмпирическим путем «метафизических связей» вещей и для осуществления корреспондирования между невидимыми идеальными мирами: объективным и субъективным. Они хотели вызвать у зрителей ассоциации интуитивного проникновения в таинственную, скрытую от обыденного взора сверхреальность.

Предтечами символизма в литературе стали французские поэты С. Малларме и Ш. Бодлер сборник стихов которого «Цветы зла» можно считать первым художественным образцом нового стиля. К числу наиболее известных представителей этого направления принадлежали также поэты П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, писатели Ш. Гюисманс, О. Уайльд, Г. Ибсен. Их целью было создание особого символического языка, в котором звуко-образное начало слова имело бы самостоятельное значение. Символисты считали, что наиболее совершенным и синтетичным по своей природе способом освоения мира является поэзия – интеллектуальный и одновременно насыщенный образностью и музыкальностью жанр, способный передать глубинные интуитивные переживания.

Символизм нашел свое яркое выражение и в живописи. Обращаясь к вечности, художники-символисты сознательно отходили от изображения современности, вообще от исторической конкретики, рассматривая художественные образы различных эпох, сюжеты из религиозных представлений и античных мифов и Библии как символы универсальных вневременных идей (П. де Шаванн цикл панно «Жизнь Святой Женевьевы», «Видение античности», Г. Моро «Эдип и Сфинкс», «Явление»). Этим объясняются характерные для работ символистов условность пространства и времени, причудливость рисунка и формы или их «размытость» (А. Бёклин «Остров мертвых»), отсутствие полутонов и светотени, блеклость красок (А. Муха «Изумруд»), «Внемирность» происходящего на картине выражается и через «застывшее» движение, уподобление фигур статуям (М. Дени «Зеленый берег моря»).

Художники-символисты отдавались на волю воображения. При этом созданные фантазией образы часто выписывались как бы в реалистической манере (этот прием позже позаимствовали сюрреалисты). Мистическую направленность символической живописи наиболее ярко выразил О. Редон. Его картины населены фантастическими существами и образами («Циклон», «Красная сфера», «Красный сфинкс»). Эти картины, сполна реализуют принцип символизма о недосказанности, непрозрачности бытия по ту сторону символа.

Мистическое творчество символистов наполнило тревогой духовную атмосферу Европы конца XIX – начала XX в., став своеобразной реакцией на утилитаризм, материализм и зародившийся техницизм буржуазной цивилизации. Их искусство впервые продемонстировало кризис интеллектуальных традиций и рационалистических установок, унаследованных из культуры Нового времени.

Завершая разговор о культурных и цивилизационных сдвигах, произошедших в XIX в., необходимо подчеркнуть тот факт, что они сочетали в себе как тенденции к прогрессу (продолжавшаяся промышленная революция, технические нововведения, рост научного знания, расширение границ политической свободы, творческий подъем в сфере искусства), так и симптомы социального и духовного кризиса, издержки техногенного развития общества, которые стали вполне очевидны уже в XX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

                                                Список использованной литературы

1. Ширшов И.Е. Культурология  – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. –  Мн.: Экоперспектива 2010.

2. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

3. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь  – М.: «Феникс», 2001.

4. Культурология. Учебное  пособие Под редакцией А. А. Радугина  – М., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Общая характеристика Европейской культуры 19 века