Общая характеристика форм речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

Современный литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Они характеризуются особенностями со стороны лексического состава и грамматической структуры, ибо рассчитаны на разные виды восприятия - слуховое и зрительное. Лингвистический словарь Д. Э. Розенталя дает такое понятие форм речи: «Формы речи.
Разновидности речи, различающиеся внешними средствами выражения высказывания.
Письменная форма речи(речь, зафиксированная на письме).
Устная форма речи (речь звучащая).

Файлы: 1 файл

русский язык.docx

— 33.10 Кб (Скачать файл)

Министерство Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

_____________________________________________________________

Академия гражданской защиты МЧС России

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студента 530 Г гр. (пожарная безопасность)

Костин Александр Геннадиевич

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Химки — 2014

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Они характеризуются особенностями со стороны лексического состава и грамматической структуры, ибо рассчитаны на разные виды восприятия - слуховое и зрительное. Лингвистический словарь Д. Э. Розенталя дает такое понятие форм речи: «Формы речи.

  1. Разновидности речи, различающиеся внешними средствами выражения высказывания. 

Письменная форма речи(речь, зафиксированная на письме). 

Устная форма речи (речь звучащая).

2. Стилистические разновидности  речи, различающиеся степенью соблюдения норм литературного языка. 

Письменная речь (речь, характеризующаяся более строгим соблюдением литературной нормы). 

Устная речь (речь, характеризующаяся более свободным отношением к литературной норме).

В наше время информационных технологий важно изучить обе формы речи, так как они тесно переплетаются друг с другом, играют огромную роль в нашей жизни и занимают примерно одинаковое место по своей значимости. С одинаковым успехом любой письменный текст может быть прочитан вслух, а устный - записан при помощи различных технических средств. Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения.

 

1. Общая характеристика форм речи.

Восприятие информации человеком происходит в двух формах речи: устной и письменной. В наше время, время информационных технологий, обе формы речи тесно переплетаются друг с другом. Обе формы речи играют огромную роль в нашей жизни. И та и другая занимают примерно одинаковое место по своей значимости. С одинаковым успехом любой письменный текст может быть прочитан вслух, а устный - записан при помощи различных технических средств. Существуют такие жанры письменной речи, которые предназначены для того, чтобы их озвучивали со сцены или экрана телевизора. И, наоборот, в литературных произведениях широко используются приёмы стилизации под « устность»: диалогическая речь, в которой автор стремится сохранить особенности, присущие устной спонтанной речи, монологические рассуждения персонажей от первого лица и т. п. Практика радио и телевидения привела к созданию своеобразной формы устной речи, в которой устная и озвученная письменная речи постоянно сосуществуют и взаимодействуют (например, интервью). Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определённые нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т. е. они фиксируются в грамматических словарях, учебниках. Распространению этих норм способствуют учебные и культурные заведения, средства массовой информации. Литературная речь – абсолютно универсальна. На её основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая письменность.

 

 

1.1. Из истории происхождения речи.

Люди давно задумывались над вопросом происхождения языка и речи. Существовало несколько гипотез. Одна из них – гипотеза звукоподражания. Ее сторонники (от Демокрита и Платона до Уитнея и других ученых XIX в.) полагают, что слова возникли из неосознанного или осознанного стремления человека к подражанию звукам окружающего его мира – реву зверей, крику птиц, шуму ветра.

Вторая влиятельная в свое время гипотеза – гипотеза междометная. Она идет от эпикурейцев древнего мира. Ее суть состоит в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в « естественные звуки»- междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы произошли и все иные слова. Эту гипотезу пытаются иногда усилить ссылками на то, что душевные состояния человек должен был выражать не только в звуках, но и в жестах, мимике, подобно тому, как он делает это теперь. Такую точку зрения поддерживал в XVIII Ж..Ж. Руссо.

Вместе с тем исследования показали, что ни один ребенок не заговорит до тех пор, пока не окажется в окружении говорящих людей. Это неопровержимое свидетельство в пользу мнения о социальной обусловленности рождения человеческой речи. Именно социальные потребности общения, связанные с коллективным трудом и коллективным бытием формировавшегося человека, вызывали к жизни язык.

В происхождении языка играли роль как биологические, так и социальные предпосылки. В процессе совместной деятельности возникла потребность человеческого общения. Труд стал своеобразным толчком происхождения и развития человеческой речи. « Потребность что-то сказать друг другу создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим.» Таким образом, труд, язык и мысль формировались одновременно, в единстве и взаимодействии друг с другом, в единстве и взаимодействии они развиваются до сих пор.

1.2. Речь и ее психологические  особенности.

Как отмечалось выше, речь имеет две формы: устную и письменную. Каждая из этих форм также имеет свои особенности, свои нормы. Умеющий хорошо говорить не всегда умеет хорошо писать, равно как и наоборот: грамотно пишущий иногда оказывается в затруднении при устных выступлениях. Очевидно, психология устной и письменной речи неодинакова. Устная и письменная речь — две формы общения людей друг с другом при помощи средств языка. В основе устной речи лежат слуховые ощущения, идущие от органов речи. В письменной речи основную роль играют зрительные и моторные (от движения пишущей руки) ощущения, хотя и здесь имеют значение те ощущения, которые играют основную роль в процессе устной речи.

Все указанные ощущения имеют большое значение для развития умения читать, писать, правильно говорить. Плохо слышащие или страдающие от недостатков зрения люди обычно неясно, нечетко, невыразительно говорят, делают ошибки в чтении и при письме.

Общение людей между собой при каждой из указанных форм речи осуществляется по-разному. Устная речь имеет в виду непосредственное общение людей (устное выступление, диалог, беседа, спор). Для нее характерно наличие говорящего и слушающего Письменная же речь не требует личного присутствия всех лиц, участвующих в процессе общения.

Различны в двух указанных формах речи и средства выразительности. Выразительность устной речи является одним из важных условий ее правильного понимания слушателями. Особенно широко используются в устной речи такие средства выразительности, как повышение и понижение голоса, ударения, подчеркивания и выделение голосом отдельных слов и выражений, паузы, жесты, мимика. Выразительность устной речи делает ее не только средством выражения мыслей, но и могущественным средством убеждения и побуждения. Выразительность письменной речи осуществляется путем более тщательного отбора лексики, структуры предложений, большей логической связности мыслей, а также путем членения текста на главы, абзацы, параграфы. Средствами выразительности здесь служат также курсив, разрядка, подчеркивание, знаки восклицания, вопроса, многоточие. Основная задача всех этих средств — выделить главное, основное в тексте, привлечь к ним внимание читающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Устная речь.

Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Общение дает возможность раскрыть человеку свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Общение для человека - его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

На первый взгляд, кажется, что содержание понятия «общение» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение - это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А. А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия.1 Проблемами общения занимаются представители разных наук - философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др.

Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна ни какая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.).

Устная речь - это звучащая речь, применяемая для непосредственного общения, а в более широком понимании - это любая звучащая речь. Исторически, это самая первая форма речи, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются произносимые звуки, возникающие в результате сложной деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создаётся мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень чёткости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием, настроений и т. п. Восприятие устной речи при непосредственном общении усиливается благодаря мимике и жестам говорящего человека. Так, жест может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т. д. Все эти лингвистические и экстралингвистические средства способствуют повышению смысловой значимости и эмоциональной насыщенности речи.

Одной из особенностей устной речи является - отсутствие возможности вернуться в какой-то определённый момент речи ещё раз, в силу чего говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т. е. он думает как бы «на ходу», поэтому устной речи могут быть свойственны: неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно-самостоятельных единиц.

Устная речь - может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа).

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Говорящий постоянно следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения своей мысли.

Устная речь - это то, что мы слышим, а слышим мы что-то около пятой части того, что сказано. Мы отбираем лишь те слова ("звукообразы"), которые нам понятны, близки или заинтересовали нас чем-то. Всё остальное пропускаем. Мы вынуждены так поступать, поскольку в потоке речи слова текут друг за другом, и всякий образ рождается по принципу метонимии, по смежности, чисто логическим схватыванием соседнего и подверстыванием его под общую схему.

Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. «Многие, так называемые огрехи устной речи - функционирование незаконченных высказываний, слабая структурированность, введение перебивов, реприз, элементов колебания и т. п. - является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации». Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений. Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако она имеет несомненное преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально – делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует отметить, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивноокрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.

 

3. Письменная речь

Историки письма утверждают, что письменная речь вторична по отношению к устной речи. Буквы, используемые на письме,- это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетанием букв, и знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т. е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи.

Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить её в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми в тех случаях, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. С древних времён люди, не имея возможности общаться непосредственно, обменивались письмами, многие из которых сохранились до сегодняшнего дня, преодолев барьер времени. Развитие технических средств сообщения, как телефон, в какой-то мере уменьшило роль письма. Но появление факса и распространение сети Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют именно письменную форму речи. Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации.

Письменная речь развёртывается не во временном, а в статистическом пространстве, что даёт пишущему возможность продумывать речь, возвратиться к уже написанному, перестроить предложения и части текста, заменить слова, уточнить, осуществить длительный поиск формы выражения мысли, обратится к словарям и справочникам. В связи с этим письменная речь имеет свои особенности. Письменная речь использует книжный язык, употребление, которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплённый, инверсия (изменения порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально - делового стиля речи, недопустима. Предложение, Являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логикосмысловые связи посредством синтаксиса, поэтому, как правило, письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространённые определения, вставные конструкции и т. п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Письменная речь является основной формой существования речи в научном, публицистическом официально - деловом и художественном стилях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В основе устной и письменной речи лежит литературный язык. Следовательно, обе формы вынуждены придерживаться общепринятых норм русского языка. Однако устная форма речи, будучи привязанной, к разговорному стилю речи более свободна от нормирования и регламентации, чем письменная. Обе формы в практике занимают примерно равное место по своей значимости, проникая во все сферы человеческой жизнедеятельности, включая сферу производства, управления, образования, юриспруденции, искусства, средства массовой информации и т. д.

Информация о работе Общая характеристика форм речи