Общая характеристика видов коммуникаций по характеру субъектов взаимодействия: межличностная, личностно-групповая, межгрупповая и массо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 09:15, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрим в каком соотношении находятся понятия «коммуникация» и «информация». В гуманитарных исследованиях определение коммуникации как смыслового взаимодействия переносит акцент с изучения процесса простой передачи информации на такой круг понятий, как «смысл», «понимание смысла», «образование смысла» («смыслообразование»), «формирование смысла» («смыслоформирование»), «передача смысла» (другой термин - «смыслопередача»), «интерпретация полученной информации» и др.

Файлы: 1 файл

Хар-ка видов коммуникации.docx

— 24.09 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Дальневосточный  государственный гуманитарный университет»

 


_______________________

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

ТЕМА: «Общая характеристика видов коммуникаций по характеру субъектов взаимодействия: межличностная, личностно-групповая, межгрупповая и массовая»

 

 

 

 

                                                            Выполнил: студент ____ курса

                                                            факультета ___________________                                                         

                                                            группы ________________________

                                                            _______________________________

                                                            Проверил: _____________________

 

 

 

 

Хабаровск 2013 г.

 

В социологии массовых коммуникаций существует много различных определений коммуникации. Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.

Рассмотрим в каком соотношении находятся понятия «коммуникация» и «информация». В гуманитарных исследованиях определение коммуникации как смыслового взаимодействия переносит акцент с изучения процесса простой передачи информации на такой круг понятий, как «смысл», «понимание смысла», «образование смысла» («смыслообразование»), «формирование смысла» («смыслоформирование»), «передача смысла» (другой термин - «смыслопередача»), «интерпретация полученной информации» и др.

В гуманитарной сфере выделяют множество критериев (оснований) для  определения типов коммуникации. Типология процессов К.с. может быть построена по следующим основаниям:

— по характеру субъектов  коммуникации (межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, межкультурная и др.);

— по формам коммуникации (вербальная, невербальная);

— по уровням протекания коммуникации (на уровне обыденной культуры, в  специализированных областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специализированного уровня к обыденному и т.п.)

Различные исследователи  выделяют различное число категорий  по критерию количества людей, включенных в коммуникацию. Пожалуй, наиболее распространенным является выделение трех типов (или трех уровней) коммуникации – межличностной, групповой, массовой.

Межличностная коммуникация осуществляется среди небольшого числа людей – обычно рассматривают коммуникацию между двумя-тремя-четырьмя людьми. Ее принципиальной особенностью является возможность реального диалога. В коммуникацию могут включиться на равных все ее участники.

Уровень групповой коммуникации часто разбивают, по меньшей мере, на две категории – личностно-групповую и межгрупповую коммуникацию. Лектор в аудитории студентов, политик на трибуне, пианист в концертном зале, чиновник, дающий пресс-конференцию – все это примеры личностно-групповой коммуникации. В данном случае один человек (лектор, политик, пианист, чиновник) транслирует смыслы в тех или иных формах некоторой группе людей (студентам, участникам митинга, публике в концертном зале, журналистам на пресс-конференции и т.п.). Здесь уже возможности диалога не так велики, как в межличностной коммуникации, и наблюдается своего рода асимметричность коммуникационного процесса: преимущественная возможность передавать информацию дается одному человеку, вступающему в коммуникацию с группой. Члены же группы имеют очень ограниченные возможности передавать собственную информацию этому человеку (например, журналист на пресс-конференции редко имеет возможность задать более двух-трех вопросов).

Межгрупповая коммуникация предполагает, что одна группа людей  транслирует смыслы другой группе людей. Театральная труппа или оркестр  на сцене, несколько представителей политической партии на митинге, группа топ-менеджеров на общем собрании акционеров – вот примеры межгрупповой коммуникации. Здесь также присутствует асимметричность коммуникации. Выступающая группа, находящаяся в активной коммуникационной позиции (театральная труппа, оркестр, представители политической партии, топ-менеджеры), имеет приоритет в передаче информации перед группами слушателей, находящихся в пассивной коммуникационной позиции (публика в театре или в концертном зале, толпа на митинге, акционеры на собрании).

На уровне групповой коммуникации возникает еще одно новое качество – понятие «аудитория», которое  понимается именно как группа, занимающая относительно пассивную позицию  в процессе коммуникации. Эта условная, относительная пассивность носит  принципиальный характер, отражая ролевые отношения между участниками процесса коммуникации. Количество людей, включенных в коммуникацию группового уровня, измеряется уже не двумя-тремя-четырьмя, а довольно большим количеством людей – от единиц до сотен, а то и тысяч. Строго говоря, нет четкого теоретически обоснованного количественного критерия, который бы отделял групповой уровень коммуникации, с одной стороны, от межличностной, а с другой стороны, от массовой коммуникации. Однако в практике СМИ стараются определить хотя бы условно границы, начиная с которых коммуникация перестает быть межличностной и групповой и начинает быть массовой. Так, в российском законодательстве эти границы установлены для периодических печатных изданий – тираж такого издания должен быть не менее 1000 экземпляров. Если издание выходит меньшим тиражом, то данная ситуация  расценивается как групповая, а вовсе не массовая коммуникация.

Уровень массовой коммуникации предполагает, что аудитория насчитывает уже не десятки и сотни, а тысячи или даже миллионы участников. Для осуществления такой коммуникации уже недостаточно естественных данных человека. Каким бы громким ни был голос человека, выступить перед миллионной аудиторией напрямую он не сможет. Поэтому на уровне массовой коммуникации возникает еще одно принципиальное качество или, если угодно, условие – наличие специальных технических приспособлений, которые позволяют усилить коммуникационный процесс. Массовая коммуникация невозможна без технических средств коммуникации, которые называют «средства массовой коммуникации» и обозначают аббревиатурой СМК.

На этом уровне асимметричность, которую мы наблюдали для уровня групповой коммуникации, усиливается, и понятие «аудитория» выходит  на первый план. Массовая коммуникация – это смысловое взаимодействие с большими по численности аудиториями.

Есть еще один нюанс  в массовой коммуникации. Если аудитория  групповой коммуникации сосредоточена  в сравнительно небольшом пространстве (даже если это стадион), то аудитория в массовой коммуникации носит, как правило, рассредоточенный характер на гораздо большей по масштабам территории.

Иногда, как и на групповом  уровне, различают личностно-массовую и массово-групповую коммуникацию. Однако это скорее теоретическое  построение, чем реальная практика, поскольку любое средство массовой коммуникации предполагает групповое  действие. И даже если на экране телевизора виден лишь один человек, это не означает, что он в одиночку осуществляет процесс  массовой коммуникации – его обслуживает  съемочная группа, а то и целая  редакция, которая остается за кадром. В реальности массовая коммуникация это всегда взаимодействие группы и  массы, а не одной личности и массы  людей.

 Итак, по количеству  включенных людей коммуникацию  разделяют, по меньшей мере, на  три типа – межличностную,  групповую и массовую. На уровне  групповой и массовой коммуникации  наблюдается принципиальная асимметричность  в позициях ее участников –  есть участники, которым дана  возможность активно передавать  информацию, а есть участники,  которые находятся в пассивной  роли. Таким образом, на этих  двух уровнях процесс коммуникации  носит, преимущественно, однонаправленный  характер. На уровне массовой  коммуникации возникает два отличительных  качества – необходимость использовать  специальные технические средства, называемые средствами массовой  коммуникации (СМК). Массовая коммуникация, по сути, представляет собой массово-групповую  коммуникацию, когда к массе людей  обращается группа. В России существует  законодательная норма, согласно  которой массовая коммуникация  в случае печатных СМИ начинается  с тиража 1000 экземпляров.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Чуников А.Н., Бочаров М.П. «Связи с общественностью» Теория и практика. Москва. Издательство «Дело» 2009г.
    2. Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. Москва. «РиП-холдинг» 2008г.
    3. Основы теории коммуникации. Учебник / Под ред. проф. Василика М.А. Москва. «Гардарики» 2008г.

Информация о работе Общая характеристика видов коммуникаций по характеру субъектов взаимодействия: межличностная, личностно-групповая, межгрупповая и массо