Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 09:15, контрольная работа
Рассмотрим в каком соотношении находятся понятия «коммуникация» и «информация». В гуманитарных исследованиях определение коммуникации как смыслового взаимодействия переносит акцент с изучения процесса простой передачи информации на такой круг понятий, как «смысл», «понимание смысла», «образование смысла» («смыслообразование»), «формирование смысла» («смыслоформирование»), «передача смысла» (другой термин - «смыслопередача»), «интерпретация полученной информации» и др.
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
_______________________
РЕФЕРАТ
ТЕМА: «Общая характеристика видов коммуникаций по характеру субъектов взаимодействия: межличностная, личностно-групповая, межгрупповая и массовая»
Хабаровск 2013 г.
В социологии массовых коммуникаций существует много различных определений коммуникации. Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.
Рассмотрим в каком соотношении находятся понятия «коммуникация» и «информация». В гуманитарных исследованиях определение коммуникации как смыслового взаимодействия переносит акцент с изучения процесса простой передачи информации на такой круг понятий, как «смысл», «понимание смысла», «образование смысла» («смыслообразование»), «формирование смысла» («смыслоформирование»), «передача смысла» (другой термин - «смыслопередача»), «интерпретация полученной информации» и др.
В гуманитарной сфере выделяют
множество критериев (оснований) для
определения типов
— по характеру субъектов коммуникации (межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, межкультурная и др.);
— по формам коммуникации (вербальная, невербальная);
— по уровням протекания коммуникации (на уровне обыденной культуры, в специализированных областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специализированного уровня к обыденному и т.п.)
Различные исследователи выделяют различное число категорий по критерию количества людей, включенных в коммуникацию. Пожалуй, наиболее распространенным является выделение трех типов (или трех уровней) коммуникации – межличностной, групповой, массовой.
Межличностная коммуникация осуществляется среди небольшого числа людей – обычно рассматривают коммуникацию между двумя-тремя-четырьмя людьми. Ее принципиальной особенностью является возможность реального диалога. В коммуникацию могут включиться на равных все ее участники.
Уровень групповой коммуникации часто разбивают, по меньшей мере, на две категории – личностно-групповую и межгрупповую коммуникацию. Лектор в аудитории студентов, политик на трибуне, пианист в концертном зале, чиновник, дающий пресс-конференцию – все это примеры личностно-групповой коммуникации. В данном случае один человек (лектор, политик, пианист, чиновник) транслирует смыслы в тех или иных формах некоторой группе людей (студентам, участникам митинга, публике в концертном зале, журналистам на пресс-конференции и т.п.). Здесь уже возможности диалога не так велики, как в межличностной коммуникации, и наблюдается своего рода асимметричность коммуникационного процесса: преимущественная возможность передавать информацию дается одному человеку, вступающему в коммуникацию с группой. Члены же группы имеют очень ограниченные возможности передавать собственную информацию этому человеку (например, журналист на пресс-конференции редко имеет возможность задать более двух-трех вопросов).
Межгрупповая коммуникация предполагает, что одна группа людей транслирует смыслы другой группе людей. Театральная труппа или оркестр на сцене, несколько представителей политической партии на митинге, группа топ-менеджеров на общем собрании акционеров – вот примеры межгрупповой коммуникации. Здесь также присутствует асимметричность коммуникации. Выступающая группа, находящаяся в активной коммуникационной позиции (театральная труппа, оркестр, представители политической партии, топ-менеджеры), имеет приоритет в передаче информации перед группами слушателей, находящихся в пассивной коммуникационной позиции (публика в театре или в концертном зале, толпа на митинге, акционеры на собрании).
На уровне групповой коммуникации
возникает еще одно новое качество
– понятие «аудитория», которое
понимается именно как группа, занимающая
относительно пассивную позицию
в процессе коммуникации. Эта условная,
относительная пассивность
Уровень массовой коммуникации предполагает, что аудитория насчитывает уже не десятки и сотни, а тысячи или даже миллионы участников. Для осуществления такой коммуникации уже недостаточно естественных данных человека. Каким бы громким ни был голос человека, выступить перед миллионной аудиторией напрямую он не сможет. Поэтому на уровне массовой коммуникации возникает еще одно принципиальное качество или, если угодно, условие – наличие специальных технических приспособлений, которые позволяют усилить коммуникационный процесс. Массовая коммуникация невозможна без технических средств коммуникации, которые называют «средства массовой коммуникации» и обозначают аббревиатурой СМК.
На этом уровне асимметричность, которую мы наблюдали для уровня групповой коммуникации, усиливается, и понятие «аудитория» выходит на первый план. Массовая коммуникация – это смысловое взаимодействие с большими по численности аудиториями.
Есть еще один нюанс в массовой коммуникации. Если аудитория групповой коммуникации сосредоточена в сравнительно небольшом пространстве (даже если это стадион), то аудитория в массовой коммуникации носит, как правило, рассредоточенный характер на гораздо большей по масштабам территории.
Иногда, как и на групповом
уровне, различают личностно-массовую
и массово-групповую
Итак, по количеству
включенных людей коммуникацию
разделяют, по меньшей мере, на
три типа – межличностную,
групповую и массовую. На уровне
групповой и массовой