Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 16:30, курсовая работа
Средневековый замок представляет собой здание или комплекс зданий оборонительно-фортификационного и жилого предназначения, который являлся собственностью феодала. Большинство из построенных замков сохранились до наших дней и были признаны памятниками истории и культуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. История возникновения и развития 4
2. Основные элементы средневекового замка 7
3. Интерьер донжона 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Пол в зале настилали из деревянных досок, глины или, реже, каменных плит, однако, каким бы он ни был, он никогда не оставался неприкрытым. Зимой его устилали соломой — или мелко нарубленной, или сплетенной в грубые циновки. Весной и летом — камышом, ветвями и цветами (лилиями, гладиолусами, ирисами). Вдоль стен клали душистые травы и благовонные растения, такие, как мята и вербена. Шерстяные ковры и покрывала из вышитых тканей, как правило, использовались для сидения только в спальных комнатах. В большом зале все обычно располагались на полу, подстилая шкуры и меха.
Потолок, он же и пол верхнего этажа, часто оставался необработанным, однако в XIII веке уже стали пытаться украшать его балками и кессонами, создавая при этом геометрические узоры, геральдические фризы или же витиеватый орнамент с изображением животных. Иногда так же расписывались и стены, но чаще их просто красили в какой-нибудь определенный цвет (предпочтение отдавалось красной и желтой охре) или покрывали рисунком, имитировавшим вид тесаного камня или шахматной доски. В княжеских домах уже появляются фрески с изображением аллегорических и исторических сцен, заимствованных из легенд, Библии или литературных произведений. Известно, например, что король Англии Генрих III любил спать в комнате, стены которой украшали эпизоды из жизни Александра Македонского, героя, вызывавшего в Средние века особое восхищение. Однако подобная роскошь оставалась доступной лишь суверену. Обычному вассалу, обитателю деревянного донжона, приходилось довольствоваться грубой голой стеной, облагороженной лишь его собственными копьем и щитом.
Вместо настенных росписей использовали гобелены с геометрическими, растительными или историческими мотивами. Впрочем, чаще это не настоящие гобелены (каковые обычно привозились с Востока), а в основном вышивка по толстой ткани, вроде так называемого «ковра королевы Матильды», хранящегося в Байе.
Гобелены позволяли скрыть дверь или окно или разделить большое помещение на несколько комнат - «спален».
Это слово довольно часто обозначало не комнату, где спали, а совокупность всех гобеленов, вышитых полотен и различных тканей, предназначенных для внутреннего убранства. Отправляясь в путешествие, гобелены всегда брали с собой, ведь они составляли основной элемент украшения аристократического жилища, способный придать ему черты индивидуальности.
Мебель в XIII веке существовала только деревянная. Ее постоянно передвигали (Слово «мебель» и происходит от слова mobile (фр.) - подвижный. (Примеч. пер.)), поскольку, за исключением кровати, остальные предметы меблировки не имели единого предназначения. Так, сундук, основной вид мебели, служил одновременно шкафом, столом и сиденьем. Для выполнения последней функции он мог обладать спинкой и даже ручками. Однако сундук - это только дополнительное сиденье. В основном сидели на общих скамьях, иногда разделенных на отдельные сиденья, на небольших деревянных скамеечках, на маленьких табуретках без спинки. Кресло предназначалось хозяину дома или почетному гостю. Оруженосцы и женщины сидели на охапках соломы, порой накрытых вышитой тканью, или же просто на полу, как слуги и лакеи. Несколько досок, положенных на козлы, составляли стол, на время трапезы его устраивали в центре зала. Он получался длинным, узким и несколько выше современных столов. Сотрапезники садились с одной стороны, оставляя другую свободной для подачи блюд.
Мебели было немного: кроме сундуков, в которые как попало пихали посуду, домашнюю утварь, одежду, деньги и грамоты, иногда имелись шкаф или буфет, реже - сервант, куда самые богатые помещали драгоценную посуду или ювелирные изделия. Часто подобную мебель заменяли ниши в стене, завешиваемые драпировкой или закрываемые створками. Одежду обычно не складывали, а свертывали и ароматизировали. Также свертывали грамоты, написанные на пергаменте, перед тем как положить их в полотняную сумку, служившую чем-то вроде сейфа, где, кроме того, сохранялись один или несколько кожаных кошельков.
Для получения более полного представления о мебели и декоре главного зала донжона, нужно еще добавить несколько шкатулок, кое-какие безделушки и некоторые культовые принадлежности (реликвии, кропильницы). Как мы видим, в этом отношении весьма далеко до изобилия. В спальнях стояло еще меньше мебели: у мужчин - кровать и сундук, у женщин - кровать и что-то вроде туалетного столика. Никаких скамей и кресел, сидели на соломе, покрытой тканью, на полу или на кровати. Огромная квадратная кровать выглядела скорее широкой, чем длинной. По одному обычно не спали.
Даже если хозяин замка и его жена имели отдельные спальни, у них все равно была одна общая кровать. В комнатах детей, слуг или гостей кровати также являлись общими. На них спали вдвоем, вчетвером или вшестером.
Кровать сеньора обычно стояла на возвышении, головой - к стене, ногами - к камину. Из деревянного каркаса создавали некое подобие свода, куда навешивали полог, чтобы отгородить спящих от внешнего мира. Постельные принадлежности почти ничем не отличались от современных. На соломенный тюфяк или матрас укладывали перину, поверх нее стелили нижнюю простыню. Ее покрывали верхней простыней, которую не заправляли. Сверху лежало пуховое или ватное одеяло, простеганное наподобие современных. Валик и подушки в наволочках также похожи на те, какими мы пользуемся сегодня. Белые вышитые простыни делали изо льна или шелка, шерстяные покрывала подбивали мехом горностая или белки. У людей менее зажиточных вместо шелка использовалась мешковина, а вместо шерсти - саржа.
В этой мягкой и просторной кровати (настолько широкой, что застелить ее можно было, лишь помогая себе палкой) обычно спали совершенно обнаженными, но с колпаком на голове. Перед тем как лечь спать, одежду вешали на вбитый в стену стержень вроде вешалки, выступавший почти до середины комнаты параллельно кровати, на себе оставляли только рубашку, но и ее снимали уже в кровати и, свернув, клали под подушку, чтобы вновь надеть ранним утром, перед тем как встать.
Камин в спальне топили не весь день. Его разводили лишь вечером во время семейного бдения, проходившего здесь в более интимной обстановке, чем в большом зале. В зале же был поистине гигантский камин, рассчитанный на крупные поленья; перед ним стояло несколько лавок, на которых могли расположиться десять, пятнадцать или даже двадцать человек. Вытяжной колпак конической формы с выступающими стойками образовывал нечто вроде домика внутри зала. Камин ничем не украшали, обычай помещать на нем семейный герб появился лишь в начале XIV века. В некоторых, более просторных залах иногда сооружали два-три камина, но не у противоположных стен, а все вместе в центре помещения; для их очага использовали цельный плоский камень огромных размеров, а вытяжной колпак возводили в виде пирамиды из кирпича и дерева.
Донжон вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в «паласе» - жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.
В заключение работы кратко выделим основные характеристики обустройства средневекового замка.
Замки возводились в соответствии с определенным планом и были приспособлены к потребностям владельцев и топографическим особенностям той или иной земли. Каждый укрепленный замок состоял из защитных сооружений, хозяйственных построек и жилого дома.
Отличительным признаком средневекового укрепленного замка являлась центральная (главная) башня, в крупных замках их было даже две. Эта главная башня служила для обозрения близлежащих территорий и последним оплотом, но не для жилья, так как жилых помещений в ней не было, в крайнем случае — помещение для стражников с камином и уборной. К высоко расположенному входу в крепость можно было попасть по приставной лестнице или сходням, реже по каменной лестнице, что создавало препятствия врагу при вторжении в замок. Такие башни строились из бутового камня или грубо отесанных булыжников (квадров или рустов) либо в самом незащищенном месте крепости, либо в ее центре. Толщина стены башни в среднем была от 1,5 до 3 м.
Высокая, толстая окружная стена защищала всю территорию замка, часто ее дополнительно укрепляли сторожевыми башнями. Их задачей была защита уязвимых участков стены, например ворот, а также удобных для осады мест. Башни у ворот имели сообщение с воротами и часто были оборудованы специальными отверстиями — варницами или машикулями, через которые на головы осаждавших сбрасывали камни, лили горячий вар, кипяток и смолу, а также воду, если враг поджигал ворота. Большинство сторожевых башен у ворот соединялись ходом по внутренней стороне стены. Крепости часто окружали рвом, заполненным водой, или каменной насыпью, а подъемный мост служил дополнительной мерой предосторожности.
Очень большое значение для обеспечения жизни и безопасности жителей замка имел надежный источник воды, доступный и в дни осады.
Разумеется, в замке были склады, конюшни, рабочие помещения и, конечно, кухня, которая могла располагаться как в замке, так и занимать отдельное здание, в зависимости от того, сколько людей ей приходилось обеспечивать пищей.
В центре крепости строили дом для жилья, который в зависимости от размеров, а также от времени постройки представлял собой донжон.
Донжоном называли башню, которую также использовали в оборонительных целях, но в которой, в отличие от главной башни замка, постоянно жили. Эта башня была более просторна и удобна для жизни. В отличие от дворца, это более ранний и более скромный вариант жилого помещения в замке. На нижнем этаже размещались склады для съестных припасов, а вход, как и в главной башне, из соображений безопасности располагался выше, на втором этаже. Там же находилось и отапливаемое помещение с нишами для сидения, вырубленными в стене. Часто здесь же или этажом выше располагалась капелла или часовня.
Укрепленные замки редко строились сразу целиком, большинство из них постепенно достраивали, придерживаясь обычной планировки замков. Владельцы замков, упрочившие свое влияние, перестраивали и расширяли свои замки, приводя их в соответствие со своим новым положением, или возводили новые крепости на землях, полученных ими в ленное владение.
Усовершенствование огнестрельного оружия стало важной вехой в истории замков. Большинство из них больше не могли обеспечить безопасности, их сдавали или брали приступом. Поэтому чаще всего их переоборудовали в замки, которые становились местом жительства аристократов либо резиденциями светских и духовных правителей.
Сегодня судьбой большинства из замков стало превращение их либо в туристические объекты, либо в руины, некоторые находятся в состоянии восстановления, другие преобразованы в гостиницы или сдаются в аренду.
Есть, однако, древние замки, которые по-прежнему остаются семейной резиденцией. Например, Гламис в Шотландии, на родине королевы-матери, принадлежит одной семье уже более 600 лет. Британская королевская семья продолжает использовать несколько древних сооружений, один из них Виндзорский замок на окраине Лондона на сегодняшний день является крупнейшим жилым замком мира.
1 А. Гамильтон Томпсон. Английский замок. Средневековая оборонительная архитектура. - Издательство: Центрполиграф. – 2011. – 448с.
2 Всё о средневековых замках. Адрес доступа: http://castlein.ru/
3
Портал «Средневековые замки Европы».
Адрес доступа: http://www.castlemania.ru/
4 Свободная
энциклопедия Википедия. Статья Замок
(строение). Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
5 Ульрика Шёбер. Замки и дворцы Европы. - М.: БММ, 2003. — 416 с.
6 Лапин Р.И. Статья «Донжон». Энциклопедический фонд России. Адрес доступа: http://www.russika.ru/