Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:09, доклад
Культура. Наибольшего величия кхмерская культура достигла в ангкорский период (9-13 вв.). Влияние индуизма сохранялось вплоть до 19 века: в то время при дворе кхмерского короля ещё существовала небольшая каста исполнителей индуистского обряда - брахманов. Но и сегодня некоторые элементы индуизма все еще присутствуют в важных церемониях рождения, брака и смерти.
Постепенно на духовном фронте победу одержал буддизм тхеравада, который всё же сочетал в себе элементы брахманизма и культ духов "неак та", которым до сих пор сооружают алтари у дорог и в углах буддийских храмов. У кхмеров длительное время сохранялось сословное деление: например, племя пор в прошлом выполняло функции королевских охотников, а племя куи - укротителей и дрессировщиков слонов.
Министерство Образования Республики Башкортостан
Башкирский Государственный Университет
Исторический факультет
Коллоквиум по предмету «Этнология»
на тему: «Обычаи, обряды, праздники народов Юго-Восточной Азии»
Уфа-2010
Камбоджа
Кхмеры
Культура. Наибольшего величия кхмерская культура достигла в ангкорский период (9-13 вв.). Влияние индуизма сохранялось вплоть до 19 века: в то время при дворе кхмерского короля ещё существовала небольшая каста исполнителей индуистского обряда - брахманов. Но и сегодня некоторые элементы индуизма все еще присутствуют в важных церемониях рождения, брака и смерти.
Постепенно на духовном фронте победу одержал буддизм тхеравада, который всё же сочетал в себе элементы брахманизма и культ духов "неак та", которым до сих пор сооружают алтари у дорог и в углах буддийских храмов. У кхмеров длительное время сохранялось сословное деление: например, племя пор в прошлом выполняло функции королевских охотников, а племя куи - укротителей и дрессировщиков слонов.
Брак. Обычно браки заключаются по инициативе молодёжи. Принятие девушкой от юноши подарка в виде коробочки с арековыми oрехами и бетелем означало её согласие выйти замуж. Оставаться долго холостым или незамужней считалось у кхмеров весьма предосудительным. Брачный возраст мужчин - 20-25 лет, женщин - 16-22 года.
Музыкальная культура. Камбоджа имеет давние музыкальные традиции. Достигнув расцвета в период Ангкорской Камбоджи, кхмерская классическая музыкальная система сохранилась почти в неизменном виде. Музыка кхмеров основана на пентатонике. Структуру её определяет ритм, поэтому главное место в оркестре принадлежит ударным инструментам - барабанам (сампхо, чхайям), двойным литаврам (ско-тхом), скандирующим ритм танцев, песен, и цимбалам, гонгам, "поющим" аккомпанемент. Мелодию ведёт гобой (пэй о, пэй-пок, пра пей) или тростниковая флейта (кхлой). Струнные инструменты (введены в 12 в.) - лютни (та диеу, тяпей и та кхе), инструменты типа скрипки (тро-че, тро-сао, тро-кмае) исполняют тонику.
Тямы
В последние годы, стремясь сохранить и развивать культурное наследие своего народа, неотъемлемой части культурного наследия всего вьетнамского народа, ежегодно 1 июля по тямскому календарю (которое выпадает на октябрь по солнечному календарю) представители народности тям, проживающие на территории провинции Биньтхуан, организуют традиционный праздник Катэ в тямской башне Посахины. Традиционный праздник Катэ, проводимый в одном из культовых сооружений тямов - башне Посахины, является самым важным и крупным в году событием такого рода для тямов. Торжественная часть праздника посвящается памяти богини Посахины, которая научила тямов заливному рисоводству, тем самым положив начало тямской земледельческой цивилизации. Подготовка к торжествам начинается задолго до праздника: на заседаниях Комитета по сохранению традиционной культуры и Совета религиозных чинов обсуждаются различные организационные вопросы, чтобы провести праздник строго в соответствии с правилами, установленными традициями и обычаями, ставшими священным долгом и обязанностью сообщества тямов перед их предками. За день до начала праздника во дворе у подножья башни проходит торжественное шествие с подношениями на алтарь и одеяниями богини. Этот ритуал является неотъемлемой частью праздника. Во время торжества девушки в традиционных костюмах цвета индиго исполняют народные танцы с веерами под аккомпанемент барабанов и ударных инструментов. Шествие останавливается у подножья башни, где устанавливают алтарь, и представители каждой тямской общины начинают подносить заранее приготовленные жертвоприношения на алтарь, готовясь к ритуалу очищения, который состоится во второй половине дня. Башня, согласно верованиям тямов, является местом пребывания богов, поэтому перед вхождением в нее для проведения ритуальных мероприятий такого важного праздника, как праздник Катэ, все участники праздника прежде всего должны очиститься от всякой духовной скверны. В качестве жертвоприношений, кроме прочего, требуются курица и куриные яйца. Ритуал очищения проводится под руководством монаха-брахманиста сначала на восточной стороне башни у ее главного входа (это самая важная сторона, потому что с этой стороны восходит солнце), затем алтарь устанавливают поочередно со всех сторон света, в последнюю очередь на северо-востоке. На каждой стороне света монах читает молитву, трубит в трубу и разбрызгивает душистый лекарственный настой. После ритуала очищения проводится церемония переноса одеяния богини в башню и торжественное омовение линга-иони в башне. Ритуалы проводятся под руководством мужчины в роли певца Кокэ, который поет, зазывая богов в башню принять жертвоприношения, и женщины, которая разливает им водку. После торжественной части организуются народные гулянья, игры и другие мероприятия спортивно-развлекательного характера.
Стиенги
Существует
система запретов, связанных с постройкой
нового поселения, а также с рождением
детей и поклонением предкам.
Традиционная религия — анимизм. Основные
праздники: Новый год и праздник нового
риса. Фольклор представлен эпосом, мифами,
этногенетическими легендами, сказками.
Эде
Сохраняются матрилинейные кланы, дуальная организация из экзогамных фратрий (ние и мло), большие семьи, обычаи левирата и сорората (тюэнуэ — «продолжение рода»). Деревни (буон) возглавляются наследственными старостами (попинеа).
Традиционные верования — анимизм, пережитки тотемизма, магии, аграрные культы. Богат танцевальный, музыкальный и песенный фольклор, известны эпос (кхан) о культурном герое Дамшане, миф о потопе, легенды и предания.
Таиланд
Юан (сев. и центральная части)
Был распространён обычай татуировки, у мужчин — на животе и бёдрах (отсюда название юан — лао пхунг дам — «лао с татуированными животами»), восходящий к древнему культу солнца, жевание бетеля.
Широко распространён культ предков.
Карены (сев.-западная часть)
У каренов преобладает малая моногамная семья, у горных каренов до середины XX века существовали большие семьи. Старшие женщины играли важную роль в культе.
Одежда каренов
различается у отдельных
Использование в пищу козьего молока —
нехарактерное для других народов Индокитая
— вероятно, след тибетского происхождения
каренов.
Распространены татуировка (в основном у мужчин), ножные и ручные браслеты и ожерелья-«воротники», удлиняющие шею, в виде спиралей из латунной проволоки (которая служила эквивалентом ценности) у женщин, особенно у падаунг. Поселения чаще эндогамны; существовал кольцевой коннубиум.
Основной праздник — Новый год (в декабре). Основные праздники кая — Праздник барабана (в конце апреля), Праздник роста бамбука, праздник урожая Дику (в октябре).
Лы (западная часть)
Одежда распашная. Женская одежда
— тёмно-синяя юбка с разноцветными
полосами, короткая распашная кофта.
Девушки носят красные тюрбаны.
У мужчин и женщин распространена
татуировка.
Один из главных праздников — Новый год,
наступающий в апреле, сопровождается
обливанием водой. Сохраняется фольклор,
анимизм, культ предков.
Лы высоко ценят духовную жизнь своего народа. Свидетельством этому является то, как бережно они хранят традиционные обычаи и ритуалы, праздники и церемонии. Среди них праздник «каммыонг» в честь духов рек, гор, земли и леса, во время которого божествам преподносят жертвоприношения, молят их о ниспослании зажиточной жизни, благополучия, счастья, избавления от горя, несчастья и бед. После праздника люди стараются делать добро, отдают детей в школу учиться, стремятся к повышению культурного уровня своей народности, чтобы жизнь стала лучше, чем у предыдущих поколений. Стремление к лучшему стало главной чертой в традиционной культуре данной народности. После торжественной церемонии праздника все садятся за общий стол с праздничным угощением, затем принимают участие в общем гулянье и веселье, традиционных играх, пении народных мелодий. Во время праздника строго запрещено выходить из селения или заходить в него, время такого «карантина» порой длится от 3 до 9 дней. В эти дни особое внимание уделяется детям. Для них организуются веселые традиционные игры, старики ведут с ними беседы, рассказывают сказки, учат пословицам и поговоркам своей народности. Старшее поколение передает свой опыт в сельскохозяйственном труде и учит молодых, как нужно вести себя в обществе.
Филиппины
Тагалы (центральная и южная части о.Лусон, о. Мариндуке, Полильо, Миндоро и др.)
У тагалов сильно развита взаимопомощь — байанихан. Байанихан — обычай, суть которого состоит в том, что по просьбе любого жителя деревни все односельчане приходят к нему на помощь и помогают справиться с работой, непосильной для одного человека. Нередко это перенос дома — тагалы любят разнообразие, и время от времени переносят свои легкие жилища на новые места, причем участвующие в байанихане просто поднимают дом на плечи и несут его. Приглашающий выставляет угощение, и все с удовольствием принимаются за дело. Для молодых людей байанихан представляет удобный случай высказать симпатии приглянувшейся девушке.
Если юноша ухаживает за девушкой, то процесс сближения идет очень медленно и по обязательной схеме, отклонения от которой недопустимы, во всяком случае, в деревне. Так, молодой человек не войдет в дом своей избранницы если трижды не получит приглашения. Войдя в дом, он не сядет, пока его трижды не попросят об этом. Очень часто после свадьбы он работает в доме своей будущей жены. Это делается для того, чтобы родители невесты пригляделись к нем оценили его как работника. Этим обычаем иногда злоуопотребляют, особенно если бедняк просит руку девушки из зажиточного семейства: после долгого тяжелого труда ему могут объявить, что он — неподходящая партия. В доме невесты юноша должен вести себя очень скромно, он не имеет права первым заговорить с родственниками невесты, пока его не спросят о чем-либо, не может отказаться ни от какой работы.
Тагалы имеют богатую
Тагалы играют ведующую роль в процессе
культурного и национального объединения
филиппинского общества.
Висайянцы (Бисайские о-ва)
Испанские конкистадоры называли висайянцев пинтадос, то означает «раскрашенные», за их любовь к татуировке, «которая, — как писал один автор, — заменяет им одежду». И, как и другие народы Филиппин, висайянцы занимаются возделыванием риса, и особенно сахарного тростника. Сахарный тростник — главная культура на Бисайских островах, где он вызревает за 10 месяцев, что позволяет снимать два Перед выходом в море рыбаки пускают в море небольшой бамбуковый плотик, на который кладут подношения духа моря: рис, овощи, яйца, бутылку с пальмовым вином (его иногда просто выливают в море) и — дань современности сигареты. Это чисто языческий обычай, хотя он сопровождается католическими молитвами, считается, что тогда повезет в ловле
Висайянцы — большие любители празднеств, которые не обходятся без танцев. Танец дает висайянским юношам и девушкам возможность проявить свои симпатии к избраннику или избраннице, особенно когда танцуется танец с косынками, которыми девушки связывают юношей: чтобы освободиться, надо предложить выкуп.
Танцы являются также удобным случаем
показать свой находчивость и остроумие:
во время танцев партнеры сочиняют
стихи, чаще всего шутливого содержания.
Такой обмен поэтическими любезностями
может продолжаться часами, к огромному
удовольствию слушателей.
Висайянцы считают лень одним из величайших пороков, о ленивом человеке говорят, что он «даже вокруг собственного очага ни разу не обошел», и нет для человека более тяжкого обвинения.
Илоки (о-ва Лусон, Бабуян, Минданао и др.)
Разнообразен фольклор — мифы, сказки, пословицы, эпос «Лам-анг», песни, танцы. Популярны праздники святых-покровителей. Сохраняются пережитки дохристианских верований — почитание верховного божества Кабуниана, различных духов, культ предков, магия.
Если тагалы считают, что в лесах живет тикбаланг, то илоканцы называют духа лесов капре. Он чем-то напоминает нашего лешего: его излюбленное занятие — пугать прохожих, Капре обычно сидит на дереве и курит огромную сигару, Это, несомненно, дохристианский дух, но он не чурается храмов божьих. Существует поверье, что по ночам он забредает в церкви и прикуривает от свечей. Огонек или дымок в лесу всегда приписывается капре.
Аэта
Не имеют родовой организации (возможно, исчезла в результате вытеснения аэта в труднодоступные районы). Живут небольшими родственными группами, владеющими определенной промысловой территорией и управляющимися советом старейшин. Семья малая с пережитками полигинии. Характерно рубцевание кожи (в отличие от татуировки у соседних народов). Специфический музыкальный инструмент — «музыкальное бревно». Сохраняют культ духов гор, деревьев и т. п. На мифологию аэта оказало воздействие христианство.
Для анимиста-аэта мир заселен многочисленными духам большей частью враждебными человеку. Дух Толандиан наказывает нарушителей супружеской верности, убивая их на месте преступления. Дух Килат посылает молнии в нечестивцев, нарушающих какое-нибудь из многочисленных табу.
Пангасинаны (провинция Пангасинан, центр. и сев.-зап. Лусон)
Богат и разнообразен фольклор (пословицы, сказки, мифы). Сохраняются обычаи демонстрации имущества жениха, выкупа за невесту, вера в духов анито, амулет антинг-антинг – изречение из Библии, которое носят на груди, зашитым в мешочек, считалось, амулет этот гарантировал абсолютную неуязвимость и непобедимость.; в магию.
Значительное влияние
Список литературы и интернет-ресурсов
1. Народы и религии мира, под ред. В. А. Тишкова, М.-1998.
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. http://www.nhat-nam.ru
4. http://www.filiptur.ru
5. http://linai.lt/index.php
Информация о работе Обычаи, обряды, праздники народов Юго-Восточной Азии