Обычаи, обряды, праздники народов Юго-Восточной Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:09, доклад

Описание работы

Культура. Наибольшего величия кхмерская культура достигла в ангкорский период (9-13 вв.). Влияние индуизма сохранялось вплоть до 19 века: в то время при дворе кхмерского короля ещё существовала небольшая каста исполнителей индуистского обряда - брахманов. Но и сегодня некоторые элементы индуизма все еще присутствуют в важных церемониях рождения, брака и смерти.
Постепенно на духовном фронте победу одержал буддизм тхеравада, который всё же сочетал в себе элементы брахманизма и культ духов "неак та", которым до сих пор сооружают алтари у дорог и в углах буддийских храмов. У кхмеров длительное время сохранялось сословное деление: например, племя пор в прошлом выполняло функции королевских охотников, а племя куи - укротителей и дрессировщиков слонов.

Файлы: 1 файл

Коллоквиум Юго-Вост. Азия.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  Образования Республики Башкортостан

Башкирский  Государственный Университет

 

Исторический  факультет

 

 

 

 

Коллоквиум  по предмету «Этнология»

на тему: «Обычаи, обряды, праздники народов Юго-Восточной Азии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа-2010

 

 

 

 

Камбоджа

Кхмеры

Культура. Наибольшего величия кхмерская культура достигла в ангкорский период (9-13 вв.). Влияние индуизма сохранялось вплоть до 19 века: в то время при дворе кхмерского короля ещё существовала небольшая каста исполнителей индуистского обряда - брахманов. Но и сегодня некоторые элементы индуизма все еще присутствуют в важных церемониях рождения, брака и смерти.

Постепенно  на духовном фронте победу одержал  буддизм тхеравада, который всё  же сочетал в себе элементы брахманизма  и культ духов "неак та", которым  до сих пор сооружают алтари у дорог и в углах буддийских храмов. У кхмеров длительное время сохранялось сословное деление: например, племя пор в прошлом выполняло функции королевских охотников, а племя куи - укротителей и дрессировщиков слонов.

Брак. Обычно браки заключаются по инициативе молодёжи. Принятие девушкой от юноши подарка в виде коробочки с арековыми oрехами и бетелем означало её согласие выйти замуж. Оставаться долго холостым или незамужней считалось у кхмеров весьма предосудительным. Брачный возраст мужчин - 20-25 лет, женщин - 16-22 года.

Музыкальная культура. Камбоджа имеет давние музыкальные традиции. Достигнув расцвета в период Ангкорской Камбоджи, кхмерская классическая музыкальная система сохранилась почти в неизменном виде. Музыка кхмеров основана на пентатонике. Структуру её определяет ритм, поэтому главное место в оркестре принадлежит ударным инструментам - барабанам (сампхо, чхайям), двойным литаврам (ско-тхом), скандирующим ритм танцев, песен, и цимбалам, гонгам, "поющим" аккомпанемент. Мелодию ведёт гобой (пэй о, пэй-пок, пра пей) или тростниковая флейта (кхлой). Струнные инструменты (введены в 12 в.) - лютни (та диеу, тяпей и та кхе), инструменты типа скрипки (тро-че, тро-сао, тро-кмае) исполняют тонику.

Тямы

В последние  годы, стремясь сохранить и развивать культурное наследие своего народа, неотъемлемой части культурного наследия всего вьетнамского народа, ежегодно 1 июля по тямскому календарю (которое выпадает на октябрь по солнечному календарю) представители народности тям, проживающие на территории провинции Биньтхуан, организуют традиционный праздник Катэ в тямской башне Посахины. Традиционный праздник Катэ, проводимый в одном из культовых сооружений тямов - башне Посахины, является самым важным и крупным в году событием такого рода для тямов. Торжественная часть праздника посвящается памяти богини Посахины, которая научила тямов заливному рисоводству, тем самым положив начало тямской земледельческой цивилизации. Подготовка к торжествам начинается задолго до праздника: на заседаниях Комитета по сохранению традиционной культуры и Совета религиозных чинов обсуждаются различные организационные вопросы, чтобы провести праздник строго в соответствии с правилами, установленными традициями и обычаями, ставшими священным долгом и обязанностью сообщества тямов перед их предками. За день до начала праздника во дворе у подножья башни проходит торжественное шествие с подношениями на алтарь и одеяниями богини. Этот ритуал является неотъемлемой частью праздника. Во время торжества девушки в традиционных костюмах цвета индиго исполняют народные танцы с веерами под аккомпанемент барабанов и ударных инструментов. Шествие останавливается у подножья башни, где устанавливают алтарь, и представители каждой тямской общины начинают подносить заранее приготовленные жертвоприношения на алтарь, готовясь к ритуалу очищения, который состоится во второй половине дня. Башня, согласно верованиям тямов, является местом пребывания богов, поэтому перед вхождением в нее для проведения ритуальных мероприятий такого важного праздника, как праздник Катэ, все участники праздника прежде всего должны очиститься от всякой духовной скверны. В качестве жертвоприношений, кроме прочего, требуются курица и куриные яйца. Ритуал очищения проводится под руководством монаха-брахманиста сначала на восточной стороне башни у ее главного входа (это самая важная сторона, потому что с этой стороны восходит солнце), затем алтарь устанавливают поочередно со всех сторон света, в последнюю очередь на северо-востоке. На каждой стороне света монах читает молитву, трубит в трубу и разбрызгивает душистый лекарственный настой. После ритуала очищения проводится церемония переноса одеяния богини в башню и торжественное омовение линга-иони в башне. Ритуалы проводятся под руководством мужчины в роли певца Кокэ, который поет, зазывая богов в башню принять жертвоприношения, и женщины, которая разливает им водку. После торжественной части организуются народные гулянья, игры и другие мероприятия спортивно-развлекательного характера.

 

Стиенги

Существует  система запретов, связанных с постройкой нового поселения, а также с рождением детей и поклонением предкам.  
Традиционная религия — анимизм. Основные праздники: Новый год и праздник нового риса. Фольклор представлен эпосом, мифами, этногенетическими легендами, сказками.

Эде

Сохраняются матрилинейные  кланы, дуальная организация из экзогамных фратрий (ние и мло), большие семьи, обычаи левирата и сорората (тюэнуэ — «продолжение рода»). Деревни (буон) возглавляются наследственными  старостами (попинеа).

Традиционные  верования — анимизм, пережитки тотемизма, магии, аграрные культы. Богат танцевальный, музыкальный и песенный фольклор, известны эпос (кхан) о культурном герое Дамшане, миф о потопе, легенды и предания.

 

 

 

 

 

 

 

Таиланд

Юан (сев. и центральная части)

Был распространён обычай татуировки, у мужчин — на животе и бёдрах (отсюда название юан — лао пхунг дам — «лао с татуированными животами»), восходящий к древнему культу солнца, жевание бетеля.       

Широко распространён  культ предков.

Карены (сев.-западная часть)

У каренов преобладает малая моногамная семья, у горных каренов до середины XX века существовали большие семьи. Старшие женщины играли важную роль в культе.

Одежда каренов  различается у отдельных субэтнических  групп, испытала влияние шанов и  качинов. Мужчины носят саронг, куртку без рукавов или белую рубаху с короткими рукавами, голову повязывают шарфом, оставляя открытым темя, обязательная принадлежность костюма — матерчатая сумка через плечо. Женская одежда — сшитая юбка и прямая кофта без рукавов, белая у пво и чёрная у сго. Распространены украшения, в прошлом — татуировка.  
 
Использование в пищу козьего молока — нехарактерное для других народов Индокитая — вероятно, след тибетского происхождения каренов.  

Распространены татуировка (в основном у мужчин), ножные и ручные браслеты и ожерелья-«воротники», удлиняющие шею, в виде спиралей из латунной проволоки (которая служила эквивалентом ценности) у женщин, особенно у падаунг. Поселения чаще эндогамны; существовал кольцевой коннубиум.

Основной праздник — Новый год (в декабре). Основные праздники кая — Праздник барабана (в конце апреля), Праздник роста бамбука, праздник урожая Дику (в октябре).

Лы (западная часть)

Одежда распашная. Женская одежда — тёмно-синяя юбка с разноцветными  полосами, короткая распашная кофта. Девушки носят красные тюрбаны. У мужчин и женщин распространена татуировка.  
 
Один из главных праздников — Новый год, наступающий в апреле, сопровождается обливанием водой. Сохраняется фольклор, анимизм, культ предков.

Лы высоко ценят духовную жизнь своего народа. Свидетельством этому является то, как бережно они хранят традиционные обычаи и ритуалы, праздники и церемонии. Среди них праздник «каммыонг» в честь духов рек, гор, земли и леса, во время которого божествам преподносят жертвоприношения, молят их о ниспослании зажиточной жизни, благополучия, счастья, избавления от горя, несчастья и бед. После праздника люди стараются делать добро, отдают детей в школу учиться, стремятся к повышению культурного уровня своей народности, чтобы жизнь стала лучше, чем у предыдущих поколений. Стремление к лучшему стало главной чертой в традиционной культуре данной народности. После торжественной церемонии праздника все садятся за общий стол с праздничным угощением, затем принимают участие в общем гулянье и веселье, традиционных играх, пении народных мелодий. Во время праздника строго запрещено выходить из селения или заходить в него, время такого «карантина» порой длится от 3 до 9 дней. В эти дни особое внимание уделяется детям. Для них организуются веселые традиционные игры, старики ведут с ними беседы, рассказывают сказки, учат пословицам и поговоркам своей народности. Старшее поколение передает свой опыт в сельскохозяйственном труде и учит молодых, как нужно вести себя в обществе.

 

Филиппины

Тагалы (центральная и южная части о.Лусон, о. Мариндуке, Полильо, Миндоро и др.)

У тагалов сильно развита взаимопомощь — байанихан. Байанихан — обычай, суть которого состоит в том, что по просьбе любого жителя деревни все односельчане приходят к нему на помощь и помогают справиться с работой, непосильной для одного человека. Нередко это перенос дома — тагалы любят разнообразие, и время от времени переносят свои легкие жилища на новые места, причем участвующие в байанихане просто поднимают дом на плечи и несут его. Приглашающий выставляет угощение, и все с удовольствием принимаются за дело. Для молодых людей байанихан представляет удобный случай высказать симпатии приглянувшейся девушке.

Если юноша ухаживает за девушкой, то процесс сближения идет очень  медленно и по обязательной схеме, отклонения от которой недопустимы, во всяком случае, в деревне. Так, молодой человек  не войдет в дом своей избранницы если трижды не получит приглашения. Войдя в дом, он не сядет, пока его трижды не попросят об этом. Очень часто после свадьбы он работает в доме своей будущей жены. Это делается для того, чтобы родители невесты пригляделись к нем оценили его как работника. Этим обычаем иногда злоуопотребляют, особенно если бедняк просит руку девушки из зажиточного семейства: после долгого тяжелого труда ему могут объявить, что он — неподходящая партия. В доме невесты юноша должен вести себя очень скромно, он не имеет права первым заговорить с родственниками невесты, пока его не спросят о чем-либо, не может отказаться ни от какой работы.

Тагалы имеют богатую мифологию, фольклор. Особой популярностью пользуются многочисленные красочные праздники  — фиесты с карнавальными шествиями  и театрализованными представлениями в честь католических святых, Нового года (багонг таон). Традиционная духовная культура испытала значительное испанское влияние.  
 
Тагалы играют ведующую роль в процессе культурного и национального объединения филиппинского общества.

 

 

 

Висайянцы (Бисайские о-ва)

Испанские конкистадоры называли висайянцев пинтадос, то означает «раскрашенные», за их любовь к татуировке, «которая, — как писал один автор, — заменяет им одежду». И, как и  другие народы Филиппин, висайянцы  занимаются возделыванием риса, и  особенно сахарного тростника. Сахарный тростник — главная культура на Бисайских островах, где он вызревает за 10 месяцев, что позволяет снимать два Перед выходом в море рыбаки пускают в море небольшой бамбуковый плотик, на который кладут подношения духа моря: рис, овощи, яйца, бутылку с пальмовым вином (его иногда просто выливают в море) и — дань современности сигареты. Это чисто языческий обычай, хотя он сопровождается католическими молитвами, считается, что тогда повезет в ловле

Висайянцы —  большие любители празднеств, которые не обходятся без танцев. Танец дает висайянским юношам и девушкам возможность проявить свои симпатии к избраннику или избраннице, особенно когда танцуется танец с косынками, которыми девушки связывают юношей: чтобы освободиться, надо предложить выкуп.

 
Танцы являются также удобным случаем  показать свой находчивость и остроумие: во время танцев партнеры сочиняют стихи, чаще всего шутливого содержания. Такой обмен поэтическими любезностями может продолжаться часами, к огромному  удовольствию слушателей.

Висайянцы считают лень одним из величайших пороков, о ленивом человеке говорят, что он «даже вокруг собственного очага ни разу не обошел», и нет  для человека более тяжкого обвинения.

Илоки (о-ва Лусон, Бабуян, Минданао и др.)

Разнообразен фольклор — мифы, сказки, пословицы, эпос «Лам-анг», песни, танцы. Популярны праздники святых-покровителей. Сохраняются пережитки дохристианских верований — почитание верховного божества Кабуниана, различных духов, культ предков, магия.

Если тагалы считают, что в лесах живет тикбаланг, то илоканцы называют духа лесов капре. Он чем-то напоминает нашего лешего: его излюбленное занятие — пугать прохожих, Капре обычно сидит на дереве и курит огромную сигару, Это, несомненно, дохристианский дух, но он не чурается храмов божьих. Существует поверье, что по ночам он забредает в церкви и прикуривает от свечей. Огонек или дымок в лесу всегда приписывается капре.

Аэта

Не имеют родовой организации (возможно, исчезла в результате вытеснения аэта в труднодоступные  районы). Живут небольшими родственными группами, владеющими определенной промысловой территорией и управляющимися советом старейшин. Семья малая с пережитками полигинии. Характерно рубцевание кожи (в отличие от татуировки у соседних народов). Специфический музыкальный инструмент — «музыкальное бревно». Сохраняют культ духов гор, деревьев и т. п. На мифологию аэта оказало воздействие христианство.

Для анимиста-аэта мир заселен многочисленными  духам большей частью враждебными  человеку. Дух Толандиан наказывает нарушителей супружеской верности, убивая их на месте преступления. Дух Килат посылает молнии в нечестивцев, нарушающих какое-нибудь из многочисленных табу.

 

Пангасинаны (провинция Пангасинан, центр. и сев.-зап. Лусон)

Богат и разнообразен фольклор (пословицы, сказки, мифы). Сохраняются обычаи демонстрации имущества жениха, выкупа за невесту, вера в духов анито, амулет антинг-антинг – изречение из Библии, которое носят на груди, зашитым в мешочек, считалось, амулет этот гарантировал абсолютную неуязвимость и непобедимость.; в магию. 

Значительное влияние испанской  культуры способствовало появлению  различных гибридных форм музыкального и танцевального искусства (серенады, романсы, фанданго и др.). Популярны сарсуэла — музыкальная комедия на языке пангасинан и праздники святых-покровителей с театрализованными представлениями на религиозные темы (пасьон) и танцами (фанданго в сомбреро). Музыкальные инструменты пангасинан — флейты из бамбука-липакпак и тулали, бронзовые гонги — ганса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и интернет-ресурсов

 

1. Народы и религии мира, под ред. В. А. Тишкова, М.-1998.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Народы_Юго-Восточной_Азии

3. http://www.nhat-nam.ru

4. http://www.filiptur.ru

5. http://linai.lt/index.php


Информация о работе Обычаи, обряды, праздники народов Юго-Восточной Азии