Описание и анализ иконы Богоматерь Любятовская (ГТГ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 00:52, реферат

Описание работы

Богоматерь в темно-бордовом мафории, по краям отделанным (оранжевой) каймой. Из-под мафория зрителю видна часть руки с поручем, (поручи/нарукавником) темно-синего цвета с охристой каймой. На левой видна только кисть руки. На правом плече (по отношению к иконе) мафорий украшен звездой белого цвета, возможно ранее он был другого цвета, со временем поблек/ выцвел. Такая же звезда есть и на челе Богоматери, но в более плохой сохранности, изображение чуть виднеется.

Файлы: 1 файл

НА ПЕЧАТЬ Описание и анализ иконы.docx

— 20.22 Кб (Скачать файл)

Четверухина Любовь

Факультет истории искусства,

III курс, в\о

 

Описание и анализ иконы

Богоматерь Любятовская (ГТГ)

Икона из церкви св. Николая Чудотворца в Любятово,  Псков, середина 15 века, неизвестный иконописец, с 1930 года и по настоящее время икона хранится в Третьяковской галереи.

Иконографический тип  – Умиление (Елеуса), Богоматерь изображена по пояс. Она держит младенца Христа на левой руке,  правая рука согнута в локте и ей она указывает на Христа. Голова ее склонена влево к младенцу, прижимаясь к нему.

Младенец Христос прижимается  к щеке матери, касаясь правой согнутой в локте рукой ее подбородка. В левой (согнутой)  руке он сжимает свиток (?).

Богоматерь в темно-бордовом мафории, по краям отделанным (оранжевой) каймой. Из-под мафория зрителю видна часть руки с поручем, (поручи/нарукавником) темно-синего цвета с охристой каймой. На левой видна только кисть руки. На правом плече (по отношению к иконе) мафорий украшен звездой белого цвета, возможно ранее он был другого цвета, со временем поблек/ выцвел. Такая же звезда есть и на челе Богоматери, но в более плохой сохранности, изображение чуть виднеется.

Общий тон лика Богоматери светлый – оливкого цвета. У нее большие глаза светло-коричневого  цвета, глубокие зеленые тени лежат вокруг глаз, носа и подбородка. Длинный  аккуратный нос  слегка закруглен к низу. С правой стороны он выделен тонкой темной линией. На правой щеке утрачен фрагмент. Маленький рот с тонкими губами написан на тон светлее лика. Под губами с помощью тени, показан округлый подбородок.

На младенце Христе одет хитон темного цвета, с намечаными  светлыми пробелами. Сверху накидка красного цвета. Правая рука  по локоть оголена,  у левой руки видна только кисть. Ноги  Христа перекрещены между собой,  ступни  видны из-под хитона. Фрагмент пальцев ног утерян.  Так же из-под накидки мы видим часть хитона. Одеяния плотно облегают, повторяя контуры тела. 

Лик Христа на тон светлее  лика богоматери. Волосы Христа объемны, без какой-либо фактуры. Объемность прически делает голову более крупной. Глаза миндалевидные, карие. Ухо крупное,по пропорциям не схоже с частями лица. Тень зеленоватого цвета лежит под глазами, носом и под подбородком в области шеи.

 

Нимбы Богоматери и младенца Христа написаны красным с золотым  орнаментом, который слегка виден. У  Богоматери орнамент на нимбе сохранился лучше. Орнамент имеет сложный рисунок, в виде росписи  вьющихся растений.

Фон иконы золотой.

Слой живописи на нижнем поле утрачен полностью. Около правого поля доска пробита насквозь. Икона полностью покрыта кракелюрам.

 

Виктор Никитич Лазарев  так описывает наиболее типичные черты псковских памятников: "Композиции псковских икон чаще всего асимметричны и малоустойчивы, рисунок неточный, но по-своему всегда выразительный, колорит густой и скорее сумрачный с преобладанием изумрудно-зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих. Фоны чаще желтые, хотя встречаются и золотые <...>.1

Любятовская икона является одним из ярких примеров псковской  школы: плавность линий, преимущество темных тонов , но в тоже время теплых  и притягивающих взоры.

 

 

 

 

 


1 Лазарев  В.Н. . Русская иконопись от истоков до начала XVI века


Информация о работе Описание и анализ иконы Богоматерь Любятовская (ГТГ)