Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:46, доклад
Организационная культура состоит из шести составляющих:
1) философии, задающей смысл существования организации и ее отношения к сотрудникам и клиентам;
2) доминирующих ценностей, на которых базируется организация и которые относятся к целям ее существования либо средствам их достижения;
3) норм, разделяемых сотрудниками организации и определяющих принципы взаимоотношений в коллективе;
4) правил, по которым ведется "игра" в организации;
Организационная культура как основа мотивации коллектива фирмы
Понятие и структура организационной культуры
Важным мотивирующим условием сплочения и повышения эффективности деятельности коллектива является организационная культура — набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, которые задают людям ориентиры их поведения и действий.
Организационная культура состоит из шести составляющих:
1) философии, задающей смысл существования организации и ее отношения к сотрудникам и клиентам;
2) доминирующих ценностей,
на которых базируется
3) норм, разделяемых сотрудниками организации и определяющих принципы взаимоотношений в коллективе;
4) правил, по которым ведется "игра" в организации;
5) климата, существующего
в организации и
6) поведенческих ритуалов, выражаемых в проведении в организации определенных церемоний, использовании определенных выражений, знаков и т. п.
Содержание организационной культуры
1. Конкретная организационная культура коллектива может рассматриваться на основе следующих характеристик:
• ценностей (как набора ориентиров в том, что хорошо и что плохо) и норм (как набора предположений и ожиданий относительно определенного типа поведения);
• веры во что-то и отношения к чему-то — веры в руководство, успех, свои силы, во взаимопомощь, в справедливость и т. п.; отношения к коллегам, клиентам и конкурентам, злу и насилию, агрессии и т. п.; влияние религии и морали;
• осознания себя и своего места в организации — одни культуры ценят сокрытие работником
своих внутренних настроений, другие поощряют
их внешнее проявление; в одних случаях
независимость и творчество проявляются
через сотрудничество,
а в других — через индивидуализм;
• трудовой этики и мотивирования — отношения к работе и ответственности за нее; разделения и замещения работы;
• чистоты рабочего места; качества работы; привычек, связанных с работой; оценки работы и вознаграждения; отношений "человек — машина"; индивидуальной и групповой работы; продвижения по службе;
• процесса развития и обучения работника — бездумного или осознанного выполнения работы; полагаются в организации на интеллект или силу; процедур информирования работников; признания или отказа от важности использования логики в рассуждениях и действиях; подходов к объяснению причин;
• взаимоотношений между людьми — в зависимости от возраста и пола, статуса и власти, мудрости и интеллекта, опыта и знаний, ранга и протокола, религии и гражданства; степени формализации отношений, получаемой поддержки, путей разрешения конфликтов;
• коммуникационной системы и языка общения — использования устной, письменной, невербальной коммуникации, "телефонного права" и открытости коммуникаций; жаргона, аббревиатур, жестикуляции;
• осознания времени, отношения к нему и его использования — степени точности и относительности времени у работников; соблюдения временного распорядка и поощрений за это; монохроматического или полихроматического использования времени;
• внешнего вида, одежды и представления
себя на работе —
разнообразия униформ и спецодежды, деловых
стилей;
• того, что и как едят люди, привычек и традиций в этой области — организации питания работников, в том числе наличия или отсутствия специальных мест для этого на предприятии; приносят люди еду с собой или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотации питания; периодичности и продолжительности питания; работники разных уровней едят вместе или отдельно и т. п.
Осознание и разделение
коллективом перечисленных
2. Реакция руководства на критические ситуации, возникающие в коллективе. Если в организации возникают критические ситуации, сотрудники испытывают обостренное чувство беспокойства. Поэтому то, как руководство подходит к разрешению кризисной ситуации, чему при этом отдается предпочтение, в дальнейшем проявляется в формировании системы ценностей и верований персонала, его мотивации.
3. Отношение к работе и стиль поведения
руководителей.
В силу того что руководители занимают
особое положение в организации и на них
обращено внимание сотрудников, стиль
их поведения, их отношение к работе приобретают
характер эталона для поведения в организации.
Работники сознательно или неосознанно
подстраиваются под ритм работы руководителя,
дублируют его под
ход к выполнению своих обязанностей и
тем самым как бы формируют устойчивые
нормы поведения в коллективе.
4. Критериальная база поощрения и наказания
сотрудников.
На формирование организационной культуры,
а через этот процесс —
и на мотивацию сотрудников существенно
влияют критерии поощрения персонала.
Члены организации, осознав, за что они
получают вознаграждение либо наказание,
достаточно быстро формируют представление,
что хорошо, а что плохо в организации.
Усвоив это, они становятся носителями
определенных ценностей, закрепляя тем
са
мым определенную организационную культуру.
5. Критериальная база отбора, назначения,
продвижения и
увольнения из организации. Как и в случае с поощрением, критерии,
используемые руководством при отборе
на работу в организацию, продвижении
сотрудников и их увольнении, существенно
влияют на ценности, которые будут разделяться
сотрудниками организации и, следовательно,
влиять на их мотивацию.
Ко вторичным факторам организационной культуры, которые влияют на мотивацию коллектива, относятся следующие:
1. Структура организации. В зависимости от того, как сконструирована
организация, как распределяются задачи
и функции между ее подразделениями и
отдельными сотрудниками, насколько широко
практикуется делегирование полномочий,
у членов организации складывается определенное
представление, в какой мере они пользуются
доверием у руководства, насколько в организации
присутствует дух
свободы и ценится инициатива сотрудников.
2. Система передачи информации и организационные
процедуры. В организации поведение сотрудников
регламентируется различными процедурами
и нормами. Люди взаимодействуют определенным
образом и по определенным схемам, заполняют
опре
деленные циркуляры и формы отчетности,
с определенной периодичностью и в определенной
форме отчитываются о проделанной работе.
Все эти процедурные моменты в силу регулярности
и повторяемости создают определенный
климат в коллективе, который глубоко
проникает в поведение его членов.
3. Внешний и внутренний дизайн и оформление
помещения,
в котором размещается организация, принципы
размещения сотрудников, стиль декорирования
и многое другое создают у членов организации
определенное представление о ее стиле,
об их позиции в организации и в конечном
счете — о присущих организации ценностных
ориентирах.
4. Мифы и истории о важных событиях и лицах, игравших и
играющих ключевую роль в жизни организации.
Бытующие в коллективе легенды и рассказы,
как создавалась организация, какие значительные
события были в ее истории, кто из людей
и как повлиял на ее развитие, способствуют
тому, что система устойчивых представле
ний о духе организации сохраняется во
времени и доводится до
коллектива в яркой эмоциональной форме.
5. Формализованные положения о философии и смысле существования организации, сформулированные в виде принципов ее работы, набора ценностей, заповедей, которым необходимо следовать, чтобы сохранять и поддерживать дух организации (если они должным образом доводятся до всех ее членов), способствуют мотивации коллектива.
Рекомендации менеджерам по эффективному управлению организационной культурой:
1. Обращайте особое
внимание на нематериальные, внешне
не воспринимаемые стороны
2. Скептически относитесь к предложениям, призывающим к быстрым и значительным изменениям в организационной культуре фирмы, так как они приводят к демотивации коллектива.
3. Старайтесь понять и учитывать значимость важных организационных символов (названия компании, логотипа, лозунгов, элементов фирменного стиля).
4. Прислушивайтесь к историям, рассказываемым в организации, анализируйте, кто их герои и что эти истории отражают в организационной культуре, как они влияют на мотивацию персонала.
5. Периодически используйте
организационные обряды для
Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели. Существует несколько определений организационной (корпоративной) культуры.
Исходя из этих определений под организационной культурой понимаются в основном ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а также их внешние проявления (организационное поведение). Чаще всего организационная (или корпоративная, что несколько сужает это понятие) культура определяется как совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм, верований и предположений, воплощенных в различных сторонах деятельности организации, и которые делают ту или иную организацию уникальной.
Организационная культура выполняет две основные функции:
• внутренней интеграции: осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом;
• внешней адаптации: помогает организации адаптироваться к внешней среде.
Основные элементы организационной культуры:
• Поведенческие стереотипы: общий язык, используемый членами организации; обычаи и традиции, которых они придерживаются; ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях.
• Групповые нормы: свойственные группам стандарты и образцы, регламентирующие поведение их членов.
• Провозглашаемые ценности: артикулированные, объявляемые во всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится организация или группа («качество продукции», «лидерство на рынке» и т.п.).
• Философия организации: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются ее действия по отношению к служащим, клиентам или посредникам.
• Правила игры: правила поведения при работе в организации; традиции и ограничения, которые следует усвоить новичку для того, чтобы стать полноценным членом организации; «заведенный порядок».
• Организационный климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами.
• Существующий практический опыт: методы и технические приемы, используемые членами группы для достижения определенных целей; способность осуществлять определенные действия, передаваемая из поколения в поколение и не требующая обязательной письменной фиксации.
Аналогично культуре общества в
целом, культуру организации нельзя
понимать как абсолютно однородную
и внутренне неразделимую сущность.
Специфика организационной
Организационная культура — заведомо неоднородное явление, так как в любой культуре главенствуют формирующие ее базовые характеристики, указывающие, какие принципы должны преобладать, если возникает конфликт внутри культуры. Это делает возможным наличие отличных от доминирующей культуры систем ценностей. Таким образом, в любой организации потенциально заложено множество субкультур, причем почти любая из них может стать доминирующей, если она поддерживается и используется руководством организации как консолидирующий элемент. Организационная культура сама по себе является определенной субкультурой в рамках культуры социума.
Формирование организационной культуры — это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации корпоративную культуру. Часто в бизнес-среде руководители пытаются сформировать философию своего предприятия, где декларируют прогрессивные ценности, нормы, и получают не соответствующие своим желаниям и вложениям средств результаты. Происходит это отчасти и потому, что искусственно внедряемые организационные нормы и ценности вступают в конфликт с реально существующими и поэтому активно отвергаются большинством членов организации.
Информация о работе Организационная культура как основа мотивации коллектива фирмы