Основные черты культуры Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 10:51, реферат

Описание работы

Первые следы появления земледелия на территории Египта относятся к эпохе неолита (7 тысяч лет до н.э.), однако характерные для цивилизации черты появляются лишь к VI тысячелетию до н. э. Человек начал переходить в этих местах к оседлости, активно развивалось скотоводство и земледелие, начали изготавливаться предметы погребального культа из терракоты, появилось гончарное ремесло.

Содержание работы

Введение
1. Исторические аспекты культурного развития Древнего Египта
2. Особенности культуры Древнего Египта
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Египетская сила.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Но бурное развитие культуры было в первую очередь обусловлено  высвобождением из непосредственного  производства все большего числа  людей, что возможно только при ужесточении эксплуатации остального населения, т.е. с развитием рабовладельческого общества.

Централизация власти в  Древнем Египте породила специфические  формы общественного сознания, отраженные в культе фараона. Он опирался на родовые  представления о фараоне как  родоначальнике всех египтян. Наиболее ярко этот культ выражен в погребальном обряде. Пирамида, воздвигнутая над могилой фараона — не только грандиозный памятник, но и символ многоступенчатой поминальной скамьи, на которой есть место для каждого египтянина — члена общины

В то же время пирамида символизирует лестницу к солнцу, да и само солнце: треугольниками в  древности обозначали солнечные  лучи (вершинами примыкающими к кругу). Пирамиды были завершающим звеном погребального обряда, который начинался на пристани, куда выносили тело фараона, привезенное по Нилу. Дальнейший путь умершего фараона повторял путь солнца по небосводу - с востока на запад. Обряды очищения и мумификацию фараона совершали в нижнем храме: это ворота в начале его пути. Далее вела "дорога восхождения к заупокойному храму", где проходила церемония обожествления фараона. После этого гроб с мумией помещали в саркофаг. В Среднем царстве символика пути фараона очевидно изменилась: теперь это путь в царство Осириса — царство мертвых, в котором солнце движется в обратном направлении. Стороны пирамиды теряют строгую ориентацию по сторонам света, система внутренних коридоров усложнялась (имитация сложностей пути). Ментухотеп I, вновь объединивший Египет в Среднем царстве, вообще устроил гробницу в скале, хотя и напоминавшей пирамиду. В скалах строили свои гробницы и фараоны Нового царства.

Как и в других культурах, в борьбу со светской властью вступили жрецы. Поэтому фараоны IV династии не только пытались возвеличить свою власть строительством самых высоких пирамид; есть свидетельства о том, что Хуфу закрывал храмы, запретил жертвоприношения. Начало упадка власти фараонов не случайно совпадает с расцветом храмового строительства (с V династии).

Как попытку восстановить власть фараона во времена VI династии следует расценивать, в частности, и вынесение статуй фараона за стену, окружающую пирамиду, — на глаза верующим. Искусство осознанно было использовано для выполнения социальных задач. Для народа были впервые открыты некоторые помещения заупокойных храмов.

Власти фараона угрожали и областные правители (номархи). Периоды централизованного царства регулярно сменялись периодами междуцарствия - распадом Египта на изолированные номы. В эти периоды ирригационные системы приходили в упадок, что подчеркивает большое организационное значение централизованной власти. В дальнейшем, в период Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н. э.), общегосударственные функции централизованной власти становятся еще более очевидны и определенны: падает значение собственного, отечественного хозяйства, но растет значение завоевательной политики — завоевание и освоение новых земель и рабов.

Новый скачок в развитии египетского государства сопровождался  появлением различных новшеств в средствах производства (во времена Нового царства, в XVI—XII вв. до н. э.). Совершенствуется бронзовое литье, изобретены мехи, приводимые в действие педалями, пластинчатый панцирь для воинов, создается военный флот; половину войск отныне составляют наемники (не отвлекается на войны трудовое население); в земледелии используется удобный плуг, колодезные "журавли" для подачи воды в ирригационные системы различного уровня, произведен дренаж плодороднейшей дельты Нила, возникает овцеводство и коневодство. На юге Египет продвигается до 3-его порога, на севере охватывает Сирию и Палестину. Влияние фараона достигает такой силы, что в царствование Эхнатона от власти (на время) отстраняются жрецы.

Хозяйственная и этническая определенность была закреплена не только политически - централизованной властью, но и поддерживалась мощными идеологическими средствами. Именно формирование общей религиозной структуры послужило предпосылкой формирования общественного сознания.

Содержательная, социальная эволюция египетской религии затемняется  изменением внешних образов, вызванным различием местных культов. В "Текстах пирамид" (V династия) излагаются прежде всего основы гелиопольской теологии — культ солнца Ра; фараон носил титул "сын Ра". Во времена VI династии возросла роль города Абидоса и все большее распространение получал культ Осириса с его идеей по-смертного воздаяния. Новое царство процветало под знаком фиванского бога Амона (отождествленного с Ра), а его закат сопровождала мемфисская теологическая концепция, по которой все боги являются эманацией единого бога Птаха, создавшего мир силой своего слова.

Благодаря развитию письменности в храмах создавались религиозные, научные и литературные труды. В них идеологические мотивы представлены достаточно выпукло. Центральное место в древнеегипетской религии занимала богиня Маат, отождествлявшаяся с истиной и порядком (законом). Владыки, визири рассматривались как жрецы истины, создатели, учредители и блюстители законов. Моральные и правовые нормы фиксировались в развивающейся древнеегипетской литературе, прежде всего официального характера. Так, принципы Маат утверждаются в "Текстах пирамид", в одном из древнейших поучений "Премудрость Птаххотепа". "Мемфисский богословский трактат" освящает существующие социальные отношения как созданные Птахом. Бессмертие и могущество фараона восхваляется в заупокойных "Текстах пирамид".

В эпоху междуцарствий  шла настоящая идеологическая война  между сторонниками централизованной власти, призывающими к единению и  возврату к культу Ра и опирающимися на идею посмертного воздаяния (и даже объясняющими земные беспорядки грехами людей), — и носителями центробежных тенденций. Оппозиционная идеология зародилась в среде местных правителей обособившихся номов, присваивающих царские привилегии. Окончательно формируется как средство объединения страны среднеегипетский язык; становление сословия писцов сопровождается развитием скорописи (иератическое письмо). Развиваются новые жанры литературы: сказки.

Существование и обновление древнеегипетской культуры обеспечивалось постоянным взаимодействием в обществе центробежных и центростремительных тенденций. Лишь объединение усилий населения позволяло поддерживать и расширять оросительные системы и обеспечить существование интеллектуальной элиты для развития культуры.

 

 

Заключение

 

Земледелие и потребности  государственного объединения определили деформацию бытовавших верований. Иерархия богов получала переориентацию в зависимости от того, в какой ном переносили столицу, а с солнцем - Pa - поочередно отождествлялись местные божества. Земледельческие культы образуют сюжетную мифологию, воспроизводящую смену времен года и циклы полевых работ. Первоначально богиней плодородия была Хатор (а также владычицей кладбищ и "прекрасного запада", она встречала умерших перед вратами подземного царства). Пробуждение растительности после засухи и зноя связывали с возвращением солнечного "ока", дочери Pa — Тефнут.

Существование оппозиционной  светской идеологии вызвало раздвоение общественного сознания и отразилось на характере заупокойных храмов и гробниц царей. Поскольку их святость уже ставилась под сомнение, а сокровищам угрожало разграбление, храмы располагались у подножия гор, а гробницы - в тайниках скалистых ущелий. Например, заупокойный храм царицы Хатшепсут состоит из трех окруженных колоннами террас, ступенями врастает в толщу скал, являясь как бы естественным их продолжением. Целиком вырублен в скалах храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Его фасад — гигантский пилон, перед которым высятся двадцатиметровые статуи сидящих фараонов.

Социальное и идеологическое основания Древнего Египта оказались столь прочны, что вторгшиеся с северо-востока гиксосы не разрушили принципы сложившейся культуры. Новое царство стало эпохой расцвета Египта в качестве уже мировой державы, распространившей политическое и культурное влияние далеко за свои пределы. Возврат к солярному культу уже на основе фиванской мифологии (Амон-Ра) обеспечивал единение Египта с другими странами. В храмах помещаются рельефы с изображениями посольств от четырех стран света, церемоний принятия дани, торжественных пиршеств, походов в иные земли. В анналах, одах и гимнах прославляются египетские боги как творцы и других стран.

 

Список использованной литературы

 

  1. Гуревич П.С. Культурология. - М.: Знание, 1998.
  2. Завершинский К.Ф. Культура и культурология в жизни общества. Учебное пособие. – Великий Новгород, 2000.
  3. Гуревич П.С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998г.
  4. Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 384 с.
  5. Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Родугина Изд. “Центр” Москва 1998г.
  6. Культурология /Под ред. А.Н. Марковой М., 1998г.
  7. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997.-344 с.
  8. Иллюстрированная история религий. Т.1,2 – М.: Изд-во Валаамского монастыря, 1992.



Информация о работе Основные черты культуры Древнего Египта