Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 15:16, реферат
Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.
Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.
В литературе есть дополнение указанных психологической функцией, соотносимой (и практически отождествляемой) с утешительным уровнем компенсаторной.2 Можно продолжить перечень функций познавательной, духовной, этнической и другими, что еще раз подчеркивает сложность и культурную ценность религии независимо от личного отношения к ней.1 В зависимости от конкретно исторических условий изменяется количество функций, степень их распространения, субординация, а следовательно и роль религии. Следует отметить, что принципиальное разграничение на положительную или отрицательную, прогрессивную или реакционную роль не только относительно, но и возможно только в секулярном или секуляризирующемся обществе. В сакральном обществе такой подход возможен для выявления роли определенной формы религии по отношению к остальным.
В совокупности функции религии выделяют функцию интеграции (Э.Дюркгейм), функцию легитимации социального порядка (П.Бергер), функцию спасения (Б.Уилсон), компенсаторную (Д.Угринович), психотерапевтическую и другие. Правомерно ли выделять сущностную или специфическую функции религии? Отвечая на вопрос, исследователь показывает свою позицию в понимании религии как феномена. Если религия часть целого, тогда мы должны определиться с целым: что это – культура, общество, связь с Богом, контакт с инопланетной цивилизацией? Понимание религии самостоятельным явлением предполагает признание качественной определенности и ее сущности.
Если оперировать понятиями системного и структурно-функционального анализа, то религия, по нашему мнению, одна из самых сложных и динамичных систем и в то же время подсистема «триединой» системы «человек – общество – культура». На ранних этапах истории религия совпадала с человечеством и (или) обществом, культурой, а в основном была и остается полифункциональной подсистемой, способной при необходимости более или менее успешно заменять (восполнять) другие подсистемы. Таким образом, религия обеспечивает жизнеспособность человечества, культуры. Когда религия как подсистема начинала угрожать бытию человечества, люди, обычно неосознанно, обновляли ее другой формой религии или оттесняли развитием (созданием) иной подсистемы. Не исключено, что в будущем, как предсказал К.Маркс, религия отомрет, а может быть возродится для спасения человечества от другой подсистемы, переродившейся в раковую опухоль, что также не противоречит сущности религии в понимании К.Маркса.
Понимание религии самостоятельным феноменом, сформулированное в рабочем определении, подводит к признанию сущностной функции религии. К таковой не могут быть отнесены фантазия, иллюзия, компенсация, легитимация, интеграция, этнизация, коммуникация – поскольку они присущи многим явлениям мира человека. Но все перечисленные феномены и процессы могут стать элементами религии если ей придать значение святости. Функция освящения, по нашему мнению, является сущностной функцией религии. На проблемах священного, его содержания, структуры и функции развивается религия в совокупности конфессий, возникает и развивается светская культура в качестве альтернативы религиозной культуре. Поиск высших смыслах бытия – высшая из собственно человеческих потребностей – включает и религиозную традицию.
http://www.rummuseum.ru/
г) Особенности основных мировых религий
ИСЛАМ (араб., букв. — покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:
1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Алла
2) пятикратное ежедневное соверше
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамадан (саун);
5) паломничество в Мекку(хадж), совершаемое хотя бы единожды в
ХРИСТИАНСТВО, одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (см. Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства — Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.
БУДДИЗМ, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. — нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). В центре буддизма — учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение — субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание — состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции — человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и, безусловно, высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д.
Православие - одно из основных направлений христианства, не имеющее единого центра и представленное несколькими самостоятельными церквями. В настоящее время православие представлено рядом автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская, Румынская, Чешская, Словацкая, Американская и другие.
Образование православных церквей началось еще в первые века возникновения христианства и господствовало в восточной части Римской империи - Византии. С 1589 г. на Руси избирается свой патриарх и русская церковь становится независимой от Византии. В настоящее время - это одна из православных церквей.Отличительной особенностью православия является то, что оно со времени первых семи вселенских соборов не добавило ни одного догмата к своему вероучению. Оно также не отказалось ни от одного, как это имело место в протестантизме (протестантизм - совокупность многочисленных христианских церквей, сект и деноминаций значительно отличающихся по вероучению и деятельности от основных христианских церквей). Именно это православная церковь считает главной из своих заслуг.Центральным в православном мире по традиции считается Вселенский Константинопольский Патриархат, признающий своей задаче сохранение единства восточных Церквей в вероучении и верности решениям Отцов семи Вселенских соборов(IV-VIII века). Православие отрицает примат Папы по отношению к епископам, находящимся вне юрисдикции Рима. Согласно православной традиции, любая поместная Церковь, сохранившая апостольское преемство и чистоту веры, является Церковью в полном и подлинном смысле слова, этим православие ставит под вопрос право протестантов называть свои христианские общины Церквами.Православие тяготеет к традиционализму и храмовому благочестию. Оно мало внимания уделяет целенаправленной организации своей деятельности, миссионерской работе и социальному служению, раскрытию творческих сил человека и защите социальной справедливости. Гораздо большее значение придается деятельности в рамках уклада Церкви. Монашество считается лучшей частью православного народа Божия.Православная философская мысль XIX-XX веков развивалась весьма свободно по отношению к догматике и отличается высоким уровнем и своеобразными подходами к вопросам Богопознания, метафизики, антропологии, космологии и т.п.
мировая религия христианство ислам буддизм
Католицизм - одна из основных христианских церквей наиболее многочисленная и жестко централизованная. Он распространен преимущественно в Западной Европе, Латинской Америке и США, однако немногочисленные католические общины существуют по всему миру.
Католицизм имеет единую церковную организацию во главе с Папой Римским и с центром в Ватикане - теократическом государстве, находящемся на территории города Рима. Католицизм (римско-католическая церковь) охватывает все христианские общины, находящиеся в полном единстве с Римом, имеющие с ним общность вероучения, таинств и обрядовой традиции, нравственности и образа жизни. Католик - тот, кто принадлежит к общине под юрисдикцией Рима, верит, что Рим - центр вселенского христианства, что Папа - викарий Иисуса Христа и наследник кафедры и служения апостола Петра, имеющий полномочия примата по отношению ко всем епископам в мире.
Миссия католической церкви - активно распространять действие спасительный благодати Христовой на все сферы деятельности человека, а для этого - идти на открытый диалог со светской культурой. Для католицизма характерен христианский миссионерский универсализм - никакие земные барьеры не имеют значения для передачи евангельской вести тем, кто в ней нуждается. Католики консервативны по отношению к собственной традиции, они считают свой духовный опыт нарастающим в истории и не склонны революционно преобразовывать свою традицию. Для католиков характерен высокий уровень организованности, дисциплины и личной ответственности, необходимой для осуществления большого числа различных христианских миссий.
Католики убеждены, что долг Церкви - защищать свободу и достоинство человека и социальную справедливость вопреки всем силам мира сего. Религиозно-философская мысль в католицизме каждый век приносила миру немало великих имен и результатов, то же можно сказать и о достижениях в литургической музыке, храмовом строительстве, скульптуре и живописи - все это - творения осененных божественной благодатью великих музыкантов (Моцарт, Бах, Гендель, Шуберт), архитекторов и скульпторов (Микеланджело, Доницетти), живописцев (Леонардо, Эль Греко, Рафаэль).
Шиизм Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. двенадцатый по счету имам - Мухаммед бен аль-Хасан - таинственно исчез. Шииты поклоняются этому “скрытому имаму”. Как и сунниты, они признают святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственные священные писания - ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али.
В VII-IX вв. шиизм распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зейдитов, имамитов.
Ламаизм Название этого особого направления буддизма произошло от слова “лама” - названия монаха или жреца - основной фигуры в тибетском варианте буддизма. Этот вариант буддизма сложился в VII-XIV вв. н.э. в Тибете на основе махаяны и тантризма - гадательной практики местных племен. Ламаизм является до настоящего времени основной религией тибетцев, разделяясь на ряд сект или школ. К XVII в. распространился среди монголов, бурят, тувинцев и калмыков.
В ламаизме, признающем все основные догматы буддизма, особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых рядовой верующий не может ни достичь нирваны, ни попасть в рай. Каноническую основу ламаизма составляют сборники святых текстов - Ганджур и Данджур. Для ламаизма характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии, множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против злых сил и духов. Главная добродетель - безусловное подчинение ламам. “Десять черных грехов” - убийство, кража, прелюбодеяние, ложь, клевета, злословие, пустословие, жадность, злоба, ложные воззрения.
Центральное духовное управление ламаистами России осуществляет хамбо-лама из своей резиденции на территории Бурятии.
Дзен-буддизм - китайская форма махаяны (раннего буддизма), распространившаяся в Китае с I в. н.э. В VI-VII вв. происходит распад дзен или чань - (кит. “чань” от санскритского “дхъяна” - медитация) буддизма на северную и южную ветви. Северная вскоре полностью заглохнет, а южная и составит основу китайского (чань) и японского (дзен) буддизма.
Восприняв в качестве центральных категорий такие понятия буддийской философии как нирвана, карма, перерождения, основной упор последователи дзен делали на внелогические средства (метод внезапного озарения - сатори). Для этого, кроме собственно медитации, активно использовались парадоксальные задачи, диалоги, дыхательные и гимнастические упражнения. Просветления, как считалось, можно было достичь также ненормальным (недостойным) поведением: громким хохотом, резким окликом и т.д. В дзен-буддизме фактически отвергаются канонические буддийские ценности: так, нирваны, озарения можно достичь лишь тогда, когда человек живет без цели и без направления деятельности. Здесь дзен сходится с даосизмом.В настоящее время дзен-буддизм распространен в Корее, Вьетнаме, Японии, у народов других стран.
www.allbest.ru