Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 11:58, контрольная работа
Каждый социальный работник должен придерживаться данных правил и норм, должен нести ответственность за то, чтобы его деятельность была направлена на удовлетворение нужд и потребностей клиента.
Основными функциями этики социальной работы можно считать следующие:
- оценочная - дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия работников;
- регулятивная - вытекает из потребности регулировать поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях;
1 Основные функции
Каждый социальный работник должен придерживаться данных правил и норм, должен нести ответственность за то, чтобы его деятельность была направлена на удовлетворение нужд и потребностей клиента.
Основными функциями этики социальной работы можно считать следующие:
- оценочная - дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия работников;
- регулятивная - вытекает из потребности регулировать поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях;
- организационная - служит улучшению организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга;
- управляющая - служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела;
- мотивационная - служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;
- координирующая - обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;
- регламентирующая - направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту;
- воспроизводственная - позволяет воспроизводить действия социальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;
- воспитательная - служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника, так и его клиента и социального окружения клиента;
- коммуникативная - служит средством коммуникации между специалистами и их клиентами;
- оптимизирующая - способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности;
- стабилизирующая - способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работниками и клиентами и их близкими, между социальными работниками и представителями различных учреждений;
- рационализирующая - облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональной морали решения;
- превентивная - предохраняет, предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;
- прогностическая - позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов, их этическое развитие;
- информационная - приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;
- социальная - способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе;
- социализирующая - служит делу приобщения социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.
Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.
Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:
- соблюдение разумных интересов клиента;
- личная ответственность
социального работника за
- уважение права клиента
на принятие самостоятельного
решения на любом этапе
- принятие клиента таким, каков он есть;
- конфиденциальность;
- доброжелательность;
- бескорыстие;
- честность и открытость;
- полнота информирования клиента.
Несмотря на вышесказанное, на практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность.
Но применять для руководства в повседневной работе выше озвученные ценности не всегда легко. В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник.
Профессиональная этика выполняет множество функций, способствующих качественному выполнению социальным работником своих обязанностей. А существующие провозглашенные этические принципы задают ориентиры в деятельности каждого социального работника.
Тем не менее, данные нормы применимы не во всех ситуациях, с которыми сталкивается работник социальной сферы. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. Проблемные области и этические дилеммы далеко не всегда являются общими для разных стран из-за различий в культуре и государственном управлении. Каждая национальная ассоциация социальных работников должна поощрять дискуссии с целью выяснения важнейших вопросов и проблем, характерных для данной страны. И социальный работник всегда должен быть подготовлен к неоднозначным моментам и ситуациям, в которых ему придется руководствоваться своими собственными моральными принципами и ценностями.
2 Кодекс этики социального
педагога и социального
Кодекс этики социального работника и социального педагога – членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников» Москва 2003г.
Данный кодекс распространяется на все виды деятельности социального педагога.
Кодекс содержит 7 разделов. Введение, определение социальной работы, ценности социальной работы, принципы социальной работы, стандарты этического поведения, определение социальной работы и комментарии международной федерации социальных работников, международные соглашения на которых строятся принципы и стандарты этики социальной работы.
Главная цель «Кодека этики социального работника» - определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.
В задачи Кодекса входит характеристика основных этических норм и правил, которыми руководствуются социальные работники в своей практической деятельности. Этот документ является манифестом, провозглашающим ценности и принципы, способствующие повышению и поддержанию высокого стандарта профессиональной деятельности каждого социального работника.
Кодекс может быть использован и другими людьми для определения стандартов профессионализма, ожидаемого от специалистов социальной сферы и студентов социальных вузов. Поэтому работодатели могут включать данный кодекс в тексте контрактов по найму, заключаемых с социальными работниками.
Положения Кодекса ориентирует социальных работников строить практическую деятельность вокруг интересов клиента, вовлекая его на равноправной основе на всех стадиях в процесс оказания ему социальных услуг.
Кодекс требует от социальных работников исполнять свои обязанности профессионально, руководствуясь этическими и моральными принципами.
Кодекс не предоставляет права никому подвергать дискриминации человека в каких бы то ни было целях.
Согласие с Кодексом этики и его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к профессии социального работника.
Социальная работа – это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной и социально-педагогической работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую-либо группу или сообщество.
Социальный работник и социальный педагог:
а) соблюдают принципы социальной работы в части касающейся клиентов: принимают человека таким, как он есть; привлекают его к активной совместной работе; обеспечивают конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней; несут ответственность за результаты своей работы с клиентом; проявляют личную порядочность по отношению к нему.
б) ценят и уважают личные устремления, индивидуальные особенности, инициативу и творческий подход клиента к совместному с ними решению его проблем; оказывают помощь клиентам с целью восстановления и развития их собственных потенциальных возможностей с соблюдением в равной степени прав других людей и социальных групп;
в) отдают приоритет поддержке основных интересов клиентов, но при этом уважают и учитывают интересы и других людей; в тех случаях, когда возникает конфликт интересов различных клиентов или конфликт интересов клиента и действующего в России законодательства, предупреждают клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты;
г) минимизируют использование юридических, психологических, экономических или других видов принуждения; в случаях, когда такое принуждение неизбежно, оно должно быть этически, профессионально и юридически оправдано;
д) отвергают любые формы дискриминации, основанной на национальности, сексуальных отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, политической ориентации, на умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках.
3 Этикет при знакомстве
и повторной встрече с
Этикет (от фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Социальный работник является официальным лицом, выполняющим возложенные на него обязанности и представляющим свое учреждение и государство. От того, насколько внешний вид и поведение, речь социального работника соответствует общепринятым правилам этикета, зависят не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение о социальных службах и социальной работе. Для того, чтобы строить свое поведение в соответствии с правилами этикета, необходимо следовать его принципам, которые отражают моральные требования, предъявляемые к культуре отношений. Можно выделить четыре основных принципа этикета.
Принцип гуманизма – уважение
к человеку, признание достоинства его
личности, доброжелательное к нему отношение.
Этот принцип воплощается в таких требованиях
к поведению социального работника, как
вежливость, тактичность (чувство меры),
внимательность, чуткость и точность.
Принцип
целесообразности действий. Современный
этикет требует не заучивание правил поведения,
а творческого использования их применительно
к конкретным ситуациям, исходя из целесообразности.
Ведь цель этикета – научить вести себя
так, чтобы не доставлять своими действиями
лишних хлопот окружающим и себе.
Принцип
эстетической привлекательности поведения
(красоты поведения). «Недостаточно делать
добро, надо делать его красиво» (Д.Дидро).
Этикет требует, чтобы форма, то есть
поведение и внешний вид человека, манера
общения, соответствовали его содержанию.
Принцип
учета народных обычаев и традиций.
Социальному работнику, чтобы
случайно не попасть в неловкое положение
и правильно построить общение, определить
форму помощи клиенту, следует изучать
традиции и обычаи того народа, с представителями
которого он работает.
Типичными
ситуациями в профессиональной деятельности
социального работника являются знакомство,
повторная встреча с клиентом, консультирование,
повседневное общение (например, в стационаре),
общение с окружением клиента.
Знакомство.
К встрече необходимо подготовиться:
наметить вопросы, которые нужно будет
задать клиенту, составить схему беседы,
продумать манеру своего поведения, привести
в порядок внешний вид.
Беседу следует начинать с приветствия
и представления. Представляясь, социальный
работник должен назвать свое имя, отчество,
фамилию и должность. Если договоренность
о встрече была достигнута ранее (например,
по телефону), следует упомянуть об этом,
чтобы клиент знал, что беседует именно
с тем человеком, с которым уже разговаривал.
Если же произошла неожиданная замена
социального работника, следует объяснить
причину этого. Выясняя сущность проблемы
клиента и его мнение по поводу необходимой
помощи, следует в корректной форме задавать
уточняющие вопросы. Получив всю нужную
информацию, важно в присутствии клиента
внимательно просмотреть ее, чтобы удостовериться,
что ни один существенный вопрос не упущен,
и затем вкратце повторить клиенту основные,
ключевые моменты беседы.
Если в ходе
первой встречи не были решены все вопросы
и намечаются дальнейшие встречи, то социальному
работнику и клиенту следует договориться
о времени их проведения – назначить конкретный
день и час.
День приема устанавливается заблаговременно
и соблюдается неукоснительно. Чтобы не
создавать очередь, необходимо стараться
ограничить время приема одного клиента
30 минутами.
Если встреча происходит на дому, не рекомендуется принимать предложения клиента пообедать или выпить чай, нужно деликатно отклонить предложение, поблагодарив. Работнику социальной службы не следует также открыто изучать обстановку, если этого не требуют интересы дела и не предложено клиентом.
Консультирование
Социальному работнику, проводящему
консультацию, следует в первую очередь
помнить о том, что клиент пришел за советом,
а не за тем, чтобы выслушивать нотации,
поучения или получить оценку своих качеств.
Тон беседы поэтому ни в коем случае не
должен быть нравоучительным, а тем более
обличительным – он должен быть дружеским,
благожелательным.
Необходимо выяснить, чего именно от консультации
ждет клиент. После того, как социальный
работник собрал достаточную информацию
и принял решение, он может рекомендовать
своему клиенту различные возможные варианты
решения проблемы, тщательно их проанализировав
и указав на вероятные последствия. При
этом выбор варианта решения – право клиента.
Если клиенту необходимо несколько консультаций,
следует сразу обговорить, когда и по какому
поводу будет проведена следующая.
Консультационная работа прекращается,
когда проблема решена или по желанию
клиента. Если клиент неожиданно перестал
посещать консультации, следует связаться
с ним и выяснить, почему это произошло.
Информация о работе Основные функции профессиональной этики социального работника