Основные этапы становления культурной политики Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 23:05, реферат

Описание работы

В 1974 году в Италии создается Министерство культурного наследия и окружающей среды (Декрет-закон №657 от 14 декабря 1974 года), но видимо выполнение нескольких функций (охрана культурного наследия и окружающей среды) стало слишком сложной задачей, несмотря на преобладание комплексного подхода к охране наследия. И в 1975 году министерство было преобразовано в Министерство культурного достояния (Министерство по вопросам охраны памятников культуры) (Закон №5 от 29 января 1975 года.)

Файлы: 1 файл

ГОТОВОЕ.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

1. Основные этапы  становления культурной политики  Италии.

 

В 1974 году в Италии создается Министерство культурного наследия и окружающей среды (Декрет-закон №657 от 14 декабря 1974 года), но видимо выполнение нескольких функций (охрана культурного наследия и окружающей среды) стало слишком сложной задачей, несмотря на преобладание комплексного подхода к охране наследия. И в 1975 году министерство было преобразовано в Министерство культурного достояния (Министерство по вопросам охраны памятников культуры) (Закон №5 от 29 января 1975 года.)       

 

В ведение Министерства по вопросам охраны памятников культуры из министерства внутренних дел была передана архивная служба, из министерства народного просвещения – антиквариат, изобразительное искусство и библиотеки. И в результате этой реорганизации в министерстве была сосредоточена деятельность по охране археологического, исторического, библиотечного и художественного наследия. Министерство по вопросам охраны памятников культуры включает в себя четыре центральных управления.

     Существуют и другие субъекты государственной культурной политики в области охраны национального достояния. Например, Министерство общественных работ. С 1950 г. Оно осуществляет реставрационные работы. Ему предписано заниматься работами чисто технического характера - художественные и исторические работы находятся в ведении соответствующих структур министерства культурного достояния. Еще один субъект – Министерство туризма, ответственное за разработку «туристических и культурных маршрутов в Италии".

    Регионам с особым  статусом было предоставлено  значительно больше полномочий. Они получили право даже на  собственное законодательство. В  административно-территориальном отношении  Италия разделена на 20 областей, включающих 94 провинции. Почти все области приняли законы, касающиеся культурной деятельности, библиотечной деятельности (16 областей), музеев (10), охраны культурных ценностей (16), исполнительского искусства (17), молодёжной политики (6).

 

    Итальянская культурная  политика в области охраны культурного и природного наследия, начала формироваться раньше, чем в других странах Европы, что можно объяснить наличием значительного количества культурных ценностей, обладающих не только национальной значимостью, но и мировой и сосредоточенных в рамках данной территории. Италия, владеет 40 процентами мирового наследия, что естественно, требует от нее невероятных усилий по его защите. Оценка культурного наследия Италии в сумму около 2 триллионов евро, как раз и указывает на новые тенденции в отношении наследия. Конечно же, это приблизительная сумма, так как стоимость некоторых культурных объектов вообще трудно определить.

 

Практически одновременно с созданием специализированного государственного органа опеки над наследием в 70-х годах в Италии начался процесс децентрализации культуры, что подтверждается, например, Декретом от 14 января 1972 г., президентским указом № 616 от 24 июля 1977 года, расширившим компетенцию регионов, оставляя за правительством контрольные функции.


 

2. Особенности современной модели культурной политики Италии:

 

Цели, задачи, основные принципы и приоритеты культурной политики.

 

Культурная политика – это социокультурный феномен, порождаемый конкретными потребностями господствующих групп общества, она имеет конкретно-исторический характер, в силу чего способна трансформироваться. Именно поэтому ее изучение необходимо соотносить с той социокультурной ситуацией, которая складывается в обществе в данный период. Актуализация проблем сохранения наследия в первой половине ХХ века связана с такими общественными тенденциями, как индустриализация, урбанизация, приведшие к практике создания системы охраняемых природных территорий, к регламентации застройки земель (например, закон Италии №1150 «Об урбанистике» от 17.08.1942 г.), целому ряду инициатив, направленных на сохранение национальной идентичности и культурного разнообразия. В странах, где в начале века, идет формирование   тоталитарных систем (Италия, Германия), сохранении культурного и природного наследия, становиться государственной задачей, так как именно на национальных ценностях строиться политика превосходства.

 

Во второй половине ХХ века, после II Мировой войны тенденции сохранения национального достояния усиливаются. Начинает формироваться международная система права в этой области. В 1954 году принимается Гаагская Конвенция «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», в 1972 году Конвенция ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия». В период с 1971 по 1975 гг. в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, был принят 31 важнейший национальный закон в области охраны окружающей среды в сравнении с 4 законами в период с 1956 по 1960 гг., 10 законами - с 1960 по 1965 гг. и 18 законами – с 1966 по 1970 гг.

 

Начиная с 1972 года в разных регионах мира объектами культурного и природного наследия на середину 2005 года было признано 825 объектов. Побудительным мотивом к этому стало более глубокое понимание значимости этих объектов для современного и будущих поколений.

 

Также именно во второй половине ХХ века создаются специализированные государственные органы охраны национального достояния. В Италии в 1974 году – Министерство культурного достояния (Министерство по вопросам охраны памятников культуры). Данный этап в культурной политике европейских стран, обусловлен уже иными факторами, чем в начале века. Во-первых, это разрушение и потеря огромного количества культурных ценностей во время войны, перемещение их на чужую территорию. Во-вторых, в 70-х годах ХХ века, Дэниэл Белл провозгласил идею о наступлении эры постиндустриального общества, которое как показали исследования различных ученых, не обязательно дружелюбно к наследию. Глобализация, как объективный процесс также начинает развиваться в этот период. Формирование однополярного мира привело к объединению усилий европейских стран вокруг защиты национальной идентичности и культурного разнообразия. И если раньше та или иная страна, в одиночку могла решить возникшие перед ней проблемы в обеспечении сохранности культурного и природного наследия, то современная социокультурная ситуация, требует часто усилий всего мирового сообщества. Именно поэтому, начиная, примерно с 70-х годов ХХ века формируется международная система охраны наследия, призванная объединить усилия различных стран в деятельности по его охране. Одна из последних конвенций ЮНЕСКО «Об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения», принятая в 2005 году, утверждает то, что культурное разнообразие является неотъемлемой отличительной чертой человечества. Культурное разнообразие является общим наследием человечества, необходимо дорожить им и сохранять его на благо всех, сознавая, что культурное разнообразие создает богатый и многообразный мир, который расширяет диапазон выбора и обеспечивает питательную среду для человеческих возможностей. Именно подобного рода усилия способны противостоять проблемам современного общества.

 

Однако несмотря на универсальность подходов европейских стран в деятельности по охране наследия, тем не менее, каждая страна имеет и свой уникальный опыт в этой области, использует собственные средства и методы защиты национального достояния.

 

Италия в сравнении с другими странами Европы, первая приступила к выработке концепции охраны национального достояния. Это объясняется хотя бы таким фактом, что эта страна владеет 40 процентами мирового культурного наследия. 40 объектов включены в Список всемирного наследия. В Италии, наряду с такими признанными культурными центрами, как Рим, Неаполь, Флоренция, существуют и другие не менее известные широкой общественности центры -Милан, Венеция, Модена и т.п.. Италия сосредоточила на своей территории наследие разных исторических эпох –Античности, Средневековья, Возрождения, что обуславливает особенности культурной политики в данной сфере.

 

Тип культурной политики в Италии также относится к европейской модели взаимоотношений культуры и государства. Считается, что итальянский подход к сохранению культурного наследия - самый профессиональный. Причем, это касается как собственно национальных памятников, так и тех, что находятся за пределами Италии. Речь идет об активном участии Италии в деятельности ЮНЕСКО. В октябре 2004 года эта уважаемая международная организация официально доверила именно Италии ответственную и почетную должность координатора международных проектов по спасению художественного наследия во время военных действий и стихийных бедствий. В каждом отдельном случае из числа ведущих итальянских архитекторов, инженеров, историков искусства и археологов формируется группа спасения - так называемые голубые каски культуры. Именно этим специалистам принадлежит решающий голос при выборе способов и технологий воскрешения разрушенных шедевров в разных уголках мира.

 


 

Нормативно-правовое обеспечение культурной политики.

 

На территории Италии насчитывается более 500 тысяч памятников архитектуры, охраняемых государством, в их числе все здания, принадлежащие администрации и государственным структурам, культовые здания. Кроме этого, существует 25 тысяч исторических центров, из которых 2684 доримского периода и 4000, основанных между 800–1300 гг., 95 000 церквей, 40 000 замков, 1900 археологических парков, 4500 музеев. Государственные расходы на их содержание составляют 2,2 млрд. евро (0,5% внутреннего валового продукта).

 

Отношения, касающиеся охраны памятников истории и культуры Итальянской Республики, регулируются большим количеством нормативных актов, к основным из которых относятся нижеследующие акты.

 

Законодательство

 

  • Закон № 1089 "Об охране предметов, представляющих художественный и творческий интерес" от 1 июня 1939 г.;
  • Закон № 1150 "Об урбанистике" от 17 августа 1942 г. (с последующими изменениями);
  • Закон № 1552, содержащий нормы по защите памятников, находящихся под охраной, от 21 декабря 1961 г.;
  • Закон № 310 "Об образовании комиссии по охране и использованию имущества, представляющего публичный интерес" от 26 апреля 1964 г.
  • Закон № 1062 "О подделке произведений искусства" от 20 ноября 1971 г.;
  • Декрет-закон № 288, содержащий новые нормы по экспорту предметов, представляющих художественный и архивный интерес, от 5 июля 1972 г.;
  • Закон № 487 от 8 августа 1972 г., преобразующий в закон Декрет-закон № 288 от 5 июля 1972 г.;
  • Закон № 23 "Об исследованиях, касающихся защиты национального историко-художественного наследия" от 6 февраля 1973 г.;
  • Декрет-закон № 657. "Об образовании Министерства культурного достояния" от 14 декабря 1974 г.;
  • Закон № 5 от 29 января 1975 г., преобразующий в закон, с изменениями, Декрет-закон № 657 от 14 декабря 1974 г.;
  • Закон № 44 "О мерах, направленных на защиту национального археологического, художественного и исторического достояния", от 1 марта 1975 г,;
  • Закон № 175 регулирующий охрану государственных музеев и раскопок", от 20 мая 1975 г.;
  • Закон № 176 "О предупреждении краж и пожаров произведений искусства" от 27 мая 1975 г.;
  • Закон № 10, содержащий нормы о застройке, земли, от 28 января 1977 г.;
  • Закон № 970 "О размере сумм, предусмотренных для охраны предметов, представляющих художественный и исторический интерес" от 28 декабря 1977 г.;
  • Закон № 803, содержащий нормы по функционированию государственных библиотек, присоединенных к национальным памятникам, от 2 декабря 1980 г.;
  • Закон № 229 "О неотложных мерах по финансированию проектов, направленных на восстановление, реставрацию и использование культурного достояния" от 12 июня 1984 г.;
  • Закон № 332 "О мерах по реконструкции зданий, используемых для государственных музеев, галерей, архивов и библиотек" от 27 июня 1985 г.

 

Понятие и виды памятников истории и культуры

 

Согласно положениям законодательства, памятниками истории и культуры будут именоваться предметы, движимые и недвижимые, которые представляют художественный, исторический, археологический и этнографический интерес. Согласно ст. 1. Закона № 1089 от 1 июня 1939 г., это предметы, имеющие значение для палеонтологии, предыстории и примитивной культуры; предметы, представляющие нумизматический интерес, рукописи, автографы, переписка, важные документы, первопечатные книги, а также редкие и ценные книги, оттиски, записки. Этим же законом в круг охраняемых объектов включены виллы, парки и сады в тех случаях, когда они представляют художественный или исторический интерес. Объектом правовой защиты является также недвижимость, которая обладает существенной исторической ценностью и представляет интерес, поскольку имеет отношение к политическим и военным событиям, к истории литературы, искусства и культуры в целом.

 

Законом также охраняются коллекции или серии объектов, которые традиционно известны как комплексы, представляющие исключительный художественный или исторический интерес.

 

Действие закона распространяется не только на предметы, находящиеся в собственности государства. Согласно ст.839 итальянского гражданского кодекса предметы частной собственности, недвижимые и движимые, которые представляют художественный, исторический или этнографический интерес, находятся в сфере действия специального закона. В отношении имущества, принадлежащего церковным организациям, необходимые меры проводятся с согласия церковных властей.

 

Учет и регистрация памятников истории и культуры

 

Местные государственные органы, а также учреждения и институты, установленные законом, обязаны составлять и иметь в своем распоряжении обновленные списки предметов, представляющих исторический и художественный интерес, которые находятся в частной собственности. Сведения о недвижимых предметах заносятся в реестр недвижимости.

 

Названные объекты подлежат охране, поскольку они находятся на итальянской территории, вне зависимости от национальности их собственников, владельцев или обладателей.

 

Произведения современного Искусства могут быть включены в сферу действия закона только по истечении пятидесяти лет с момента выполнения данного произведения или после смерти автора. До этого времени вопросы, связанные с охраной произведений искусства, регулируются авторским правом.

 

Учет и регистрация памятников истории культуры Италии ведутся Центральным институтом каталогизации и документации (создан в 1969 г.). Сбор документации по движимым произведениям искусства начался с 1969 г., по недвижимым — с 1974 г. Ежегодное число поступлений документов составляет приблизительно 120-130 тысяч единиц. В штате института работают историки, археологи, архитекторы и другие служащие.

 

Центральным институтом каталогизации и документации осуществляется руководство по созданию каталога культурного достояния. Для регистрации памятников истории и культуры имеются специальные бланки-формулы. Их образцы публикуются в списках бланков каталога культурного достояния, которые издаются с 1972 г. Одни списки включают недвижимые объекты, другие - художественные и исторические произведения.

 

Бланк-форма содержит все основные сведения об объекте — местонахождение, авторство, хронологические сведения, данные о современном использовании, степень ценности и сохранности памятника, а также необходимые приложения, рисунки, фотографии, карты. Установлено шесть категорий сохранности памятника: отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо, руины.

 

После выявления данных о памятнике производится сбор необходимой документации, затем заполняется бланк-форма и осуществляется проверка его заполнения для подтверждения точности и достоверности данных. Оригинал бланка-формы остается в архиве организации, занимающейся выявлением и учетом памятников истории и культуры. Копии направляются в Центральные объединенные архивы каталога, находящиеся в институте, и в заинтересованные организации. В архивах хранятся заполненные бланки-формы, графические изображения и фотоматериалы. Бланки-формы имеют номера генерального каталога и расположены по топографическому признаку.

 

Информация, имеющаяся в генеральном каталоге, используется государственными органами, осуществляющими охрану культурного достояния страны, местными и областными органами власти, полицией (в случаях хищения или порчи предметов, внесенных в каталог), таможенной службой (для предупреждения незаконного вывоза культурных ценностей за границу), научными и учебными заведениями.

 

Обеспечение сохранности, порядок содержания и использования памятников культуры

 

В Законе № 1089 от 1 июня 1939 г. указывается, что все предметы, представляющие художественный или исторический интерес, принадлежащие государственным организациям или частным лицам, не могут разрушаться, обновляться, изменяться или реставрироваться без разрешения Министерства общественного образования (теперь — Министерства культурного достояния). Эти предметы не могут использоваться, если это несовместимо с их художественным или историческим значением, или если это наносит вред их сохранности или целостности.

 

В середине 70-х годов вопросам охраны культурного достояния в Италии уделялось значительное внимание. Декретом-законом № 657 от 14 декабря 1974 г. было образовано Министерство культурного достояния. После образования данного министерства был принят ряд законов, связанных с деятельностью по охране памятников культуры. Одним из наиболее значительных является Закон №. 44 "О мерах по охране национального археологического, художественного и исторического достояния" от 1 марта 1975 г. В законе уточняются основные положения о полномочиях и формировании штата Министерства культурного достояния, а также устанавливаются более строгие, по сравнению с ранее действовавшими, санкции за нарушение законодательства по охране предметов, представляющих художественный и исторический интерес.

 

Законом запрещен экспорт предметов, представляющих художественный или исторический интерес, в случае, если ценность предмета такова, что его экспорт наносит существенный ущерб национальному культурному достоянию. Для экспорта иных предметов, представляющих художественный или исторический интерес, должна быть получена специальная лицензия. Законом установлено, что в течение двух месяцев с момента подачи заявления, министр имеет право приобрести в соответствии с ценой, указанной в том же заявлении, предмет, который представляет значительный интерес для национального культурного достояния.

 

В статье. 2 Декрета президента республики № 805 от 3 декабря 1975 г. указано, что памятники культуры являются национальным достоянием, и области сотрудничают с государственной администрацией в деятельности по охране памятников культуры в пределах, устанавливаемых по взаимному согласию. Деятельность по использованию памятников культуры области осуществляют в соответствии с программами, согласованными с центральной государственной властью.

 

Участвуют в деятельности по охране памятников культуры и местные органы государственной власти. Так, согласно Закону № 10 от 28 января 1977 г., содержащему нормы по застройке земли, для проведения строительных работ необходимо получение разрешения соответствующей коммуны. В разрешении наряду с другими вопросами указываются работы по изменению исторических центров и по реставрации городских центров. Министерство культурного достояния оказывает влияние на составление планов развития территорий, когда это касается охраны исторических центров.

 


Организационно-управленческая структура культурной политики: уровни управления и органы управления.

 

Министерство культурного достояния осуществляет руководство деятельностью по охране и использованию археологического, художественного и природного достояния, способствует пропаганде искусства и культуры, координирует и руководит инициативами в данной области, за исключением тех, руководство которыми входит в круг полномочий Министерства иностранных дел, организует совместно с компетентными, органами исследования и составление программ в данной области, осуществляет надзор за проведением необходимых мероприятий.

 

Основной структурной единицей Министерства культурного достояния является национальный совет, возглавляемый министром. Он вырабатывает методы составления программ по вопросам охраны памятников культуры, высказывает мнения по программам, предлагаемым государственной администрацией, подготавливает ежегодные доклады о выполнении программ; предложенных центральными службами и институтами, занимающимися охраной памятников культуры; по запросу министра высказывает мнение о проектах нормативных и общих административных актов. Национальный совет состоит из представителей следующих министерств: иностранных дел, общественных работ, сельского хозяйства и лесов, народного образования, промышленности и торговли. Назначаются члены национального совета декретом министра культурного достояния сроком на четыре года. Национальный совет выбирает из своего состава вице-председателя и принимает регламент своей деятельности.

 

Из числа членов названного совета образуются комитеты секторов, в том числе:

- по архитектурному достоянию;

- по археологическому достоянию;

- по историческому и художественному  достоянию;

- по архивному достоянию;

- по книжному достоянию и  институтам культуры. Каждый комитет состоит из восьми человек.

 

Министерству подчинены периферийные органы по охране памятников культуры, а именно главные управления по: археологии, художественному и историческому достоянию, архитектурному достоянию, архивному достоянию, государственным архивам, государственным публичным библиотекам. В законодательстве уточняется, что главное управление по охране памятников осуществляет также охрану природных и ландшафтных достопримечательностей и занимается рассмотрением вопросов, касающихся градостроительства.

Службами и институтами Министерства культурного достояния с разрешения министерства выполняются также исследования и работы по поиску предметов, представляющих историко-художественный интерес, на всей территории страны. Все найденные предметы, представляющие историко-художественный интерес, принадлежат государству. В ст. 44 Закона № 1089 от 1 июня 1939 г. указывается, что все предметы, представляющие художественный или исторический интерес, принадлежащие государственным организациям или частным лицам, не могут разрушаться, обновляться, изменяться или, реставрироваться без разрешения Министерства культурного достояния.

Деятельность по охране памятников культуры осуществляется областными координационными комитетами, периодическими областными конференциями главных управлений, аппаратом Министерства культурного достояния, аппаратом главных управлений, библиотек и государственных архивов. Активно участвуют в этой деятельности центральные институты: каталогизации и документации, единого каталога итальянских библиотек и библиографической информации, реставрации.

 

Таким образом, основными субъектами культурной политики Италии являются - государство, 20 регионов, имеющих законодательную власть, провинции и муниципалитеты - эти четыре уровня делят ответственность за управление культурой в Италии;

 

а) государство несет ответственность за культурное наследие, национальные библиотеки и музеи, а также за развитие всех видов искусства и субсидирование культурной индустрии государство также ответственно за развитие культурных связей с зарубежными странами;

 

б) регионы, созданные в 1970 г., ответственны за местные библиотеки и музеи, а также за «развитие культурных интересов региона»;

 

в) провинции также очень активны в организации культуры. Региональное законодательство предусматривает делегирование им культурной координаторской деятельности на своей территории. Однако основная роль на местах выполняется муниципалитетами, которые управляют культурными институтами (библиотеками, музеями, муниципальными театрами) и защищают национальное наследие. Кроме того, они занимаются выставками, фестивалями, летними мероприятиями.

Недостатком такой структуры является отсутствие единой политики на национальном уровне, которое становится все большей проблемой, как по национальным, так и международным причинам. Недостаток координации приводит иногда к конфликтам между различными министерствами, региональными и муниципальными органами, что в общем-то неизбежно при многосубъектности культурной политики. А координация усилий — это долгий и сложный процесс.

 

 

Практически одновременно с созданием специализированного государственного органа опеки над наследием в 70-х годах в Италии начался процесс децентрализации культуры, что подтверждается, например, Декретом от 14 января 1972 г., президентским указом № 616 от 24 июля 1977 года, расширившим компетенцию регионов, оставляя за правительством контрольные функции.

 


 

Особенности финансирования сферы культуры.

 

Финансирование культуры в итальянском бюджете обозначено под рубрикой «Образование и культура». Расходы разделены между четырьмя административными уровнями - расходы государства, регионов, провинций и общин. Самыми незначительными являются расходы провинций, в отличие от существенных ассигнований государства и общин. Динамика расходов государства следующая: в 1970 г. 35% расходов бюджета на культурные нужда было отдано национальному достоянию, в 1986 г. эта доля составила уже 60%. Например, в 1985 году, финансовые ассигнования, а культуру составили 1450 млд. Лир. Эта сумма была распределена следующим образом. Министерству по вопросам охраны памятников культуры – 72 процента, региональным властям – 24 процента, 3 процента другим министерствам. Следовательно, приоритетным направлением в культурной политике является, безусловно, охрана наследия.

Кроме обычного финансирования сферы культуры, существует также дополнительные финансовые ассигнования, так сказать, «адресные», то есть направленные на реставрацию конкретных памятников культуры, специальные культурные программы и т.д. Закон №84 от 19 апреля 1990 г. предусматривает специальную программу по каталогизации памятников культуры и защите культурного национального достояния, на эту программу выделен грант в 130 млрд. лир и одобрено 65 проектов.

Немалую роль в финансировании наследия играет и частное субсидирование. Очевиден тот факт, что около 60% национального достояния находится в частном владении, и государство обладает достаточными юридическими возможностями для стимулирования частных инвестиций. Так, предусмотрен вычет следующих расходов из налоговой декларации: расхода на реставрацию или поддержку недвижимых, или движимых культурных ценностей и пожертвования государству или общественным организациям, фондам или ассоциациям на покупку или реставрацию культурных ценностей или организацию выставок, или научных исследований.

 

В последнее время Италия переживает настоящий бум культурного спонсорства. В 1985 г. размер спонсорских ассигнований достиг 650 млн. франков, что вдвое больше аналогичных показателей во Франции и Германии. Основными спонсорами являются банки, предприятия и страховые компании.

  

Также весомую прибыль приносит туризм, являющийся основным видом деятельности страны.  Но в то же время рост культурного туризма ставит перед страной следующие проблемы:

-регулирование массы туристов по сезонам и городам;

-обеспечение сохранности культурного  достояния, в целях повышения  его привлекательности.

 

Современный этап культурной политики Италии в области охраны национального достояния характеризуется реформами, укреплением отношений между государством и частным сектором.

Основная же проблема современной культурной политики Италии – это обеспечение эффективной экономической политики в области охраны культурного и природного наследия. Обладание столь большим количеством культурных ценностей, не только обеспечивает чувство гордости за страну, но и внушает озабоченность, потому что наследие требует не только постоянной заботы и внимания, но и значительных капиталовложений. Затраты государства на сохранение и поддержание наследия составляют сегодня всего лишь 0,17% ВНП страны, тогда как в бюджетах других стран ЕС – таких, как, например, Германия или Испания, чье культурное достояние значительно уступает нашему, – на это ежегодно выделяются вдвое большие суммы.

         Поэтому  государство пытается найти все новые и новые источники поступления денежных средств, например, 3% фондов, предназначенных на строительство и ремонт автострад, морских портов, аэропортов и железных дорог, будут потрачены на то, чтобы содержать в достойном состоянии национальные объекты культуры и природной среды. Предполагается, что эти средства, возможно будет вернуть через туристический сектор.

         Так же, государство приняло решение  приватизировать определенное число  памятников и учреждений культуры.

         Необходимо отметить, что государство еще в середине 90-х годов стало проводить политику на привлечение частного сектора к процессу финансирования культурного достояния. Начиная с 1994 года и по настоящее время частный сектор внес в бюджет государства средств на сумму 61 574 186 евро. Удачный опыт сотрудничества побудил государственные структуры к созданию таких структурных единиц управления как смешанные частно-государственные фонды.

 


Однако на сегодняшний день вопрос финансирования культуры сейчас весьма актуален, поскольку напрямую связан с формированием бюджета на предстоящий год. В связи с последними событиями на мировой арене подпитка Министерства культуры в Италии была сокращена на 31%. И это касается как затрат на финансирование отдельных крупных проектов, например, Фонда поддержки современного искусства, так и различных административных расходов. Абсолютным же рекордсменом по урезанию финансирования в первоначальном варианте одобренного правительством бюджета оказался Единый фонд зрелищных мероприятий (FUS). Из средств FUS на протяжении последних 20 лет финансируется кинематограф, музыкальные мероприятия, театр, балет и цирк. Бюджетные ассигнования на «зрелища» планировалось уменьшить более чем на 35% (2005 год - 464 млн. евро, 2006 год - 300 млн. евро). Фактически это ставило под угрозу возможность проведения Венецианского кинофестиваля и грозило самыми неприятными последствиями современному итальянскому кинематографу и драматическому искусству, оперной и симфонической музыке.

Организуемые итальянскими профсоюзами забастовки уже давно воспринимаются как неотъемлемая часть повседневной жизни. На этот раз в результате мощной атаки разгневанных бюджетников под руководством профсоюзов некоторым секторам государственной экономики удалось хотя бы частично вернуть свои позиции. В числе «частично восстановленных в правах» оказалось и Министерство культуры, которое, заметим справедливости ради, и в прежние годы государство финансировало не особенно щедро.

Согласно данным последнего исследования Federculture (Федерация региональных и местных организаций в области культуры, туризма и спорта), в 2004 году итальянское правительство выделило на культуру 0,39% госбюджета, что на 0,11% меньше, чем в среднем по Европе. Для сравнения, во Франции на культуру тратится значительно больше - 1,1% бюджетных средств.

Конечно, прямые государственные инвестиции - это, хотя и главный, но все же не единственный источник финансирования культуры. Весьма существенную материальную подпитку Министерство культуры получает от проведения государственных лотерей. С 1996 г. Министерство финансов обязано ежегодно выделять в пользу Министерства культуры около 150 млн. лотерейных евро. Каждые три года Министерство культуры утверждает список памятников из всех регионов страны и точную сумму, которую лотерейный фонд должен выделить на их восстановление. Так, на период с 2004-го по 2006 год лотерейное финансирование защиты и реставрации национального культурного достояния должно было составить 445 млн. евро. Но по большому счету, лотерейные деньги - это тоже деньги государства. Поэтому новый бюджет-2006 сократил и эти, два года назад утвержденные суммы. В первом полугодии наступившего года лотерея поделилась с культурой 46 млн. евро, вместо запланированных 77 млн. евро.

Кроме лотерейного финансирования существует фонд «8 из 1000». Каждый итальянец обязан ежегодно заполнять налоговую декларацию. В числе прочих податей в ней значится налог «8 из 1000». Это означает, что 8 евро из каждой заработанной 1000 евро гражданин отдает в пользу одного из семи бенефициаров: государство, католическая церковь и еще 5 конфессий, официально действующих на территории Италии. Однако лишь 10% итальянцев отдают «8 из 1000» в пользу государства, которое тратит вырученные средства на помощь эмигрантам, голодающим, пострадавшим в результате стихийных бедствий, или же на содержание и реставрацию памятников культуры. В 2004 году на культуру было израсходовано 20,5 млн. евро налоговых денег. Это приблизительно 13% всех средств, поступивших в государственную казну из фондов «8 из 1000». В исследовании Federculture отмечается, что в последнее время частный капитал и банки тоже стали менее охотно вкладывать в культуру. За 2001 - 2003 годы поддержка меценатов сократилась более чем на 5%, банковская - на 4,4%. В качестве положительной тенденции последних лет стоит отметить весомый вклад многих городских коммун, которые направляли немалые средства из собственных бюджетов на финансирование городских культурных проектов (Флоренция - 4,3% бюджета-2004, Рим - 3,7%, Генуя - 3,2%, Турин - 3,1%). Однако госбюджет-2006, значительно урезавший финансирование региональных и местных бюджетов, неминуемо заставил регионы и муниципалитеты сократить собственные расходы на культуру.

На протяжении последних лет культура в Италии испытывала хронический недостаток финансирования. Но меры нового бюджета переполнили чашу терпения итальянских служителей муз. Больше всех законно возмутились служители Мельпомены. В середине октября состоялась общенациональная забастовка под лозунгом «Закрыться на один день, чтобы не закрыться навсегда». На день вся страна лишилась «зрелищ». Закрылись кинотеатры, театры и концертные залы. Артисты вышли на улицы. Министр культуры Рокко Буттильоне выразил несогласие с сокращением финансирования в возглавляемом им министерстве, пригрозив уйти в отставку. В конце октября забастовка стихийно охватила всю страну и выплеснулась за пределы Италии. Музыканты, артисты, режиссеры театра и кино в знак протеста, кто на один день, кто на 2 недели, отказывались от «хлеба», требуя вернуть народу «зрелища». Вероятно, парламентарии осознали, что отмена Венецианского кинофестиваля или закрытие Ла Скала нанесет непоправимый урон имиджу страны. В результате парламент частично восстановил ресурсы FUS, и теперь финансирование фонда сократилось по сравнению с 2005 годом «всего» на 79 млн. евро (вместо первоначально заявленных 164 млн.). Однако профсоюзы работников культуры восприняли это решение сената как подачку. Они по-прежнему крайне недовольны и полагают, что частичное возвращение ассигнований может стать индульгенцией для тех, кто на самом деле ничуть не обеспокоен судьбой культуры. Буттильоне, министр культуры, вежливо поблагодарив парламентариев за щедрость, отметил, что этих средств явно недостаточно: «Культура не исчерпывается зрелищами. Существуют еще музеи, книги, археологические раскопки».

В Квиринальском дворце на церемонии вручения ежегодных кинематографических премий режиссер Витторио де Сика сказал следующее: «Инвестировать в культуру, верить в культуру - это для нас, итальянцев, необходимо. Если работают наши музеи, кинематограф, театр, филармония - лучше функционирует все итальянское общество, a с ним и экономика». 4 декабря 2006 г. в адрес Чампи в газете Corriere della Sera было напечатано открытое письмо, подписанное мэрами 37 итальянских citta d'arte (исторических городов - центров искусства и культуры). В нем первые лица итальянских cittа d'arte выразили несогласие с финансовым маневром правительства, который «наносит удар по ресурсам культуры». В документе, в частности, сказано: «Несмотря на то, что президент республики в своих выступлениях не перестает напоминать о значении культурного достояния Италии, его, похоже, не всегда слышат». Сами же работники культуры настаивают на том, что необходимо, наконец, перестать воспринимать культуру как статью расходов.

 


Информация о работе Основные этапы становления культурной политики Италии