Основные понятия и история возникновения молодежных субкультур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:44, реферат

Описание работы

Словарь русского языка С.Н. Ожегова представляет большое количество определений культура. Культура - совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема "официальной" культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Хотя ни один толковый словарь не дает описание этого термина.
В работах занимающихся изучением сходных феноменов можно встретить следующее определение субкультуры. Субкультура - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Файлы: 1 файл

СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА КУБАНИ.docx

— 30.16 Кб (Скачать файл)

 

Основные понятия и история возникновения молодежных субкультур

 

Словарь русского языка С.Н. Ожегова представляет большое количество определений  культура. Культура - совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

В широком  смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема "официальной" культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Хотя ни один толковый словарь  не дает описание этого термина.

В работах  занимающихся изучением сходных  феноменов можно встретить следующее  определение субкультуры. Субкультура - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное  целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Под неформальными объединениями принято  понимать социальные объединения различных  категорий людей, отличительной  особенностью которых является спонтанно  складывающаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом не институциональной  организации, а результатом самодеятельности.

Хотя  понятия субкультура и неформальные молодежные объединения несколько  различаются, но в нашем исследовании они будут употребляться как  синонимы.

Время возникновения молодежной неформальной культуры в нашей стране - вопрос достаточно неоднозначный. Собственно, к первым проявлениям неформальной культуры, как культуры отличной от общепринятой, у нас в стране, можно отнести стиляг. Однако же нельзя сказать, что тогда, в 50-х -60-х годах в нашей стране зародилась неформальная культура. Отчасти это являлось неформальным движением, отчасти просто модным увлечением. Однако жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полу подпольного существования стиляги довольно быстро исчезли.

Второй  всплеск контр культурной активности пришелся на 70-е годы. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней  по времени. На них не оказывалось  столь серьезного давления, как на стиляг, но неприятности с государственными органами на идейной почве у них  все же были. Именно тогда в нашей  стране стали появляться первые рок  группы, хиппи, и полу подпольные «тусовки». Именно эта волна подготовила почву для следующего этапа.

Буквально взрыв контр культурной активности пришелся на начало перестройки. В 87-89 годах уже можно было насчитать  не меньше десятка различных неформальных движений. А в 89-90 об этом заговорили не только в периодической прессе, а и в научной. Проблема молодежной контр- и субкультуры была поднята как социальная проблема. И именно к середине 80-х годов следует приписывать зарождение в нашей стране молодежной контр культуры как таковой, со свойственной ей непримиримостью и эпатажем.

Уже к середине 90-х годов контр  культурная активность молодежи пошла  на спад. Сократилось число неформальных движений, некоторые исчезли, остальные  перемешались.

Власти  всегда были против субкультур, так  как считали, что этот финомен отрицательно влияет на молодое поколение страны. Алко и нарко зависимости, суицид, преступления, но это все стереотипы. Которые сложились со временем существования и появления субкультур. Например по стереотипам можно сделать вывод, что наиболее наркотизированные субкультуры в нашем сознании это: реперы, панки и готы. Распивание спиртных напитков ассоциируется с панками, скинхедами, реперами и диджеями. Пристрастны к курению, по мнению опрашиваемых, скинхеды, панки, и реперы. А нарушают общественный порядок, устраивают драки скинхеды и панки. Таким образом, можно сказать, что в стереотипах отражены и явно агрессивные субкультуры, и завуалировано негативные, и нейтрально-позитивные.

Многие  стереотипы, которые сложились в  обществе не гибкие и даже агрессивные. Почему принято относиться, например, к панкам - отрицательно? Потому что  СМИ стараются освещать скандальные  негативные последствия деятельности в погоне за рейтингом, естественно  люди запоминают сенсационный негатив  и именно на нем строят свои представления.

Основные  причины вступления людей в молодежные обединения.

1. Приобретение  новых друзей с общими интересами.

2. От  скуки.

3. Самовыражение.

4. Просто  нравиться.

5. Скромные, непонятые ищут поддержки.

6. Мода, за компанию.

7. Ищут  новые ощущения.

8. По  глупости.

 

ХИППИ

 

История.

В 1940—1950-х годах в США среди представителей «бит-поколения» существовал термин хипстеры, обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи 1960-х развилась из бит-культуры 1950-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза.

Первое  использование слова «хиппи»  зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips.

Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл , жили в коммунах, путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Имели так же место «Jesus movement» и «Jesus Revolution» (рок-опера Иисус Христос — суперзвезда 1970 года). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».

Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены неофициальные гимны хиппи . В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделическогомюзикла «Волосы», участники которого появлялись на сцене обнажёнными: с движением хиппи связана популяризация нудизма. Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Некоторые идеи хиппи, казавшиеся в 1970-е годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека.

 

Символика.

Культура  «хиппи» имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетенных из бисера или ниток, браслетов («фенечек») и прочее, а также использование текстиля окрашенного в технике «тай-дай» (или иначе — «сибори»).

Примером  могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках» считаются уделом т. н. «пионеров» (то есть начинающих) и в среде «олдовых», как правило, вызывают ироническую реакцию. Джинсы стали «фирменной» одеждой хиппи.

Лозунги.

«Занимайтесь любовью, а не войной»

«Выключи свинью» (свинья , так назывался пулемет М60-Вьетнамская война)

«Дайте миру шанс»

«Ни черта мы не уйдем!»

«Все, что тебе нужно- это любовь»

 

ХИППИ в СССР.

Представителей  субкультуры хиппи (в просторечии  — хиппари, хиппаны, хиппанутые) в конце 60-х — 70-х годах легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР. Приехавший в город иногородний «пипл», отправившись вечером на место тусовки, мог всегда рассчитывать на обретение там новых друзей и «вписки» (размещения на врем. проживание, у кого-либо из знакомых).

Советская культура хиппи сформировала свой сленг, на основе английского языкаи арго. Например: «ксивник» ((от «ксива» — документ) маленькая сумочка для переноски сего документа), «хайратник» (или «хаератник», от «хаер» — волосы), ленточка на лбу (по легенде — чтоб «не срывало крышу»), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» или друзьям, существует символика фенечек). Немного примеров слов хиппового сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт»…

Помимо  внешней атрибутики — «фенечек», к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий — «аск» (отангл. ask — просить, спрашивать), попрошайничество. Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас «а́скерами» часто называют уличных музыкантов — играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде. Для такого «хиппового» образа жизни существовал специальный термин — хипповать, означающий внешнее и внутреннее состояние и поведение человека, с соответствующей атрибутикой (также нередко во время длительного безденежья в жизни), и обязательно лёгкое, ненапряжное отношение к такому состоянию.

Появившись  на исходе «хрущёвской оттепели», субкультура хиппи в СССР (в целом) была распространена среди весьма немногочисленных представителей молодежи. В массовом сознании слово «хиппи» вызывало ассоциации скорее негативные — «хиппи» воспринимался как неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник, выпивоха и наркоман, часто аполитичный и безыдейный, — противопоставление культивировавшемуся тогда образу «советского человека», «строителя коммунизма» — опрятно одетого и коротко подстриженного, целеустремлённого, обладающего чёткими политическими воззрениями по поводу «линии партии». О существовании представителей «хиппи» не только за границей, но ив СССР можно было узнать только из критических статей в центральной прессе начала 70-х.

 

Современность.

В настоящее  время в России существует несколько  творческих объединений хиппи:

Арт-группа «Фризия» (старейшая в Москве, художники).

Творческое  объединение «Антилир» (Москва).

Ассоциация  музыкантов «Время Ч» (Москва).

«Коммуна  на Пражской», Москва (занимающаяся сетевым хиповым домом, она же fnb-хиппи-группа Magic hat).

Хиппи входят в состав fnb-групп Челябинска, Владивостока, Питера, Москвы и др.

Существенным  элементом, сохраняющим связь людей  внутри субкультуры, являются также  традиционные собрания хиппи. Одно из самых крупных в настоящее  время в России — это «российская Радуга», возникшая в начале 1990-х по мотивам традиции en:Rainbow Gathering, появившейся в конце 60-х и восходящей к американским хиппи. Еще пример массового стихийного собрания — летнее собрание неформалов вблизи водопада Шипот на Украине. Традиционными стали также ежегодные встречи хиппи в Москве 1 апреля «на Гоголях», и 1 июня — в Царицынском парке.

 

 

 

Субкультуры на Кубани

 

На Кубани, первое время после появления  масштабного количества субкультур, так же как и везде, правительственные организации были против. Так как считали, что это все приносит вред будущему Кубани. Так как молодежь входяща в субкультуры не адекватная, приносит в развитие культуры только отрицательную пользу. Но на данном этапе все изменилось. Большинство подростков Кубани относятся к той или иной субкультуре, разделяя ее по интересам- музыка, танци , художественное искусство (Граффити). Молодежь на Кубани в этом плане активно развивается. Образовываются новые музыкальные коллективы, танцевальные составы. Наша молодежь представляет Кубань на различных краевых, городских и мировых фестивалях. Мы занимаем призовые места. Тем самым молодежь Кубани доказала, что субкультуры- это жизнь, их собственный мир искусства. В котором нет ничего отрицательного, а только положительное духовное, эмоциональное и культурное развитие молодежи. На Кубани больше нет стереотипов по поводу субкультур. Наша молодежь это будущее России, и стоит ее поддерживать и принимать участие в ее культурной жизни. Сейчас департамент молодежи всячески поддерживает эту идею, устраивает на Кубани разные мероприятия для молодежи, фестивали. Один из самых известных, пройдет очень скоро - это «Свежий ветер» -там будут выступать музыкальные группы разных направлений, танцоры, граффитисты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пацифик- "Пацифик" или так называемый "Крест мира" - символ, придуманный совсем недавно, в 1958 году Джеральдом Холтомом для создававшегося "Движения за ядерное разоружение".

 

 

Мемориальный знак в Арколе, штат Иллинойс, США. По кругу написано: «Посвящается хиппи и хиппи в глубине души. Мир и любовь». Bob Moonaw-создатель мемориала, после смерти отреставрировали знак.

 

 


Информация о работе Основные понятия и история возникновения молодежных субкультур