Основные понятия культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:19, контрольная работа

Описание работы

Культурология стремится к изучению культуры во всей полноте ее проявлений и в ее сущности. Культурология обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.

Содержание работы

Предмет, основные понятия культурологи 2-3 стр.
Структура современной культурологи 3-8 стр.
Определения культурологи 8-10
Традиционная и современная культуры 10-

Файлы: 1 файл

Контрольная культурология.docx

— 30.03 Кб (Скачать файл)

Особенность культуры как  раз в том и состоит, что  некоторые ее элементы и феномены существуют как идеи (идеальные образования), разделяемые всеми членами данной этнокультурной общности. Идеи или  образы могут объективироваться, овеществляться в словах, сказаниях, в письменной форме в виде эпоса или произведений художественной литературы и т. д. Само понятие "есть" или "существовать" в применении к культуре означает не только вещественно-материальное бытие, но идеальное, образное функционирование. Культура предполагает наличие особой субъективной реальности, самым простым  примером которой является особое мироощущение, или менталитет. Поэтому, рассматривая, в принципе очень сложный, вопрос соотношения понятия культуры с  исторической действительностью, надо помнить, что социальная реальность человека имеет два измерения - предметно-вещественное и идеально-образное.

Традиционная  и современная культуры.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ изучение культур обязательно включает в  себя явное или неявное противопоставление, сравнение традиционного и современного типов обществ. Традиционная культура (или тип общества) - это (в самом  первом приближении) общество, в котором  регуляция осуществляется на основании  обычаев, традиции, установлений. Функционирование современного общества обеспечивается кодифицированным правом, сводом законов, изменяемых посредством законодательных  органов власти, избираемых народом.

Традиционная культура распространена в обществах, в которых изменения  незаметны для жизни одного поколения - прошлое взрослых оказывается будущим  их детей. Здесь царят всепобеждающий обычай, сохраняемая и передаваемая из поколения в поколение традиция. Единицы общественной организации  состоят из знакомых людей. Традиционная культура органично сочетает в себе составляющие ее элементы, человек  не чувствует разлада с обществом. Данная культура органично взаимодействует  с природой, едина с ней. Этот тип  общества ориентирован на сохранение самобытности, культурного своеобразия. Авторитет старшего поколения непререкаем, что дает возможность бескровно  решать любые конфликты. Источник знаний и умений - старшее поколение.

Современный тип культуры характеризуется достаточно быстрыми изменениями, происходящими в процессе беспрерывной модернизации. Источник знаний, умений, культурных навыков - институализированная система воспитания и обучения. Типичная семья - "дети-родители", третье поколение  отсутствует. Авторитет старшего поколения  не так высок, как в традиционном обществе, в явной форме выражен  конфликт поколений ("отцы и дети"). Одна из причин его существования - изменяющаяся культурная действительность, каждый раз обусловливающая новые параметры жизненного пути нового поколения. Современное общество - анонимно, оно состоит из незнакомых между собой людей. Важное отличие его заключается в том, что оно унифицировано - индустриально, универсально одинаково. Такое общество существует преимущественно в городах (или даже в мегаполисах, в бесконечной урбанистической действительности, типа восточного побережья США), находясь в состоянии дисгармонии с природой, глобального нарушения баланса, получившего название экологического кризиса. Специфической чертой современной культуры является отчуждение человека от человека, нарушение общения, коммуникации, существование людей как атомизированных индивидов, клеточек гигантского суперорганизма.

Традиционная культура доиндустриальна, как правило, бесписьменна, основной род занятий в ней - сельское хозяйство. Есть культуры, которые до сих пор  находятся на стадии охоты и собирательства. Самые разнообразные сведения о  традиционных культурах собраны  воедино в "Этнографическом атласе" Дж. Мёрдока, впервые вышедшем в 1967 г. В настоящее время создан компьютерный банк данных более чем 600 традиционных обществ (он известен также как "Ареальная  картотека человеческих отношений" - Human Relations Area Files). Анализируя отдельные  проблемы культурологии, мы используем его данные. В последующем изложении  наряду с термином "традиционная культура" (общество) будет использоваться как синоним понятие "архаичное  общество" (культура), а также "примитивное  общество" (культура) ввиду использования  последнего рядом исследователей культур.

Вполне закономерен вопрос о соотнесении выделенных типов  культур с реальной исторической действительностью. Традиционные общества до сих пор существуют в Южной  Америке, Африке, Австралии. Их характерные  черты во многом соответствуют типу культуры, описанному нами ранее. Реальное воплощение индустриальной культуры - США, урбанизированная (городская) часть стран Европы. Правда, надо иметь в виду, что в сельской местности развитых индустриальных стран существует тенденция к сохранению традиционного образа жизни. Таким образом, в одной стране могут объединяться два типа культуры – унифицировано - индустриальная и этнически самобытная, традиционно-ориентированная. Россия, например, представляет собой сложное сочетание традиционной и современной культур.

Традиционная и современная  культуры - два полюса в широком  спектре межкультурных исследований. Можно выделить также и смешанный  тип обществ-культур, вовлеченных  в индустриальную модернизацию, но, тем не менее, сохранивших свои культурные традиции. В смешанном традиционно-индустриальном типе культуры относительно гармонично сочетаются элементы модернизации и  этнически обусловленные стереотипы поведения, уклада жизни, обычаев, национальных особенностей мироощущения. Примером таких обществ являются Япония, некоторые  страны Юго-Восточной Азии и Китай.

Культурный (социальный) и  биологический способы жизнедеятельности.

аключение

КАК ЯВСТВУЕТ из предшествующего  изложения, фундаментальную роль в  появлении, развитии и воспроизводстве  культур играют особенности деятельности человека. На это нацеливают и многие исходные определения культуры, на которых основываются антропологи. Речь идет о символическом характере  культуры, приобретаемых стереотипах  действий, об особом (культурном) типе поведения человека или о специфических  формах или видах деятельности, существующих в рамках культуры. Итак, человек, взаимодействуя с окружающей действительностью  особым способом, создал "вторую природу" - материальную культуру и идеально-образную сферу деятельности.

 

Особенность человеческого  способа деятельности такова, что  другой человек может понять смысл  назначения того или иного овеществленного  продукта культуры. Гегель называл  это распредмечиванием.

В то же время нельзя забывать, что человек действует не только с материально-вещественными предметами, но и с идеальными формами (умственная деятельность самого различного рода). Это обусловливает разделение культурной действительности на идеальную и  предметно-вещественную. При этом первая приобретает самостоятельное развитие в культуре и становится важнейшим  регулятором взаимоотношений между  людьми. Наличие идеально планирующей  особенности деятельности позволяет  говорить о моделях, образцах желаемого  поведения и действия, которые  усваивает индивид в каждой культуре.

Человек может преобразовывать  мир при помощи воображения, аналогично тому, как ребенок в детстве  изменяет в игровой действительности обычные предметы в сказочные. К. Лоренц называл этот творческий аспект деятельности способностью к визуализации, созданию ситуаций, не имеющих аналога  в действительности.

С характеристикой "вынесение-во-вне" деятельности человека связан и катарсический, психотерапевтический аспект произведений искусства. Именно возможность представить  себя на месте "другого", сопереживать вымышленным действиям, описанным  в художественных произведениях, дает возможность восприятия и создания некоторых видов духовной культуры.

Культурный тип деятельности каждый раз "самопорождается" при  вхождении индивида в культуру. Иными  словами, человек рождается как  бы дважды - первый раз физически, второй раз духовно. Такой тип деятельности дает возможность сохранять культурные традиции и фиксировать нововведения, делать их достоянием всех членов общности. Культурный (социальный) тип деятельности - основа существования искусства, духовной культуры в целом.

 


Информация о работе Основные понятия культурологии