Основные тенденции развития культуры XX в. Массовая и элитарная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 01:02, реферат

Описание работы

Сегодня человечество объединяется единой общечеловеческой культурой, возникшей на основе целостности мира. Целостность мира - это взаимосвязь и взаимозависимость людей и народов. Она появилась в результате развития производства в мировом масштабе и возникновения глобальных проблем. Целостность мира стала основой становления современного человечества и единой общечеловеческой культуры.
В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Сущность современного гуманизма содержится в его универсальности: он адресуется каждому человеку, произносит право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Одной из важнейших стала идея равенства всех людей.

Файлы: 1 файл

Реферат №3.docx

— 18.49 Кб (Скачать файл)

Основные  тенденции развития культуры XX в. Массовая и элитарная культура.

Сегодня человечество объединяется единой общечеловеческой культурой, возникшей  на основе целостности мира. Целостность  мира - это взаимосвязь и взаимозависимость  людей и народов. Она появилась  в результате развития производства в мировом масштабе и возникновения  глобальных проблем. Целостность мира стала основой становления современного человечества и единой общечеловеческой культуры.

В современной культуре широкое  распространение получили гуманистические  принципы и идеалы. Сущность современного гуманизма содержится в его универсальности: он адресуется каждому человеку, произносит право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Одной из важнейших стала  идея равенства всех людей.

Другим важным выводом  развития культуры последнего столетия является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней  социокультурная система - наука. Мировая научная целостность XX в. положила начало экономическому объединению мира. Современное поколение является свидетелем растущей интернационализации народнохозяйственного связей. О росте интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеобъемлющий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.

Формирование целостности  мира предполагает принятие общих ценностных предпосылок. Без них любое взаимодействие невозможно, так как разные системы  ценностей разъединяют людей, мешают им понимать друг друга. Современная культура, интегрирующей различные страны в единую целостность, основывается на общечеловеческих ценностях, как: права личности, гуманизм, творческое развитие личности, распространения научного знания и передовых технологий, взаимообогащение национальных культур, уважительное отношение к жизни и окружающей среды.

Выдающийся мыслитель XX в. А. Швейцер пришел к мысли о необходимости отказа от технократической культуры. Остро чувствуя мировые катастрофы и войны XX века, он делает вывод о том, что технократическая наука и распространение технократизма как одного из элементов культуры привели к сужению ее гуманистической сферы и к гибели гуманистических идеалов культуры. Мыслитель выдвинул принцип благоговения перед жизнью как фундаментальный для формирования новой общепланетарной культуры. Этот принцип экологии духа, сохранение и взаимоуважения в сфере культуры означал переход от технократической модели развития цивилизации к новой, ориентированной действительно на общечеловеческие ценности.

Считается, что одним из главных признаков реальной культуры является неоднородность и богатство  ее проявлений. Однако в условиях "индустриального  общества" и НТР человечество в целом выявило довольно отчетливую тенденцию к шаблону и однообразием в ущерб любым видам оригинальности и самобытности. Изменения, происходящие, способствовали появлению социологических  и философско-исторических концепций  так называемого массового общества, а на их почве возникли и теории массовой культуры.

Массовая  культура.

Массовая культура - понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе. Синонимами выступают сроки поп-культура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура. Массовая культура - разновидность культуры, ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности (с помощью СМИ) на усредненный уровень развития массовых потребителей. Как термин "массовая культура" введена М. Хоркхаймером.

Понятие "массовая культура" отражает существенные сдвиги в механизме  современной культуры: развитие средств  массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, газета, журнал, грампластинка, магнитофон, видеомагнитофон); становления индустриально-коммерческого  типа производства и распределение  стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры и поднятия уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете семьи. Все  перечисленное превращает культуру в отрасль экономики, вращая ее на массовую культуру.

Годом рождения массовой культуры можно считать 1870, когда в Великобритании был принят закон об обязательной грамотность. Всем стал доступен главный жанр художественного творчества XIX в. - Роман. Вторая веха - 1895 г. В этот год был изобретен кинематограф, не требующий даже элементарной грамотности для восприятия информации в картинках. Третья веха - легкая музыка. Магнитофон и телевидение еще более усилили позиции массовой культуры.

Механизм распространения  массовой культуры напрямую связан с  рынком. Ее продукция предназначена  для потребления массами. Это  искусство для каждого, и оно  должно учитывать его вкусы и  требования. Каждый, кто платит, "заказывает свою музыку". Искусство охотится на подростка, домохозяйку, рабочего, спортсмена и т.д.

Массовая культура - это  определенная часть культуры. И достоинство  ее произведений находится не в том, что они демократичны, всем понятны, а в том, что они основаны на архетипах, то есть бессознательного форме  восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, труда, счастья и т.д. К таким архетипам  относится бессознательного интерес всех людей к эротике и насилию. И в любом обществе подобный интерес ищет путей для удовлетворения. Это бытовой интерес, и он составляет базу успеху массовой культуры, ее произведений.

Катастрофическим следствием массовой культуры является низведение творческой деятельности человека к  элементарному акту бездумного потребления. Высокая культура требует высокого интеллектуального напряжения. И  встреча с "Моной Лизой" в выставочном зале не идентична встречи с ней на коробке спичек или на майке. Осмысление проблемы массовой культуры было начато книгами О. Шпенглера "Закат Европы", А. Швейцера "Культура и этика", Х. Ортеги-и-Гассета "Восстание масс", Е. Фромма "Иметь или быть", где массовая культура осмысливается как последнее выражение духовной несвободы, средство видчуждення и притеснении человеческой личности.

Культурологической оппозицией массовой культуре выступает элитарная  культура, основная задача которой  сводится к тому, чтобы сохранить  в культуре творческое начало. Смысл  элитарной культуры - в поисках  истины, красоты, заботе о духовном возвеличивания человека, преодолении  ее невежества, воспитании лучших моральных  качеств личности.

Первые попытки осмысления элитарности в культуре делаются уже в творчестве Гераклита и  Платона.

В эпоху Возрождения проблема элиты была поставлена ??Ф. Петраркой в ??его размышления "Об истинной благородство". Благородство по интеллекту, а не по рождению, уважение личным заслугам, а не дворянским титулам - вот основа принципиальной новизны в нарушении гуманистами этому вопросу.

Наиболее цельно и последовательно  концепция элитарной культуры изложена в работах Х. Ортеги-и-Гассета (1889-1955). Созерцая зарождение новых форм искусства с их многочисленными скандально-крикливыми манифестами, неординарными художественными приемами, Ортега дал философскую оценку этому авангарду ХХ века. Его оценка сводится к утверждению, что импрессионисты, футуристы, сюрреалисты, абстракционисты раскалывают почитателей искусства на две группы: на тех, кто понимает новое искусство, и тех, кто не способен его понимать, то есть на "художественную элиту" и "широкую публику".

По мнению Ортеги, элита есть в каждом обществе. Элита - это наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками часть общества. Именно она обеспечивает прогресс. Поэтому художник вполне сознательно обращается к ней, а не к массе. Вращаясь спиной к массе, художник абстрагируется от реальности и одаривает элиту усложненными образами действительности, в которых причудливый образом сочетает реальное и нереальное, рациональное и иррациональное.

С одной стороны, испанский  философ сочувствует и поддерживает авангардное искусство, считая, что  только таким путем и возможно что-то сохранить от всюдисутнього охлос, или "торжествующего хама", с другой - его беспокоит дегуманизация искусства, то есть безразличное отношение к человеку.

Элитарное искусство развивается  в двух основных теоретических формах - эстетического изоляционизма и  панестетизм. Типичным проявлением эстетического изоляционизма является концепция "чистого искусства" или "искусства для искусства", которая реализовала себя в России в художественном объединении "Мир искусства". Это объединение сформировалось в 1898-1899 гг в Петербурге. Основные участники объединения: А. Бенуа (лидер группы), К. Сомов, М. Добужинский, Е. Лансере, Л. Бакст. Главная организационная роль принадлежала С. Дягилева, а деятельными участниками выставок были В. Серов, М. Врубель, К. Коровин, И. Билибин, И. Грабарь и др.

"Мир искусства" боролся  свободу индивидуальной самопроявления в искусстве. Все, к чему имеет наклон художник, имеет право на воплощение в искусстве. При этом единственным чистым источником творческого энтузиазма признавалась красота, а современный мир красоты лишен. Жизнь интересует художника только потому, что оно уже отразило себя в искусстве. Ведущим в живописи становится историко-бытовой жанр. История предстает здесь не в массовых движениях, а в частных подробностях прежнего быта, но быта обязательно красивого, эстетически оформленного.

Период расцвета театрально-декоративной деятельности "Мира искусств" связан с российскими сезонами С. Дягилева в Париже, куда были приглашены выдающиеся представители русского искусства: Ф. Шаляпин, Г. Павлова, В. Нижинский, М. Фокин.

Панестетизм преподносит искусство над политикой, наукой, моралью. Художественно-интуитивным формам познания отводят мессианскую роль в "спасении мира". Эти идеи звучат в творчестве многих русских поэтов. Они выражены в теоретических концепциях Ф. Шлегеля, А. Бергсона, Ф. Ницше.

Современная элитарная культура функционирует в среде не столько  социальной, сколько интеллектуальной элиты, профессиональной духовной интеллигенции. Элитарная культура характеризуется:

- Эстетической свободой  и коммерческой независимостью  творчества;

мировоззренческой глубиной тематики, философским проникновением в сущность явлений и форм художественного  освоения мира.

Источники:

1. Руднев  В.П. Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1999

2. Гуревич  П.С. Культурология: Учебник. – з-е изд., перераб. и доп. – М.:Гардарики, 2000.

3. Драч  Г.В. Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1999.

4. Кравченко  А.И. Культурология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

5.Интернет  ресурсы.


Информация о работе Основные тенденции развития культуры XX в. Массовая и элитарная культура