Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 01:02, реферат
Сегодня человечество объединяется единой общечеловеческой культурой, возникшей на основе целостности мира. Целостность мира - это взаимосвязь и взаимозависимость людей и народов. Она появилась в результате развития производства в мировом масштабе и возникновения глобальных проблем. Целостность мира стала основой становления современного человечества и единой общечеловеческой культуры.
В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Сущность современного гуманизма содержится в его универсальности: он адресуется каждому человеку, произносит право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Одной из важнейших стала идея равенства всех людей.
Основные тенденции развития культуры XX в. Массовая и элитарная культура.
Сегодня человечество объединяется
единой общечеловеческой культурой, возникшей
на основе целостности мира. Целостность
мира - это взаимосвязь и
В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Сущность современного гуманизма содержится в его универсальности: он адресуется каждому человеку, произносит право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Одной из важнейших стала идея равенства всех людей.
Другим важным выводом развития культуры последнего столетия является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система - наука. Мировая научная целостность XX в. положила начало экономическому объединению мира. Современное поколение является свидетелем растущей интернационализации народнохозяйственного связей. О росте интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеобъемлющий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.
Формирование целостности мира предполагает принятие общих ценностных предпосылок. Без них любое взаимодействие невозможно, так как разные системы ценностей разъединяют людей, мешают им понимать друг друга. Современная культура, интегрирующей различные страны в единую целостность, основывается на общечеловеческих ценностях, как: права личности, гуманизм, творческое развитие личности, распространения научного знания и передовых технологий, взаимообогащение национальных культур, уважительное отношение к жизни и окружающей среды.
Выдающийся мыслитель XX в. А. Швейцер пришел к мысли о необходимости отказа от технократической культуры. Остро чувствуя мировые катастрофы и войны XX века, он делает вывод о том, что технократическая наука и распространение технократизма как одного из элементов культуры привели к сужению ее гуманистической сферы и к гибели гуманистических идеалов культуры. Мыслитель выдвинул принцип благоговения перед жизнью как фундаментальный для формирования новой общепланетарной культуры. Этот принцип экологии духа, сохранение и взаимоуважения в сфере культуры означал переход от технократической модели развития цивилизации к новой, ориентированной действительно на общечеловеческие ценности.
Считается, что одним из
главных признаков реальной культуры
является неоднородность и богатство
ее проявлений. Однако в условиях "индустриального
общества" и НТР человечество
в целом выявило довольно отчетливую
тенденцию к шаблону и
Массовая культура.
Массовая культура - понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе. Синонимами выступают сроки поп-культура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура. Массовая культура - разновидность культуры, ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности (с помощью СМИ) на усредненный уровень развития массовых потребителей. Как термин "массовая культура" введена М. Хоркхаймером.
Понятие "массовая культура"
отражает существенные сдвиги в механизме
современной культуры: развитие средств
массовой коммуникации (радио, кино, телевидение,
газета, журнал, грампластинка, магнитофон,
видеомагнитофон); становления индустриально-
Годом рождения массовой культуры можно считать 1870, когда в Великобритании был принят закон об обязательной грамотность. Всем стал доступен главный жанр художественного творчества XIX в. - Роман. Вторая веха - 1895 г. В этот год был изобретен кинематограф, не требующий даже элементарной грамотности для восприятия информации в картинках. Третья веха - легкая музыка. Магнитофон и телевидение еще более усилили позиции массовой культуры.
Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для потребления массами. Это искусство для каждого, и оно должно учитывать его вкусы и требования. Каждый, кто платит, "заказывает свою музыку". Искусство охотится на подростка, домохозяйку, рабочего, спортсмена и т.д.
Массовая культура - это определенная часть культуры. И достоинство ее произведений находится не в том, что они демократичны, всем понятны, а в том, что они основаны на архетипах, то есть бессознательного форме восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, труда, счастья и т.д. К таким архетипам относится бессознательного интерес всех людей к эротике и насилию. И в любом обществе подобный интерес ищет путей для удовлетворения. Это бытовой интерес, и он составляет базу успеху массовой культуры, ее произведений.
Катастрофическим следствием массовой культуры является низведение творческой деятельности человека к элементарному акту бездумного потребления. Высокая культура требует высокого интеллектуального напряжения. И встреча с "Моной Лизой" в выставочном зале не идентична встречи с ней на коробке спичек или на майке. Осмысление проблемы массовой культуры было начато книгами О. Шпенглера "Закат Европы", А. Швейцера "Культура и этика", Х. Ортеги-и-Гассета "Восстание масс", Е. Фромма "Иметь или быть", где массовая культура осмысливается как последнее выражение духовной несвободы, средство видчуждення и притеснении человеческой личности.
Культурологической оппозицией массовой культуре выступает элитарная культура, основная задача которой сводится к тому, чтобы сохранить в культуре творческое начало. Смысл элитарной культуры - в поисках истины, красоты, заботе о духовном возвеличивания человека, преодолении ее невежества, воспитании лучших моральных качеств личности.
Первые попытки осмысления элитарности в культуре делаются уже в творчестве Гераклита и Платона.
В эпоху Возрождения проблема элиты была поставлена ??Ф. Петраркой в ??его размышления "Об истинной благородство". Благородство по интеллекту, а не по рождению, уважение личным заслугам, а не дворянским титулам - вот основа принципиальной новизны в нарушении гуманистами этому вопросу.
Наиболее цельно и последовательно концепция элитарной культуры изложена в работах Х. Ортеги-и-Гассета (1889-1955). Созерцая зарождение новых форм искусства с их многочисленными скандально-крикливыми манифестами, неординарными художественными приемами, Ортега дал философскую оценку этому авангарду ХХ века. Его оценка сводится к утверждению, что импрессионисты, футуристы, сюрреалисты, абстракционисты раскалывают почитателей искусства на две группы: на тех, кто понимает новое искусство, и тех, кто не способен его понимать, то есть на "художественную элиту" и "широкую публику".
По мнению Ортеги, элита есть в каждом обществе. Элита - это наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками часть общества. Именно она обеспечивает прогресс. Поэтому художник вполне сознательно обращается к ней, а не к массе. Вращаясь спиной к массе, художник абстрагируется от реальности и одаривает элиту усложненными образами действительности, в которых причудливый образом сочетает реальное и нереальное, рациональное и иррациональное.
С одной стороны, испанский
философ сочувствует и
Элитарное искусство развивается в двух основных теоретических формах - эстетического изоляционизма и панестетизм. Типичным проявлением эстетического изоляционизма является концепция "чистого искусства" или "искусства для искусства", которая реализовала себя в России в художественном объединении "Мир искусства". Это объединение сформировалось в 1898-1899 гг в Петербурге. Основные участники объединения: А. Бенуа (лидер группы), К. Сомов, М. Добужинский, Е. Лансере, Л. Бакст. Главная организационная роль принадлежала С. Дягилева, а деятельными участниками выставок были В. Серов, М. Врубель, К. Коровин, И. Билибин, И. Грабарь и др.
"Мир искусства" боролся свободу индивидуальной самопроявления в искусстве. Все, к чему имеет наклон художник, имеет право на воплощение в искусстве. При этом единственным чистым источником творческого энтузиазма признавалась красота, а современный мир красоты лишен. Жизнь интересует художника только потому, что оно уже отразило себя в искусстве. Ведущим в живописи становится историко-бытовой жанр. История предстает здесь не в массовых движениях, а в частных подробностях прежнего быта, но быта обязательно красивого, эстетически оформленного.
Период расцвета театрально-декоративной деятельности "Мира искусств" связан с российскими сезонами С. Дягилева в Париже, куда были приглашены выдающиеся представители русского искусства: Ф. Шаляпин, Г. Павлова, В. Нижинский, М. Фокин.
Панестетизм преподносит искусство над политикой, наукой, моралью. Художественно-интуитивным формам познания отводят мессианскую роль в "спасении мира". Эти идеи звучат в творчестве многих русских поэтов. Они выражены в теоретических концепциях Ф. Шлегеля, А. Бергсона, Ф. Ницше.
Современная элитарная культура функционирует в среде не столько социальной, сколько интеллектуальной элиты, профессиональной духовной интеллигенции. Элитарная культура характеризуется:
- Эстетической свободой и коммерческой независимостью творчества;
мировоззренческой глубиной тематики, философским проникновением в сущность явлений и форм художественного освоения мира.
Источники:
1. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1999
2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – з-е изд., перераб. и доп. – М.:Гардарики, 2000.
3. Драч
Г.В. Учебное пособие для
4. Кравченко А.И. Культурология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
5.Интернет ресурсы.
Информация о работе Основные тенденции развития культуры XX в. Массовая и элитарная культура