Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 12:12, реферат
Развитие мировой культуры в XX в. представляет собой сложный и противоречивый процесс. На него повлиял целый ряд факторов:
- две мировые войны и несколько локальных;
- разделение мира на два лагеря;
- установление и падение в ряде стран фашистских режимов;
- революционное прокоммунистическое движение;
- крушение социалистической системы и др.
Вступительная часть
1. Перспективы развития мировой культуры
2. Современная социокультурная ситуация в России
3. Основные направления развития художественного творчества
Заключительная часть (подведение итогов)
Во второй половине столетия кинопроизводство США достигло таких размахов, что довольно трудно отдать кому-либо предпочтение. Однако в большей степени реалистические тенденции сохранились в творчестве режиссера и продюсера Фрэнсиса Форда Копполы. В его наиболее известном фильме «Крестный отец» переплелись разные потоки: натуралистическое изображение жестокости и насилия, поэтизация мафии, критика коррупции, связь преступного мира с политикой. Не менее известен его фильм «Апокалипсис сегодня», раскрывший трагедию войны во Вьетнаме.
Следует отметить, что реалистическое искусство, столкнувшись в начале XX в. с новыми, неведомыми реализму предыдущего столетия фактами и процессами жизни, изменило свой изобразительный язык и характер аналитического изучения человека.
В 1905 г. на выставке в Париже художники Анри Матис, Андре Дерен и другие экспонировали свои произведения, которые за резкое противопоставление цветов, упрощенность форм критика назвала произведениями «диких» - les fauves, а все направление получило название «фовизм».
У фовистов с их пониманием соотношения пятен чистого цвета, сведенным к контуру лаконичным рисунком, простым, по-детски линейным письмом, оказались большие возможности для решения декоративных задач. Самым талантливым из фовистов был Анри Матис. Он прошел через увлечение импрессионизмом, но в своих поисках он пришел к упрощенности и плоскостности форм.
В реалистической литературе изменение характера аналитического изучения человека проявилось в творчестве Стефана Цвейга, который под влиянием теории Зигмунда Фрейда в своих произведениях «Мария Стюард», «Нетерпение сердца» попытался переложить социальные конфликты и процессы в плоскость психологических переживаний и столкновений героев.
В кинематографе трансформация реалистического искусства нашла отражение в течение неореализма, получившего наибольшее распространение в Италии. В фильмах Феллини, Монтальдо, Пьетри, Рози, Дамиани и других режиссеров раскрывались проблемы волновавшие не только Италию, но и другие страны: социальные конфликты, коррупция, мафия, преступность, засилье американского капитала.
3.2. Модернизм
При всех сложных переплетениях разных направлений в художественных творчестве XX â. отчетливо прослеживаются две основные тенденции: поиск новых реалистических форм и отход от принципов той реалистической системы, которая была присуща европейскому искусству еще с эпохи Возрождения. Вторая тенденция принадлежит искусству модернистскому, каждый раз выступающему с позиций открытия новых путей и потому называемому в наши дни авангардом.
Несмотря на сохранение реалистических тенденций, развитие западного искусства в XX в. в большей степени определяет модернизм, чем реализм. Слово «модерн» связывают с идеей чего-то нового, нетрадиционного, отличного от прежнего. Модернистское искусство, как правило, непонятно многим зрителя малокоммуникативно. Различные авангардные течения связаны между собой одним - их объединяет отрицание реального отображения действительности.
Основной причиной появления модернизма был кризис западной культуры, имевший под собой глубокие социально-экономические основания. Он вызвал стремление художников уйти от подражания реальности. Этому стремлению во многом способствовало появление кино и фотографии, которые отображали действительность как она есть лучше, чем кто-либо из художников. Модернизм затронул практически все отрасли художественного творчества. Наиболее рельефно, наиболее наглядно он проявился в изобразительном искусстве и, прежде всего, в живописи. Поэтому основное внимание мы уделим живописи авангарда.
Экспрессионизм
Как самое первое направление модернизма можно определить экспрессионизм, появившийся приблизительно в 1905 г. в Германии.
Экспрессионизм (от латинского expressio - выражение) основан на теории, утверждающей, что человек становится художником тогда, когда его рука способна производить экспрессивные движения, что воплощает «внутреннюю активность» личности. Художники-экспрессионисты предпочитали воплощать внутренние движения души, а не явления внешнего мира. Провозглашали целью искусства не изображение действительности, а выражение ее сути. Живописи экспрессионизма свойствен страстность, напряженность и глубоко личностный подход к картине, которая служит средством выражения эмоций.
Взгляд на мир, продиктованный действительностью XX в., определил стилистику экспрессионизма: принципиальная «антиклассичность»; отказ от гармонической ясности форм; тяготение к абстрактному обобщению; яростная, обостренная выразительность; устремленность к сознательной деформации картины действительности.
Для экспрессионизма в живописи характерно: изломанность линий; контрастность цвета; деформированность пространства. Ему присущ пламенеющий колорит, далекий от реальных природных цветов. Нервный мазок наполняет экспрессионистские полотна трепещущей жизненной энергией. Экспрессионисты черпали вдохновен в живописи Ван Гога с ее новаторской техникой и необычайным колоритом.
К середине 20-х годов, времени относительной стабильности в Европе, обнаружилась абстрактность и непоследовательность экспрессионизма. Экспрессионизм оказал значительное воздействие на искусство Европы и Америки.
Кубизм
В первом десятилетии XX в. во Франции было основано новое направление модернизма - кубизм. Его родоначальником считается живший и работавший во Франции испанский художник Пабло Пикассо.
На первый взгляд абстрактное и геометричное, искусство кубизма передает реальные объекты. Они лишь «расплющены» на холсте так, что разные грани одного и того же предмета видятся одновременно с разных точек зрения. Вместо того, чтобы создавать иллюзию предмета в пространстве, как это пытались делать художники, начиная с периода Возрождения, кубизм воспроизводит объекты в категориях двухмерного холста.
Отказавшись от передачи атмосферы и света, трехмерной перспективы, мастера кубизма разработали новые формы неглубокой многомерной перспективы, позволяющей представить объект в виде множества пересекающихся и полупросвечивающихся плоскостей (четырехугольников, треугольников, полуокружностей), сосредоточенных вдоль вертикальных, горизонтальных и диагональных осей. Объект изображая одновременно с множества точек зрения, как комбинация геометрических форм, благодаря чему зритель мог видеть задние и боковые его части. Таким образом, по мнению кубистов, в их картинах не только изображался внешний вид объекта, но и было представлено знание о нем.
По теории кубистов, картина - это самостоятельный организм, и она воздействует не образом, а формальными средствами, своим ритмом. «Не искусство имитации, а искусство концепции» - лозунг кубизма. Красота картины не имеет ничего общего с красотой реального мира, она строится только на пластическом чувстве.
Первая картина кубизма - «Авиньёнские девицы», написанная Пикассо â 1907 г.
Кубисты вводили в свои произведения реальные предметы (пуговицы, трамвайные билеты, куски обоев, клеенки, газет), узаконив коллаж в виде художественно средства.
Создание кубизма привело к радикальному переосмыслению взаимоотношений формы и пространства и навсегда изменило развитие западного искусства. Кубизм способствовал зарождению в России абстракционизма и суперматизма.
Футуризм
Если родиной кубизма является Франция, то следующее направление модернизма появилось в Италии в Милане. Оно заявило о себе в 1909 г., когда были опубликованы 11 тезисов Маринетти, где провозглашался апофеоз бунта, «наступательного движения», «лихорадочной бессонницы», «оплеухи и удара кулака», «красоты быстроты». Это направление стало первым откровенно враждебным реализму. Футуристы отрицали искусство прошлого, призывали к разрушению музеев, библиотек всего классического наследия: «Долой археологов, академиков, критиков, профессоров».
Философской основой футуризма явилось учение Ницше. Главное, что привлекало футуристов у Ницше - это его нигилизм, критика традиционной буржуазной культуры, христианской морали, истории. Христианская религия с ее проповедью смирения, любви к ближнему, по мнению Ницше, исказила подлинную сущность человека, подавила его инстинкты, главный из которых «воля к власти». Основным пафосом футуристского искусства провозглашался культ силы - «Искусство может быть только насилием, жестокостью и несправедливостью»; войны - «Мы хотим прославить войну, единственную гигиену мира»; похоти - «Похоть для победителя - заслуженная дань».
Футуризм означает «искусство будущего» (от латинского futurum - будущее). «Мы утверждаем, - заявляли они, - что портреты не должны походить на свои оригиналы и что художник носит в самом себе пейзажи, которые он хочет зафиксировать на полотне». Объектом искусства должен быть не предметный мир, а движение, вносимое художником в материю путем синтеза времени, места, формы, цвета и тона.
По утверждению писателя Маринетти - вождя и теоретика футуризма - жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слезы женщины. В живописи футуристов человек нередко трактуется как подобие машины.
Футуристы стремились восславить современность. Они были увлечены машинной технологией, новыми средствами передвижения и связи. Для придания своим произведениям динамичности они использовали угловатые формы и резкие контуры. Отличительной особенностью творчества футуристов было стремление передать движение и скорость. Это достигалось с помощью приема наложения друг на друга разных положений одного и того же объекта: повторение контуров движущегося предмета и его прозрачности. Так возникало впечатление непрерывного движения.
Футуризм вторгся и в область музыки. В специальном манифесте, выпущенном Милане в 1911 г., футуристы объявили своей задачей «выразить музыкальную душу толпы». Для этого потребовались новые «музыкальные» инструменты - свистки, ящики, сковородки, кастрюли и т.п.
Как направление в искусстве футуризм распался в начале первой миров войны.
Де Стейл (неопластицизм)
В 1917 г. в Голландии Тео ван Дусбургом и Питом Мондрианом были основа журнал и художественное направление под названием «Де стейл». Художники считали, что искусство должно стремиться к абсолютной гармонии, ясности и порядку, достижимым в результате полного очищения. Основу их эстетических концепций составил суперматизм К. Малевича.
Произведения группы Де Стейл отличаются строгими геометрическими формах по преимуществу квадратными. Они составлены из простейших элементов: прямых линий и основных цветов.
Направление ставило перед собой глубоко философские задачи и основывалось на мысли, что искусство должно в какой-то мере отражать тайну Вселенной и универсальную гармонию.
Движение прекратило свое существование в 1931 г. после смерти Дусбурга. Оно оказало огромное влияние на архитектуру и прикладной искусство Европы.
Дадаизм
Самое хаотичное, пестрое, кратковременное, лишенное всякой программы выступление авангардистов - дадаизм. Его основателем был поэт Тристан Тзара. Название этого направления в искусстве сознательно бессмысленно (от французского dada - конек, деревянная лошадка, детский лепет). Оно обозначает движение - протест против всего предшествующего искусства.
Дадаизм просуществовал недолго. Он возник почти одновременно в 1915-1916 годах в Нью-Йорке и Цюрихе. Центром деятельности дадаистов было Кабаре «Вольтер» в Цюрихе, где поэты, художники и писатели-единомышленники собирались для творческих экспериментов в области бессмысленной поэзии, «шумовой» музыки и автоматического рисунка.
Дадаизм был резкой реакцией на снобизм и консервативность художественно истеблишмента: дадаисты использовали все возможности своего воображения для того, чтобы вызвать возмущение буржуазии. Так, выставка дадаистов в Нью-Йорке в 1917 г. сопровождалась «музыкой» битья в ящики и банки, танцами в мешка. Призыв дадаистов гласил: «Уничтожение логики, танец импотентов - творение есть дада, уничтожение будущего - есть дада». За всем этим «художественным хулиганством» было отрицание всех духовных ценностей, желание эпатировать благонравных буржуа.
Дадаизм пытался сломать устоявшиеся представления об искусстве, его видах и жанрах, иронизировал над тиражированием достижений мировой культуры. Он делал ставку в художественном творчестве на случайные процессы, психический автоматизм действий, рожденную путем импровизации коллективную декламацию, фотомонтаж. Дадаизм пытался сломать границы между жизнью и искусством, теоретически обосновывал и пытался практически осуществить введение в художественную культуру ready-made. Ready-made - тривиальный предмет, изъятый из среды своего естественного существования и выставленный как объект искусства.
Следует сказать, что дадаизм как самостоятельное течение довольно быстро прекратил свое существование. Он выдохся уже к 1922 г.
Метафизическая живопись
В 1917 г. в Италии возникла так называемая метафизическая живопись. Ее создателями были Джорджо де Кирко и Карло Карра.
Для метафизической живописи характерна искаженная перспектива, неестественное освещение и странный мир образов, в которых вместо людей фигурируют манекены и статуи.
Помещая свои объекты в чуждый для них контекст, художники этого направления стремились создать магическую атмосферу сна. В этом отношении метафизическая живопись имеет много общего с сюрреализмом, но в отличие от последнего обладает очень статичной композиционной структурой и любовью к архитектурным построениям.
Движение Дада и метафизическая живопись с их культом иррационального сыграли важную роль в подготовке почвы для возникшего в 1920-е годы сюрреализма.
Сюрреализм
На почве дадаизма и сначала только как течение литературное возник сюрреализм. Он оформился во Франции в 1920-е годы. Его инициаторами были молодые французские писатели, поэты и художники А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар, Ж. Кокто и другие. Само слово сюрреализм можно перевести как надреализм или сверхреализм. У Шопенгауэра, с его неверием в прогресс и человеческий разум, сюрреалисты нашли теоретическое обоснование своей идеи о сочетании в художественной практике элементов действительности и алогичной фантастики. Они призывали к освобождению человеческого «Я» от «оков» материализма, логики, разума, морали, традиционной эстетики.
Информация о работе Основные тенденции развития современной мировой и отечественной культуры