Особенности буддийского учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:56, реферат

Описание работы

Разговор об основах учения буддизма следует начать с одного существенного замечания. Дело в том, что никакого «буддизма» как такового, «буддизма вообще» не существовало и не существует. Буддизм (на что еще в 1918 г . обратил внимание классик отечественной и мировой буддологии О.О. Розенберг) исторически представлен в виде различных течений и направлений, подчас чрезвычайно отличающихся друг от друга и подчас более напоминающих разные религии, нежели разные конфессии в рамках одной религии.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 4
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Особенности буддийского учения.docx

— 44.33 Кб (Скачать файл)

Сибирский государственный  аэрокосмический университет имени  академика М. Ф. Решетнёва

 

Инженерно-экономический  факультет

 

 

 

 

 

Кафедра рекламы и культурологии

РЕФЕРАТ

Тема: Особенности буддийского  учения

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы БЭФ 11-01

Михайлов Максим Сергеевич

Проверил: преподаватель  Виноградова А.И.

 

 

 

 

 

Красноярск 2011

Содержание

Введение 3

Основная часть 4

Заключение 15

Список использованной литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Разговор об основах учения буддизма следует начать с одного существенного замечания. Дело в  том, что никакого «буддизма» как  такового, «буддизма вообще» не существовало и не существует. Буддизм (на что  еще в 1918 г . обратил внимание классик отечественной и мировой буддологии О.О. Розенберг) исторически представлен в виде различных течений и направлений, подчас чрезвычайно отличающихся друг от друга и подчас более напоминающих разные религии, нежели разные конфессии в рамках одной религии. Я считаю эту тему актуальной, поскольку буддизм одна из трёх мировых религий, которая непосредственно связана с жизнью многих людей, и которая за два с половиной тысячелетия своего существования создала и развила не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования - иными словами, целую цивилизацию. Целью данного реферата является описание особенностей буддийского учения, которые были заложены основателем данной религии, Буддой. Следует анализировать и рассматривать конкретные направления буддизма, а не некий искусственно конструированный «буддизм вообще». В силу этого обстоятельства заранее обречены на провал попытки вычленить некий «истинный буддизм» (что, например, в 90-е годы пытаются сделать в Японии так называемые «критические буддисты» — Хакамая Нориаки, Мацумото Сиро и их немногочисленные последователи); по существу, любой беспристрастный исследователь вынужден признать «буддизмом» любое учение, считавшееся буддийским самой традицией. Если использовать язык, имманентный самому буддизму, то можно сказать, опираясь на доктрину, известную как анатмавада (принцип бессущностности, «не-души»), что буддизм суть только имя для обозначения направлений и течений, рассматривающих себя в качестве буддийских. К базовым идеям ”основ учения буддизма” следует отнести Четыре Благородные Истины, учение о причинно-зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады («не-души») и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию. Именно их мы и будем рассматривать в дальнейшем.

 

 

 

Основная часть

 

Успешному распространению  раннего буддизма, способствовала, прежде всего, легендарная жизнь его основателя. Так же, как в христианстве и исламе, учение Будды первоначально распространялось в устной форме, и многие факты его биографии и учения обрастали различными мифологемами. Только примерно через двести лет учение его, как и биография, были зафиксированы в литературе. Ученикам, а через них и всему миру, странствующий проповедник Гаутама стал известен под именем Будды — «знающего», «просвещенного», «просветленного». Будда Шакьямуни («мудрец из племени шакьев») родился около 567 года до н. э. Его собственное имя — Сиддхартха Гаутама, то есть «Достигший своей цели», из рода Гатама. Он был наследным принцем царства Шакья и был воспитан в Капилавасту, столице царства Шакья (север Бихара, у предгорий Гималаев). Предание гласит, что уже скоро после беспечной и счастливой молодости царевич остро ощутил трагичность жизни; тяготы, и тайны противоречивого непонятного мира стали сильно беспокоить его. Он испытывал ужас перед бесконечностью перевоплощений души, остро почувствовал, в каких черных пучинах гибнет человек, став жертвою темноты и греха. 
 
Известна легенда, согласно которой однажды, прогуливаясь, Гаутама повстречал на дороге в Капилавасту покрытого язвами изможденного больного, затем согбенного годами убогого старика, затем похоронную процессию и, наконец, погруженного в глубокие и нелегкие раздумья аскета. Все эти встречи поразили впечатлительную натуру Будды. Одного вида этих несчастий оказалось достаточно для того, чтобы пробудить в нем сознание векового бремени, тяготеющего страшнее всего над невинными и угрожающего погубить лучшие стремления человека. Отдельные страдания стали для Будды иллюстрацией всеобщей безысходности. Все, что в нем было твердого, было потрясено, и он содрогнулся, видя, как ужасна жизнь.

Убедившись в пустоте  чувственных страстей, он отказался  от довольства, могущества и богатства  во имя того, чтобы в уединении  размышлять о вечном и найти для  своих собратьев-людей спасение от низости жизни и плотских иллюзий.

В те далекие времена искатели истины, преследуемые и одержимые  духовным беспокойством, становились  странствующими отшельниками, аскетами. Искатель света должен был начать свои поиски отвержением всех благ мира. И в соответствии с этой традицией Будда, согласно преданию, отказался от своего сана, ушел из дома и стал аскетом.

Странствуя, в поисках  света и покоя, он стал просить  милостыню. Это знаменательное событие  в жизни основателя мировой религии  произошло, когда Будде исполнилось 29 лет. Пытаясь найти духовный покой  в философском размышлении, он некоторое  время странствовал в одиночестве, но не удовлетворился этим. Другой путь ухода от жизни — суровые лишения, которым добровольно подвергалось тело. Гаутама с пятью верными  друзьями отправился в уединенное место  в джунглях, где всячески умерщвлял  свою плоть и усердно постился, стремясь обрести душевный покой  с помощью сурового аскетизма.

Однако и это не принесло ему утешения: истина была по-прежнему далека. После шести лет сурового аскетического послушания Будда  пришел к убеждению в совершенной  бесполезности самоистязания. Он взвесил  на весах пустоту богатства, мудрость школ и суровость аскетизма и  нашел, что все они смертному  не нужны. Очистив тело воздержанием, усовершенствовав ум смирением и  укрепив сердце одиночеством, он стремился  раскрыть путем постоянных сосредоточенных  размышлений и молитв тайну земных страданий людей пока, наконец, его  усилия не увенчались успехом.

Предание гласит, что как-то, сидя под деревом Бодхи (познания), Гаутама долго и сосредоточенно смотрел на Восток, предаваясь глубокому самопознанию. Внезапно его ум озарился новым светом, и он овладел тем, что искал, и стал просветленным, т. е. Буддой. Когда он после многих лет постоянных поисков и размышлений обрел просветление, то счел своей обязанностью указать обреченным толпам путь к вечному счастью. Миру, идущему по неверному пути, Будда стал проповедовать благую весть о четырех благородных истинах и восьмеричном пути. Успеху проповеди способствовало обаяние личности вероучителя.

Как писал индийский историк  философии С. Рад-хакришнан: «Ясность и кроткость его лика, красота и достоинство его жизни, серьезность и энтузиазм его любви, мудрость и красноречие его проповеди завоевывали сердца равно мужчин и женщин». (Радхакриш-нан С. Индийская философия. М., 1993. Т.1. С.297.). В качестве первых учеников он избрал пятерых из своих сподвижников по аскезе. Перед ними он и произнес свою первую проповедь о «жхарч акра пра варта не», или «приведении в движение Колеса Закона». Его ученики первыми были посвящены в члены буддистского ордена (Сангхи).

В своей первой проповеди  Будда говорил о двух слабостях, которым не должен потворствовать тот, кто удалился от мирской жизни: 1) предание себя на потворство страстям — оно низко, обыденно, пошло, неблагородно, бесцельно; 2) предание себя самоистязанию  — оно болезненно, неблагородно, бесцельно. Не впадая в эти крайности, Будда нашел средний путь, который открывает глаза, открывает разум, ведет к успокоению, познанию, просветлению, т. е. нирване.

На основании своего духовного  опыта Будда приобрел и поведал  миру убеждение в существовании  четырех благородных истин:

1) существует страдание, 2) у страдания есть причина, 3) страдание может быть прекращено, 4) известен путь, ведущий к этому. 

Первая истина, которую  познал Будда, гласит, что жизнь есть страдание: рождение есть страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание, соединение с  нелюбимым — страдание, расставание  — страдание, не получение желаемого  — страдание. Опыт жизненного пути Гаутамы не только позволил ему сформулировать идею о страдании, но и прочувствовать ее.

Он увидел не просто и  не только картины страданий, но и  сами условия жизни людей, вызывающие несчастья; т. е. все, что порождено  привязанностью к земному, есть страдание.

Пессимистический взгляд нового учителя оправдывается, если взглянуть на эту проблему глазами  религии, которая освобождает от греха и страданий. Если бы мир  был полон счастья, не было бы нужды  в религии, а значит, и нагромождения  различных религиозно-этических  систем, создающих иллюзию избавления людей от жизненных неурядиц и  страданий.

Идея страдания была сформулирована Буддой следующим образом: «Из незнания возникают скрытые впечатления; из скрытых впечатлений возникает  мыслительная субстанция; из мыслительной субстанции возникают имя и форма; из имени и формы возникают  шесть органов; из шести органов  возникает соприкосновение; из соприкосновения  возникает ощущение; из ощущения возникает  жажд а; из жажды возникает привязанность; из привязанности (к существованию) возникает образование (зачатие); из образования возникает рождение; из рождения возникают старость и  смерть, боль и жалобы, страдание, скорбь и отчаяние. Таково возникновение  целого царства страдания».

Итак, повторяется, что рождение, старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние — все, порожденное  привязанностью к земному, есть страдание. Источником же страданий являются страсти — это и есть вторая истина, изложенная Буддой.

Третья истина буддизма —  о прекращении страданий —  вытекает из второй и гласит, что  вечное успокоение, т. е. достижение нирваны — это конечная цель буддистов. Как врач, сообщающий больному благоприятный прогноз, Будда утверждает, что, несмотря на то что страдание пронизывает все уровни сансарического существования, тем не менее, существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана.

Четвертая истина гласит, что  существует путь, где все энергии, соединение которых и образует жизнь, постепенно угасают, а это и есть тот путь, который приведет к нирване  — успокоению от всех страданий.

Для дальнейшего анализа  основ буддизма нам потребуется  рассмотреть ряд ключевых понятий, которые в некоторой мере позволят приоткрыть завесу таинственности в  построениях буддийских мыслителей.

При этом необходимо иметь  в виду, что буддисты позаимствовали эти понятия из предшествующих философско-религиозных  систем древней Индии, приспособив  их к особенностям своего учения. В  философско-религиозной системе  буддизма ключевыми можно считать  такие понятия, как нирвана, дхарма, карма, в основном унаследованные буддистами от предшественников.

Дхарма 

Формула буддийского символа  веры, которая содержит кратчайшее изложение сути и духа буддизма, гласит, что Будда открыл элементы (дхарма) бытия, их причинную связь  и методы окончательного подавления их действенности, т. е. превращения  динамичных элементов бытия в  состояние вечного покоя.

Понятие «дхарма» — центральный  пункт буддийского учения. В свете  этого понятия бытие (существование) является взаимодействием множественности  тонких, конечных, далее недоступных  анализу элементов материи, духа и сил. Термин «дхарма встречается  в литературе буддизма очень часто, особенно в философских сочинениях. Как отмечает известный буддолог О. О. Ро-зенберг, «понятие «дхарма» в буддийской философии имеет столь выдающееся значение, что система буддизма в известном смысле может быть названа теорией дхарм. В таком же смысле мы, например, называем философию Платона учением об идеях или философию Канта трансцендентальной философией». (Розен-берг 0.0. Труды по буддизму. М., 1991. С.97).

Кроме того, слово «дхарма», согласно словарю, имеет значения: «религия», «закон», «качество». Специалисты по буддизму этимологию этого понятия производят от корня дхар — «носить», дхарма значит «носитель», а также «несомое».

Основное же и, вероятно, первоначальное значение термина встречается  в философских сочинениях, а также  в сутрах, где под дхармами понимаются «носители», или истинно-реальные, непознаваемые  субстраты тех элементов, на которые  в абстракции разлагается поток  сознательной жизни, т. е. единство субъекта и переживаемого им мира, как внешнего, так и внутреннего. Сущность каждой дхармы трансцендентна, непознаваема; только «признаки», или проявления, дхарм образуют поток сознательной жизни. Таким образом, элементы, на которые разлагается поток сознания, не являются дхармами, а «проявлениями дхарм», однако ради краткости часто употребляется термин «дхарма» вместо выражения «проявление дхармы»; в таком случае понятие «дхарма» можно передавать словом «элемент».

Среди элементов и их носителей  упоминается один, который в метафизике и в теории спасения находится  на первом месте, — это элемент  «успокоения», «покоя», т. е. нирвана.

Наконец, понятие «дхарма» включает еще и значение «учение» Будды. А в таких словосочетаниях, как «проповедовать дхарму», «поклоняться дхарме», очень часто дхарма означает не само учение, а его объект, т. е. нирвану. Термин «дхарма» имеет, таким  образом, следующие значения:

1) качество, атрибут; 

2) субстанциальный носитель, трансцендентальный субстрат единичного  элемента сознательной жизни; 

Информация о работе Особенности буддийского учения