Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:56, реферат
Разговор об основах учения буддизма следует начать с одного существенного замечания. Дело в том, что никакого «буддизма» как такового, «буддизма вообще» не существовало и не существует. Буддизм (на что еще в 1918 г . обратил внимание классик отечественной и мировой буддологии О.О. Розенберг) исторически представлен в виде различных течений и направлений, подчас чрезвычайно отличающихся друг от друга и подчас более напоминающих разные религии, нежели разные конфессии в рамках одной религии.
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Сибирский государственный
аэрокосмический университет
Инженерно-экономический факультет
Кафедра рекламы и культурологии
РЕФЕРАТ
Тема: Особенности буддийского учения
Выполнил: студент группы БЭФ 11-01
Михайлов Максим Сергеевич
Проверил: преподаватель Виноградова А.И.
Красноярск 2011
Содержание
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение
Разговор об основах учения буддизма следует начать с одного существенного замечания. Дело в том, что никакого «буддизма» как такового, «буддизма вообще» не существовало и не существует. Буддизм (на что еще в 1918 г . обратил внимание классик отечественной и мировой буддологии О.О. Розенберг) исторически представлен в виде различных течений и направлений, подчас чрезвычайно отличающихся друг от друга и подчас более напоминающих разные религии, нежели разные конфессии в рамках одной религии. Я считаю эту тему актуальной, поскольку буддизм одна из трёх мировых религий, которая непосредственно связана с жизнью многих людей, и которая за два с половиной тысячелетия своего существования создала и развила не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования - иными словами, целую цивилизацию. Целью данного реферата является описание особенностей буддийского учения, которые были заложены основателем данной религии, Буддой. Следует анализировать и рассматривать конкретные направления буддизма, а не некий искусственно конструированный «буддизм вообще». В силу этого обстоятельства заранее обречены на провал попытки вычленить некий «истинный буддизм» (что, например, в 90-е годы пытаются сделать в Японии так называемые «критические буддисты» — Хакамая Нориаки, Мацумото Сиро и их немногочисленные последователи); по существу, любой беспристрастный исследователь вынужден признать «буддизмом» любое учение, считавшееся буддийским самой традицией. Если использовать язык, имманентный самому буддизму, то можно сказать, опираясь на доктрину, известную как анатмавада (принцип бессущностности, «не-души»), что буддизм суть только имя для обозначения направлений и течений, рассматривающих себя в качестве буддийских. К базовым идеям ”основ учения буддизма” следует отнести Четыре Благородные Истины, учение о причинно-зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады («не-души») и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию. Именно их мы и будем рассматривать в дальнейшем.
Основная часть
Успешному распространению
раннего буддизма, способствовала,
прежде всего, легендарная жизнь его основателя.
Так же, как в христианстве и исламе, учение
Будды первоначально распространялось
в устной форме, и многие факты его биографии
и учения обрастали различными мифологемами.
Только примерно через двести лет учение
его, как и биография, были зафиксированы
в литературе. Ученикам, а через них и всему
миру, странствующий проповедник Гаутама
стал известен под именем Будды — «знающего»,
«просвещенного», «просветленного». Будда
Шакьямуни («мудрец из племени шакьев»)
родился около 567 года до н. э. Его собственное
имя — Сиддхартха Гаутама, то есть «Достигший
своей цели», из рода Гатама. Он был наследным
принцем царства Шакья и был воспитан
в Капилавасту, столице царства Шакья
(север Бихара, у предгорий Гималаев). Предание
гласит, что уже скоро после беспечной
и счастливой молодости царевич остро
ощутил трагичность жизни; тяготы, и тайны
противоречивого непонятного мира стали
сильно беспокоить его. Он испытывал ужас
перед бесконечностью перевоплощений
души, остро почувствовал, в каких черных
пучинах гибнет человек, став жертвою
темноты и греха.
Известна легенда, согласно которой однажды,
прогуливаясь, Гаутама повстречал на дороге
в Капилавасту покрытого язвами изможденного
больного, затем согбенного годами убогого
старика, затем похоронную процессию и,
наконец, погруженного в глубокие и нелегкие
раздумья аскета. Все эти встречи поразили
впечатлительную натуру Будды. Одного
вида этих несчастий оказалось достаточно
для того, чтобы пробудить в нем сознание
векового бремени, тяготеющего страшнее
всего над невинными и угрожающего погубить
лучшие стремления человека. Отдельные
страдания стали для Будды иллюстрацией
всеобщей безысходности. Все, что в нем
было твердого, было потрясено, и он содрогнулся,
видя, как ужасна жизнь.
Убедившись в пустоте чувственных страстей, он отказался от довольства, могущества и богатства во имя того, чтобы в уединении размышлять о вечном и найти для своих собратьев-людей спасение от низости жизни и плотских иллюзий.
В те далекие времена искатели истины, преследуемые и одержимые духовным беспокойством, становились странствующими отшельниками, аскетами. Искатель света должен был начать свои поиски отвержением всех благ мира. И в соответствии с этой традицией Будда, согласно преданию, отказался от своего сана, ушел из дома и стал аскетом.
Странствуя, в поисках
света и покоя, он стал просить
милостыню. Это знаменательное событие
в жизни основателя мировой религии
произошло, когда Будде исполнилось
29 лет. Пытаясь найти духовный покой
в философском размышлении, он некоторое
время странствовал в одиночестве,
но не удовлетворился этим. Другой путь
ухода от жизни — суровые лишения,
которым добровольно
Однако и это не принесло ему утешения: истина была по-прежнему далека. После шести лет сурового аскетического послушания Будда пришел к убеждению в совершенной бесполезности самоистязания. Он взвесил на весах пустоту богатства, мудрость школ и суровость аскетизма и нашел, что все они смертному не нужны. Очистив тело воздержанием, усовершенствовав ум смирением и укрепив сердце одиночеством, он стремился раскрыть путем постоянных сосредоточенных размышлений и молитв тайну земных страданий людей пока, наконец, его усилия не увенчались успехом.
Предание гласит, что как-то, сидя под деревом Бодхи (познания), Гаутама долго и сосредоточенно смотрел на Восток, предаваясь глубокому самопознанию. Внезапно его ум озарился новым светом, и он овладел тем, что искал, и стал просветленным, т. е. Буддой. Когда он после многих лет постоянных поисков и размышлений обрел просветление, то счел своей обязанностью указать обреченным толпам путь к вечному счастью. Миру, идущему по неверному пути, Будда стал проповедовать благую весть о четырех благородных истинах и восьмеричном пути. Успеху проповеди способствовало обаяние личности вероучителя.
Как писал индийский историк философии С. Рад-хакришнан: «Ясность и кроткость его лика, красота и достоинство его жизни, серьезность и энтузиазм его любви, мудрость и красноречие его проповеди завоевывали сердца равно мужчин и женщин». (Радхакриш-нан С. Индийская философия. М., 1993. Т.1. С.297.). В качестве первых учеников он избрал пятерых из своих сподвижников по аскезе. Перед ними он и произнес свою первую проповедь о «жхарч акра пра варта не», или «приведении в движение Колеса Закона». Его ученики первыми были посвящены в члены буддистского ордена (Сангхи).
В своей первой проповеди Будда говорил о двух слабостях, которым не должен потворствовать тот, кто удалился от мирской жизни: 1) предание себя на потворство страстям — оно низко, обыденно, пошло, неблагородно, бесцельно; 2) предание себя самоистязанию — оно болезненно, неблагородно, бесцельно. Не впадая в эти крайности, Будда нашел средний путь, который открывает глаза, открывает разум, ведет к успокоению, познанию, просветлению, т. е. нирване.
На основании своего духовного опыта Будда приобрел и поведал миру убеждение в существовании четырех благородных истин:
1) существует страдание,
2) у страдания есть причина, 3)
страдание может быть
Первая истина, которую познал Будда, гласит, что жизнь есть страдание: рождение есть страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание, соединение с нелюбимым — страдание, расставание — страдание, не получение желаемого — страдание. Опыт жизненного пути Гаутамы не только позволил ему сформулировать идею о страдании, но и прочувствовать ее.
Он увидел не просто и не только картины страданий, но и сами условия жизни людей, вызывающие несчастья; т. е. все, что порождено привязанностью к земному, есть страдание.
Пессимистический взгляд
нового учителя оправдывается, если
взглянуть на эту проблему глазами
религии, которая освобождает от
греха и страданий. Если бы мир
был полон счастья, не было бы нужды
в религии, а значит, и нагромождения
различных религиозно-
Идея страдания была сформулирована
Буддой следующим образом: «Из незнания
возникают скрытые впечатления;
из скрытых впечатлений возникает
мыслительная субстанция; из мыслительной
субстанции возникают имя и форма;
из имени и формы возникают
шесть органов; из шести органов
возникает соприкосновение; из соприкосновения
возникает ощущение; из ощущения возникает
жажд а; из жажды возникает привязанность;
из привязанности (к существованию)
возникает образование (зачатие); из
образования возникает
Итак, повторяется, что рождение, старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние — все, порожденное привязанностью к земному, есть страдание. Источником же страданий являются страсти — это и есть вторая истина, изложенная Буддой.
Третья истина буддизма — о прекращении страданий — вытекает из второй и гласит, что вечное успокоение, т. е. достижение нирваны — это конечная цель буддистов. Как врач, сообщающий больному благоприятный прогноз, Будда утверждает, что, несмотря на то что страдание пронизывает все уровни сансарического существования, тем не менее, существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана.
Четвертая истина гласит, что существует путь, где все энергии, соединение которых и образует жизнь, постепенно угасают, а это и есть тот путь, который приведет к нирване — успокоению от всех страданий.
Для дальнейшего анализа основ буддизма нам потребуется рассмотреть ряд ключевых понятий, которые в некоторой мере позволят приоткрыть завесу таинственности в построениях буддийских мыслителей.
При этом необходимо иметь
в виду, что буддисты позаимствовали
эти понятия из предшествующих философско-религиозных
систем древней Индии, приспособив
их к особенностям своего учения. В
философско-религиозной
Дхарма
Формула буддийского символа веры, которая содержит кратчайшее изложение сути и духа буддизма, гласит, что Будда открыл элементы (дхарма) бытия, их причинную связь и методы окончательного подавления их действенности, т. е. превращения динамичных элементов бытия в состояние вечного покоя.
Понятие «дхарма» — центральный
пункт буддийского учения. В свете
этого понятия бытие (существование)
является взаимодействием
Кроме того, слово «дхарма», согласно словарю, имеет значения: «религия», «закон», «качество». Специалисты по буддизму этимологию этого понятия производят от корня дхар — «носить», дхарма значит «носитель», а также «несомое».
Основное же и, вероятно, первоначальное значение термина встречается в философских сочинениях, а также в сутрах, где под дхармами понимаются «носители», или истинно-реальные, непознаваемые субстраты тех элементов, на которые в абстракции разлагается поток сознательной жизни, т. е. единство субъекта и переживаемого им мира, как внешнего, так и внутреннего. Сущность каждой дхармы трансцендентна, непознаваема; только «признаки», или проявления, дхарм образуют поток сознательной жизни. Таким образом, элементы, на которые разлагается поток сознания, не являются дхармами, а «проявлениями дхарм», однако ради краткости часто употребляется термин «дхарма» вместо выражения «проявление дхармы»; в таком случае понятие «дхарма» можно передавать словом «элемент».
Среди элементов и их носителей упоминается один, который в метафизике и в теории спасения находится на первом месте, — это элемент «успокоения», «покоя», т. е. нирвана.
Наконец, понятие «дхарма» включает еще и значение «учение» Будды. А в таких словосочетаниях, как «проповедовать дхарму», «поклоняться дхарме», очень часто дхарма означает не само учение, а его объект, т. е. нирвану. Термин «дхарма» имеет, таким образом, следующие значения:
1) качество, атрибут;
2) субстанциальный носитель,
трансцендентальный субстрат