Особенности древнеегипетской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 18:07, реферат

Описание работы

Древнеегипетская литература отличается поразительным многообразием жанров, богатством тем и мотивов, удивительными художественными образами и глубочайшим символизмом. Все это делает ее одним из самых удивительных достижений Древнего мира.
В системе египетской культуры важное место занимали научные знания. Особых успехов древние египтяне достигли в математике, астрономии и медицине.
Древние египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо. Они дали звездным объединениям имена животных, составили точные каталоги звезд, изобрели водяные и солнечные часы. Особенностью древнеегипетской астрономии был ее рациональный характер, полное отсутствие элементов астрологии, которые были характерны для ассиро-вавилонской цивилизации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Культура Древнего Египта ……………………………………………..4
1.1. Культура эпохи Древнего Царства…………………………………...5
1.2. Среднее Царство…………………………………………………........6
1.3. Новое Царство…………………………………………………………7
2. Особенности религиозного мирровозрения египтян……………..….10
2.1. Религия в Древнем Египте…………………………………………..11
3. Черты правовой системы………………………………………………14
3.1 Суд и процесс……………………………………………………….…16
4. Архитектура…………………………………………………………….17
5. Научные знания………………………………………………………...19
5.1 Письменность и язык………………....................................................20
5.2 Изобразительное искусство…………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….26

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по культурологии на тему

«Особенности древнеегипетской культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2009

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………3

1.Культура Древнего Египта ……………………………………………..4

  1. Культура эпохи Древнего Царства…………………………………...5
  2. Среднее Царство…………………………………………………........6
  3. Новое Царство…………………………………………………………7
  4. Особенности религиозного мирровозрения египтян……………..….10
  5. Религия в Древнем Египте…………………………………………..11
  6. Черты правовой системы………………………………………………14

3.1 Суд и процесс……………………………………………………….…16

4. Архитектура…………………………………………………………….17

5. Научные знания………………………………………………………...19

5.1 Письменность и язык………………....................................................20

5.2 Изобразительное искусство…………………………………………..21

Заключение………………………………………………………………..24

Список использованной литературы…………………………………….26    

 

 

 

Введение

 

Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных потрясений. Еще одной важной особенностью египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса. В Древнем Египте объединенные хаттские племена сложились в могучий этнос и создали разветвленную социальную систему. Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки. Система усложнялась по мере столкновений с иноземцами. Завоевания в Нубии и Сирии производили профессиональные войска, договоры с Вавилоном (и хеттами) заключали опытные дипломаты, а каналы и дворцы строили специалисты-инженеры, обучавшиеся с детства. Разветвленная система пережила вторжения гиксосов и возродилась обновленной мощью.

 

    1. Культура Древнего Египта.

 

Великий греческий историк и путешественник Геродот, посетивший Египет в 5 в. до н. э., справедливо назвал страну, поразившую его своими чудесами и обычаями, «даром Нила». В течение всей своей истории экономическое и культурное процветание древнего Египта основывалось на сельском хозяйстве с тщательно налаженной системой ирригации. Веками, до 20 века включительно, земля обрабатывалась мотыгами и плугами, в которые впрягались буйволы; поля поливались вручную или при помощи шадуфа (журавля), позднее, в эпоху Птолемеев, появился архимедов винт, поднимавший воду на разные уровни. Размер урожая в основном определялся разливами Нила, так как слишком маленький разлив или, наоборот, сильное наводнение могли стать причиной нехватки хлеба и даже голода. Сами египтяне называли свою страну «Черной землей», плодоносная илистая почва которой контрастировала с цветом «Красной земли» — бесплодной пустыни, охватывавшей долину Нила с запада и востока.

Климат и географическое положение нильской долины глубоко влияли на развитие египетской архитектуры; храмы и гробницы возводились из разных сортов камня, которыми была богата страна, в то время как жилые постройки строились из недолговечного кирпича-сырца и дерева, острый недостаток в котором Египет восполнял за счет Финикии (и войной и торговлей). Именно храмы и гробницы, в отличие от практически полностью исчезнувших городов, являются основными археологическими источниками, позволяющими реконструировать жизнь и, по возможности, мышление древних египтян.

Географическая изолированность Египта обусловила самобытность его культуры и особенности мировоззрения его народа, относившегося к чужеземцам с подозрением. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и в символическом смысле являлись олицетворением хаоса, угрожавшего гармонии египетского государства. Царствование фараонов в течение 3 тыс. лет над Египтом было одним из главнейших принципов древнеегипетской религии, так как именно фараон-египтянин считался гарантом порядка и гармонии в стране (принципа маат); и он же был ответственным за благосостояние государства и за правильное отправление культов многочисленных богов. Отождествляемый при жизни с богом Гором, после смерти фараон становился Осирисом.

Практика мумификации тел умерших существовала на протяжении всей древнеегипетской истории и была одной из главных особенностей египетской культуры. Сохранение тела являлось необходимым требованием воскресения в загробном мире и обретения вечной жизни. Готовая мумия обертывалась льняными бинтами, между которыми помещались многочисленные амулеты, предназначенные оберегать умершего от враждебных демонов преисподней. Украшенную портретной маской мумию укладывали в деревянный расписной гроб (или несколько гробов), а затем в массивный каменный саркофаг. Пышность погребения и количество погребальной утвари варьировалось в зависимости от социального и имущественного положения покойного.

 

    1. Культура эпохи Древнего Царства.

 

Создание единой системы ирригационного земледелия стало предпосылкой для возникновения в Египте централизованного государства. В конце 4 — начале 3 тыс. до н. э. начался процесс объединения отдельных номов. Узкая долина реки — от первых нильских порогов до дельты — и область самой дельты были освоены неодинаково. Это различие на протяжении всей египетской истории сохранялось в делении страны на Верхний и Нижний Египет и отражалось даже в титулатуре фараонов, которые именовались «царями Верхнего и Нижнего Египта». Двуединой была и древнеегипетская корона: фараоны носили белый верхнеегипетский и красный нижнеегипетский венцы, вставленные друг в друга.

Египетское предание приписывает заслугу объединения страны первому фараону I-й династии Мине. Геродот рассказывает о том, что он основал Мемфис и был его первым правителем. Инициатива объединения страны исходила от Верхнего Египта, и Мемфис, новая столица, основанная на границе Верхнего и Нижнего Египта, стал свидетельством свершившегося объединения. С этого времени в Египте начинается эпоха т. н. Раннего царства, которое охватывает период правления I и II династий. Наши сведения об этой эпохе очень скудны. Известно, что уже в то время в Египте существовало большое и тщательно управляемое царское хозяйство, было развито земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Надписи на дошедших до нас печатях свидетельствуют о существовании развитой системы государственных должностей и званий.

Период правления III –VIII династий называется Старым (или Древним) царством, его эпоха продолжалась на протяжении большей части 3 тыс. В это время в Египте значительно окрепла и упрочилась царская власть, свидетельство тому — самые знаменитые памятники древнеегипетской цивилизации, колоссальные царские пирамиды, возведенные царями 4 династии — Хуфу (Хеопсом), Хафра (Хефреном) и Менкаура (Микерином). Самая первая египетская пирамида была сооружена еще в начале 3 династии для фараона Джосера. Она представляла собой 6 прямоугольных уступов, поставленных друг на друга и повторявших формы ранних гробниц. Сохранилось имя зодчего этой пирамиды — Имхотеп. Впоследствии он был обожествлен и почитался в Египте как покровитель наук и искусств.

Величайшая древнеегипетская пирамида, пирамида Хуфу, имела высоту более 146 м, длина каждой стороны ее основания превышала 230 м. От более ранних пирамид ее отличал не только масштаб, но и невиданное прежде совершенство кладки. Однако при всей своей грандиозности древнеегипетские пирамиды были лишь частью сложного погребального комплекса, в который входили также поминальные храмы и вынесенные к самой границе пустыни храмовые преддверия, соединявшиеся с храмами длинными каменными переходами.

Последующие династии отказались от строительства огромных пирамид, требовавшего крайнего напряжения сил всего населения и истощавшего ресурсы страны. Начиная с V династии, царские гробницы стали значительно ниже и строились менее основательно, однако со времени последнего царя этой династии, Унаса, внутри пирамид на стенах ходов и склепов стали высекать заклинания, связанные с заупокойным культом. Благодаря этим надписям мы знакомы с представлениями эпохи Старого царства о загробном мире, а также со сложной системой египетских погребальных обрядов.

В эпоху Старого царства нам известны царское, храмовые и вельможные хозяйства. Ремесленники разных специальностей трудились в общих ремесленных мастерских — «палатах мастеров», где использовался принцип разделения труда. Работники всех типов хозяйств получали довольствие с огородов, пастбищ, из рыбных угодий, житниц.

Постепенно возраставшая роль вельможных хозяйств в экономике страны привела к тому, что уже фараоны V династии начали уступать важнейшие государственные должности, занимаемые членами царского дома, столичной вельможеской знати. При VI династии влияние стало переходить от столичной знати к знати областной. Постепенно номы подорвали экономическое могущество царской власти и ослабили ее политическое влияние. Около 2200 до н. э. власть мемфисских царей становится чисто номинальной: Египет распадается на независимые и даже враждующие между собой номы.

 

    1. .Среднее Царство

 

Распад страны после Старого царства губительно сказался на состоянии ирригационной системы, требовавшей централизованного надзора и управления. Дошедшие до нас надписи этого времени (период VI-XII династий) постоянно говорят о голоде. В конце правления XI династии Египет был вновь объединен, и при XII династии положение существенно улучшилось, но затем опять последовал смутный период, вновь вызвавший упадок оросительного хозяйства. Эпоха относительного благополучия, установившегося в правление XI и XII династий (середина 22 — начало 18 вв. до н. э.), получила в истории Египта название Среднего Царства.

С этого времени наряду с зерном и одеждой при обмене товаров стали использовать в качестве платы также золото и медь. В период XII династии укреплению экономики и усилению царской власти немало способствовали победоносные войны с Эфиопией (Куш), золотые рудники которой давно привлекали египтян. Общий подъем сказался и на развитии науки. От Среднего царства до нас дошли несколько математических папирусов (Московский, Ринд), лечебные пособия и справочник-словник, содержащий более 300 наименований различных масел, растений, животных, зерна, частей тела. Благодаря оживлению и усложнению хозяйственной жизни в египетской письменности выработался новый тип скорописи (деловое иератическое письмо), отличной от староегипетских почерков и иероглифического письма.

В области государственной религии также произошли изменения: на смену солнечному культу Ра, господствовавшему со времен Старого Царства, пришел культ Амона, который был отождествлен с древним государственным богом Ра под именем Амон-Ра. Заупокойные ритуалы, имевшие у египтян огромное значение и составлявшие одну из важнейших черт древнеегипетской культуры, стали доступны не только вельможам, но и людям среднего достатка: необходимые культовые тексты и изображения перестали высекать на стенах гробниц и начали писать на стенках саркофагов.

Эпоха Среднего Царства закончилась с обрывом XII династии. Вновь наступившее смутное время не привело к такому распаду страны, какой последовал за Старым Царством, но на рубеже XVIII-XVII вв. до н. э. неожиданный удар по ослабленному государству нанесли гиксосы — воинственные племена кочевников-скотоводов, пришедшие, по-видимому, из Палестины. Их владычество в Египте длилось не менее 108 лет, и до самых поздних времен египтяне сохраняли память об этом нашествии как о катастрофе.

Гиксосские цари приняли титулы фараонов, но не смогли объединить под своей властью весь Египет. На исходе гиксосского владычества в Фивах появились собственные цари, которых считают основателями 17 династии. Борьбу с гиксосами начал последний фараон этой династии Камос, но заслуга их окончательного изгнания принадлежала его преемнику Яхмосу I — первому царю 18 династии (1580-1314 до н. э.). С момента освобождения Египта ведется отсчет третьего периода его расцвета — эпохи Нового царства.

1.3. Новое царство

Укрепив положение внутри страны, фараоны вскоре перешли к активной захватнической политике. Со времен войны с гиксосами египтяне стали использовать боевых коней и колесницы, что превратило их войско в грозную силу. Первой жертвой египетской экспансии стала Эфиопия: уже при Тутмосе I, третьем фараоне XVIII династии, южная граница Египта переместилась за третьи нильские пороги. Стремясь расширить северные пределы Египта, Тутмос I предпринял поход в сиро-палестинские земли и достиг берегов Евфрата, где начертал надпись, отмечавшую северный рубеж его владений. Однако в действительности покорение этих территорий еще не было завершено.

Вскоре после смерти Тутмоса I престол перешел к юному Тутмосу III, но в течение первых 20 лет его царствования престол находился в руках его тетки, дочери Тутмоса I Хатшепсут, первой в истории Египта женщины-фараона. В ее правление была предпринята знаменитая морская экспедиция в страну Пунт, расположенную, по-видимому, на полуострове Сомали, и славившуюся своими благовониями. Правители Пунта признали власть фараонов и принесли Хатшепсут роскошные дары. Египетское господство распространилось до областей на юге Красного моря. События этого похода были отражены в настенных изображениях грандиозного поминального святилища Хатшепсут, известного как храм в Дейр-эль-Бахри.

Информация о работе Особенности древнеегипетской культуры