Особенности искусства средневековой Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:00, доклад

Описание работы

В раннехристианский период официальной религией стало христианство. К этому времени относится появление первых христианских храмов. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Они отражали в себе все основные черты средневековой живописи, хотя и были сильно оторваны от реальности. В изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.

Файлы: 1 файл

культура.docx

— 17.54 Кб (Скачать файл)

Особенности искусства средневековой  Европы. Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа:

1. Дороманское искусство (V-Xвв.).

В раннехристианский период официальной  религией стало христианство. К этому  времени относится появление  первых христианских храмов. Отдельные  здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные  баптистериями или крещальнями. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Они отражали в себе все основные черты средневековой живописи, хотя и были сильно оторваны от реальности. В изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.

Характерной особенностью искусства  Каролингской и Оттоновской империй является сочетание античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, которые ярче всего проявились в орнаменте. Архитектура этих королевств создана на основе римских образцов и включает в себя центрические каменные или деревянные храмы, использование мозаики и фрески во внутреннем декоре храмов.

Памятником архитектуры дороманского искусства является капелла Карла Великого в Аахене, созданная около 800г.

2. Романское искусство  (XI-XII вв.) 
Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка. Роспись (религиозные мотивы).  
В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.  
Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом заметна рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского собора носит угнетающий характер.  
При сохранении местных особенностей романскому искусству присущи общие черты: ведущая роль архитектуры, отличавшейся суровым крепостным характером, подчиненность ей живописи и монументальной скульптуры, условных по стилю, назидательных и экспрессивных. Значительное развитие получила книжная миниатюра, ювелирная пластика, изделия прикладного искусства.  
Его черты проявляются в культуре, архитектуре и живописи. Однако, наиболее ярко особенности романского стиля можно проследить в церковной архитектуре. Возведенные в это время сооружения отличаются толстыми тяжелыми стенами, в которых проделаны небольшие окошечки. Двери и узкие окна украшены арками. Над дверями можно разглядеть скульптуру: стоящие или сидящие человеческие фигурки в застывших противоестественных позах. Даже их одежда кажется негнущейся. Вход в здание обычно украшали две квадратные башенки. Они обрамляли отверстие в виде арок, украшенных узорами.  
Во внутреннем убранстве церквей преобладают низкие деревянные или каменные потолки. Центральный неф церкви часто отделен от боковых приделов круглыми колоннами. Они соединяются между собой арочными переходами. Неф всегда повернут с востока на запад и в середине пересечен трансептом (поперечным нефом), который направлен с севера на юг.  
В месте их пересечения возводится высокий купол, напоминающий перевернутую чашу. Вся стройка напоминает в плане крест. В отличие от готического, романский стиль характеризуется большой солидностью, постройки прочно стоят на земле и даже будто прижаты к ней

3. Готическое искусство  (XII-XV вв.)

Возникло в результате развития городов и формирующейся городской  культуры. Символом средневековых городов  становится собор, постепенно теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения в архитектуре этой эпохи объяснялись не только изменением функций зданий, но стремительным  развитием строительной техники, которая  к тому времени уже основывалась на точном расчете и выверенной конструкции. Обильные выпуклые детали - статуи, барельефы, висячие арки были главными украшения  зданий, как изнутри так и с наружи. Мировыми шедеврами готической архитектуры являются Собор Парижской Богоматери, Миланский собор в Италии.

Так же готика используется в скульптуре. Появляется трехмерная многообразная  по формам пластика, портретная индивидуальность, реальная анатомия фигур.

Монументальная готическая живопись в основном представлена витражом. Значительно увеличиваются оконные  проемы. Которые теперь служат не только для освещения, а больше для украшения. Благодаря дублированию стекла передаются тончайшие нюансы цвета. Витражи начинают приобретать все больше реалистических элементов. Особенно известны были французские витражи Шартра, Руана.

В книжной миниатюре также начинает преобладать готический стиль, происходит значительное расширение сферы ее применения, происходит взаимовлияние витража  и миниатюры.


Информация о работе Особенности искусства средневековой Европы