Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:57, контрольная работа
История Древней Руси охватывает период с X по XVII в. Несмотря на то что за это время произошли большие изменения в образе жизни и мировоззрении народа, культура данного периода имеет общие типические черты. Она качественно отличается от языческой культуры дохристианской Руси. Древнерусская культура формировалась на основе древнеславянского языка как средства культурного общения и сочетания двух идеологий - христианства и древней языческой традиции.
В 20-е годы ХХ столетия
появляется оригинальное социально-философское
и культурологическое течение русской
общественной мысли, сформировавшееся
в среде русской зарубежной эмиграции.
Ее ведущие теоретики и
Интересной фигурой в отечественной культурологии предстает А.А. Богданов (1873-1928) - писатель (автор научно-фантастических романов о будущем обществе - «Красная звезда», 1908, «Инженер Мэнни», 1912), философ, экономист, ученый-естествоиспытатель. В труде «Всеобщая организационная наука» (1917) А.А. Богданов выдвинул идею создания науки об общих законах организации - тектологии. В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов отмечалось, что некоторые положения богдановской тектологии предвосхитили идеи кибернетики (принцип обратной связи, идея моделирования и др.).
Отечественное культурологическое наследие невозможно представить без теоретического и публицистического творчества В.И. Ленина (1870-1924) - выдающегося русского марксиста, революционера и основателя первого в мировой истории государства рабочих и крестьян. Автор 55-томного собрания сочинений, он не был «дипломированным» культурологом, не создавал специальных культурологических трудов и концепций. В.И. Ленин стал в специфических условиях России прямым продолжателем теории К. Маркса, всех составных частей марксизма - философии, политэкономии, научного коммунизма, а потому внес огромный вклад в развитие не только русской, но и всей мировой культуры.
Марксистская отечественная культурологическая школа не ограничивается именами Плеханова, Богданова, Ленина, она значительно богаче в своих именах и произведениях. В ее составе А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, Ю.А. Жданов, Д.И. Чесноков, М.П. Ким, Ю.П. Францев, В.Г. Афанасьев, Э.С. Маркарян, В.П. Тугаринов, В.М. Межуев, Г.Н. Волков, Н.С. Злобин, Ю.И. Семенов и много других выдающихся историков, философов и социологов культуры. Концептуальная ясность, теоретическая и методологическая обоснованность марксистской школы культурологии, глубина анализа социальной детерминированности культурных явлений и процессов, мировоззренческих предпосылок культурной деятельности и творчества - все это привлекало к марксизму таких выдающихся мыслителей ХХ века в России (СССР), как М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, Э.В. Ильенков, Г.С. Батищев, М. Мамардашвили.
Самобытность России, ее историческая уникальность ни в чем не проявляется так ярко, как в ее культуре, особенно в культуре духовной. В этом заключается, во-первых, одна из главных особенностей (характеристик) ее субъекта (создателя и хранителя) - русского народа, а, во-вторых, тех сложнейших исторических условий, в которых ему пришлось жить, трудиться, воевать и создавать собственные ценности «второй природы».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого.
Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западный художественный опыт.
За последние семь
десятилетий погибло немало памятников
средневековой культуры. В годы революции
и гражданской войны под
Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен.
Список используемой литературы:
1.Быков, В.В. Эстетическое сознание Древней Руси /В.В. Быков. М.: Знание // Сер. «Эстетика». 1988. № 1.
2.Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции. М., 1990.
3. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. М., 1986. Ч. 1.
4. Зегина, М. История русской культуры / М. Зегина, Л. Кошман, В. Шульман. М., 1991.
5. История культурыРоссии. М., 1993.
6. Любимов, Л. Искусство Древней Руси / Л. Любимов. М., 1974.
7.Лихачев, Д.С. Беседы о русском / Д.С. Лихачев. М., 1984.
ТЕСТЫ
Тема 13. Культура России
1. Что относится к славянским корням русской культуры?
1) язычество древних славян;
2) православие;
3) славянская письменность;
4) государственность.
2. Почему изначально
на Руси складывались
1) индивидуализм «не в крови» русского человека;
2) это связано с «рискованным земледелием» и невозможностью индивидуального труда;
3) это связано с религиозными традициями древних славян;
4) древнерусское государство
изначально тяготело к «
3. Кого славяне называли волхвами?
1) жрецов языческих культов и прорицателей;
2) колдунов;
3)философов
4)племенных старейшин
4. Какие элементы славянской языческой веры сохранились в русском православии?
1) это алтарная преграда;
2) это своего рода «картинная галерея», позволяющая продемонстрировать все самые главные православные иконы;
3) это своего рода
«декорация», в которой
4) это дань традиции византийскому христианству, которое и было воспринято на Руси.
6. В чем заключалось
влияние татаро-монгольской
1) государственность;
2) искусство;
3) язык;
4) религия.
7. Какие функции были у князей в Древней Руси?
1) судебные;
2) правительственные;
3) религиозные;
4) военные.
8. Почему с XV века
для строительства Москвы
1)Для того чтобы русские зодчие учились у них и осваивали западные приемы строительства;
2)В то время у России были тесные экономические контакты с Италией и приглашение итальянских архитекторов было взаимовыгодной экономической сделкой;
3)этим проводилась
идея преемственности власти
московских государей и
4)в то время это был пока единственный способ европеизации русской культуры;
9. Кто является архитектором Екатерининского дворца в Царском Селе?
1) Доменико Трезини;
2) Франческо Бартоломео Растрелли;
3) Василий Иванович Баженов;
4) Карл Иванович Росси.
10. Как меняются задачи искусства в России на рубеже XIX– XX веков?
1) искусство начинает проповедовать, просвещать, обличать;
2) искусство стремится выйти за привычные пределы и преобразовать мир по законам красоты;
3) искусство стремится слиться с действительностью, стать как будто бы незаметным;
4)искусство стремится к примитиву, т.е. к своим истокам;
Тема 11. Культура Новейшего времени
1. Какая характеристика
наиболее подходит для
1) идеологичность;
2) народность;
3) религиозность;
4) антитрадиционализм.
2. Почему произведения модернистского искусства не рассчитаны на однозначное восприятие и прочтение?
1) в произведениях отсутствует какой бы то ни было смысл, и каждый волен придумывать этот смысл для себя;
2) в произведении зашифрованы сразу несколько смыслов, и каждый может выбрать для себя один из них;
3) в произведениях отражается внутренняя свобода и индивидуальность автора, особое видение и понимание им окружающего мира, что делает невозможным их однозначное толкование;
4) в произведениях используются
разнообразные символы и знаки,
3)Какая культура
ориентируется на «среднего
1)элитарная;
2)народная;
3)молодежная;
4)массовая;
4. Что означает
слово «символизм» как
1) представление об искусстве как символе непознаваемых сущностей и мистических смыслов, выходящих за пределы реального земного бытия и постигаемых лишь интуитивно;
2) представление об
искусстве как средстве
3) представление об
искусстве как средстве
4) представление об
искусстве как способе
5. Определить
название модернистского
1) модерн;
2) функционализм;
3) конструктивизм;
4) неоклассицизм.
6. Какое из направлений модернистского искусства базируется на учении З. Фрейда о ключевой роли бессознательного в
творчестве?
1) сюрреализм;
2)фовизм;
3)экспрессионизм;
4)абстракционизм;
7. Представителями какого
авангардистского направления
1) дадаизм;
2) абстракционизм;
3) футуризм;
4) символизм;
8. Характеристики какой
эпохи в развитии мировой
1) архаическая;
2) аграрная;
3) индустриальная;
4) постиндустриальная.
9. Какая культурная
ситуация здесь описывается? «
1) контркультура;
2) модернизм;
3) культурная революция;
4) постмодерн.
10. Как в
культурологии постмодернизма
1) символы;
2) симулякры;
3) матрицы;
4) ризомы.