Особенности культуры древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

История Древней Руси охватывает период с X по XVII в. Несмотря на то что за это время произошли большие изменения в образе жизни и мировоззрении народа, культура данного периода имеет общие типические черты. Она качественно отличается от языческой культуры дохристианской Руси. Древнерусская культура формировалась на основе древнеславянского языка как средства культурного общения и сочетания двух идеологий - христианства и древней языческой традиции.

Файлы: 1 файл

особеености культуры древней руси Машканцева Е.В..doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

В 20-е годы ХХ столетия появляется оригинальное социально-философское  и культурологическое течение русской  общественной мысли, сформировавшееся в среде русской зарубежной эмиграции. Ее ведущие теоретики и основоположники  экономист и географ П.Н. Савицкий, лингвист и этнограф Н.С. Трубецкой, философ Л.П. Карсавин, философ и богослов Г.В. Флоровский, искусствовед П.П. Сувчинский, историк Г.В. Вернадский и другие. Евразийцы глубоко и остро ставили проблему Запад-Восток, причем они не смыкались ни с западниками, ни со славянофилами. Они не считали русский народ ни европейским, ни азиатским, а вели речь о самобытной его природе, называя ее евразийской. Этнический состав этой общности, по их мнению, - сложная смесь славян, финнов и тюрков. И, как отмечал П.Н. Савицкий, «культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той или других. Ее надо противопоставить культурам Европы и Азии как срединную, евразийскую культуру».

Интересной фигурой в отечественной культурологии предстает А.А. Богданов (1873-1928) - писатель (автор научно-фантастических романов о будущем обществе - «Красная звезда», 1908, «Инженер Мэнни», 1912), философ, экономист, ученый-естествоиспытатель. В труде «Всеобщая организационная наука» (1917) А.А. Богданов выдвинул идею создания науки об общих законах организации - тектологии. В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов отмечалось, что некоторые положения богдановской тектологии предвосхитили идеи кибернетики (принцип обратной связи, идея моделирования и др.).

Отечественное культурологическое наследие невозможно представить без  теоретического и публицистического  творчества В.И. Ленина (1870-1924) - выдающегося  русского марксиста, революционера  и основателя первого в мировой истории государства рабочих и крестьян. Автор 55-томного собрания сочинений, он не был «дипломированным» культурологом, не создавал специальных культурологических трудов и концепций. В.И. Ленин стал в специфических условиях России прямым продолжателем теории К. Маркса, всех составных частей марксизма - философии, политэкономии, научного коммунизма, а потому внес огромный вклад в развитие не только русской, но и всей мировой культуры.

Марксистская отечественная  культурологическая школа не ограничивается именами Плеханова, Богданова, Ленина, она значительно богаче в своих именах и произведениях. В ее составе А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, Ю.А. Жданов, Д.И. Чесноков, М.П. Ким, Ю.П. Францев, В.Г. Афанасьев, Э.С. Маркарян, В.П. Тугаринов, В.М. Межуев, Г.Н. Волков, Н.С. Злобин, Ю.И. Семенов и много других выдающихся историков, философов и социологов культуры. Концептуальная ясность, теоретическая и методологическая обоснованность марксистской школы культурологии, глубина анализа социальной детерминированности культурных явлений и процессов, мировоззренческих предпосылок культурной деятельности и творчества - все это привлекало к марксизму таких выдающихся мыслителей ХХ века в России (СССР), как М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, Э.В. Ильенков, Г.С. Батищев, М. Мамардашвили.

Самобытность России, ее историческая уникальность ни в  чем не проявляется так ярко, как  в ее культуре, особенно в культуре духовной. В этом заключается, во-первых, одна из главных особенностей (характеристик) ее субъекта (создателя и хранителя) - русского народа, а, во-вторых, тех сложнейших исторических условий, в которых ему пришлось жить, трудиться, воевать и создавать собственные ценности «второй природы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого.

Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западный художественный опыт.

За последние семь десятилетий погибло немало памятников средневековой культуры. В годы революции  и гражданской войны под предлогом  борьбы с религией уничтожали церковную утварь, сжигали иконы, разбивали колокола. В 1930-е годы в старых русских городах безжалостно разрушали выдающиеся памятники средневекового зодчества - храмы, монастыри, палаты. В годы Великой Отечественной войны русской культуре был нанесен новый удар. Фашисты погубили многие памятники древнего искусства в Киеве, Новгороде, Пскова, Смоленске и других городах. Потери оказались невосполнимы, Многие древнерусские шедевры можно увидеть теперь только на фотографиях.

Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Быков, В.В. Эстетическое сознание Древней Руси /В.В. Быков. М.: Знание // Сер. «Эстетика». 1988. № 1.

2.Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции. М., 1990.

3. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. М., 1986. Ч. 1.

4. Зегина, М. История русской культуры / М. Зегина, Л. Кошман, В. Шульман. М., 1991.

5. История культурыРоссии. М., 1993.

6. Любимов, Л. Искусство Древней Руси / Л. Любимов. М., 1974.

7.Лихачев,  Д.С. Беседы о русском / Д.С. Лихачев. М., 1984.

 

 

 

 

ТЕСТЫ

Тема 13. Культура России

1. Что относится  к славянским корням русской культуры?

1) язычество древних славян;

2) православие; 

3) славянская письменность;

4) государственность. 

2. Почему изначально  на Руси складывались коллективные  формы ведения сельского хозяйства?

 1) индивидуализм «не в крови» русского человека;

2) это связано с  «рискованным земледелием» и  невозможностью индивидуального труда;

3) это связано с религиозными традициями древних славян;

4) древнерусское государство  изначально тяготело к «плановой экономике» и коллективному распределению трудовых ресурсов.

3. Кого славяне называли  волхвами?

 1) жрецов языческих культов и прорицателей;

2) колдунов;  

 3)философов

4)племенных старейшин

4. Какие элементы славянской  языческой веры сохранились в  русском православии?

1) это алтарная преграда;

2) это своего рода  «картинная галерея», позволяющая  продемонстрировать все самые  главные православные иконы;

3) это своего рода  «декорация», в которой проходят  яркие и красочные церковные службы;

4) это дань традиции  византийскому христианству, которое  и было воспринято на Руси.

6. В чем заключалось  влияние татаро-монгольской культуры  на русскую культуру?

1) государственность;

2) искусство;

3) язык;

4) религия. 

7. Какие функции были у князей в Древней Руси?

1) судебные;

2) правительственные;

3) религиозные; 

4) военные.

8. Почему с XV века  для строительства Москвы приглашались итальянские архитекторы?

1)Для того чтобы  русские зодчие учились у них  и осваивали западные приемы  строительства;

2)В то время у России были тесные экономические контакты с Италией и приглашение итальянских архитекторов было взаимовыгодной экономической сделкой;

3)этим проводилась  идея преемственности власти  московских государей и римских  императоров, а значит, и идея  «Москвы как третьего Рима»;

4)в то время это  был пока единственный способ  европеизации русской культуры;

9. Кто является архитектором Екатерининского дворца в Царском Селе?

1) Доменико Трезини;

2) Франческо Бартоломео Растрелли;

3) Василий Иванович Баженов;

4) Карл Иванович Росси.

10. Как меняются  задачи искусства в России  на рубеже XIX– XX веков?

1) искусство начинает проповедовать, просвещать, обличать;

2) искусство стремится  выйти за привычные пределы и преобразовать мир по законам красоты;

3) искусство стремится  слиться с действительностью,  стать как будто бы незаметным;

4)искусство стремится  к примитиву, т.е. к своим  истокам;

 

Тема 11. Культура Новейшего времени

1. Какая характеристика  наиболее подходит для определения  модернизма?

1) идеологичность;

2) народность;

3) религиозность;

4) антитрадиционализм.

2. Почему произведения  модернистского искусства не  рассчитаны на однозначное восприятие и прочтение?

1) в произведениях отсутствует какой бы то ни было смысл, и каждый волен придумывать этот смысл для себя;

2) в произведении зашифрованы  сразу несколько смыслов, и  каждый может выбрать для себя  один из них;

3) в произведениях отражается внутренняя свобода и индивидуальность автора, особое видение и понимание им окружающего мира, что делает невозможным их однозначное толкование;

4) в произведениях используются  разнообразные символы и знаки,  которые невозможно однозначно истолковать.

 

3)Какая культура  ориентируется на «среднего потребителя»  стандартное восприятие  и «сиюминутные запросы»? 
1)элитарная;

2)народная;

3)молодежная;

4)массовая;

4. Что означает  слово «символизм» как название  направления в литературе и искусстве конца XIX – начала XХ веков?

 1) представление об искусстве как символе непознаваемых сущностей и мистических смыслов, выходящих за пределы реального земного бытия и постигаемых лишь интуитивно;

2) представление об  искусстве как средстве воплощения  настроений смерти и небытия в зашифрованных, условных формах;

3) представление об  искусстве как средстве схематизации  изображаемого мира для выделения  наиболее существенных его свойств;

4) представление об  искусстве как способе абсолютно  свободного творческого действия, с помощью которого создаются специфические уникальные знаки для обозначения придуманного автором художественногомира.

5. Определить  название модернистского направления  в архитектуре, для которого характерно множество кривых линий, нагромождение декоративных элементов, несимметричность фасадов, напоминающих живые организмы, принцип уподобления природной и рукотворной форме, использование орнамента:

1) модерн;

2) функционализм; 

3) конструктивизм;

4) неоклассицизм. 

6. Какое из  направлений модернистского искусства базируется на учении З. Фрейда о ключевой роли бессознательного в

творчестве?

1) сюрреализм;

2)фовизм; 
3)экспрессионизм; 
4)абстракционизм;

7. Представителями какого  авангардистского направления в  искусстве были В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан, Р. ,    С. Делоне, Ф. Купка?

1) дадаизм; 

2) абстракционизм;

3) футуризм;

4) символизм; 

8. Характеристики какой  эпохи в развитии мировой цивилизации здесь перечислены: переход от производства товаров к производству услуг, преобладание профессионалов и классных специалистов, ведущая роль теоретического знания, ускорение темпов развития и «морального износа» материальных продуктов и знаний, возрастание потребления общественных благ, проблемы выживания человечества, плюрализм взглядов и «мягкая идеология»?

1) архаическая;

2) аграрная;

3) индустриальная;

4) постиндустриальная.

9. Какая культурная  ситуация здесь описывается? «Развитие  технических средств коммуникаций  приводит не к подлинному общению людей, а к культурному смешению, в котором нельзя нащупать живого бытия. Мир видится не как органическое, а как случайное, механическое единство своих частей. Человек заворожен эклектическим смешением всего со всем; он не ищет ничего определенного, для него важным становится игра, а не реальность, ион был бы рад даже потерять самого себя»:

1) контркультура; 

2) модернизм;

3) культурная революция; 

4) постмодерн.

10. Как в  культурологии постмодернизма называются  знаки знаков, образы, не имеющие  глубинных смыслов и связей  с реальностью и образующие гиперреальность, т.е. абсолютно искусственный («виртуальный») мир?

1) символы; 

2) симулякры;

3) матрицы; 

4) ризомы.


Информация о работе Особенности культуры древней Руси