Особенности культуры современной Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:50, реферат

Описание работы

Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Японская культура в отличие от индийской и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний.
В данной работе я постараюсь представить японскую цивилизацию во всем ее разнообразии и уникальности, раскрыть все особенности японской культуры. На мой взгляд, эта тема очень актуальна для России, так как японцы умело хранят свою культуру, заботятся о ее сохранении и приумножении. Этому россиянам, живущим в стране с богатейшей культурой, следовало бы поучиться у японцев.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..3
Религия…………………………………………………………………………………….4
Театр……………………………………………………………………………………….5
Искусство современной Японии………………………………………………………...6
Икебана……………………………………………………………………………….6
Оригами………………………………………………………………………………6
Нэцкэ………………………………………………………………………………….8
Бонсай………………………………………………………………………………...8
Особенности японского характера………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРА РЕФЕРАТ.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДГТУ)

 

 

 

 

Кафедра истории и культурологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по культурологии на тему:

«Особенности культуры современной  Японии».

 

 

 

                                                                    Выполнила: Белова И.А.

                                                                     Группа: 2ЭМТ

 

                                                                     Научный руководитель: Сологян А.А.

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

Религия…………………………………………………………………………………….4

Театр……………………………………………………………………………………….5

Искусство современной Японии………………………………………………………...6

  • Икебана……………………………………………………………………………….6
  • Оригами………………………………………………………………………………6
  • Нэцкэ………………………………………………………………………………….8
  • Бонсай………………………………………………………………………………...8

Особенности японского характера………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она непрерывно развивалась, начиная с X - XI веков. C XVII и до середины XIX века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии получило творческое развитие национальное своеобразие. И когда по прошествии нескольких веков перед миром наконец открылась богатейшая традиционная культура Японии, она оказала сильное влияние на последующее развитие европейской живописи, театра и литературы.

Японская цивилизация  сформировалась в результате сложных  и разновременных этнических контактов. Японская культура в отличие от индийской  и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний.

В данной работе я постараюсь представить японскую цивилизацию  во всем ее разнообразии и уникальности, раскрыть все особенности японской культуры. На мой взгляд, эта тема очень актуальна для России, так как японцы умело хранят свою культуру, заботятся о ее сохранении и приумножении. Этому россиянам, живущим в стране с богатейшей культурой, следовало бы поучиться у японцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

Религия

Современная Япония —  яркий пример развитой капиталистической  страны, в которой высокий уровень  экономики, научно-технический прогресс и современный образ жизни  сочетаются с сохранением религиозных  традиций у большей части населения, с наличием большого числа религиозных институтов, оказывающих заметное влияние на общественную жизнь. Религиозная ситуация в стране отличается необычайной пестротой, наличием многочисленных течений и традиций. Это, прежде всего, синтоизм (синто) — национальная религия японцев; традиционные школы буддизма, сформировавшиеся в периоды раннего и развитого средневековья; христианство, впервые проникшее в Японию в середине XVI в.; новые религии (или новые общественно-религиозные движения).

В Японии национальной религией считается синтоизм. Объектами поклонения и уважения («ками») в синтоизме являются предки, а точнее души усопших покровителей семей, а так же различные явления природы и предметы. Главным верховным божеством в религии является Священная Богиня Аматэрасу Омиками.

Считается, что императорский  род начал свое развитие от нее. Одним  из главных отличий синтоизма  от других религий является сильный  национализм. Японцы считают, что «ками» или верховные божества породили только японцев, поэтому к остальному человечеству не имеют никакого отношения.

Говорят, что японцы рождаются  синтоистами, а умирают буддистами. Это происходит в основном из-за того, что всем «положительным» знаменательным этапам в жизни, включая рождение, детство и бракосочетание, сопутствуют  синтоистские праздничные церемонии. Тогда как печальные события, включая болезни и смерть, отмечаются в соответствии с буддийскими обычаями.

В наши дни, когда японское общество проповедует свободу вероисповедания, 2% населения являются христианами. Есть в Японии и православные церкви со своими прихожанами. 1

 

Театр

Театр в Японии насчитывает  многовековую историю и отличается большим жанровым многообразием. В  нем сохраняются театральные  формы, возникшие на разных этапах истории  страны и бытовавшие в разной социальной среде.

 Самой строгой классикой  в Японии считается возникший  в XIV в. театр ноо, вид очень  условной танцевальной оперы,  в которой воплощаются военно-феодальные  эстетические идеалы средневекового  самурайства, а актеры играют  в масках. Представления театра  ноо устраиваются регулярно. В Токио ежемесячно проходит около 20 спектаклей. Они рассчитаны на довольно узкий круг любителей этого жанра.

Официально признанный репертуар ноо состоит из 258 пьес, большинство которых было создано  в XIY-XYI вв. Кроме того, на сцене ноо иногда ставятся новые сцены, создаваемые по случаю особо важных государственных торжеств или по заказу религиозных организаций. 2

Очень популярен в  Японии кукольный театр бунраку. Среди кукольных театров есть такие, где используются ниточные марионетки, куклы, управляемые руками или с помощью реек, где актеры играют наряду с куклами. Репертуар этих театров состоит из сказок и пьес. В традиционном театре бунраку сказитель ведет повествование, а большие куклы, каждую из которых ведут три кукловода, очень живо отображают все на сцене.

Ведущим жанром японского  традиционного театра является кабуки. Представления кабуки устраиваются в больших, специально оборудованных  помещениях.

Все женские роли в  кабуки исполняются актерами-мужчинами  — оннагата. Амплуа и сценические имена передаются родному или приемному сыну или ученику. Ведущие актерские династии насчитывают много поколений. В репертуар театров кабуки входят в основном классические. 3

Искусство современной  Японии

Икебана

Икебана — традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икебана — это «цветы, которые живут».

Икебана – классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад и первоначально  бывшее буддийским ритуалом возложения подношений в храмах. К середине XV века этот вид искусства, зародившийся в Индии и проникший в Японию вместе с буддизмом из Китая, получил широкое распространение в этой стране и стал играть значительную роль в культурной жизни ее общества. Именно в Японии икебана, выйдя за рамки ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а также почитаемым предкам, стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые различные сферы общественной жизни. С течением времени появилось множество школ, новых стилей и икебана таким образом стала достоянием всего японского народа.

Искусство икебаны в  современной Японии является одним  из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия  и как воплощение высокого художественного  вкуса, признанного во всем мире.4

Оригами

Оригами — искусство складывания и вырезания фигурок из бумаги, любимое занятие японских детей, достигшее очень высокой степени развития. Фигурки отличаются большой выразительностью и сложностью. Международную известность оригами принесла фигурка журавлика, издревле считавшегося символом надежды, а сейчас ставшего символом избавления Японии от атомной угрозы и лучевой болезни.

Самая главная и известная легенда  об этом японском искусстве напрямую связана с самой значимой и  важной фигуркой оригами — бумажным журавликом. В странах Востока журавль считается символом любви, веры и надежды. Люди издревле веруют, что если сделать тысячу таких фигурок, а потом раздарить их все близким и знакомым, то исполнится самое-самое заветное желание.

Сама легенда звучит примерно так. Когда-то давно на земле  жил очень бедный мастер, который  всю свою жизнь посвятил оригами  и был удивительно добр ко всем и ко всему, что его окружало. Он целыми днями складывал из листов бумаги различные фигурки, а потом  раздавал детям. Но однажды он встретил на дороге странствующего монаха и подарил ему фигурку журавлика. Монах был растроган. Потом он сказал: «Складывай свои фигурки дальше. Главное — твоя вера в их важность. Даже если вокруг война, оставайся верен своему искусству, и оно отблагодарит тебя, сделав тебя богатым и известным».

Вскоре и правда как  по пророчеству монаха началась война. Молодые ушли сражаться, но конца  этому ужасу и видно не было. Только бедный мастер упрямо продолжал  изводить бумагу на свои фигурки. Разозлившись, люди решили сжечь его мастерскую. Но когда они оказались в ней, они были поражены разнообразием и великолепием фигурок. Тогда мастер подарил каждому фигурку по душе и по вкусу. На глазах у гостей мастер свернул из листа журавлика, который тут же захлопал крыльями и улетел — он был вестником мира. Люди поверили в себя, вдохновились и вскоре победа была за ними.

После второй мировой  войны журавлик стал настоящим символом мира и свободы. А также символом избавления от ядерной угрозы и лучевой болезни. существует история про одну японскую девочку - Садако Сасаки (7 января 1943 — 25 октября 1955), которая жила в городе Хиросима в Японии.

6 августа 1945 года во  время атомной бомбардировки  Хиросимы она находилась дома, всего в миле от эпицентра взрыва и осталась жива. Росла сильным, здоровым и активным ребенком. Но спустя время в ноябре 1954 у нее проявились признаки лучевой болезни.

В госпитале врач рассказал  Девочке о легенде про тысячу журавликов. Садако стала складывать журавликов из любых попадавших в ее руки ей кусочков бумаги.

25 октября 1955 года она  умерла, сделав 644 журавлика. В 1958 году в Хиросиме в парке  Мира на частные пожертвования  был установлен памятник, изображающий  Садако Сасаки с бумажным журавликом  в руке.5

Нэцкэ

Нэцкэ - миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок. Нэцкэ  получило широкое распространение в XVIII — первой половине XIX в. как один из видов декоративно-прикладного искусства. Появление ее связано с тем, что национальный японский костюм — кимоно — не имеет карманов и все необходимые мелкие предметы (трубка, кисет, коробочка для лекарств и др.) прикрепляются к поясу с помощью брелока-противовеса. Нэцкэ поэтому обязательно имеет отверстие для шнурка, с помощью которого к нему прикрепляется нужный предмет. Размеры нэцкэ колеблются от 2 до 10 см, в качестве материала для изготовления мастера использовали дерево или кость.

Как вид скульптуры нэцкэ  появились в XVII в., а расцвет нэцкэ  пришелся на XVII-XIX вв. Многие сюжеты нэцкэ пришли из традиционной японской мифологии, легенд, исторических сказаний, пословиц, притч.

Бонсай

Бонсай — традиционное искусство выращивания карликовых деревьев. Бонсай зародился свыше  тысячи лет назад в Китае, но именно в Японии этот метод развивался и вырос до уровня изящного искусства. Человек, занимающийся этим делом, должен быть и художником, который сначала мысленно создает желаемый образ, и хорошим садоводом, знающим множество тонкостей, которые позволяют правильно растить деревце.

 Сегодня бонсай—это  часть японских культурных и  художественных традиций, возникшая  из любви к природе. Искусство  бонсай перешагнуло границы Японии, им серьезно увлекаются люди  в разных странах мира, в том  числе и в России. Крупные выставки проводятся во многих странах мира.6

Особенности японского характера

Количество традиций и ритуалов, обязательных или рекомендуемых  к соблюдению, просто огромно. Практически  все сферы жизни страны пронизаны  сетью традиций и церемоний, особенно это заметно в общении между людьми и в общественной жизни.

В японском национальном характере выделяются такие черты, как трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство, любовь к природе, приверженность традициям, склонность к заимствованиям, дисциплинированность, преданность авторитету, чувство долга, вежливость, аккуратность,  самообладание, бережливость, любознательность. Японцы бережно и любовно относятся к природе, восторгаются естественной красотой пейзажа, погодных явлений, цветов или моря. Многочисленные церемонии созерцания цветущих деревьев, полной луны или осенних красок, являются неотъемлемыми элементами жизни общества.

Рукопожатия не приняты, их заменяют поклоны, причем “возвращать” поклоны требуется с той же частотой и почтительностью, какую  демонстрирует другая сторона. Японцы вежливы и предупредительны в общении. Гостеприимство у японцев “в крови”. Прямой отказ не принят даже в том случае, если выполнить просьбу невозможно, поэтому стоит заранее подумать о выполнимости ваших пожеланий. Также часто вводит в заблуждение традиционная улыбчивость японцев, особенно женщин, при любых обстоятельствах - даже отказ или какой-то неприятный момент будет сопровождаться улыбкой, что сбивает с толка многих иностранцев. Слишком малая дистанция между собеседниками совершенно неприемлема и вызывают у японцев резко отрицательное отношение. Также не рекомендуется смотреть японцу прямо в глаза - это воспринимается как агрессия.

Информация о работе Особенности культуры современной Японии