Особенности культуры в первые годы Советской власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:17, контрольная работа

Описание работы

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Эти сложности обусловлены прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Содержание работы

Введение
1. Особенности культуры в первые годы Советской власти
2. Духовная и художественная культура периода тоталитаризма
3. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
4. Советская архитектура
5. Мода в советский период
6. Советская культура в период "оттепели" и "застоя"
7. Отечественная культура и "перестройка"
Заключение

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 56.57 Кб (Скачать файл)

 Советская литература в 30-е годы достигла и других значительных успехов. Были созданы четвертая книга "Жизни Клима Самгина" и пьеса "Егор Булычев и другие" А.М. Горького, четвертая книга "Тихого Дона" и "Поднятая целина" М.А. Шолохова, романы "Петр Первый" А.Н. Толстого, "Соть" Л.М. Леонова, "Как закалялась сталь" Н.А. Островского, заключительные книги романа-эпопеи А.А. Фадеева "Последний из Удэге", Бруски Ф.И. Панферова, повесть А.С. Новикова-Прибоя "Цусима", "Педагогическая поэма" А.С. Макаренко. 

 С большим  успехом на сценах шли пьесы "Человек  с ружье" Н.Ф. Погодина, "Оптимистическая  трагедия" В.В. Вишневского, "Салют, Испания!" А.Н. Афиногенова, "Гибель эскадры" А.Е. Корнейчука, "Любовь Яровая" К. Тренева.     

 В эти же годы наступает расцвет советской  детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.     

 Накануне  войны в феврале 1937 года в Советском  Союзе было широко отмечено 100-летие  со дня смерти А.С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святыни -"Слово о полку Игореве".     

 В 30-е годы создается собственная база кинематографии. Всей стране были известны имена кинорежиссеров: С.М. Эйзенштейна, М.И. Ромма, С.А. Герасимова, Г.Н. и С.Д. Васильевых, Г.В. Александрова. Продолжает развиваться музыкальное искусство: появляются замечательные ансамбли (квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр), создается Государственный джаз, проводятся международные музыкальные конкурсы. В связи со строительством крупных общественных зданий, ВДНХ, метрополитена развиваются монументальная скульптура, монументальная живопись, декоративно-прикладное искусство.     

 Таким образом, вторая половина 30-х годов - это этап формирования сталинизма, политизации  культуры. В тридцатые-сороковые  годы культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают  апогея, складывается национальная модель тоталитаризма.     

 В целом культуру тоталитаризма характеризовали  подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов  гуманизма. Сложные культурные явления  сознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные оценки.      

 В период сталинизма особенно ярко проявились такие тенденции  в развитии духовной культуры, - как  манипулирование именами и историческими  фактами, преследование неугодных. В итоге оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек становился тотально вовлеченным в общественные структуры, а подобная невыделенность человека из массы - одна из основных черт архаичного социального строя. Нестабильность положения человека в обществе, его неорганическая вовлеченность в социальные структуры заставляли еще больше дорожить своим социальным статусом, безоговорочно поддерживать официальные взгляды на политику, идеологию, культуру. Но даже в таких неблагоприятных условиях отечественная культура продолжала развиваться, создавая образцы, по праву вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

 3. Великая Отечественная  война в истории  отечественной культуры 

     С  первых дней Великой Отечественной  войны на службу победе, защите  Родины были поставлены все  достижения отечественной культуры, науки и техники. Страна превращалась  в единый боевой лагерь. Все  сферы культуры должны были  подчиняться задачам борьбы с  врагом. Деятели культуры сражались  с оружием в руках на фронтах  войны, работали во фронтовой  печати и агитбригадах. Свой вклад  в победу вносили представители  всех направлений культуры. Многие  из них отдали жизнь за Родину, за победу. Это был небывалый  социальный и духовный подъем  всего народа.     

 Война с фашистской Германией потребовала перестройки  всех сфер жизни общества, в том  числе и культуры. На первом этапе  войны основные усилия были направлены на разъяснение характера войны  и целей СССР в ней. Предпочтение было отдано оперативным формам культурной работы, таким, как радио, кинематография, печать.     

 С первых дней войны возросло значение массовой информации, главным образом радио. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках.      

 Используя опыт политпросветработы периода Гражданской войны - "Окна РОСТА", стали издавать плакаты "Окна ТАСС". Через несколько часов после объявления войны появился плакат Кукрыниксов (Кукрыниксы - псевдоним (по первым слогам фамилий) творческого коллектива графиков и живописцев: М.В. Куприянова, П.Ф. Крылова и Н.А. Соколова) "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", который был воспроизведен в газетах 103 городов. Большой эмоциональный заряд нес плакат И.М. Тоидзе "Родина-Мать зовет!", стилистически связанный с плакатом Д.С. Моора времен Гражданской войны "Ты записался добровольцем?". Огромной популярностью пользовались также плакаты В.Б. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!" и Кукрыниксов "Потеряла я колечко", изображавший Гитлера, "уронившего колечко" из 22 дивизий, разгромленных под Сталинградом. Плакаты были действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом.     

 Эвакуация учреждений культуры. С начала войны интенсивно шла эвакуация учреждений культуры. Уже к ноябрю 1941 года в восточные  районы страны удалось эвакуировать около 60 театров Москвы, Ленинграда, Украины и Белоруссии. Только в  Узбекскую ССР были эвакуированы 53 вуза и академических учреждения, около 300 творческих союзов и организаций. В Кустанае разместились коллекции  Исторического музея, Музея революции, наиболее ценная часть фондов Библиотеки им.В.И. Ленина, Библиотеки иностранных  языков и Исторической библиотеки. В Пермь были вывезены сокровища  Русского музея и Третьяковки, в  Свердловск - Эрмитажа. Союз писателей  и Литературный фонд переехали в  Казань, а Союз художников СССР и  Художественный фонд - в Свердловск.      

 В годы войны  было создано одно из самых великих  музыкальных произведений XX века - 7-я  симфония Д. Шостаковича, посвященная  героическим защитникам Ленинграда. В свое время Л. Бетховен любил  повторять мысль о том, что  музыка должна высекать огонь из мужественного  человеческого сердца. Именно эти  мысли были воплощены Д. Шостаковичем в своем самом значительном сочинении.      

 Д. Шостакович начал писать 7-ю симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной  войны и продолжал свою работу в осажденном фашистами Ленинграде. На оригинале партитуры симфонии видны пометки композитора "ВТ" - означающие "воздушная тревога". Когда она наступала, Д. Шостакович прерывал работу над симфонией и  шел сбрасывать зажигательные бомбы  с крыши консерватории.     

 Первые три  части симфонии были закончены к  концу сентября 1941 года, когда Ленинград  уже был окружен и подвергался  жестокому артиллерийскому обстрелу и воздушным бомбардировкам. Победный финал симфонии был завершен в  декабре, когда фашистские орды стояли на подступах к Москве. "Моему  родному городу Ленинграду, нашей  борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию" - таким  был эпиграф к этому произведению.      

 В 1942 году симфония была исполнена в США и в  других странах антифашистской коалиции. Музыкальное искусство всего  мира не знает другого такого сочинения, которое получило бы столь могучий  общественный резонанс.     

 В годы войны  советская драматургия создала  подлинные шедевры театрального искусства. В начальный период войны  были опубликованы быстро ставшие популярными  пьесы Л. Леонова "Нашествие", К. Симонова "Русские люди", А. Корнейчука "Фронт".     

 Появились и  такие известные и любимые  многими и сегодня произведения отечественной литературы как главы  романа М. Шолохова "Они сражались  за Родину", "Наука ненависти", повесть В. Василевской "Радуга". Сталинградской битве посвящены  повести К. Симонова "Дни и ночи" и В. Гроссмана "Направление главного удара". О героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М.С. Шагинян и Ф.В. Гладкова. Во время войны были опубликованы первые главы романа А. Фадеева "Молодая гвардия". Публицистика тех лет представлена статьями К. Симонова, И. Эренбурга.     

 Более тысячи писателей и поэтов в рядах действующей армии работали военными корреспондентами. Десять писателей были удостоены звания Героя Советского Союза: Муса Джалиль, П.П. Вершигора, А. Гайдар, А. Сурков, Е. Петров, А. Бек, К. Симонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов.     

 Для культурного  обслуживания фронта создавались фронтовые  бригады артистов, писателей, художников и фронтовые театры (к 1944 года их было 25). Первым из них был театр "Искра" из актеров театра им. Ленинского Комсомола - добровольцев народного ополчения, затем были организованы фронтовые  филиалы Малого театра, Театра им.Е. Вахтангова и комсомольский театр  ГИТИСа. За годы войны в составе таких бригад на фронтах побывали более 40 тысяч работников искусства. Среди них были корифеи русской сцены И.М. Москвин, А.К. Тарасова, Н.К. Черкасов, М.И. Царев, А.А. Яблочкина и другие.     

 Исключительным  успехом пользовались в военные  годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением  Е. Мравинского, ансамбля песни и  пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного  хора им.М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова, И. Козловского, С. Лемешева и многих других.      

 Скульптурным  символом военных лет и памятью  павшим войнам стала 13 - метровая статуя советского воина-освободителя с девочкой на руках и опущенным мечом, водруженная  после войны в Берлине в  Трептов-парке (скульптор Е.В. Вучетич) 3.     

 Война, героизм  советских людей отражены в полотнах художников А.А. Дейнеки "Оборона  Севастополя", С.В. Герасимова "Мать партизана", картине А.А. Пластова "Фашист пролетел" и других.     

 Оценивая  ущерб культурному достоянию  страны, Чрезвычайная государственная  комиссия по расследованию злодеяний  захватчиков называла в числе  разграбленных и разрушенных 430 музеев из 991, находившихся на оккупированной территории, 44 тысячи дворцов культуры и библиотек. Были разграблены дома-музеи  Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, Т.Г. Шевченко в Каневе. Безвозвратно утраченными оказались фрески XII века в Софийском соборе Новгорода, рукописи П.И. Чайковского, полотна И.Е. Репина, В.А. Серова, И.К. Айвазовского, погибшие в Сталинграде. Разрушены были древние архитектурные памятники старинных русских городов - Новгорода, Пскова, Смоленска, Твери, Ржева, Вязьмы, Киева. Пострадали пригородные архитектурные ансамбли-дворцы Санкт-Петербурга, архитектурные монастырские комплексы Подмосковья. Невосполнимы были людские потери. Все это сказалось на развитии отечественной культуры после войны.

 4. Советская архитектура 

      В 30-е годы архитектура в  России претерпевает очень важные  изменения: из-за специфики политрежима были снесены красивейшие храмы по всей стране, а так же памятники архитектуры. Здания строились в стиле " конструктивизм". Он широко использовался для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А.В. Щусева. Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата представляет собой скромное, небольшое по размерам, лаконичное строение, вписывающееся в ансамбль Красной площади. С приходом к власти Сталина на его смену пришел стиль, получивший название "сталинский ампир". В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, скульптуры строгих и мощных советских людей, гербы СССР, живописные и мозаичные панно - все прославляет выдающиеся достижения советского народа.     

 Все, что окружало людей в советский период, содержало  в себе характерные особенности  советской эпохи. Пятиконечная звезда, серп и молот, сцены уборки урожая, стилизованные барельефы рабочих. В интерьере использовались мраморные  плиты, украшения из бронзовых лавровых венков с советской символикой, бронзовые  светильники, стилизованные под  факелы, использование элементов  барокко в декоре, опять же с  обязательным изображением государственной  советской символики. В этом проявляется  гигантомания и склонность к богатству  убранства, граничившему с безвкусицей, присутствовала некоторая наигранность. Для настоящего ампира характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм. Великолепие же сталинской неоклассики было призвано выразить силу и мощь тоталитарного государства, стремление к созданию нового культа через иконизацию символики. Наиболее известными зданиями в этом стиле являются сталинские высотки в Москве: здание МГУ, МИД и Министерства Транспорта, ансамбль ВДНХ, жилые дома.      

 В скульптуре преобладало создание многочисленных памятников на социалистическую тему: памятники пионерам, рабочим и  т.д. Этим же отличалась и современная  живопись того времени. Примечательно, что в СССР не существовало города, или даже населенного пункта в  котором бы не было памятника Ленину.      

 Государственные здания поражали огромными размерами. Например в 1931 году Моссовет провел закрытый конкурс на проект огромной гостиницы на 1000 номеров, самой благоустроенной по меркам тех лет. В конкурсе участвовало шесть проектов, лучшим был признан проект молодых архитекторов Л. Савельева и О. Стапрана. Архитектурная и широкая пресса внимательно следила за всеми этапами проектирования и строительства: в градостроительном отношении здание имело огромное значение - оно располагалось на пересечении главной магистрали столицы улицы Горького с вновь прокладываемой "Аллеей Ильича", громадным проспектом, который вел к Дворцу Советов. Когда стены будущей гостиницы "Москва" уже возводились, руководителем авторского коллектива архитекторов был назначен академик А. Щусев. В проект гостиницы, его фасад, были внесены изменения в духе новой монументальности и ориентации на классическое наследие. Согласно легенде, Сталин подписал сразу оба варианта решения фасада здания, поданные ему на одном листе, в результате чего фасад выстроенной гостиницы оказался несимметричным. Строительство было завершено в 1934 году. "Аллея Ильича" проложена не была, следы ее прокладки - нынешняя Манежная площадь, образовавшаяся на месте снесенной застройки Моховых улиц. 

Информация о работе Особенности культуры в первые годы Советской власти