Особенности культуры Возрождения . Наука, литература и общественная мысль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:45, контрольная работа

Описание работы

Основными чертами культуры Возрождения являются: 1) гуманистическое мировоззрение, идеалом являлась всесторонне развитая человеческая личность, человек, а не бог, стал в центре идеологии гуманистов. Человек рассматривался как творец, почти равный богу, а сфера его творчества – земля, мир культуры. Критиковалось феодальное мировоззрение с его аскетизмом, суевериями, отстраненностью от мира и другими чертами. Для личности Возрождения присущи такие качества: жизнерадостный оптимизм; представление о безграничных возможностях человека, его воли и разума; «героический энтузиазм»; гармоничность и цельность гуманистического мироощущения; возвышенные чувства; стремление к подвигам; превознесение женщины, культ любви, страсти; 2) светская направленность; 3) обращенность к античному духовному наследию; 4) гедонизм: полнокровная, насыщенная духовными и плотскими наслаждениями жизнь рассматривалась в демократической среде, как единственно достойная человека; 5) индивидуализм, который противоположен феодальному корпоративному мировоззрению, согласно которому человек утверждал свое существование тем, что он был членом какой-либо корпорации: общины в деревне, цеха и гильдии в городе или принадлежал к феодальной иерархии.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………......3
1.Термин “Возрождение”……………………………………………………3
1.1. Особенности культуры Возрождения…………………………………3
1.2. Основные черты культуры Возрождения………………………….....4
2.Наука, литература и общественная мысль………………………………9
2.1.Наука в эпоху Возрождения……………………………………………9
2.2.Литература в эпоху Возрождения……………………………………..10
2.3.Общественная мысль………………………………………………........12
Заключение……………………………………………………………….....14
Используемая литература………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

                       Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

"Московский институт  рекламы, туризма, шоу-бизнеса"

Волжский филиал

Факультет "Социально-культурный сервис и туризм/Реклама"

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине "Мировая культура"

на тему: "Особенности культуры Возрождения . Наука ,литература и общественная мысль"

 

 

 

 

 

                                                                                              

                                                                                                   Выполнил студент

                                                                                                                  2 курса з/о

                                                                                                         Волкова Ольга

                                                                                                                  Проверил:

                                                                                                          Баханова Г.

Содержание:

Введение …………………………………………………………………......3

1.Термин “Возрождение”……………………………………………………3

1.1. Особенности культуры Возрождения…………………………………3

1.2. Основные черты культуры Возрождения………………………….....4

2.Наука, литература и общественная мысль………………………………9

2.1.Наука в эпоху Возрождения……………………………………………9

2.2.Литература в эпоху  Возрождения……………………………………..10

2.3.Общественная  мысль………………………………………………........12

Заключение……………………………………………………………….....14

Используемая  литература………………………………………………...15

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «Возрождение» был впервые введен в XVI в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джорджио Вазари. Эпоха Возрождения – это эпоха больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха гуманизма и просвещения.

Особенности культуры Возрождения

В этот исторический период в различных  областях жизнедеятельности человеческого общества возникают благоприятные условия для небывалого взлета культуры. Развитие науки и техники, великие еографические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров существенно расширяло и изменяло представление человека об окружающем мире. Меняются представления о самом человеке. Важнейшей чертой мировоззрения эпохи Возрождения был индивидуализм. Другой характерной чертой нового мировоззрения было пробуждение национального самосознания. У людей возникает чувство патриотизма, формируется понятие отечества.

Еще одна интересная черта: явление  Северного Возрождения в странах  Центральной и Северной Европы. В  Нидерландах Средневековье еще  влияло на образ жизни людей, поэтому  городская культура Нидерландов дала иной вид Ренессанса. Характерной чертой Севера стало углубление культуры во внутренний мир человека. Мастеров привлекала психологическая глубина и личностные особенности человека.

Образ пробуждения или  возрождения Античного мира со всем его богатством стал классическим образом Возрождения, особенно в той нормативной формулировке, которая была предложена в середине XIX в. французским историком Жюлем Мишле и швейцарским историком культуры Якобом Буркхардтом. Буркхардт рассматривал Возрождение прежде всего как возрождение Античности, как «открытие» человеком окружающего мира и вместе с тем собственной неповторимой индивидуальности; итальянский ренессанс Буркхардт считал «произведением искусства». Общие оценки Возрождения Буркхардта в основном восприняты и современными историками, которые за последние сто лет написали несметное количество книг на эту тему. Но что уже больше не встречает одобрения, так это оценка Средневековья как «темных веков», в духе Петрарки. Дело не только в том, что мы гораздо лучше представляем себе культурные достижения Средневековья, значение которых специально разъяснялось в предшествующих главах: сейчас нам гораздо понятнее, что Возрождение возникло безо всякого разрыва с позднесредневековой итальянской городской цивилизацией.

В то время как трансальпийская Европа оставалась феодальной, монархической и церковной, итальянские города были коммерческими, республиканскими и светскими. Потребность в светском образовании, привычка просчитывать свои деловые возможности, заинтересованность в управлении городом – все это побуждало городского предпринимателя создавать рационально организованные учреждения. Вместе с тем его практичный, открытый окружающему миру стиль жизни начал оказывать влияние на все прочие виды человеческой деятельности и даже на религиозные убеждения. «Несомненно, что, спасаясь от мира, ты можешь упасть с небес на землю, – писал Колюччо Салютати своему другу, восхвалявшему традиционную религиозную жизнь. – Я же, оставаясь в этом мире, могу вознести мое сердце до небес».

Даже при дворах итальянских  тиранов дух городских республик  во многом сохранялся: не обладая легитимностью  наследственных монархов, деспоты были заинтересованы в том, чтобы подчеркнуть  и свое величие, и величие своих  городов, выставляя напоказ таланты  ученых, литераторов и художников, каких только можно было привлечь ко двору, и вообще всех граждан. Этому обычаю стали подражать другие богатые и влиятельные граждане, а также городские корпорации. Возможно, именно сокращение экономической деятельности в конце XIV и в XV в. побуждало людей вкладывать средства в строительство зданий и покровительство людям искусства, а не в коммерческие предприятия.

Если таковы были социальные и психологические  условия для величайшего расцвета творческих способностей в итальянском Возрождении, а в европейской истории они редко оказывались столь благоприятными, то форма, в которую воплотилась творческая деятельность, ими объясняется лишь частично. Не меньшее значение имели уже установившиеся творческие традиции, внутренняя логика различных видов творчества и влияние их наиболее выдающихся и оригинальных представителей – иными словами, воздействие гения на мысль и искусство. Во второй четверти XV в. эти процессы зашли уже так далеко, что без явного разрыва с прошлым привели к появлению новой цивилизации, – цивилизации, которую со всем основанием можно назвать ренессансной.

 

Основные черты культуры возрождения:

Возрождение или по-французски Ренессанс – самостоятельный  и очень важный этап в духовном развитии Европы. Несмотря на крайнюю противоречивость эпохи, реформацию и контрреформацию, на специфическое развитие в различных регионах Европы, в целом, был подготовлен переход к культуре Нового времени. Культура Возрождения противостоит феодальной средневековой европейской культуре, она создала духовные ценности, ставшие важнейшей частью общечеловеческой культуры. 
 
Культура Возрождения складывается в Италии в ХIV – XV вв., а в XVI в. Ренессанс становится общеевропейским явлением. Истоками этой культуры были: а) бурный экономический подъем на основе товарно-денежных отношений; б) быстрый рост городского населения, которое явилось главным создателем и носителем новых идей, демократические слои раньше других ощутили несовместимость консервативного религиозного мировоззрения с динамизмом городской жизни периода первоначального накопления; в) новые технологии, рост внешнеэкономических связей и общения с другими народами, требовавшими постоянного увеличения знаний об окружающем мире. В итоге значительно расширился кругозор и обогатился духовный мир человека, результатом чего стало новое мироощущение. Тогда оказались возможны быстрое обогащение и радикальное изменение места человека в обществе, но вместе с тем, возросла неустойчивость и неуверенность в завтрашнем дне, отсюда формирование таких качеств как предприимчивость и стремление к наслаждению жизнью. 
 
Основными чертами культуры Возрождения являются: 1) гуманистическое мировоззрение, идеалом являлась всесторонне развитая человеческая личность, человек, а не бог, стал в центре идеологии гуманистов. Человек рассматривался как творец, почти равный богу, а сфера его творчества – земля, мир культуры. Критиковалось феодальное мировоззрение с его аскетизмом, суевериями, отстраненностью от мира и другими чертами. Для личности Возрождения присущи такие качества: жизнерадостный оптимизм; представление о безграничных возможностях человека, его воли и разума; «героический энтузиазм»; гармоничность и цельность гуманистического мироощущения; возвышенные чувства; стремление к подвигам; превознесение женщины, культ любви, страсти; 2) светская направленность; 3) обращенность к античному духовному наследию; 4) гедонизм: полнокровная, насыщенная духовными и плотскими наслаждениями жизнь рассматривалась в демократической среде, как единственно достойная человека; 5) индивидуализм, который противоположен феодальному корпоративному мировоззрению, согласно которому человек утверждал свое существование тем, что он был членом какой-либо корпорации: общины в деревне, цеха и гильдии в городе или принадлежал к феодальной иерархии. Хотя в дальнейшем выявились отрицательные стороны индивидуализма: успех любой ценой, погоня за наслаждениями в ущерб другим, эгоцентризм; 6) городской характер; 7) начало перехода к рационализму, как доминирующей мировоззренческой установке.  
 
Формой критики господствовавших взглядов была карнавально-гротескная форма, помогавшая освободиться от господствующей точки зрения на мир, от всякой условности, от ходячих истин, от всего обычного, привычного, общепринятого, позволяющая взглянуть по-новому на мир, почувствовать относительность всего существующего и возможность совершенно иного миропорядка. 
 
Различные социальные слои – носители нового уклада противостояли феодализму, как единое целое, с позиций всего «третьего сословия», специфические же буржуазные ценности, хотя и присутствовали, но не противопоставлялись общедемократической культуре. Социально-психологические доминанты (оптимизм, индивидуализм и т.д.) были более или менее однородны у всех демократических слоев – отсюда возникло уникальное явление в мировой культуре: просто человек, личность без жестких социальных ролей, открытый для восприятия и выработки таких элементов системы ценностей и идеалов, которые не имели узкого классового характера и выражали антропологическую сущность вида Homo sapiens sapiens. Идеи гуманизма, содержащиеся в них научные и нравственные истины, имеют объективную ценность. 
 
Культура Возрождения – это демократическая культура периода начавшегося кризиса феодализма, в ней представлена общая основа, на которой выросла культура Нового времени с ее субкультурами: буржуазной, демократической, социалистической, а также социально не детерминированная общечеловеческая субкультура. 
 
Как отмечалось, культура Возрождения характеризовалась быстрым развитием национальных культур. В Италии особую роль в культуре сыграли Данте Алигьери (1265 – 1321), создавший на итальянском языке «Божественную комедию»; Франческо Петрарка (1304 – 1374), ставший непосредственным родоначальником гуманистического движения, прославившийся стихами о любви к Лауре, причем любовь предстает в космическом масштабе; Джованни Боккаччо (1313 – 1375), автор «Декамерона»; Джованни Пика делла Мирандола (1463 – 1494), создавший один из самых знаменитых трактатов, выразивших гуманистическое мировоззрение, – «Речь о достоинстве человека», в котором обосновывается особое положение человека в мире. 
 
Среди выдающихся писателей Возрождения можно выделить Эразма Роттердамского (1469 – 1536), Франсуа Рабле (1494 – 1553), Мишеля Монтеня (1533 – 1592), Мигеля Сервантеса (1547 – 1616), Вильяма Шекспира (1564 – 1616). 
 
Искусство занимало привилегированное положение в культуре Возрождения, а в пределах самого искусства наиболее процветали живопись, скульптура, архитектура. Наука, философия были еще не достаточно развиты и трудно доступны массам, в этом смысле искусство, уступающее в логической стройности и точности науке, оказалось главным выразителем новых идей. Искусство формировало целостный образ мира, закрепляло новые ценности, помогало глубже понять действительность, давало новые идейно-эстетические оценки, причем искусство было непосредственно сопряжено с духовным миром масс. Для искусства Возрождения характерна целостность, нерасчлененность в нем познания, оценки и преобразования мира, что давало ему возможность наиболее полного и непосредственного воплощения на уровне «высокой культуры» сдвигов в народном сознании. 
 
Искусство каждой эпохи по-своему формирует человека. Так, искусство античности – гимн человеку, представителю победоносного, разумного и прекрасного рода; в искусстве Средневековья предстает человек неудовлетворенный, жаждущий недосягаемой справедливости, «правды». В искусстве Возрождения возникает человек волевой, интеллектуальный, творец своей судьбы и самого себя. 
 
Искусство Возрождения стремилось к тому, чтобы найти художественные формы, способные выразить все богатство человеческой натуры и величие человеческого духа. В искусстве и всей идеологии появляется новый центр: могучая и прекрасная личность, которая становится фокусом жизни, воплощением ее лучших творческих начал, божеством земной жизни. 
 
Возрождение оказалось очень плодотворным для изобразительного искусства. Скульптор Донателло (1386 – 1466), художники Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Рафаэль Санти (1483 – 1520), Микеланджело (1475 – 1564), Тициан (умер в 1576 г.), Веронезе (1528 – 1588), Брейгель (1525/30 – 1569), Дюрер (1471 – 1528) и многие другие осваивали изображение объема, пространства, света, человеческого тела, в том числе, обнаженного. Человеческая телесность в искусстве Возрождения стала наиболее емким образом для выражения идеи культуры. Художник созидал мир на основе совершенных образцов. 
 
В эпоху Возрождения в философии утверждается натурфилософия: философия природы, свободная от подчинения теологии (Парацельс, Кардано, Телезио, Кампанелла). В соответствии с ней законы, управляющие миром, использовались как внутренние закономерности природы, бог становился имманентен природе, мир рассматривался как живой и изменяющийся организм, а человек – как часть природы. Но недостаток реальных знаний побуждал мыслителей Возрождения обращаться к алхимии, магии, астрологии. Постепенно складывались предпосылки для грядущей революции в естествознании: разрабатывались новые методы изучения мира, основанные на опыте, изобретаются многие научные инструменты (микроскоп, телескоп, ртутный барометр), произошло расширение кругозора за счет лучшего знания античности и востока, великих географических открытий. Рухнула геоцентрическая система мира благодаря Н. Копернику, Д. Бруно, Г. Галилею, развивались математика, физика и другие науки. Но в то же время эти успехи нельзя преувеличивать: одновременно активизировалась инквизиция, шла «охота на ведьм» (в 1487 г. появляется книга «Молот ведьм»), процветают схоластика, мистика, оккультизм, астрология. 
 
В эпоху Возрождения созданы яркие политические теории (Н. Макиавелли), процветали социальные утопии (Т. Мор, Т. Кампанелла), заключавшие в себе функцию критики существующего строя и попытки предвосхищения будущего. 
 
Отражением глубоких изменений в культуре явилась Реформация, начавшаяся в Германии в XVI в. Ее суть состояла в устранении обрядности и ритуализма, внешней роскоши и богатства, присущих церкви и священнослужителям, и стремление утвердить «истинную духовность» через непосредственное общение человека и Бога. Спасение даруется человеку непосредственно Богом, все дело в личной вере, а не в посредничестве церкви, а истина заключена в Священном писании, которое является единственным источником веры – утверждал идеолог Реформации Мартини Лютер (1483 – 1546). Реформация стала широким европейским движением, но она же вызвала контрреформацию, стремление укрепить господствовавшую католическую церковь. 
 
В конечном счете, культура Возрождения не приобрела положения господствующей культуры, первенство принадлежало все же феодальной культуре, достаточно быстро перешедшей в реакционное контрнаступление. Однако окончательно подавить ростки нового оказалось невозможно, и вскоре начался новый период в истории культуры: Новое время. 
 
В целом, Возрождение создало социально-экономические, социально-психологические и научно- теоретические предпосылки становления культуры, как относительно самостоятельного феномена, и развития понятийного аппарата теории культуры и самой категории «культура» в системе научного знания. Происходит постепенное формирование светской науки, светской учености, сфера науки приобретает высокий социальный престиж. На ренессансной почве рождался независимый авторитет светской культуры. Хотя культура понималась только в связи с духовной деятельностью, носившей элитарный характер, именно тогда возникло представление об интеллектуальной элите общества, начало утверждаться представление о культуре, как области подлинного существования человека, осознание ее как качественно иной природы человеческого развития, отличной от естественной. 
 
Как писал Ф. Энгельс, эта эпоха представляла собой «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. – С. 346). Возрождение явилось одной из ярчайших страниц истории мировой культуры.

Наука в эпоху  Возрождения

Если в искусстве  Возрождения всеобщим идеалом и  естественным критерием стала чувственная  телесность, то в науке эта роль отводилась рациональной индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность самой индивидуальности оказывалась истинным основанием рационального познания. Все в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только факт самого сомнения, который является непосредственным свидетельством существования разума. Такое самообоснование разума, принятое в качестве единственно истинной точки зрения, является рациональной индивидуальностью. Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного творческого поиска мыслителя. Художник — это искатель истинных образов, мыслитель — искатель истинных идей. У художника есть техника изображения, у мыслителя — техника прояснения, или метод познания. Мыслитель способен проникнуть за пределы чувственного мира в замыслы Творца. И как в творчестве художника продолжалось созидание мира на основе совершенных образов, так и в творчестве ученого открывались замыслы Бога о мире. Может показаться странным, но традиция видеть в чистом разуме средство постижения Бога и его замыслов, которой придерживались ученые Возрождения, развивалась в средневековом мистицизме. Эта традиция берет начало еще в античности — в учениях пифагорейцев, в философии Платона. Чем могло питаться убеждение Платона в том, что ему было дано постичь мир идей, по модели которого создан мир вещей? Идея есть самоочевидность разума, взятого без всяких образов, сама выступающая инструментом создания и конструирования образов. Идея, которую с превеликим трудом может постичь смертный, есть в то же время исходный принцип построения бытия, а значит, должна быть и принципом построения истинного знания. Так было у Платона, но М. Экхарт, мнение которого мы уже приводили, тоже был убежден, что мыслитель, познающий Бога «без помощи образа», становится тождественным Богу. Ученые Возрождения также полагали, что истины, открываемые разумом и не имеющие наглядного выражения, даны как бы самим Богом. С одной стороны, ученые отдавали дань своему времени, когда принято было считать, что высшие истины могут быть установлены только Богом. С другой стороны, в апелляции к Богу был своеобразный «героизм последовательности». Ведь логика мышления требовала выхода за пределы воображения, т.е. в сферу неназванного, которое все же нужно было как-то назвать и обозначить. Знание о том, что нельзя представить наглядно, что является противоестественным с точки зрения земного существования, только в Новое время стали называть естественными законами природы, а мыслители Возрождения ссылались на Бога либо на универсальный Разум. Хотя сознание ученых Возрождения представляло собой смесь рационализма и мистицизма, нужно отметить, что их Бог — это не ветхозаветный Бог, запретивший Адаму вкушать плоды «познания добра и зла». Именно это обстоятельство служило основанием для преследований некоторых ученых инквизицией. Католическая церковь оказывала противодействие учению Николая Коперника (1473—1543) о гелиоцентризме. Жертвой преследования стал итальянский философ Джордано Бруно (1548—1600). Был предан суду инквизиции Галилео Гилилей (1564—1642), которого обычно относят к основоположникам науки Нового времени. Он разделял возрожденческую идею самотворчества человека, одним из следствий которой явилось научное мировоззрение. Эта идея была представлена еще в учении Николая Кузанского (1401—1464), одного из глубочайших мыслителей Возрождения; по его мысли, сущность человеческой личности есть выражение ею всеобщего, т.е. Бога. А итальянский философ Пико Делла Мирандола (1463—1494), автор знаменитой «Речи о достоинстве человека», утверждал, что если Бог является создателем себя самого, то и человек должен тоже создавать себя сам. Гуманистическая направленность Возрождения проявлялась в том, что научное мировоззрение эпохи было связано с проблемой человеческого существования.  

Литература  в эпоху Возрождения

Интенсивный расцвет литературы связан в этот период с особым отношением к античному  наследию. Отсюда и само название эпохи. Подъем западноевропейской культуры возникает не на фоне упадка. Прошлое кажется человеку забытое замечательное достижение античности, и он начинает браться за их восстановление. Это выражается в творчестве писателей данной эпохи. Античное наследие восстанавливается, и поэтому деятели Возрождения придают большое значение открытию, публикации древних рукописей.

В Западной Европе этого времени появляется гуманистическая интеллигенция  — круг людей, общение которых  друг с другом основано не на общности их происхождения, имущественного положения или профессиональных интересов, а на близости духовных и нравственных исканий.

Ренессанс знаменателен такими великими сынами литературы как Шекспир, Петрарка, Ронсар, Дю Белле,  Фацио, Лоренцо Вала и др. Ведь именно в Эпоху Возрождения поэты показали триумф человечества над своими пороками и ошибками прошлых времен.

Самыми  знаменательными была такая литература, как французская, английская, немецкая, испанская, итальянская. Как же происходил переход от средневековья к Эпохе  Возрождения в этих странах?

В Англии, в XVI веке происходит расцвет английского  гуманизма, который возник позднее, чем в Италии. Очень большую  роль на английскую литературу сыграла  Классическая литература и итальянская  поэзия. Расцветает форма сонета, введённого Томасом Уэйаттом и вслед за ним более талантливо разработанного графом Сурреем. История английской литературы эпохи Позднего Средневековья и Возрождения во многом сходна с литературой французской, несмотря на минимальное внешнее сходство. И там, и там средневековая литературная традиция сохраняла свои позиции вплоть до середины XVI столетия, если не позже. В Англии, как и во Франции, гуманистическая культура Италии оказала сильнейшее воздействие на светских интеллектуалов. Однако в Англии гуманистическая традиция породила блестящую школу ученых-естественников. Моральная философия, конек французских мыслителей, в Англии имела не такое принципиальное значение, как натурфилософия. Это отчасти объяснялось тем, что в Англии издавна существовала собственная богословская традиция, берущая начало от богословия раннего Средневековья и мало связанная с ортодоксальными течениями католической культуры.

Немецкая  литература знаменательна тем, что  она начала свое вдохновение для  Эпохи Возрождения явлением в  немецкой литературе этой и последующей эпохи были так называемые шванки, веселые, занимательные рассказы, сначала в стихах, а позднее и в прозе. Шванки возникали в противовес изысканному рыцарскому эпосу, тяготевшему к фантастике, и порой до изнеженности сладостным песням миннезингеров, последователей провансальских трубадуров. В шванках, так же, как и во французских фаблио, говорилось о быте, о повседневной жизни простых людей, причем все легко, в шутку, озорно, дурашливо.

Информация о работе Особенности культуры Возрождения . Наука, литература и общественная мысль