Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:55, доклад
Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности — искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУСТВА
Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности — искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.
В сознании первобытного человека искусство не выделялось в какую-то особую область деятельности.
Способностью к созданию изображений
(как и сейчас) обладали редкие люди.
Им приписывались некие
Процесс осознания обществом
Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Появление зачатков искусства относят к эпохе мустье (150—120 тыс. — 35—30 тыс. лет назад). На отдельных предметах этого времени находят ритмические ямки и крестики — намёк на орнамент. К эпохе позднего палеолита (30—35 тыс. лет назад — 10 тыс. лет назад) относят создания пластики (т. н. «палеолитических Венер»), расцвет наскальных росписей, развитие искусства резьбы по кости. В наскальных изображениях времени мезолита (примерно с 10—8-го тысячелетия до н. э.) важное место занимают многофигурные композиции, изображающие человека в действии: сцены сражений, охоты и т. п. В период неолита(примерно с 8—5-го тысячелетия до н. э.), энеолита и период бронзы (примерно 3—2-е тысячелетие — начало 1-го тысячелетия до н. э.) появились мегалиты и свайные постройки; изображения стали передавать отвлечённые понятия, сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; широко распространилось связанное с ними искусство орнамента).
Первобытное искусство — это современное, давно укоренившееся название различных видов изобразительного творчества, появившегося в каменном веке и продолжавшегося около 500 тыс. лет. В палеолите — древнем каменном веке, оно было представлено первобытной музыкой, танцами, песнями и обрядами, а также геоглифами — изображениями на поверхности земли, дендрографами — изображениями на коре деревьев и изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов, например бус, популярных и в настоящее время. Но всё перечисленное не способно противостоять натиску разрушительного времени. Поэтому, сохранились и были постепенно обнаружены лишь абстрактные знаки, выбитые искусственно на сверхтвёрдых скальных поверхностях на территории Центральной Индии, на севере Австралии и на территории Перу, а также пиктограммы позитивных и негативных трафаретов рук и анималистические пещерные изображения (Нерха, Южное побережье Испания, Шове, Ардеш, Юг Франции) зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм (Венера из Холле-Фельс и Человек-лев - Швабский Альб, Германия) из кости и камня, гравировки и барельефы на кости, каменных плитках и роге, времени верхнего палеолита (35.000 — 40.000 тыс.лет) и многочисленные скопления наскальных изображений на поверхностях скал под открытым небом, эпохи неолита, или новом каменном веке, (11.000 тыс.лет), известные на всех обитаемых континентах. К неолиту относятся и руины различных мегалитических построек на территории Европы, Южной Америки и Азии (например: Стоунхендж в Солсбери, с вертикально установленными камнями по кругу — кромлехами, весом до 50 тонн, Великобритания, упорядоченные ряды из крупных необработанных камней-обелисков, на бескрайнем Карнакском поле, называемых менгирами, и могильных комплексов из необработанных крупных камней, например, Корконнский дольмен, Морбиган, Франция).
Первые, из обнаруженных при раскопках произведений первобытного творчества, были великолепными, реалистичными, гравированными изображениями животных на поверхностях костей, к настоящему времени уже давно вымерших животных эпохи плейстоцена (3,2 млн.лет — 11 тыс. лет) и сотен крошечных бусин из природных материалов (окаменевших кальцитовых губок), найденных Буше де Пертом, впервые, в 30-х годах XIX века на территории Франции. Но тогда, эти находки оказались предметом ожесточённого спора между первыми исследователями-любителями и догматичными креационистами в лице священнослужителей, уверенных в божественном происхождении мира. В результате, удивительные, необычные находки не вызвали доверия как у профессиональных учёных французской Академии наук, так и у широкой публики. Переворот, во взглядах на первобытное искусство, произвело открытие палеолитической пещерной живописи. В 1879 году Мария, восьмилетняя дочь испанского археолога-любителя М. де Саутуола, обнаружила на сводах пещеры Альтамира, на севере Испании, скопление крупных, от одного до двух метров, изображений бизонов, нарисованных красной охрой в разнообразных, сложных позах. Это были первые, официально опубликованные в 1880 году, росписи палеолитической живописи, обнаруженные в пещере. В настоящее время известно около сорока пещер с палеолитической живописью на территории Австралии, Южной Африки, России, Испании и Франции. Мастерство древних художников отразилось в умении передавать изобразительными средствами динамику и характерные особенности животных. Первое сообщение об этом, на русском языке, появилось только в 1912 году, в переводе с французского языка, шестого издания курса публичных лекций Соломона Рейнака, прочитанном им в Луврской школе в Париже в 1902—1903 гг. В настоящее время первобытное изобразительное творчество изучают исследователи из двух международных организаций ИКОМОС (ICOMOS) — объединяющий профессиональных исследователей и ИФРАО (IFRAO), объединения исследователей-любителей, куда входит более 50 национальных организаций со всего мира.
Наскальные рисунки наносились в палеолите, в пещерах. Материалом для создания изображений служили [краска] из органических красителей (растения, кровь) и древесный уголь.
Мегалиты (греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из больших блоков. Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило, они относятся к дописьменной эпохе данной местности.
Назначение мегалитов
не всегда можно установить. Большей
частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому,
мегалиты — общинные сооружения с социализирующей
функцией. Их возведение представляло
для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало
объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические
сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке
(Бретань) Франция, представляли собой
важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов
использовались для определения времени
астрономических событий, таких каксолнцестояние и равноденств
К искусству из предметов быта
Искусство на ранних этапах своего исторического развития еще не выделилось в самостоятельную сферу духовной жизни человека. В первобытном обществе существовало только безымянное художественное творчество, принадлежавшее всему обществу. Оно было тесно переплетено с первобытными верованиями, но отнюдь не определялось ими. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Искусство было связано с трудовой деятельностью человека. Лишь повседневный трудовой опыт позволил древним мастерам создавать произведения, которые не только выходят за рамки своего первоначального назначения, чаще всего культового, но и до сих пор волнуют нас выразительностью своих художественных образов.
С возникновением цивилизаций углубляется познание и содержание искусства, расширяются его познавательные и эстетические возможности, развиваются все его виды и направления, появляются художники-профессионалы. Этот процесс сопровождается утратой наивной непосредственности, характерной для первобытного искусства.