Особенности празднования китайского традиционного праздника Цинминцзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - дать описание основным энтокультурным особенностям традиционного праздника Цинминцзе. Для достижения данной цели следует рассмотреть историю возникновения праздника, а также дать описание празднования Цинминцзе в современном Китае.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...
Глава 1. История возникновения праздника Цинминцзе…………………............
Глава 2. Описание празднования Цинминцзе………………………………….....
Заключение…………………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный  политехнический университет»

 

Институт международных  образовательных программ

Кафедра «Международные отношения»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по введению в регионоведение

Тема: «Особенности празднования китайского традиционного праздника Цинминцзе»

 

 

        

 

 

 

 

 

 

                    Выполнила студентка 
                    Абишева Аида Маратовна 
                    группа № 1143/4

      

 

                     Руководитель:

                      
          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

Среди различных видов праздников древнейшими и одними из важнейших являются календарные праздники, которые складывались в течение веков и тысячелетий и неразрывно связаны с традиционной культурой народов.

В Китае календарные  праздники отчётливо отображают основные черты традиционной общественной организации китайцев. Все эти праздники включают в себя в разном соотношении, как семейный, так и коммунальный аспект, воспроизводя характерный для традиционного китайского общества разрыв между семейной и публичной жизнью.

Едва ли есть народ, который не празднует весной новое наступление тепла, пробуждения природы. В Китае этот праздник получил название Цинминцзе . Это традиционный китайский праздник поминовения усопших, который отмечается на 104-й день после зимнего солнцестояния. Как правило, выпадает на 5 апреля. В этот день китайцы выезжают на природу, чтобы насладиться наступлением весны, и посещают могилы предков.

Цель данной работы - дать описание основным энтокультурным особенностям традиционного праздника Цинминцзе. Для достижения данной цели следует рассмотреть историю возникновения праздника, а также дать описание празднования Цинминцзе в современном Китае.

Актуальностью данной темы является большое влияние Цинминцзе  на современное китайское общество, утверждение праздника в качестве официального нерабочего дня в коммунистическом Китае. Китайцы считают свои традиционные праздники третьим по важности после пищи и языка отличительным признаком китайской культуры.

Поэтому изучение данной темы является важным фактором этнокультурного общения, который  облегчит взаимопонимание не только туристов и людей, интересующихся культурой китайского народа, но и даст объяснения характерному поведению во время важных политических встреч.

 

Глава 1. История возникновения  праздника Цинминцзе.

Цинминцзе стал официально считаться  праздником после эпохи Хань. В литературном памятнике «Хуайнаньцзы», который был создан во времена эпохи Хань, говорится о Цинминфэн. Название этого ветра напрямую связано с праздником Цинминцзе. Он олицетворяет период возрождения, когда поднимается температура воздуха, учащаются дожди, наступает самое благоприятное время для проведения весенних полевых работ, трава и деревья зеленеют, природа оживает. Поэтому этот период древние китайцы назвали Цинмин, что дословно переводится как «период чистоты и ясности».

Происхождение названия праздника Цинминцзе непосредственно  связано с сезоном Цинмин - одним из 24-х сезонов лунного календаря. Также китайцы различали 12 созвездий солнечного зодиака, которым они присвоили названия животных из распространённого у народов Восточной Азии двенадцатилетнего «звериного цикла»: мышь, буйвол, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья. С древних времён в Китае вошло в обычай разделять надвое каждую из двенадцати частей зодиака, выделяя двадцать четыре «сезона» (цзе). Термин «цзе», исходное значение которого «коленце бамбука», в Китае также обозначал праздник как календарное явление.

Цинминцзе часто называют не только праздником чистого света, но и праздником торжественного поминовения предков, так как он произошел от Ханьши – праздника поминовения усопших, который отмечался во время сезона Цинмин и назывался также праздником Холодной пищи. Начало празднования Ханьши наступало на 105-й день после зимнего солнцестояния. Праздник Холодной пищи отмечался 3 дня, на 4-й день наступал праздник Цинминцзе. Поэтому принято считать, что дата праздника Цинминцзе приходится на 108-й день после зимнего солнцестояния.

В древнем Китае полагали, что  число 108 имеет мистический смысл. В книге «Нумерология Китая», автором которой является У. Хуэйин, говорится, что каждая балюстрада здания Циняньдянь в Храме Неба состоит из 108-ми частей. В медицинских школах утверждают, что существует лишь 108 основных точек лечебного иглоукалывания и прижигания. Среди буддистов распространены четки, перебираемые во время молитв, со 108 зернами. В китайском календаре год разбит на 12 месяцев, 24 сезона и 72 пятидневки, что в сумме также образуют число 108. Это число у древних китайцев ассоциировалось с благополучием, счастьем, вечностью.1 Поэтому 108-й день для празднования Цинминцзе был выбран неслучайно.

Глава 2. Описание празднования Цинминцзе.

Еще в XII в. качание на качелях и другие игры в дни весеннего праздника были в Китае всеобщим увлечением. Однако к настоящему времени они практически исчезли из быта китайцев. Теперь праздник Холодной пищи и Чистого света известен не как праздник молодости и ее буйных увеселений, а как праздник торжественного поминовения предков. Нет, однако, ничего удивительного в том, что главный весенний праздник оказался в Китае прочно связанным с культом предков, который по праву можно назвать средоточием китайской культурной традиции. Достаточно сказать, что китайская культура не знала принципиального различия между богами и душами мертвых, и что потусторонний мир в ней был не просто отражением, но и прямым продолжением мира земного.

 В большинстве  районов Китая могилы предков  посещали в один из 3-х дней до или после Цинминцзе, а в некоторых местностях, например в провинции Сычуань – даже в интервале 10-ти дней. Выбор дня зависел от предсказания гадателя, а чаще - просто от состояния погоды. Китайцы, принявшие христианство, посещали семейные могилы на Пасху, украшали их цветами и там же ели холодные закуски.2

 Поминовение  предков во время Цинминцзе  в основных чертах проходило повсюду по единому сценарию. В день посещения могил глава семейства с утра отбивал поклоны предкам у домашнего алтаря, принося в жертву 5, 8 или 10 блюд с мясом, пельмени и вино. Затем члены семьи, захватив с собой заготовленную провизию и все необходимое для обряда жертвоприношения - курительные палочки, жертвенные деньги, хлопушки - отправлялись к семейному кладбищу. Придя на место, участники церемонии первым делом приводили в порядок могилы: убирали сорную траву, поправляли могильный холмик, обновляли надписи на могильных плитах и т. д. По правую руку от могилы выставляли подношения Небесному владыке и Божеству земли: 3 мясных блюда, 3 чашки вина, пару свечей и 3 курительные палочки. Закончив чествование Божества земли, глава семейства и его помощники ставили по обеим сторонам надгробной плиты зажженные свечи, а перед плитой - курильницу с пучком курительных палочек. Тут же раскладывались жертвенные яства. Каждая семья старалась как можно лучше угостить своих предков. Весьма желательными считались в данном случае «3 животных жертвы» - свинина, баранина и курятина. Жертвовались также рыба, овощи, фрукты, сладости чай, вино и т. д. Вся церемония заканчивалась оглушительными разрывами хлопушек – традиционным звуковым сопровождением всякого празднества в Китае.3

 По всему  Китаю было принято во время  жертвоприношений предкам сжигать  жертвенные деньги. Кроме того, жертвенные  деньги привязывали к росшим  у семейных могил деревьям  или же просто оставляли на  могилах пачку жертвенных денег,  придавленных камнем или комьями земли.4

 Все эти  обряды, символизируя преданность  потомков их предкам и тем  самым преемственность между  теми и другими, преследовали  и вполне практическую цель  – оградить семейные могилы  от посягательств на них со  стороны владельцев соседних участков или бывшего хозяина земли. Бумажные деньги или импровизированные изгороди из остатков пищи свидетельствовали о том, что могилы находятся под присмотром живых.

 Если семья находилась в  дни весеннего праздника вдали  от родных мест или по каким-либо причинам не могла посетить семейные могилы, надлежало поклониться предкам на расстоянии, что в просторечии именовалось «диким жертвоприношением». Он имел следующий вид: в бумажный мешок с изображением двух человеческих фигур клали жертвенные деньги, ставили его на импровизированный алтарь и раскладывали рядом жертвенные яства. Глава семьи отбивал поклоны перед алтарем, затем мешок выносили на улицу и сжигали. Церемонию следовало закончить до захода солнца, ибо в противном случае души умерших не смогут вернуться в свои подземные обители.5

Посещение могил предков, как всякий настоящий праздник, было целостным социальным фактом, в котором сошлись важнейшие стороны жизни китайцев и отобразились самые разные их жизненные ценности. В нем был, разумеется, элемент торжественности, нередко нарочно подчеркиваемый. Вместе с тем праздничная прогулка сама по себе наделялась в народном сознании магическими свойствами. Так в провинции Гуандун женщины специально к празднику Цинминцзе покупали веер из промасленной бумаги – веер Цинмин. В день праздника они носили его с собой на прогулке, а возвратившись домой, вешали на воротах в качестве оберега, который обладал способностью «разгонять вредоносные силы».6

 Чествование предков в Цинминцзе  было и поводом для сбора всех родственников и демонстрации их сплоченности. По всему Китаю, особенно на юге, после жертвоприношения у могил полагалось устраивать пиршества, в которых участвовали все члены клана. У могил богатых семей звучала музыка. Изысканные яства, преподносившиеся предкам, съедались участниками жертвоприношений после того, как души умерших поглощали их «духовную» субстанцию. Так живые соединялись с их усопшими предками в жертвенной пище.

Однако дальше произошли некоторые  изменения в политической жизни государства, оказавшие влияние на культуру в целом. Китай долгое время оставался монархической страной, страной, в которой на протяжении многих столетий сохранялась преемственность традициям. Так продолжалось до начала ХХ в. После Синьхайской революции в 1912 г. впервые была провозглашена Китайская республика. Наряду с изменениями в политической сфере страны наблюдались существенные сдвиги в духовной жизни китайского общества. Страна находилась на перепутье, перед ней стояла проблема выбора путей создания новой государственности и глубокого обновления всей национальной жизни. 7

 Так например, в марте 1912 г. во время праздника Цинминцзе делегация Национального правительства Китая в составе пятнадцати человек впервые провела в провинции Шэньси торжественный обряд поклонения мифическому императору Хуанди. С этого дня поклонение мифическим императорам стало частью праздника Цинминцзе. В апреле 1935 года Национальное правительство Китая утвердило праздник Цинминцзе как праздник подметания могил. Веселые пикники в день весеннего праздника стали называться в Китае «гулять по весне, любоваться пейзажем». Подробное описание весенних гуляний в Сучжоу в 30-годах прошлого столетия оставил Гу Лу. Судя по его книге, во время Цинминцзе все сучжоусцы, от мала до велика, одевшись понаряднее, устремлялись в парки и окрестности города. Многие спешили посетить памятные или известные своей красотой места, другие просто отдыхали среди расцветавшей природы. К услугам гуляющих были многочисленные лотки с вином, чаем и фруктами, тут же давались различные цирковые и театральные представления. В этот день было принято запускать воздушных змеев, что в Китае тоже символизировало изгнание нечисти. 8

 В 2006 г. праздник Цинминцзе был включён в список самых ценных нематериальных культурных наследий, а в 2008 г. впервые был объявлен официальным нерабочим днём.

В коммунистическом Китае у праздника Цинминцзе появилась новая традиция – устраивать мероприятия в память о павших революционерах и погибших героях. Группы учащихся в эти дни посещают различные культурные и военно-патриотические музеи. В городе Харбин, к примеру, был открыт бесплатный выставочный павильон, который посетило более 4000 человек. Здесь были показаны различные доказательства разрушительных последствий японской оккупации.

 Праздник Цинминцзе с каждым  годом становится всё более  массовым мероприятием, его в простонародье стали называть «трёхдневным маленьким отпуском». Туристические агентства Китая стали уделять больше внимание туристическим маршрутам внутри страны. В провинции Шэньси, куда приезжает большое количество туристов, чтобы совершить торжественный обряд поклонения императору Хуанди, в последнее время бурно развивается туристическая инфраструктура. С каждым годом количество туристов, воспользовавшихся услугами железнодорожного транспорта, увеличивается на десятки процентов. Это говорит о растущей популярности праздника Цинминцзе.9

 Тем не менее, отношение  к празднику Цинминцзе в Китае  неоднозначное. Появляются статьи, критикующие подобного рода мероприятия. Авторы их призывают перейти к «цивилизованному» празднованию, отказаться от многих обрядов и традиций, называя их средневековым суеверием, культурной отсталостью и предрассудками. По мнению составителей учебника «История Китая» такие призывы есть подражание западному образу жизни, и если придать забвению обряды и обычаи, сопровождающие традиционные праздники, то от многовекового богатого культурного наследия останется лишь пустая оболочка. По справедливому замечанию крупнейшего реформатора прошлого столетия Кан Ювэя: «…подражание западной политике, обычаям, религии, идеологии, отказ от тысячелетиями устанавливавшейся китайской национальной культуры и национального духа – это беспредельное безумие, глупейшие поступки, которые лишь приведут к гибели нации и государства»».10

Информация о работе Особенности празднования китайского традиционного праздника Цинминцзе