Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:13, курсовая работа
Цель данной работы - дать описание основным энтокультурным особенностям традиционного праздника Цинминцзе. Для достижения данной цели следует рассмотреть историю возникновения праздника, а также дать описание празднования Цинминцзе в современном Китае.
Введение……………………………………………………………………………...
Глава 1. История возникновения праздника Цинминцзе…………………............
Глава 2. Описание празднования Цинминцзе………………………………….....
Заключение…………………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………………
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Санкт-Петербургский
Институт международных образовательных программКафедра «Международные отношения»
Реферат по введению в регионоведение Тема: «Особенности празднования китайского
традиционного праздника
Выполнила студентка
Руководитель:
Санкт-Петербург 2012 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Среди различных видов праздников древнейшими и одними из важнейших являются календарные праздники, которые складывались в течение веков и тысячелетий и неразрывно связаны с традиционной культурой народов.
В Китае календарные праздники отчётливо отображают основные черты традиционной общественной организации китайцев. Все эти праздники включают в себя в разном соотношении, как семейный, так и коммунальный аспект, воспроизводя характерный для традиционного китайского общества разрыв между семейной и публичной жизнью.
Едва ли есть народ, который не празднует весной новое наступление тепла, пробуждения природы. В Китае этот праздник получил название Цинминцзе . Это традиционный китайский праздник поминовения усопших, который отмечается на 104-й день после зимнего солнцестояния. Как правило, выпадает на 5 апреля. В этот день китайцы выезжают на природу, чтобы насладиться наступлением весны, и посещают могилы предков.
Цель данной работы - дать описание основным энтокультурным особенностям традиционного праздника Цинминцзе. Для достижения данной цели следует рассмотреть историю возникновения праздника, а также дать описание празднования Цинминцзе в современном Китае.
Актуальностью данной
темы является большое влияние Цинминцзе
на современное китайское
Поэтому изучение данной темы является важным фактором этнокультурного общения, который облегчит взаимопонимание не только туристов и людей, интересующихся культурой китайского народа, но и даст объяснения характерному поведению во время важных политических встреч.
Глава 1. История возникновения праздника Цинминцзе.
Цинминцзе стал официально считаться праздником после эпохи Хань. В литературном памятнике «Хуайнаньцзы», который был создан во времена эпохи Хань, говорится о Цинминфэн. Название этого ветра напрямую связано с праздником Цинминцзе. Он олицетворяет период возрождения, когда поднимается температура воздуха, учащаются дожди, наступает самое благоприятное время для проведения весенних полевых работ, трава и деревья зеленеют, природа оживает. Поэтому этот период древние китайцы назвали Цинмин, что дословно переводится как «период чистоты и ясности».
Происхождение названия
праздника Цинминцзе
Цинминцзе часто называют не только праздником чистого света, но и праздником торжественного поминовения предков, так как он произошел от Ханьши – праздника поминовения усопших, который отмечался во время сезона Цинмин и назывался также праздником Холодной пищи. Начало празднования Ханьши наступало на 105-й день после зимнего солнцестояния. Праздник Холодной пищи отмечался 3 дня, на 4-й день наступал праздник Цинминцзе. Поэтому принято считать, что дата праздника Цинминцзе приходится на 108-й день после зимнего солнцестояния.
В древнем Китае полагали, что число 108 имеет мистический смысл. В книге «Нумерология Китая», автором которой является У. Хуэйин, говорится, что каждая балюстрада здания Циняньдянь в Храме Неба состоит из 108-ми частей. В медицинских школах утверждают, что существует лишь 108 основных точек лечебного иглоукалывания и прижигания. Среди буддистов распространены четки, перебираемые во время молитв, со 108 зернами. В китайском календаре год разбит на 12 месяцев, 24 сезона и 72 пятидневки, что в сумме также образуют число 108. Это число у древних китайцев ассоциировалось с благополучием, счастьем, вечностью.1 Поэтому 108-й день для празднования Цинминцзе был выбран неслучайно.
Глава 2. Описание празднования Цинминцзе.
Еще в XII в. качание на качелях и другие игры в дни весеннего праздника были в Китае всеобщим увлечением. Однако к настоящему времени они практически исчезли из быта китайцев. Теперь праздник Холодной пищи и Чистого света известен не как праздник молодости и ее буйных увеселений, а как праздник торжественного поминовения предков. Нет, однако, ничего удивительного в том, что главный весенний праздник оказался в Китае прочно связанным с культом предков, который по праву можно назвать средоточием китайской культурной традиции. Достаточно сказать, что китайская культура не знала принципиального различия между богами и душами мертвых, и что потусторонний мир в ней был не просто отражением, но и прямым продолжением мира земного.
В большинстве районов Китая могилы предков посещали в один из 3-х дней до или после Цинминцзе, а в некоторых местностях, например в провинции Сычуань – даже в интервале 10-ти дней. Выбор дня зависел от предсказания гадателя, а чаще - просто от состояния погоды. Китайцы, принявшие христианство, посещали семейные могилы на Пасху, украшали их цветами и там же ели холодные закуски.2
Поминовение предков во время Цинминцзе в основных чертах проходило повсюду по единому сценарию. В день посещения могил глава семейства с утра отбивал поклоны предкам у домашнего алтаря, принося в жертву 5, 8 или 10 блюд с мясом, пельмени и вино. Затем члены семьи, захватив с собой заготовленную провизию и все необходимое для обряда жертвоприношения - курительные палочки, жертвенные деньги, хлопушки - отправлялись к семейному кладбищу. Придя на место, участники церемонии первым делом приводили в порядок могилы: убирали сорную траву, поправляли могильный холмик, обновляли надписи на могильных плитах и т. д. По правую руку от могилы выставляли подношения Небесному владыке и Божеству земли: 3 мясных блюда, 3 чашки вина, пару свечей и 3 курительные палочки. Закончив чествование Божества земли, глава семейства и его помощники ставили по обеим сторонам надгробной плиты зажженные свечи, а перед плитой - курильницу с пучком курительных палочек. Тут же раскладывались жертвенные яства. Каждая семья старалась как можно лучше угостить своих предков. Весьма желательными считались в данном случае «3 животных жертвы» - свинина, баранина и курятина. Жертвовались также рыба, овощи, фрукты, сладости чай, вино и т. д. Вся церемония заканчивалась оглушительными разрывами хлопушек – традиционным звуковым сопровождением всякого празднества в Китае.3
По всему
Китаю было принято во время
жертвоприношений предкам
Все эти обряды, символизируя преданность потомков их предкам и тем самым преемственность между теми и другими, преследовали и вполне практическую цель – оградить семейные могилы от посягательств на них со стороны владельцев соседних участков или бывшего хозяина земли. Бумажные деньги или импровизированные изгороди из остатков пищи свидетельствовали о том, что могилы находятся под присмотром живых.
Если семья находилась в
дни весеннего праздника вдали
от родных мест или по каким-
Посещение могил предков, как всякий настоящий праздник, было целостным социальным фактом, в котором сошлись важнейшие стороны жизни китайцев и отобразились самые разные их жизненные ценности. В нем был, разумеется, элемент торжественности, нередко нарочно подчеркиваемый. Вместе с тем праздничная прогулка сама по себе наделялась в народном сознании магическими свойствами. Так в провинции Гуандун женщины специально к празднику Цинминцзе покупали веер из промасленной бумаги – веер Цинмин. В день праздника они носили его с собой на прогулке, а возвратившись домой, вешали на воротах в качестве оберега, который обладал способностью «разгонять вредоносные силы».6
Чествование предков в
Однако дальше произошли некоторые изменения в политической жизни государства, оказавшие влияние на культуру в целом. Китай долгое время оставался монархической страной, страной, в которой на протяжении многих столетий сохранялась преемственность традициям. Так продолжалось до начала ХХ в. После Синьхайской революции в 1912 г. впервые была провозглашена Китайская республика. Наряду с изменениями в политической сфере страны наблюдались существенные сдвиги в духовной жизни китайского общества. Страна находилась на перепутье, перед ней стояла проблема выбора путей создания новой государственности и глубокого обновления всей национальной жизни. 7
Так например, в марте 1912 г. во время праздника Цинминцзе делегация Национального правительства Китая в составе пятнадцати человек впервые провела в провинции Шэньси торжественный обряд поклонения мифическому императору Хуанди. С этого дня поклонение мифическим императорам стало частью праздника Цинминцзе. В апреле 1935 года Национальное правительство Китая утвердило праздник Цинминцзе как праздник подметания могил. Веселые пикники в день весеннего праздника стали называться в Китае «гулять по весне, любоваться пейзажем». Подробное описание весенних гуляний в Сучжоу в 30-годах прошлого столетия оставил Гу Лу. Судя по его книге, во время Цинминцзе все сучжоусцы, от мала до велика, одевшись понаряднее, устремлялись в парки и окрестности города. Многие спешили посетить памятные или известные своей красотой места, другие просто отдыхали среди расцветавшей природы. К услугам гуляющих были многочисленные лотки с вином, чаем и фруктами, тут же давались различные цирковые и театральные представления. В этот день было принято запускать воздушных змеев, что в Китае тоже символизировало изгнание нечисти. 8
В 2006 г. праздник Цинминцзе был включён в список самых ценных нематериальных культурных наследий, а в 2008 г. впервые был объявлен официальным нерабочим днём.
В коммунистическом Китае у праздника Цинминцзе появилась новая традиция – устраивать мероприятия в память о павших революционерах и погибших героях. Группы учащихся в эти дни посещают различные культурные и военно-патриотические музеи. В городе Харбин, к примеру, был открыт бесплатный выставочный павильон, который посетило более 4000 человек. Здесь были показаны различные доказательства разрушительных последствий японской оккупации.
Праздник Цинминцзе с каждым годом становится всё более массовым мероприятием, его в простонародье стали называть «трёхдневным маленьким отпуском». Туристические агентства Китая стали уделять больше внимание туристическим маршрутам внутри страны. В провинции Шэньси, куда приезжает большое количество туристов, чтобы совершить торжественный обряд поклонения императору Хуанди, в последнее время бурно развивается туристическая инфраструктура. С каждым годом количество туристов, воспользовавшихся услугами железнодорожного транспорта, увеличивается на десятки процентов. Это говорит о растущей популярности праздника Цинминцзе.9
Тем не менее, отношение к празднику Цинминцзе в Китае неоднозначное. Появляются статьи, критикующие подобного рода мероприятия. Авторы их призывают перейти к «цивилизованному» празднованию, отказаться от многих обрядов и традиций, называя их средневековым суеверием, культурной отсталостью и предрассудками. По мнению составителей учебника «История Китая» такие призывы есть подражание западному образу жизни, и если придать забвению обряды и обычаи, сопровождающие традиционные праздники, то от многовекового богатого культурного наследия останется лишь пустая оболочка. По справедливому замечанию крупнейшего реформатора прошлого столетия Кан Ювэя: «…подражание западной политике, обычаям, религии, идеологии, отказ от тысячелетиями устанавливавшейся китайской национальной культуры и национального духа – это беспредельное безумие, глупейшие поступки, которые лишь приведут к гибели нации и государства»».10
Информация о работе Особенности празднования китайского традиционного праздника Цинминцзе