Особенности профессиональной речи сотрудников ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 18:49, реферат

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть сущность и особенности профессиональной речи сотрудников ОВД.
Для достижения поставленной цели предполагается решить комплекс взаимосвязанных задач:
1) Рассмотреть понятие культуры речи.
2) Установить сущность культуры речи в профессиональной деятельности.
3) Раскрыть особенности культуры речи сотрудника ОВД.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
§1. Понятие культуры речи…………………………………………………........4
§2. Культура речи в профессиональной деятельности………………………....7
§3. Культура речи сотрудника ОВД……………………………………………10
Заключение………………………………………………………………............12
Список литературы..............................................................................................14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 34.12 Кб (Скачать файл)
Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………….......3
§1. Понятие культуры речи…………………………………………………........4
§2. Культура речи в профессиональной деятельности………………………....7
§3. Культура речи сотрудника ОВД……………………………………………10
Заключение………………………………………………………………............12
Список литературы..............................................................................................14

 

Введение

 

Вопросы культуры речи в профессиональной сфере стали особенно актуальны в настоящее время. Для деловой речи чрезвычайно важно соответствовать качествам, обусловливающим эффективность делового общения. Одно из них – грамотность. Оно подразумевает не только знание правил словоупотребления, грамматической сочетаемости, моделей предложения, но и разграничение сфер использования языка.
Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.
Цель данной работы: раскрыть сущность и особенности профессиональной речи сотрудников ОВД.
Для достижения поставленной цели предполагается решить комплекс взаимосвязанных задач:
  1. Рассмотреть понятие культуры речи.
  2. Установить сущность культуры речи в профессиональной деятельности.
  3. Раскрыть особенности культуры речи сотрудника ОВД. 
    §1. Понятие культуры речи

 

Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным показателем профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, журналистов, менеджеров и т. д. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, учит, воспитывает, ведет деловые переговоры, оказывает людям различные услуги.
Что же подразумевает понятие «культура речи»?
Словосочетание «культура речи» применяется в трех основных значениях:
1. Культура речи – это раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей. Иными словами, словосочетания «культура речи» в этом значении - это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи.
2. Культура речи – это какие-то ее признаки и свойства, совокупность и системы которых говорят о ее коммуникативном совершенстве.
3. Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
Первое значение словосочетания «культура речи» определяет предмет изучения определенной отрасли филологии. Второе и третье значение определяют культуру речи как совокупность и систему ее нормативных коммуникативных качеств, знание и овладение которыми является целью изучения этой дисциплины студентами. В этом смысле «культура речи» тождественно понятию «культурная речь», «хорошая речь».
Исследователи выделяют три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Первый, важнейший аспект – нормативный. Языковая норма – это центральное понятие культуры речи. Культура речи, прежде всего, предполагает соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями, говорящими или пишущими, в качестве «идеала», образца. Норма является главным регулятором речевого поведения людей. Однако это необходимый, но недостаточный регулятор, потому что одного соблюдения предписаний нормы не хватает для того, чтобы устная или письменная речь оказалась вполне хорошей, т. е. удовлетворяла все потребности коммуникации. Можно привести большое количество самых разнообразных по содержанию текстов, безупречных с точки зрения литературных норм, но не достигающих цели. Обеспечивается это тем, что норма регулирует в большей мере чисто структурную, знаковую, языковую сторону речи, не затрагивая важнейших отношений речи к действительности, обществу, сознанию, поведению людей. Поэтому вторым важным качеством культуры речи является коммуникативная целесообразность - это умение находить, в языковой системе для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения адекватную языковую форму. Выбор необходимых для данной цели и в данной ситуации языковых средств – основа коммуникативного аспекта речи.
С коммуникативной целесообразностью тесно связан и третий – этический аспект культуры речи. Коммуникативная целесообразность как критерий культуры речи касается как формы выражения мысли, так и ее содержания. Этический аспект куль туры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях таким образом, чтобы не унизить достоинства участников общения. Этические нормы общения предусматривают соблюдение речевого этикета. Речевой этикет представляет собой систему средств и способов выражения отношения общающихся друг к другу. Речевой этикет включает речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращения на «ты» и «вы», выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и т. д. Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения и другие формы оскорбляющие достоинство участников общения или окружающих людей. Все вышеизложенное позволяет принять предложенное Е. Н. Ширяевым определение культуры речи: «Культура речи – это такой выбор и организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач».

 

 

 

 

 

 

§2. Культура речи в профессиональной деятельности
Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.
Культура профессиональной деятельности во многом определяет ее эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста.
Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий как, например, преподаватель, журналист, менеджер, юрист, – ведущую часть, поскольку для этих профессий, речь является основным орудием труда.
Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения. Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать свое психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.
Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.
В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.
Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.
Культура профессиональной речи включает:
- владение терминологией  данной специальности;
- умение строить выступление  на профессиональную тему;
- умение организовать  профессиональный диалог и управлять  им;
- умение общаться с  неспециалистами по вопросам  профессиональной деятельности.
Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.
Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную для общения атмосферу, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию специалиста. В коммуникативную компетенцию входит, как само умение общаться, обмениваться информацией, так и умение налаживать целесообразные отношения с участниками производственного процесса, организовать совместную творческую деятельность.
Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы. Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.
Для этого необходимы следующие качества:
- знание норм литературного  языка и устойчивые навыки  их применения в речи;
- умение следить за  точностью, логичностью и выразительностью  речи;
- владение профессиональной  терминологией, знание соответствий  между терминами и понятиями;
- владение стилем профессиональной  речи;
- умение определять цель  и понимать ситуацию общения;
- умение учитывать социальные  и индивидуальные черты личности  собеседника;
- навыки прогнозирования  развития диалога, реакций собеседника;
- умение создавать и  поддерживать благожелательную  атмосферу общения;
- высокая степень контроля  эмоционального состояния и выражения  эмоций;
- умение направлять диалог  в соответствии с целями профессиональной  деятельности;
- знание этикета и четкость  выполнения его правил.

 

 

 

 

 

§3. Культура речи сотрудника ОВД

 

Культура профессиональной деятельности сотрудников во многом определяет ее эффективность, а также репутацию МВД в целом и отдельного специалиста.
Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры для сотрудника органов внутренних дел, поскольку для выполнения возложенных на сотрудника полиции обязанностей, необходима грамотная и хорошо поставленная речь.
Сотруднику необходимо воздержаться от употребления слов-паразитов. Зачастую сотрудники употребляют выражения «ну», «значит», «вот», «понимаете», «блин» и т. д. Это, безусловно, не украшает речь, а, наоборот, настораживает.
Сотрудникам полиции особенно полезно знать арго — жаргон криминалитета, чтобы легче было бороться с ними, но злоупотреблять ими не следует.
Народная мудрость советует: «Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь». Поэтому не следует вступать в диалог с кем-то на тему, в которой разбираешься недостаточно, а тем более слабо.
Правильный тон речи сотрудника органов внутренних дел — средство убеждения и в то же время проявление уважения к собеседнику. Спокойный, ровный тон, безусловно, помогает ему убедить собеседника, в то время как раздражительность, нервозность, крикливость сводят на нет все его доводы, делают сотрудника невыносимым собеседником.

Информация о работе Особенности профессиональной речи сотрудников ОВД