Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 14:11, контрольная работа
Речь – форма общения людей, сложившаяся исторически, в процессе материальной деятельности, опосредована языком.
В зависимости от формы выражения речь делятся на:
устную (говорение - порождение речи, аудирование - восприятие устного сообщения),
письменную (письмо - создание письменного текста и чтение - восприятие письменного текста).
2. Особенности публичной речи.
Речь – форма общения людей, сложившаяся исторически, в процессе материальной деятельности, опосредована языком.
В зависимости от формы выражения речь делятся на:
устную (говорение - порождение речи, аудирование - восприятие устного сообщения),
письменную (письмо - создание письменного текста и чтение - восприятие письменного текста).
Публичная речь организуется в форме монолога, т. е. Сложно построенного, развернутого и длительного высказывания, обращенного ко многим, к обществу. Устная публичная речь предполагает особую организацию общения, а именно «собрание» - непосредственное наличие коллектива слушателей-собеседников, успех выступления, который, безусловно, закладывается в процессе тщательной подготовки к речи и во многом зависит от отношения и интереса автора к теме.
Публичное выступление – это особого рода искусство. Публичная речь отличается от разговорной. Ее отличительными чертами являются прежде всего доступность изложения и выразительность.
В публичной речи используется публицистический стиль. Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Однокоренными со словом «публицистический» являются слова публицистика (общественно- политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).
Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.Цель публицистических высказываний — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Сфера использования публицистического стиля — общественно-экономические, политические, культурные отношения.
Большинство людей рано или поздно оказываются в ситуации, когда им необходимо выступить перед публикой – то есть большим количеством людей.
Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения
определенного результата и желаемого воздействия на слушателей есть оратор ское искусство.
Оратор (от лат. orator, orare – «говорить») – тот, кто произносит речь,
выступает с речью, а также тот, кто обладает даром произношения речи,
красноречием.
Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.
Оратор должен обладать следующими знаниями и навыками:
1) уверенностью в себе во время публичных выступлений;
2) умением непрерывно говорить на определенную тему;
3) умением четко выражать свои мысли и выстраивать их в точной
последовательности;
4) умением привлечь внимание аудитории;
5) экспрессивностью и яркостью при выступлениях;
6) артистизмом;
7) умением убеждать и т. д.;
Немаловажным является и умение оратора ответить на любой заданный вопрос, продемонстрировать свой личный интерес по данной проблеме.
Во время выступления необходимо следить за тоном своей речи. Изменения тона голоса, темпа речи требуют сознательного усилия. Речь должна быть свободной, четкой, экспрессивной, грамотной. Следует избегать сложных оборотов, слов-паразитов, иностранных терминов без дополнительного разъяснения. Следует выбирать такой темп речи, чтобы не запинаться, не допускать неуместных пауз и повторов.
Выступление допускает чтение по подготовленному заранее тексту, однако это может привести аудиторию к мысли о неумении оратора (лектора) говорить публично. Речь, произносимая без листка, воспринимается легче, доходчивее и вызывает доверие и уважение к говорящему.
В качестве подсказки допускается наличие тезисов, плана-конспекта, чтобы оратор не потерял нить изложения. Однако к публичному выступлению следует готовиться заранее, чтобы речь звучала убедительно, интересно. Но на каких-либо официальных собраниях допускается чтение по подготовленному материалу, если речь идет о статистических данных. Приблизительность цифр неуместна и недопустима.
Выступление должно быть четким, компактным, оно должно содержать определенные идеи в развернутом виде. Мастерство оратора заключается и в том, чтобы суметь наладить психологический контакт со слушателями. Необходимы обоюдное внимание и взаимопонимание с аудиторией. По ходу выступления допускаются и даже приветствуются небольшие паузы, реплики, обсуждения, чтобы оратор мог увидеть реакцию слушателей на сказанное.
Это возможно лишь при хорошем, грамотном владением материалом. Длинные паузы в речи свидетельствуют о плохом знании предмета. При возможном возникновении диалога со слушателями оратор должен проявлять такт.
Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор – это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества.
Целью говорящего является влияние в той или иной степени на собеседника, оппонента. Он должен уметь убедить в своей правоте. Для этого необходимо использовать такие слова и выражения, которые способны вызвать определенные чувства и мысли.
Эмоциональная речь, выразительные рассуждения, наглядные примеры сами по себе могут убеждать. Надо уметь доказать и отстоять свою точку зрения. Для этого надо быть уверенным в правдивости того или иного суждения, тезиса. Чтобы суметь доказать, надо уметь аргументировать свои доводы. Доказательства бывают прямыми и косвенными. При прямом доказательстве приводятся аргументы в поддержку или опровержение тех или иных высказываний.
В качестве аргументов доказательства могут выступать:
1) ранее доказанные законы наук (химии, физики, биологии, теоремы математики и др.);
2) очевидные положения, не
3) фактический материал, при котором
приблизительные сведения
Речь для выступления
1) вид речи;
2) темы выступления;
3) цели и задачи, которые оратор, ставит перед собой;
4) аудиторию.
Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология.
Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Все это сближает публицистический стиль с научным.
В риторике рассматриваются следующие этапы подготовки к выступлению:
1) выбор темы;
2) конкретизация целей
3) изучение материала по теме;
4) подготовка выступления в
5) завершение речи (подведение итогов);
6) полное владение материалом.
Начальный этап выбора темы – один из самых важных этапов подготовки речи.
Выступающий может сам выбрать тему, а может воспользоваться предложениями организаторов собрания. Следует выбирать тему, которая будет интересной и увлекательной, актуальной. Оратор должен осветить проблему таким образом, чтобы и он сам, и аудитория смогли почерпнуть нечто новое из конкретного выступления.
Необходимо конкретизировать цель, как для себя, так и для всей аудитории. Важно, чтобы тема соответствовала уровню подготовки и образованности конкретной аудитории. Важно не только и не столько изложить материал, но и показать свое отношение к проблеме, сформулировать собственные выводы и доводы, попытаться вызвать ответную реакцию слушателей, возможно, еще не в виде выступления или диалога на собрании, но, как минимум, в виде готовности и стремления проявить активность и самостоятельность.
Сбор и изучение материала – следующий этап в подготовке к речи. Научная и художественная литература, справочники и энциклопедии, газеты и журналы могут являться источниками материала. Но не стоит отождествлять сбор материала и сбор информации. Ведь изучение материала – это не столько чтение различных книг, сколько определение собственных мыслей и идей по конкретному вопросу. Главное – выяснить все плюсы и минусы своего выступления, заранее спрогнозировать возможные возражения оппонентов, а также пути нейтрализации их негативных эмоций. Вызвать положительную реакцию у зала, демонстрируя уважение к другим мнениям и постараться разговорить готовых к общению слушателей, чтобы ваш доклад превратился в обмен мнениями – диалог. Тогда можно считать, что вы почти добились невозможного – подружились с аудиторией. А значит, теперь она готова и принять ваше видение проблемы. Также очень важно составить план-конспект, выписывая интересные моменты и т. д.
Следует помнить, что выступление состоит из вступления (начала), основной (главной) части и заключения (завершения речи).
В основной части выступления оратор
излагает основные положения по проблеме,
освещая различные точки
В заключении оратор делает определенные выводы, отвечает на вопросы, возникшие по ходу выступления.