Особенности Русской пунктуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:17, реферат

Описание работы

Современная русская пунктуация строится в значительной степени на синтаксической основе (принцип синтаксической, или структурный). Это означает, что многие знаки препинания обусловлены прежде всего структурой предложения. Это и точка в конце предложения, указывающая на его конец, и знаки препинания на стыке частей сложного предложения, и знаки при однородных членах, и знаки, выделяющие конструкции, не являющиеся членами предложения (обращения, вводные слова и предложения, междометия и т.д.).

Файлы: 1 файл

Предисловие.docx

— 24.77 Кб (Скачать файл)

Предисловие

 

Современная русская пунктуация —  сложная, исторически сложившаяся  система. Глубокое овладение ею помогает точно и четко передавать или  воспринимать смысл написанного.

Существующие практические пособия  по пунктуации имеют в основном справочный характер: они регламентируют употребление знаков препинания в различных синтаксических конструкциях. Эти правила подлежат осмыслению и запоминанию. Однако практика показывает, что знание правил отнюдь не является еще показателем свободного владения пунктуацией как знаковой системой, передающей тонкости содержания и четкость его структуры; правила  не предусматривают вариантность смысловую  и стилистическую.

Обычно пособия ориентируют  на работу с изолированным предложением, что безусловно необходимо и важно  на первой ступени изучения пунктуации. Настоящее же осмысление пунктуации, ее роли в понимании написанного начинается при работе над связным текстом. В таком случае постигаются многосторонние связи смежных и далеких друг от друга синтаксических конструкций, что находит свое отражение в пунктуационном оформлении связного текста, где выбор конкретного знака зависит подчас от смысловых связей и акцентов предшествующего текста.

Изучение пунктуации только на отдельных  предложениях не дает возможности почувствовать  «качественную смену пунктуации».

Чтобы свободно владеть пунктуацией, необходимо не только знать правила  расстановки знаков препинания, но, главное, постичь ее существо, ее принципы, усвоить ее системность. Только таким  образом понятая пунктуация действительно  способна отражать процессы речи-мысли.

Постижение существа пунктуационной системы русского языка и «качественного»  потенциала каждого отдельного знака  заключается в усвоении принципов  пунктуации, намечающихся тенденций  ее развития и путей усовершенствования. Способность осмысленно

пользоваться знаками препинания и умение анализировать пунктуационное оформление разных по жанровой и функционально-стилевой принадлежности текстов, а также  их стилистической направленности обеспечивается не только добротным знанием правил, но и внимательным, аналитическим  чтением текстов.

Материалом для анализа реферата послужили прежде всего отрывки из произведений классической и современной русской литературы. Однако наметить перспективы в развитии пунктуации, показать «жизнь» знаков невозможно без выявления тенденций, обнаруживающихся в современной литературной практике, и потому в книге широко используются примеры из газет и журналов. Все эти материалы включены автором по следующим соображениям: во-первых, возникает необходимость комментирования современных текстов с точки зрения их пунктуационного оформления, оценки перспективности тех или иных отклонений от действующих правил или, наоборот, случаев недостаточно внимательного отношения к пунктуационным нормам; во-вторых, наша классическая литература естественно отражает нормы и особенности пунктуации своего исторического отрезка времени и может в этом смысле не совпадать с современными представлениями о нормативности тех или иных знаков; такие тексты опять-таки требуют квалифицированного комментария.

 

Пунктуация (от лат. Punktum – точка) – это система знаков препинания и правил их употребления.

Современная русская пунктуация строится в значительной степени на синтаксической основе (принцип синтаксической, или  структурный). Это означает, что многие знаки препинания обусловлены прежде всего структурой предложения. Это и точка в конце предложения, указывающая на его конец, и знаки препинания на стыке частей сложного предложения, и знаки при однородных членах, и знаки, выделяющие конструкции, не являющиеся членами предложения (обращения, вводные слова и предложения, междометия и т.д.). Данные знаки являются обязательными, например: Облезлая собачонка (1), отчаянно визжала (2), промчалась на трех ногах среди толпы (3), всякий (4), мимо которого она бежала (5), считал долгом пихнуть ее сапогом (6); собачонка катилась в сторону (7), поднималась и с визгом мчалась дальше (8). (В.Вересаев.) Здесь знаки препинания фиксируют структуру предложения: знаки, обозначенные цифрами 1 и 2, выделяют деепричастный оборот, 3 и 6 – разграничивают части бессоюзного предложения, 4 и 5 – выделяют придаточную часть, 7 – разделяют однородные сказуемые, 8 – указывает на конец предложения.

Однако структура предложения  обусловлена смыслом высказывания. В некоторый случаях смысл высказывания диктует ту или иную постановку знаков препинания: 1. Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все (М.Лермонтов). – Мы сидели на углу бастиона так, что в обе стороны могли видеть все. 2. У меня в гостях были бабушка Анастасия и Николай. – У меня в гостях были бабушка, Анастасия и Николай.

Внимание к смыслу высказывания и, соответственно, к структуре предложения  может привести к курьезам, например: 1. Девочка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила и побежала на дискотеку. (Получается, что на дискотеку побежала старушка. Нужно: Девочка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила, и побежала на дискотеку.)  2. В очередном шестом томе опубликована переписка поэта. (Получается, что уже несколько томов под номером 6 было, а сейчас вышел еще один шестой том. Нужно: В очередном шестом томе опубликована переписка поэта.)

Система современной русской пунктуации складывалась с XVIII века на основе достижений в разработке теоретических вопросов грамматики, в частности, теории синтаксиса. Система пунктуации обладает гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистическими особенностями.

 

«На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл  предложения. К примеру, в предложении («Но как он их преподносил!..») обойтись без восклицательного знака не представляется возможным. Ведь без знака препинания фраза осталась бы непонятной и смотрелась бы в тексте неприметно и даже бессмысленно. А восклицательный знак передаёт восхищение автора и придаёт предложению  однозначный смысл, мы понимаем, что  он преподносил даже самые простые  цветы как-то по-своему, необыкновенно.  
Или в предложении («Без телевизора, музыки, обжорства») задача перечисления важных моментов без запятых не была бы решена.  
Да вобщем-то и весь текст был бы при прочтении эквивалентен неясному набору символов, не ставь люди знаков препинания.  
Чтобы, то что мы написали, смогли понять и другие, следует ставить знаки препинания и соблюдать правила пунктуации».  
«Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять.  
Вот предложение текста: «А какие тогда можно было купить цветы?» Вопросительный знак здесь обозначает риторический вопрос, то есть автор подразумевает, что почти никаких цветов тогда нельзя было купить. Стоит заменить этот знак восклицательным, и смысл изменится: всякие, даже самые красивые цветы можно было купить тогда. Значит, знаки препинания могут передавать смысл предложения.  
Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи (например, предложения ...).  
Кроме того, в предложениях знаки могут быть разделительными и выделяющими. В предложении ...например, запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения. А в предложении ...запятые выделяют вводное слово. Все эти знаки помогают быстро и правильно прочесть и понять текст.  
Так что знаки препинания на письме необходимы»

 

В лингвистической науке выделились три основных направления по вопросу  об основах русской пунктуации: логическое, синтаксическое и интонационное. Теоретикам логического (смыслового) направления  был Ф.И. Буслев. Данные взгляды нашли отражение и в работах С.И. Абакумова, А.Б. Шапиро и др. Представителями интонационного направления являлись Л.В. Щерба, А.М. Пешковский, Л.А. Балаховский и др. Самое широкое распространение получило синтаксическое направление, одним из виднейших представителей которого был Я.К. Грот. Однако все ученые-языковеды признают коммуникативную функцию пунктуации как средство оформления письменной речи.

 

 Назначение пунктуации:

 

А.П. Чехов в письме Н.А. Хлопову от 13 февраля 1888 г. назвал знаки препинания «нотами при чтении». Сравнение точное и емкое. Письменный текст без знаков препинания не только труден для восприятия из-за его нерасчлененности, но подчас бывает или вовсе непонятен, или двусмыслен. Пунктуация несет свою, и притом большую службу в языке: она «осмысливает» письменный текст, доносит его до читающего именно с тем содержанием, которое было задумано пишущим, и только благодаря пунктуации пишущий и читающий достигают единства в восприятии содержательной стороны текста.

 

 

Современная русская пунктуация отражает и интонацию (интонационный  принцип). Так, например, данную функцию  выполняют точка (невосклицательная  интонация), восклицательный и вопросительные знаки:

С сильно бьющимся сердцем Токарев  вошел в свою комнату и подозрительно  оглянулся. Что тут нужно было Сергею? Что он взял? …Сергей, может  быть, взял нож. Все это бог весть  чем может кончиться! (В.Вересаев).

Интонацию могут отражает и другие знаки препинания, например:

Закончился дождь, выглянуло солнце. (Запятая указывает на интонацию перечисления.) – Закончился дождь – выглянуло солнце. (Тире указывает на интонацию следствия).

Однако иногда интонационный и  структурный принципы не совпадают, т.е. знак препинания может стоять там, где нет паузы, и пауза может  быть там, где знака препинания: Медведь так любил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (М.Горький). В данном предложении нет паузы между союзами что и когда.

Названные принципы пунктуации взаимосвязаны, и в одном и том же пунктуационном факте мы можем найти совмещение разных принципов, хотя ведущим является синтаксический (структурный). Современная  русская пунктуация опирается и  на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное  членение предложение в их взаимодействии. Поэтому русская пунктуация достаточно гибкая и наряду с обязательными  правилами содержит указания, допускающие  пунктуационные варианты.     

 Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным.

Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который  хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

                        

 

                              План

 

                       1.Предисловие

                                    2.Пунктуация

                                    3.Значение пунктуации

                                    4.Назначение пунктуации

                                    5.Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

                         Список  литературы:

 

  1. Актуальные  проблемы современной русской пунктуации, автор                      Н.С. Валгина, Москва «Высшая школа» 2004г.
  2. Русская пунктуация, автор Т.В. Базжина, Москва 2010г.
  3. Антология, автор С.И. Ожегова, Москва 2001г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство  общего и профессионального образования  Краснодарского края

 

ГБОУ СПО  «Краснодарский монтажный техникум»

 

Краснодарского  края

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

                       Русская пунктуация и ее значение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнил: Губанов С.С,

                                                              студент группы 13-Э1-1/9б

 

                                                          Преподаватель: Скосырева Т.Г 

 

 

 

 

                                         

 

 

                                

                                       2013г.

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности Русской пунктуации