Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:18, реферат
Однако, культура барокко достаточно быстро внедрилась в европейскую архитектуру и также быстро распространилась с Западной в Восточную Европу, о чем свидетельствуют памятники этого стиля даже в нашем государстве. В результате на сегодняшний день мы имеем представление о барокко, как о передовой культуре того времени, не смотря на то, что изначально она не особо воспринималась всерьез, как великое искусство, окружающими и считалась несуразной и странной. В этом же и проявляется актуальность данной темы.
Введение.
Зарождение и особенности культуры барокко.
Памятники архитектуры барокко в разных странах Европы
Итальянское барокко
Барокко Чехии
Архитектура барокко в России
Украинское барокко
Вывод.
Список использованной литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра всемирной истории
Реферат
по дисциплине «История мировой культуры»
на тему:
«Особенности стиля барокко. Памятники этого стиля»
План.
Введение.
«Странный», «причудливый», «склонный к излишествам», «порочный» или даже «дефект в драгоценном камне» и «жемчужина неправильной формы» - все эти слова являются изначальной «характеристикой» и переводом с различных языков слова «барокко», европейской культуры, зародившейся в XVII-XVIII веках. Это название было в насмешку дано эстетами XVIII в.
Однако, культура барокко достаточно быстро внедрилась в европейскую архитектуру и также быстро распространилась с Западной в Восточную Европу, о чем свидетельствуют памятники этого стиля даже в нашем государстве. В результате на сегодняшний день мы имеем представление о барокко, как о передовой культуре того времени, не смотря на то, что изначально она не особо воспринималась всерьез, как великое искусство, окружающими и считалась несуразной и странной. В этом же и проявляется актуальность данной темы. Эпоху барокко принято считать началом «триумфального шествия Западной Европы». Эта культура, характеризующая определенные тенденции живописи, архитектуры, моды, литературы. А после эта культурная эпоха получила такое широкое , разнообразное распространение и популярность, что в XX веке появился такой термин, как «автомобильное барокко».
Я же хочу посвятить свой доклад архитектуре барокко в Европейских странах, где она наиболее удачно внедрилась уже в существующую культуру этих государств и приобрела большую популярность в эту эпоху.
Зарождение и особенности культуры барокко.
Слово «барокко» итальянского происхождения и, как уже было сказано, оно буквально означает «странный», «причудливый». Такое название весьма соответствует особенностям основного стилистического направления в европейском искусстве с конца XVI - середины XVII века. В истории искусства XIX и особенно XX века термином “барокко” начинают обозначать все европейское искусство 17-18 веков.
Искусство барокко сложилось
и расцвело в Италии, где работали
крупнейший архитектор и
В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, - религиозного, мифологического или аллегорического характера. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.
Особенность барокко – не соблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Большое значение приобрели композиционные эффекты, выраженные в смелых контрастах масштабов, цветов, света и тени. Но при этом художники барокко стремятся к достижению ритмического и цветового единства, живописности целого.
Барокко получило распространение во Фландрии (знаменитые представители барокко во Фландрии – П.П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс, А. ван Дейк), в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль.
Один из главенствующих стилей в европейской архитуктуре и искусстве, барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма. Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.
Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное, монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба - стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность общественного положения человека. Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность — с фантазией, религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п.).
От маньеризма барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое. Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.
Архитекторы барокко не вводят новые типы зданий, но находят для старых типов построек - церквей, палаццо, вилл - новые конструктивные, композиционные и декоративные приемы, которые в корне меняют форму и содержание архитектурного образа. Они стремятся к динамичному пространственному решению, к трактовке объемов живописными массами, применяют сложные планы с преобладанием криволинейных очертаний. Они разрушают тектоническую связь между интерьером и фасадом здания, повышая эстетическое и декоративное воздействие последнего. Свободно используя античные ордерные формы, они усиливают пластичность и живописность общего решения.
Стиль Барокко медленно вызревал (чтобы взорваться неожиданно) в архитектуре и скульптуре «Высокого Возрождения». Поразительно, но самая великая эпоха в истории изобразительного искусства была коротка, всего каких-нибудь десять- пятнадцать лет. В 1519 г. уже не было в живых Леонардо да Винчи, в 1520 г. скончался Рафаэль. Кроме того, в этой эпохе разрушительно действовало несколько противоположных стилистических течений, все они были неустойчивы и «несоответствовали реальности».
В этом обстоятельстве ключ к пониманию слов И. Грабаря: «Высокий Ренессанс уже на три четверти Барокко». Далее в статье «Дух Барокко» русский художник и историк искусства писал: «С каждым днем становилось яснее, что Альберти – «не совсем то, что нужно», что даже Браманте уже чуть-чуть педантичен и "суховат" и не так уже очаровывала абракадабра знаменитого «золотого разреза» и математика пропорций, данная в фасаде его «Cancelleria». И только когда неистовый Микеланжело открыл свой сикстинский потолок и занялся капитолийскими постройками, все поняли, чем каждый болел и что прятал в своем сердце... и новый стиль - Барокко - был создан». Микелянжело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент - пластику стены.
Памятники архитектуры барокко в разных странах Европы.
Как уже указывалось выше архитектура барокко получила широкое распространение во многих странах Европы. Однако, я хотела бы акцентировать свое внимание на стране, где эта культура зародилась и расцвела, рассказать немного о барокко нашего государства, а также архитектуру этой эпохи в Чехии и России.
Итальянское барокко.
Барокко зародилось в Италии уже в период позднего Ренессанса. Его принципы в полной мере получили свое развитие в XVI в. в работах архитекторов Рима. Cо второй половины XVI в., возникают художественно более сложные жилые постройки. Своеобразный характер имеют господские поместья, отвечающие требованиям безопасности и одновременно представляющие собой удобные усадьбы. Наиболее яркие и характерные памятники барокко в Италии связаны с крупнейшими мастерами XVII века — Лоренцо Бернини, Гварино Гварини, Франческо Борромини, Карло Райнальди, Бальдассаре Лонгена и другими. Хотелось бы отдельно выделить Собора Св. Петра и церковь Иль-Джезу.
Церковь Иль-Джезу (во имя Христа) считается первым сооружением в стиле барокко. Находится она на небольшой одноимённой площади в центре Рима. Построена в 1568 — 1584 годах. Архитекторами данного сооружения были Виньола и и Джакомо делла Порта (ученик Виньолы и Микеланджело), разработавший фасад. Церковь была принята за канон для иезуитских храмов по всей Европе, а также в Латинской Америке.
Одной из основных художественных особенностей церкви является уникальная фреска на плафоне церкви. Написанные особым образом фигуры создают иллюзию, что они парят под потолком и даже отбрасывают на него тень, тогда как на самом деле они написаны в одной плоскости.
Собор Святого Петра - католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина — 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. Также отдельно стоит отметить площадь перед этим собором. ЕЕ создал Лоренцо Берини . она считается самым крупным архитектурным ансамблем Италии XVII века.
Барокко Чехии.
В начале XVII столетия в чешских областях сооружаются преимущественно церковные постройки, отличающиеся от предыдущих типов. Путем переработки привычных ренессансных схем в некоторых случаях намечаются возможности нового стилевого выражения. Барокко было принесено на земли Чехии австрийскими завоевателями. После поражения в 1620 в битве при Белой Горе. К постройкам такого типа относится клементинум в Праге. Это комплекс барочных зданий иезуитского коллегиума, который занимает национальная библиотека Чехии. Расположен в пражском квартале Старе-Место. При площади в 20 тыс. кв. м. Клементинум среди историко-архитектурных комплексов чешской столицы уступает по размерам только Пражскому Граду. С 2005 года числится в международном реестре «Память мира».
Клементинум берёт название от стоявшей на этом месте в Средние века часовни св. Климента. Иезуитский коллегиум возник в Праге в 1552 году и к XVII веку превратился в один из крупнейших в мире центров подготовки иезуитов. В 1622 г. в Клементинум была переведена библиотека Карлова университета. Руководитель Клементинума, Ян Марек Марчи, не будучи в состоянии расшифровать одну из рукописей, переслал её в Рим энциклопедисту Кирхеру; ныне она известна под названием рукописи Войнича и по-прежнему остаётся нерасшифрованной. После упразднения ордена иезуитов (1773) указом Марии Терезии коллегиум был перепрофилирован в образовательно-библиотечный центр.
Информация о работе Особенности стиля барокко. Памятники этого стиля