Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:04, доклад
традиции свадьбВ более чистом виде и почти повсеместно сохранились не свадебные обряды, а предбрачные поверья и обычаи у молодежи, проживавшей в одном коллективе и на одном месте. Наиболее ярко данные обычаи проявлялись в гаданиях и поверьях, приуроченным к определенным дням. В канун дня св. Агнессы (20-21 января), являющейся патронессой молодых девушек, в Дербишире, Йоркшире, Дюргейме, Норфолке, Нортумберленде, Линкольншире и в других английских графствах девушки гадали на “полное молчание”, родниковую воду, чулки и подвязки, сложенные крест-накрест, на ботинки, поставленные носками к постели (“идя и приходя” - going and coming), на булавки и ветви различных растений, на песни под яблоней и сеяние злаков в полночь и т.п.
ы в Англии с 16в до наших дней
В более чистом виде и почти повсеместно сохранились не свадебные обряды, а предбрачные поверья и обычаи у молодежи, проживавшей в одном коллективе и на одном месте. Наиболее ярко данные обычаи проявлялись в гаданиях и поверьях, приуроченным к определенным дням. В канун дня св. Агнессы (20-21 января), являющейся патронессой молодых девушек, в Дербишире, Йоркшире, Дюргейме, Норфолке, Нортумберленде, Линкольншире и в других английских графствах девушки гадали на “полное молчание”, родниковую воду, чулки и подвязки, сложенные крест-накрест, на ботинки, поставленные носками к постели (“идя и приходя” - going and coming), на булавки и ветви различных растений, на песни под яблоней и сеяние злаков в полночь и т.п.
Особо следует выделить гадание на “немой пирог”. Воздерживаясь от еды и разговоров, девушки ночью, в канун дня св. Агнессы, делали так называемый “немой пирог” (dumb-cake) из муки, соли и воды в равных пропорциях. После выпечки каждая девушка брала половину пирога и, идя спиной вперед к постели, поедала пирог, надеясь во сне увидеть своего будущего мужа. Нередко “немой пирог” заменяли вареным яйцом с солью вместо желтка.
Подвязки посылались в подарок и в канун дня св. Валентина (13-14 февраля), покровителя всех влюбленных. В этот день девушка, повстречав первого мужчину, верила, что он станет ее супругом. Уже в XV - XVI вв. в Англии полагали, что в указанный день люди, как и птицы, выбирают себе брачных партнеров. Начиная с XIX в. в Норфолке, Терфордшире, Линкольншире, Нортумберленде и Йоркшире парни посылали девушкам так называемые Валентины, т.е. подарки в виде изящных безделушек, к которым прикладывали такого рода стихи:
Если Вы любите меня, любите меня верно;
Пришлите мне ленту и пусть она будет голубой.
Если Вы ненавидите меня, так дайте знать мне;
Пошлите мне ленту и пусть она будет зеленой.
В Дербешире и Ланкошире сельские парни и девушки, собравшись вместе, устраивали жеребьевку, по которой на год назначались “мнимые супруги”, после чего день заканчивался танцами и угощениями. Эти пары должны были целый год ходить друг с другом. В этот день был и другой обычай: рассеивали коноплю в полночь на приходском кладбище или по пути с него домой, произнося при этом соответственно строки, в надежде увидеть, как сзади будущий муж будет скирдовать скошенную траву (Дербишир и Девоншир).
Гадания с травой на суженного предпринимались и в канун дня св. Давида (1 марта). Накануне дня св. Марка (24 апреля) следовал третий цикл гаданий: с чашкой и водой, а также с сорочкой (Норфолк); заглядывание в полночь в окна церкви, держа в руках пучок травы, сорванной на церковном дворе (Линкольншир); поджидание суженного или суженой в полночь на гумне, гадания со свечой (Дербишир), гадания с оловянными горшочками, идя спиной вперед; гадание под названием “ужин наблюдения” (supper-watching); хождение к роднику спиной вперед и др.
В отдельный разряд следует отнести гадания с подвязками и ботинками (“идущими и приходящими”), с шалфеем листовым (Линкольншир), с сеянием конопли (Норфолк и Суффолк). Такие мотивы гадания, как подвязки и яйцо, являются чертой предсвадебного и свадебного обрядов. Их происхождение теряется в далеком прошлом. Голубой цвет, является традиционно излюбленным цветом надежды у англичан, и голубые с зеленым ленты как мотив свадебного украшения органически вошли в традиционную свадьбу. Хождение спиной вперед, кольцо во время бега вокруг стога, манипуляции с растениями “ведьм”, сев как символ плодородия и сбор урожая “призраком” - супругом сочетают в себе и отголоски языческих верований, и символику церковного венчания. Яблоня и листочки вечнозеленых растений как символы “древа жизни” непосредственно отражали веру в плодовитость, а “немой пирог” как еще незрелый плод (добрачное состояние) созревает в подлинно вкусное блюдо, являющееся неотъемлемой частью свадебного пиршества. “Мнимые супруги” - это отзвуки старинного обычая пробного брака.
Выбор дня и месяца свадьбы (marriage, nuptial, wedding) не был безразличен для англичан в XIX в. Его придерживались даже те, кто не устраивал свадьбу как таковую, а просто регистрировал брак в гражданских учреждениях или венчался в церкви со скромным угощением.
Май считался не удачным для свадьбы. В XIX столетии в Чешире, Дербишире, Девоншире, Терефордшире, Ланкашире, Линкольншире, Норфолке, Нортумберненде, Стаффордшире, Суффолке и Йоркшире в ходу были поговорки: “Браки в мае не счастливы” и “Вступать в брак в мае - навсегда раскаяться”. Вступать в брак в великий пост также предвещали неудачу. Наиболее благоприятными для этого дела временем считалась неделя после троицына дня. Самым неудачным днем для заключения свадьбы была среда.
Перед днем свадьбы на особом столбе развешивали объявления. Но в XIX в. столбы встречались уже редко, что указывает на сужение круга гостей, и следовательно, на постепенное снижение старинного обряда, в котором некогда участвовало все село, к простому угощению. В редких случаях невеста с женихом проезжали через село на телеге, влекомой быками, у которых рога были увиты лентами, и приглашали всех на свадьбу. Друзья и доброжелатели в это время складывали в телегу свои дары, как правило, необходимые для домашнего хозяйства. На севере Англии дары доставляли во время свадьбы; приглашенные ехали верхом с тяжелыми седельными вьюками, набитыми мукой, битой домашней птицей, яйцами, беконом и маслом. Дополнительно молодой паре подносились на тарелке деньги, собранные приглашенными, в сумме около 200 фунтов. Иногда предметы обстановки и домашнего хозяйства приносились в качестве дара до свадьбы.Традиции правили всем свадебным днем (wedding-day). По пути следования свадебного поезда (marriage (meptial procession) разбрасывали цветы (болотный ирис, розмарин, ноготки). Нередко путь усеивали тростником, ракитником, а также пшеницей. Свадебный поезд входили также родители, подружки невесты (best maids, bridesmaids) - обычно ее сестра, близкие родственники и подруги, - а также сестра жениха, и его дружки (best men, bridesmen), родственники и друзья жениха и невеста. Подружки невесты (около 6 часов) были одеты в платья, фасон и цвет которых выбирала сама невеста, а ее матери следовало оплатить их стоимостью. Среди подружек всегда имелась главная (best maid) , которая несла букет невесты и в ходе церемонии венчания располагалась позади нее. Дружок (best man) жениха (брат, родственники или его друг) морально поддерживал его до свадьбы, платил гонорар священнику и чаевые церковнослужителям, а также вручал кольца жениху в церкви. Он должен был ухаживать за подружками невесты во время угощения и отвечать за произносимые тосты.
Шаферы (best men, bridesmen) стояли внутри церкви и спрашивали каждого из гостей: “ невеста или жених?” Друзей невесты они помещали налево от придела, друзей жениха - направо. Также они проделывали во время рассаживания гостей за столом. Шаферы раздавали в церкви бланки с текстом проповедей, если они не были разложены на церковных скамьях. Отца невесты, если его не было на церемонии, мог заменить его брат, близкий родственник или даже друг. Почетная роль посаженного отца (sponsor at wedding) доставалась отцу жениха, он подводил невесту к алтарю, отвечал на некоторые вопросы священника во время венчания, управлял всей свадьбой.
Все эти лица собирались в доме брачующихся, главная подружка невесты украшала входную дверь цветами и веточками мирта из букета невесты. Если этим занималась сама невеста, то считалось, что ее семейная жизнь будет неудачной. В церковь нередко отправлялись в сопровождении музыкантов, наигрывавших на скрипках и дудках с пением. Исполнялись многоголосые свадебные песни, наименование которых сохранилось еще со времен поселения на Британских островах англо-саксов, - “brydsang”. Вперемежку с песнями, в которых неоднократно упоминалась подвязка из туалета невесты, представители мужского пола, сопровождавшие свадебный поезд к церкви, усердно стреляли из ружей, что, по народным верованиям, отпугивало злую силу, и она не могла навредить новобрачным, по ходу продвижения свадебного поезда устраивали состязания в скачках на лошадях. Иногда свадебный поезд трижды огибал по часовой стрелке - на счастье - церковь. Считалось очень неудачным, если во время венчания начинался бой часов. Поэтому предпочитали немного подождать перед входом, пока они не пробьют. При прибытии к церкви и перед входом в нее прежде соблюдалось много старинных обычаев: жених и невеста перепрыгивали через скамью, поставленную поперек входа в церковь, что символизировало удачное преодоление ими всех преград в их будущей семейной жизни. При этом невеста как будто невзначай теряла с ноги подвязку, которую немедленно подхватывали молодые мужчины и с триумфом шли вокруг церкви. В Сомерсете на пути свадебного поезда протягивали веревку, украшали цветами, или запирали перед ним церковные ворота. В этих случаях жених должен был выкупить путь деньгами. В Беркшире верили, что тот из молодых, кто первым поставит ногу на крутую церковную ступень, будет в дальнейшем властвовать в доме.
Венчание (wedding, marriage ceremony) должно было состояться в течение трех месяцев после оглашения в церкви, украшенной белыми цветами и синим орнаментом в середине восточного окна. Группа лиц со стороны невесты располагалась на левом крыле, со стороны жениха - на правом; подруги и друзья - на обоих флангах. После церемонии венчания новобрачные (the young couple) торжественно спускались со ступеней алтаря и в сопровождении родителей, ближайших родственников, шаферов, подружек невесты шли в ризницу подписывать свидетельство (marriage lines - церковное, certificate of marriage - гражданское).
Вместе с этим уже в XX в. одновременно существовала и неполная церемония, вызванная теми или иными обстоятельствами, что, например, описано в романе Чарльза Диккенса “Большие надежды”. На венчание Уэммика с мисс Скиффинс присутствовал лишь отец жениха, исполнявший роль посаженного отца, друг Уэммика в качестве шафера, а также маленькая привратница в детском чепчике, притворявшаяся закадычной подругой мисс Скиффинс.
Венчание происходило обычно между 8 часами утра до 18 часов вечера в отделе записи актов гражданского состояния в здании регистрации в присутствии уполномоченного лица. Уведомление об этом давалось одному из партнеров, если жених и невеста проживали в различных округах, и именно тому, кто сделал заявление. Регистрация брака в этом случае происходила в регистратуре подавшего заявление и должна была состояться в течение 21 дня после того, как получено уведомление. Такая церемония характеризовалась скучным и торопливым обрядом, и многие девушки мечтали о “белой свадьбе”, т.е. о венчании в церкви.
Обряд церковного венчания у католиков
в противоположность
Свадьбы севера Англии были отмечены более буйным весельем с состязаниями молодых парней из-за приносящей счастье подвязки невесты. Этот обычай дожил до 40-х годов XIX в. Мужчины после венчания садились на своих коней и бешено скакали к дому новобрачных, там около дверей победитель ожидал на коленях свой приз. Новобрачная, подняв подол платья и обнажив ногу, протягивала ее победителю, желая ему и его возлюбленной при этом счастья в будущем. Нередко состязались из-за чашки с бульоном, приправленным овощами, иногда - из-за поцелуя с новобрачной. Все эти игры сопровождались стрельбой из ружей. В свадебном застолье (bridal) главная роль отводилась пирогу (bride’s cake; wedding cake; bride cake). В Суссексе, например, в пирог помещали жареную курицу, наполненную сваренными в крутую яйцами. Свадьба никогда не кончалась без пирога, и это было обычным по всей Англии.
Такой пирог невесте следовало разрезать самой. Иногда, впрочем, после пирога напивались позита - горячего напитка из молока, вина и пряностей. Его подавали в огромном котле, на дно которого клали обручальное кольцо; достигший его первым из присутствующих холостых мужчин по поверию женится первым. После окончания застолья, которое могла продолжаться еще несколько дней, но не больше недели и на средства самих приглашенных, новобрачная первая переступила порог своего нового дома.
В Девоне порог поливали кипятком и новобрачная на счастье смачивала в нем свои туфли. При входе в дом с фасада она попадала в комнату, где находился камин - символ ее роли в доме как хранительницы очага и хозяйки. Если новобрачная спотыкалась, то это рассматривалось как зловещая примета, и поэтому во многих местах Англии ее проносили над порогом. Затем подружки сопровождали ее в спальню и укладывали в постель. Их обязанностью было следить за тем, чтобы в постели не оказалось иглы, булавки и острые предметы. Они могли принести новобрачным несчастье.
На этом, собственно, и кончался весь свадебный цикл; на молодоженах (newly - married couple) лежала только моральная обязанность - одарить впоследствии тех, кто в будущем сам будет вступать в брак и кто принес им на свадьбу подарки. Буквально на следующий день после свадьбы они начинали жить отдельной семьей.
Помимо оплаты самого обряда венчания жених должен был оплатить цветы в церкви, угощение, кольцо, лицензию, гонорары священнику, органисту и хору, чаевые священнослужителям, листы, на которых печатался текст службы, включая гимны и псалмы, букеты для матерей - своей и невесты, а также букеты для невесты и ее подружек, бутоньерки шаферов (wedding-favours), мелкие подарки подружкам невесты. Кроме того, он должен дать во время помолвки своей невесте кольцо на память с полудрагоценным камнем (engagement rind), стоимость которого колебалась в пределах пяти фунтов. Оно надевалось на безымянный палец левой руки и после свадьбы его носили вместе с обручальным кольцом (wedding-ring).
На всем протяжении XIX века наиболее обычным для невест являлся белый цвет подвенечного платья (wedding-dress). С 1840 г. по 1880-е годы носили платье с высоким воротником. Материал подбирали преимущественно плотный - тяжелый шелк, бархат, атлас. На него нашивали белые кружева, женщины вступившие в брак повторно и вдовы, вновь выходившие замуж, одевались в платья, соответствующие той моде, которая господствовала в данное время, или очень часто надевали голубое платье, что соблюдалось и в начале XX века.
Мужчины с 20 годов XIX века для церемонии надевали сюртуки с длинными фалдами и короткой талией, голубого цвета, узкие из трико панталоны, не доходящие немного до щиколотки, черные чулки и лакированные башмаки; с 30-х годов длинные черные штаны со штрипками и фраки из черного сатина с белыми жилетками. В 50-е годы мужчины вместо фрака надевают пиджак.
Информация о работе Особенности традиционной свадьбы в Великобритании