Демографический рост провоцировал территориальную
экспансию; усиление в результате постоянных
войн власти царя как предводителя
войска вызывало противодействие сената,
в значительной степени контролировавшего
комиции. Периодизация культуры древнего
Рима. Цари пытались ослабить родовую
организацию, основу могущества глав патрицианских
семей, и опереться на плебеев, включив
их в политическую и военную организацию
(это позволяло также укрепить
армию). В середине VI в. до н.э. Сервий
Туллий ввел новое административное деление
Рима и округи: он учредил вместо трех
родовых триб двадцать одну территориальную,
смешав тем самым патрициев с плебеями.
Сервий разделил все мужское население
Рима (и патрициев, и плебеев) на шесть
разрядов по имущественному признаку;
каждый разряд был обязан выставлять определенное
число вооруженных отрядов – сотен (центурий).
Отныне народное собрание для решения
главных политических вопросов собиралось
уже не по куриям, а по центуриям (центуриатные
комиции); в ведении куриатных комиций
остались в основном религиозные дела.
Рост власти царей в VI в. до н.э. выразился
в исчезновении принципа их выборности
и принятии ими новой царской атрибутики,
заимствованной у этрусков (золотая корона,
скипетр, трон, особая одежда, служители-ликторы).
Раннеримская монархия попыталась встать
над обществом и его традиционными институтами;
абсолютистские тенденции особенно усилились
при Тарквинии Гордом. Однако родовой
аристократии удалось в 510 до н.э. изгнать
Тарквиния и установить республиканский
строй.
Республиканский Рим.
История древнего Рима
Борьба плебеев и патрициев (495–287
до н.э.). Свержение монархии не привело
к кардинальным изменениям в государственном
устройстве Рима. Место пожизненного царя
заняли два избираемых центуриатными
комициями на один год из числа патрициев
претора («впереди идущие»); с середины
V в. их стали называть консулами («совещающимися»).
Они созывали и руководили заседаниями
сената и народного собрания, контролировали
выполнение принятых этими органами решений,
распределяли граждан по центуриям, следили
за сбором податей, осуществляли судебную
власть, во время войны командовали войсками.
Правомочными были только их совместные
решения. По истечении срока полномочий
они отчитывались перед сенатом и могли
быть подвергнуты судебному преследованию.
Помощниками консулов по судебным делам
были квесторы, к которым позже перешло
заведование казной. Высшим государственным
органом осталось народное собрание, которое
утверждало законы, объявляло войну, заключало
мир, избирало всех должностных лиц (магистратов).
В то же время возросла роль сената: ни
один закон не вступал в силу без его одобрения;
он контролировал деятельность магистратов,
решал внешнеполитические вопросы, осуществлял
надзор над финансами и религиозной жизнью;
постановления сената (сенатус-консульты)
становились законами.
Основным содержанием истории
в раннереспубликанском древнем
Риме была борьба плебеев за равноправие
с патрициями, которые в качестве
полноценных граждан монополизировали
право заседать в сенате, занимать
высшие магистратуры и получать («оккупировать»)
землю из «общественного поля»; плебеи
требовали также отмены долговой
кабалы и ограничения долгового
процента. Рост военной роли плебеев
(к началу V в. до н.э. они уже составляли
основную часть римской армии) позволил
им оказывать эффективное давление на
патрицианский сенат. В 494 до н.э. после
очередного отказа сената удовлетворить
их требования они удалились из Рима на
Священную гору (первая сецессия), и патрициям
пришлось пойти на уступки: была учреждена
новая магистратура – народные трибуны,
избиравшиеся исключительно из плебеев
(первоначально два) и обладавшие священной
неприкосновенностью; они имели право
вмешиваться в деятельность остальных
магистратов (интерцессия), налагать запрет
на любые их решения (вето) и привлекать
их к судебной ответственности. В 486 до
н.э. консул Спурий Кассий предложил раздать
половину захваченной у герников земли
и часть расхищенного патрициями «общественного
поля» плебеям и союзным латинским общинам;
сенаторы не допустили принятия этого
закона; Кассий был обвинен в государственной
измене и казнен. В 473 до н.э. народного
трибуна Гнея Генуция убили накануне назначенного
им суда над обеими консулами. В 471 до н.э.
плебеям удалось добиться принятия закона
об избрании народных трибунов трибутными
комициями (собраниями плебеев по трибам):
таким образом патриции лишились возможности
влиять на выборы через своих вольноотпущенников.
В 457 до н.э. число народных трибунов возросло
до десяти. В 456 до н.э. народный трибун
Луций Ицилий провел закон о предоставлении
плебеям и переселенцам права застройки
и возделывания земли на Авентинском холме.
В 452 до н.э. плебеи вынудили сенат создать
комиссию из десяти членов (децемвиров)
с консульской властью для записи законов,
прежде всего ради фиксации (т.е. ограничения)
полномочий патрицианских магистратов;
деятельность консулов и народных трибунов
на время работы комиссии была приостановлена.
В 451–450 до н.э. децемвиры составили законы,
которые были выгравированы на медных
досках и выставлены на Форуме (законы
Двенадцати таблиц): они защищали частную
собственность; утверждали суровое долговое
право (должника могли продать в рабство
и даже казнить), установив при этом предел
ростовщического процента (8,33% годовых);
определяли юридический статус основных
социальных категорий римского общества
(патрициев, плебеев, патронов, клиентов,
свободных, рабов); запрещали браки плебеев
с патрициями. Эти законы не удовлетворили
ни плебеев, ни патрициев; злоупотребления
децемвиров и их попытка продлить свои
полномочия спровоцировали в 449 до н.э.
вторую сецессию плебеев (на Священную
гору). Децемвирам пришлось отказаться
от власти; консулат и трибунат были восстановлены.
В том же году консулы Луций Валерий и
Марк Гораций провели закон об обязательности
для всех граждан, в том числе и для патрициев,
решений трибутных комиций (плебисцитов),
если они получат одобрение сената. В 447
до н.э. к трибутным комициям перешло право
избирать квесторов. В 445 до н.э. по инициативе
народного трибуна Гая Канулея был отменен
запрет на браки плебеев и патрициев. Рост
влияния плебеев выразился и в учреждении
должности военных трибунов с консульской
властью, которую они имели право занимать.
В 444, 433–432, 426–424, 422, 420–414, 408–394, 391–390 и
388–367 до н.э. военные трибуны с консульской
властью (от трех до восьми) исполняли
вместо консулов обязанности высших должностных
лиц Республики; правда до начала IV в. до
н.э. на этот пост избирались исключительно
патриции, и только в 400 до н.э. его занял
плебей Лициний Кальв. В 443 до н.э. консулы
лишились права распределять граждан
по центуриям, которое было передано новым
магистратам – двум цензорам, избиравшимся
из числа патрициев раз в пять лет центуриатными
комициями сроком на 18 месяцев; постепенно
в их ведение перешли составление списка
сенаторов, контроль за сбором налогов
и надзор за нравами. В 421 до н.э. плебеи
получили право занимать должность квестора,
хотя реализовали его лишь в 409 до н.э. После
десятилетней ожесточенной борьбы с патрициями
народные трибуны Лициний Столон и Секстий
Латеран одержали в 367 до н.э. решающую
победу: был установлен предел выделяемой
из «общественного поля» земли (500 югеров
= 125 га) и значительно облегчено долговое
бремя; реставрировался институт консулов
при условии, что один из них обязательно
будет плебеем; однако сенат добился передачи
судебной власти от консулов преторам,
избираемым из патрициев. Первым консулом-плебеем
стал Лициний Столон (366 до н.э.), первым
диктатором-плебеем – Марций Рутул (356
до н.э.). С 354 до н.э. плебеи получили возможность
влиять на состав сената: теперь он комлектовался
из бывших высших магистратов, часть которых
уже не принадлежала к патрициям; только
они обладали правом вносить предложения
и участвовать в их обсуждении. В 350 до
н.э. был избран первый цензор из плебеев.
В 339 до н.э. закон Публилия закрепил одно
из цензорских мест за плебейским сословием.
Периодизация культуры древнего Рима.
В 337 до н.э. плебеям стала доступна и должность
претора. Древний Рим. Активизация во второй
половине IV в. до н.э. политики выведения
колоний малоземельных граждан в разные
области Италии позволила частично снять
остроту аграрного вопроса. В 326 до н.э.
народный трибун Петелий провел закон
об упразднении долговой кабалы для римских
граждан – отныне они отвечали за долг
лишь своим имуществом, но не своим телом.
В 312 до н.э. цензор Аппий Клавдий разрешил
гражданам, не имевшим земельной собственности
(торговцам и ремесленникам), приписываться
не только к городским, но и к сельским
трибам, что усилило их влияние в комициях;
он также попытался включить в число сенаторов
некоторых сыновей вольноотпущенников.
В 300 до н.э. по закону братьев Огульниев
плебеи получили доступ в жреческие коллегии
понтификов и авгуров, состав которых
ради этого увеличили вдвое. Таким образом,
все магистратуры оказались открытыми
для плебеев. Их борьба с патрициями завершилась
в 287 до н.э., когда после их очередной сецессии
(на Яникульский холм) диктатор Квинт Гортензий
провел закон, согласно которому решения
трибутных комиций получали законную
силу и без санкции сената.
Победа плебеев привела к
изменению социальной структуры
римского общества: добившись политического
равноправия, они перестали быть
сословием, отличным от сословия патрициев;
знатные плебейские роды составили
вместе со старыми патрицианскими родами
новую элиту – нобилитет. Это
способствовало ослаблению внутриполитической
борьбы в Риме и консолидации римского
общества, что позволило ему мобилизовать
все свои силы для проведения активной
внешнеполитической экспансии.
Древний Рим объединил античный
мир в одной великой империи.