Отечественная культура советского периода 1917 -1991 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Советский период это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. XX век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений,стилей. Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. стр 3
1. Воздействие Октябрьской революции 1917 г. на развитие культуры…………………………………………………………………... стр 4-6
2. Метод социалистического реализма и отражение идей социализма в литературе и искусстве……………………………………………………стр 7-8
3. Новая социокультурная ситуация во второй половине 20 века…… стр 9-12
4. Тест. Соотнесите имена видных деятелей 20 века с их профессией... стр 13
Заключение………………………………………………………………… стр 14
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

культура.docx

— 39.69 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ  
Введение…………………………………………………………………….. стр 3  
1. Воздействие Октябрьской революции 1917 г. на развитие культуры…………………………………………………………………... стр 4-6  
2. Метод социалистического реализма и отражение идей социализма в литературе и искусстве……………………………………………………стр 7-8  
3. Новая социокультурная ситуация во второй половине 20 века…… стр 9-12  
4. Тест. Соотнесите имена видных деятелей 20 века с их профессией... стр 13  
Заключение………………………………………………………………… стр 14  
Список литературы………………………………………………………... стр 15 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  
Советский период это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. XX век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений,стилей. Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.   
В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. Основной целью культуры, по мысли В. И. Ленина, является не служение “...пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность”. Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры стало исходным при дальнейшей теоретической разработке в советской обществоведческой науке. Философская категория “классовая тенденциозность” (или “классовая обусловленность”) являлась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Воздействие Октябрьской революции 1917 г. на развитие культуры .

 
В 1917 г. для России стал революционным. Некоторые историки, характеризуют  его как единый революционный  цикл, исключительно сложный по своим  компонентам, динамике и самореализации.  
Свержение монархии в феврале 1917 г. вызвало громадный духовный подъем, сплотивший общество.

В результате революционных  событий и последовавших военных  действий российская культура понесла  и материальные, и духовные потери. Стихия народного бунта, разбуженная  революцией, не щадила ни человеческих жизней, ни тем более ценностей  культуры. Новая власть пыталась противостоять  варварским проявлениям народного  гнева. Чтобы спасти от разграбления книжные собрания, находившиеся в  бывших помещичьих усадьбах, монастырях и буржуазных особняках, они были национализированы. К концу гражданской  войны была создана единая библиотечная сеть РСФСР, национализированы дворцы, музеи, художественные собрания, кинодело, объединено театральное дело.  
Новая власть взяла на себя миссию духовного лидерства и энергично начала восстановление отраслей культуры, разрушенных в результате революции и гражданской войны. [1] 
Культурное и нравственное развитие человечества не достигло в XX в. уровня, при котором оно выработало бы иной тип общественной консолидации, нежели посредством цементирующего принципа государственного насилия. Именно XX столетие становится классической эпохой господства тоталитарных государственных режимов, подчинивших своему регламентирующему влиянию все сферы жизни общества и личности. Отношение к приближавшейся революции и сама эпоха революций стали главным историческим содержанием в первые десятилетия ХХ в., а в культуре - основой поляризации идейно-художественных сил. "Актом великого культурного значения" назвал революцию 1905-1907 гг. М. Горький. Революционные события повлияли на творчество многих русских писателей, композиторов, художников России. Тема революции, впечатления, связанные с ее восприятием, присутствуют во многих художественных произведениях этих лет. Революционный взрыв в России вызвал у русской художественной интеллигенции различные оценки, но при всей противоречивости их нельзя не признать особого влияния революции на русскую художественную культуру.  
Художественная культура рубежа веков - важная страница в культурном наследии России.  
Общественно-политическая обстановка в стране, идейно-нравственная атмосфера оказывали несомненное влияние на художественную жизнь, творческие искания. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, период переосмысления. [5] 
Сущность культурной революции состоит в коренной перестройке всей системы духовного производства, охватывающей собой не только систему распределения и потребления духовных ценностей, но и, прежде всего, характер и принципы духовного творчества. При этом подразумевается учет не только того, какие ценности создаются в обществе, но и, как и кем они создаются. Основу ленинской концепции культурной революции составляет положение о роли трудящихся масс как субъекта культурно-исторического процесса. Социалистическая культура - это культура самого народа, поднявшегося до высот сознательной творческой активности в общественной жизни. Поэтому культурная революция открывает простор для раскрытия и применения творческих способностей и талантов, которых, как отмечал В. И. Ленин, «в народе непочатый край... Раньше весь человеческий ум, - говорил он, - весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием…» Ленин В.И.  
В ходе культурной революции происходит переворот во всей системе духовного производства. Следовательно, речь идет не о доступности для народа тех или иных культурных ценностей, не о простом изменении системы распределения и потребления культуры (что само по себе тоже, разумеется, необходимо), а о приобщении масс к сознательному целенаправленному социально значимому творчеству. Главная задача и основное содержание культурной революции, на наш взгляд, являются концептуальными и программными положениями для каждой страны или народа и поэтому культурные революции имеют всеобщий характер, и к ним применим критерий повторяемости.  
Постоянное вмешательство партии в дела искусства, запрет на свободу слова и печати, преследование старой интеллигенции привели к массовой эмиграции деятелей культуры. Родину покинули 2 млн. россиян. После Великой Октябрьской революции русская литература разделилась на три лагеря. Первый составили писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив таким образом «певцами» новой власти. В третий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину, убедившись, что подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может. В первом лагере оказались деятели культуры, составившие ядро первой волны эмиграции.  
Первая волна русской эмиграции - самая массовая и значительная по вкладу в мировую культуру ХХ в.  
В 1921-1952 г. за границей выпускалось более 170 периодических изданий на русском языке в основном по истории, праву, философии и культуре. В Париже Общество русских инженеров насчитывало 3 тыс. членов, Общество химиков - более 200 человек. За границей оказалось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления (С.Н. Виноградский, В.К. Агафонов, К.Н. Давыдов, Н.А. Сорокин и др.). Внушителен список уехавших деятелей литературы и искусства (Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, К.А. Коровин, IО.Н. Анненков, И.А. Бунин и т. д.). Такая утечка умов не могла не привести к серьезному понижению духовного потенциала отечественной культуры.  
Первая волна русской эмиграции, пережив свой пик на рубеже 20-30-х годов, сошла на нет в 40-х. Ее представители доказали, что русская культура может существовать и вне России. Русская эмиграция совершила настоящий подвиг - сохранила и обогатила традиции русской культуры в чрезвычайно трудных условиях. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Метод социалистического  реализма и отражение идей  социализма в литературе и  искусстве  
Социалистический реализм творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественные структурные принципы искусства социалистического реализма. Его возникновение связано с распространением социалистических идей и развитием во многих странах революционного рабочего движения. Первые произведения литературы и искусства, революционно- пролетарские по своей направленности, относятся к середине - второй половине XIX в. ("Интернационал" Э. Потье, графика Т. Стейнлена во Франции, живопись Н. А. Касаткина в России и др.). Развивая гуманистические и реалистические традиции предшествующего искусства на основе нового социалистического содержания, социалистический реализм представляет собой новый тип художественного сознания. Его новизна связана с тем вкладом, который внёс марксизм-ленинизм в материалистическую философию - утверждением роли революционно-преобразующей деятельности, что послужило истоком идеи правдивого изображения действительности в её революционном развитии. Открытая партийность искусства в период становления социализма создаёт, по выражению Ленина, основу для подлинной, а не мнимой творческой свободы, для расцвета многообразных творческих дарований и художественных явлений. Наряду с партийностью, важнейшим свойством социалистического реализма является его народность, выражающая связь искусства с народом, обусловленность художественных явлений жизнью и социальной борьбой, идеалами, чувствами, интересами и устремлениями широких народных масс. [3] 
Изображение жизни широких масс сочеталось с обрисовкой ярко индивидуальных характеров, представляющих эти массы, народной эпичностью в изображении жизненных событий. В 1920-х гг. под влиянием революционного рабочего движения и воздействием развивающейся советской художественной культуры сформировались социалистические литературные и художественные течения во многих зарубежных странах - Болгарии. Германии, Польше, Франции. Чехословакии и др. Всё большее число художников обращалось к жизни и борьбе пролетариата (К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Деркович в Венгрии и др.). Рост антифашистского движения в 30-х - начале 40-х гг. вызвал новое расширение международного фронта революционной пролетарской литературы и искусства. Ведущую роль в процессе укрепления прогрессивного демократического искусства, стоящего на позициях социализма, сыграли советская литература и искусство. Само понятие социалистического реализма, как новой по отношению к критическому реализму XIX в. формы реализма, обусловленной как новизной жизненного процесса, так и социалистическим миропониманием деятелей литературы и искусства, было определено в 1934 на Первом Всесоюзном съезде советских писателей М. Горьким: "Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле" В 30-е гг. социалистический реализм окончательно утвердился как основополагающий, магистральный творческий метод советского многонационального искусства. [2] 
После окончания Второй мировой войны 1939-1945 и образования мировой социалистической системы позиции социалистического реализма как авангарда художественного прогресса ещё более утвердились. Социалистический реализм - постоянно изменяющееся и в то же время внутренне единое художественное явление, принципиально отличное и от бескрылого натурализма и догматического академизма, и от модернистского формотворчества. Социалистический реализм охватывает ныне многонациональный опыт искусства стран социализма, революционного искусства буржуазного Запада и развивающихся стран, складывающегося в обстановке сложного противоборства различных тенденций.Именно поэтому, сохраняя принципиальную идейно-художественную общность, столь ярки и своеобразны произведения Т. Салахова и Е. Е. Моисеенко, М. А. Савицкого и И. Зариня, Г. Йокубониса и Э. Д. Амашукели. Печать яркого национального и неповторимого индивид своеобразия несут на себе многие работы Ф. Кремера, В. Вомаки и Р. Бергандера - в ГДР, К. Бабы и А. Чукуренку - в Румынии, Ф. Коварского, К. Дуниковского, Т. Кулисевича - в Польше и многих других. [3]

 

 

 

 

3.Новая социокультурная  ситуация во второй половине 20 века  
Культура XX столетия едина в своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных культур.  
В современной культуре широкое распространение получили гуманистические идеалы и принципы. Разумеется, гуманизм - достаточно многообразное понятие. Ренессансный гуманизм, например, утверждавший мощь и свободу творческого человеческого духа, являлся в определенном смысле элитарным, поскольку его мораль была индивидуалистической, значимой лишь для избранных. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние и свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический гуманизм. Важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система- наука. Расширение сферы применения науки в конце XIX- начале XX в. привело к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему. Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в. , положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями растущей интернационализации народнохозяйственных связей. На долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти 80% новой техники и технологий. О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации. Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.  
Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехами научной мысли, воплощенной в мировой промышленности и технике, преобразующих лик планеты, послужило основой для возникновения характерного для человека XX в. ощущения космичности своего бытия.  
Космизм- уникальное, интереснейшее явление современной культуры, значение которого начинает осознаваться только сейчас, на пороге третьего тысячелетия. В работах известных космистов В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, Тейяра де Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической ответственности в ходе космической экспансии человечества. Эти идеи возникли прежде всего на отечественной почве, ибо для русской культуры характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и одновременно укоренной во всеобщем, в целом. Опираясь на естественно-научные эволюционные воззрения, традиционно ценимые в России, космисты выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса; когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития, человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию. Он должен проникнутся духом космической этики.  
Во вторых, рассматривая Землю и ее историю как часть эволюционных процессов во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом с нуждами, запросами и потребностями конкретных людей. С их точки зрения, гуманистический оптимизм, радостное и светлое миросозерцание не на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития культуры и самой природы. Осознавая пути эволюции и мировой культуры, мыслитель приходит к выводу о том, что деятельность человека не есть некое отклонение в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние - новосферу. Человек и его разум не просто конечный результат эволюции, но и одновременно начало нового движения, создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем. Однако культура XX в. отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация. Культура этой цивилизации сложилась на основе особых отношений человека и природы, он стремился вырваться из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.  
Выдающиеся гуманисты и мыслители XX в. с тревогой говорили о процессе деградации культуры.  
Отрицательно воздействует на культуру также сверхорганизованность наших общественных условий. Насколько верно, что организованное общество является предпосылкой и одновременно следствием культуры, настолько очевидно также, что на определенном этапе внешняя организация общества начинает осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и поддерживать в них живое начало. В результате в культуре XX в. развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской. В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон способна решить все проблемы, считают сциентисты, стоящие перед человечеством, - экономические, политические, моральные и т. д.Сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку для развития его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны. Техногенная цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем эксплуатации неограниченной. Ей присущ такой тип развития, который можно выразить одним словом: больше.  
Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема, именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры. Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического развития. Речь идет о необходимости новых отношений с природой и между людьми.  
В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными (что значит земной шар). В чем причина глобальных проблем?  
Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями.  
Во-вторых, кризис мировой цивилизации связан с возросшей экономической мощью человека, который никогда не взимал с природы столько дани, как теперь. В-третьих, одной из причин возникновения глобальных проблем является неравномерность развития стран и культуры. Экономическая и политическая взаимозависимость стран дополняется информационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным системам события и открытия в мире распространяются и воспринимаются мгновенно. Между тем люди, потребляющие и использующие информацию, не просто живут в разных странах с различным политическим строем, с точки зрения достигнутого ими уровня развития, они обитают в различных исторических культурных эпохах.  
Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем, внешне детерминирующих жизнь личности. Человек перестает быть элементом технологической, экономической или политической систем, где его деятельность жестко определяется внешними по отношению к его личностной культуре качествами. Эта жесткая детерминированная схема не просто ослабевает, возникает принципиально новая ситуация, означающая, что социально-экономическое развитие зависит уже от состояния духовного мира личности, от ее развития и социокультурной устремленности.  
Возникает новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. Доступ к информационным сетям, знанию оказывается определяющей основой для стратификации, разделения общества. На основе автоматизированного доступа к системам связи индивид или группа лиц может получить информацию, необходимую для решения профессиональных или личных задач. Происходит процесс автоматизации и работизации производства и управления. В сфере информационной деятельности работает более 50% трудоспособного населения. Концепция “информационного общества” определила пути формирования “материального тела” культуры конца XХ в.  
В некоторых сферах культуры, например, в театральном искусстве, непосредственно творческие проблемы тесно связываются с решением экономических вопросов. Во время перехода театров на хозрасчет стремление отдельных деятелей искусства “подзаработать” оборачивается довольно дорогой ценой - снижением художественной ценности спектакля, нетребовательностью к репертуару, пошлостью и дурным вкусом во имя прибыли и ложного успеха.  
Наступает время, когда серьезно обостряется противостояние и увеличивается разрыв между коммерческой культурой и высокой духовностью. Рассуждения о переводе всей культуры на полный хозрасчет ошибочны и могут нанести духовному развитию большой вред. [4]

 

 

 

 

4. Тест  
Соотнесите имена видных деятелей 20 века с их профессией:  
1. Вернадский                                                   а. Ученый  
2. В. Астафьев                                                   б. Поэт  
3. К. Паустовский                                             в. Кинорежиссер  
4. М. Ромм                                                         г.Писатель  
5. Р. Нуриев                                                       д.Артист  
6. И. Москвин                                                    е.Композитор  
7. С. Герасимов                                                 ж.Солист балета  
8. И. Курчатов  
9. Н. Рубцов  
10. Р. Глиэр  
Ответ: 1-а; 2-г; 3-г; 4-б; 5-ж; 6-д; 7-в; 8-а; 9-б; 10-е. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
Таким образом, отечественная художественная культура в эпоху революций в России отразила всю сложность и противоречивость переживаемого исторического периода. Россия пыталась найти ответ на вопрос о судьбах своей культуры.  
Революция 1917 г. была русской революцией, революцией разных народов, воспитанных в традициях русской культуры. Она несет на себе яркий отпечаток менталитета народа, демонстрирует трагическую роль расколотости российского общества со времен Петра I. Главное содержание революции - стремление России к демократии, социальному прогрессу. Страна в трудной борьбе искала формы демократической организации. В сложной и быстро меняющейся социокультурной обстановке рубежа веков культурно исторический процесс характеризовался сомнениями, противоречивыми философскими и религиозно-мистическими исканиями, борьбой в различных сферах культуры, трагичными событиями. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

 
1 Историческая наука России на современном этапе http://www.allbest.ru/свободный.  
2. РУССКАЯ КУЛЬТУРА И РЕВОЛЮЦИЯhttp://geum.ru/свободный.  
3. Русская культура и революция http://xreferat.ru/свободный.  
4. Социалистический реализм свободный. http://dic.academic.ru/ 
5 .СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ XX ВЕКА. http://5ballov.qip.ru/свободный.  
6 .Культура и актуальные проблемы современности http://xreferat.ru/свободный.  
7 .Культура ХХ века http://shara.org.ua/referats/свободный.

 


Информация о работе Отечественная культура советского периода 1917 -1991 гг.