Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:49, доклад
Сказка. Термин сказка обозначающего те виды устной прозы, для которых характерен поэтический вымысел. Сказки являлись своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психотерапии.
О влиянии сказки на развитие личности писали такие великие ученые, такие как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм.
В сказках архетипы предстают в наиболее простой и краткой форме, которые дают ключ для осмысления процессов, происходящих в коллективной психике.
СКАЗКА И МИФ: РАЗЛИЧИЯ И ЕДИНСТВО
Сказка. Термин сказка обозначающего те виды устной прозы, для которых характерен поэтический вымысел. Сказки являлись своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психотерапии.
О влиянии сказки на развитие личности писали такие великие ученые, такие как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм.
В сказках архетипы предстают в наиболее простой и краткой форме, которые дают ключ для осмысления процессов, происходящих в коллективной психике.
Сказка включает в себя следующие составляющие: наличие проблемного состояния в начале и достижение счастливого конца, наличие помощников и вредителей, Герой, как правило, один, и он отличается от остальных персонажей .
Важной чертою сказки является то, что в ходе ее происходит трансформация Героя. Юнг К.Г. считал это основным мотивом сказки процесс индивидуации. Это не вообще повзросление: а вполне конкретная его стадия, на которой уже оформившееся и отделившееся сознание возвращается к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя взаимные внутренние связи, расширяясь, обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям
Cказка представляет собой мощное средство поиска выхода из сложившейся ситуации и личностной трансформации. Основные сказочные мотивы и сюжеты непременно связаны с важнейшими ритуалами жизненного цикла человека, которые лишь поверхностно видоизменившись, по сути своей остаются теми же, что и на заре человечества.
Миф. Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание.
Огромную популярность, повсеместное распространение, неподвластность времени и всеобщность мифа как психологического феномена пытались объяснить ведущие психологи Запада (З. Фрейд, О. Ранк, Г. Рохейм, В. Штекель, К. Юнг, Д. Кэмпбелл и др.) и России (А.Ф. Лосев). Все они были едины в том, что различные мифы выполняют различные функции для личности и общества, в биографиях богов можно выделить определенные стратегии и сценарии поведения, которые характерны не просто сказочным, мифологическим героям, а конкретным людям, живущим в настоящее время. «Миф — это то, что происходит с нами». В своих трудах Юнг пришел к выводу, что миф является инструментом постижения абсолютной истины, и понимать его необходимо как определенную систему, моделирующую в сознании индивидов окружающий мир и способы взаимодействия с ним. В отличии от героев сказок, преданий, литературных произведений мифические герои и мифическое время источают магические духовные силы, которые поддерживают установленный порядок в природе и обществе, что осуществляют чаще всего с помощью ритуалов. Ритуалы обеспечивают непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка.
Различия сказки и мифа. Считается, что источником архитипических мотивов и сюжетных схем всех повествований являются древние мифы. Если исходить из того, что миф и сказка могут быть источником описания исходных схем поведения современных героев, то сказка дает более богатый материал. В мифах, легендах или другом более развернутом мифологическом материале мы приходим к пониманию базисных структурных образований (паттернов) человеческой психики, постигая их сквозь культурные наслоения
Бондаренко С.В. [5] предлагает несколько оснований для различения сказки и мифа.
1. Истинность. Миф предлагает актуальную
веру в истинность
2. Историчность и вариативность
сюжета. Миф мало вариативен в
своем сюжете. Сюжет расширяется
только для раскрытия
3. Актуальность или уникальность
сюжета. Миф описывает уникальные
события, которые были один
раз с конкретными персонажами.
4. Социальная/индивидуальная
5. Время и рок (судьба). Миф
как уникальное событие уже
существует во времени, в
6. Функциональные цели. Для мифа
функцией является описание
7. Завершение повествования.
Миф заканчивается произвольно.
и сказка, и миф метафоричны, отражают ритуалы и представляют богатый материал для анализа, материал сказок является предпочтительным для анализа психологом, поскольку в нем существует большая свобода вымысла, она ориентирована на действия героя, в ней более отчетливо представлен «социальный» контекст существования героя, что позволяет анализировать индивидуальные сценарии жизни в проективной форме сказочного сюжета.