Отличие мифа от сказки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:49, доклад

Описание работы

Сказка. Термин сказка обозначающего те виды устной прозы, для которых характерен поэтический вымысел. Сказки являлись своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психотерапии.
О влиянии сказки на развитие личности писали такие великие ученые, такие как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм.
В сказках архетипы предстают в наиболее простой и краткой форме, которые дают ключ для осмысления процессов, происходящих в коллективной психике.

Файлы: 1 файл

отличие мифа от сказки.docx

— 17.04 Кб (Скачать файл)

СКАЗКА И МИФ: РАЗЛИЧИЯ И ЕДИНСТВО

 Сказка. Термин сказка обозначающего те виды устной прозы, для которых характерен поэтический вымысел. Сказки являлись своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психотерапии.

О влиянии сказки на развитие личности писали такие великие ученые, такие  как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм.

В сказках архетипы предстают в  наиболее простой и краткой форме, которые дают ключ для осмысления процессов, происходящих в коллективной психике.

Сказка включает в себя следующие  составляющие: наличие проблемного  состояния в начале и достижение счастливого конца, наличие помощников и вредителей, Герой, как правило, один, и он отличается от остальных  персонажей .

Важной чертою сказки является то, что в ходе ее происходит трансформация  Героя. Юнг К.Г. считал это основным мотивом сказки процесс индивидуации. Это не вообще повзросление: а вполне конкретная его стадия, на которой уже оформившееся и отделившееся сознание возвращается к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя взаимные внутренние связи, расширяясь, обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям

Cказка представляет собой мощное средство поиска выхода из сложившейся ситуации и личностной трансформации. Основные сказочные мотивы и сюжеты непременно связаны с важнейшими ритуалами жизненного цикла человека, которые лишь поверхностно видоизменившись, по сути своей остаются теми же, что и на заре человечества.

Миф. Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание.

Огромную популярность, повсеместное распространение, неподвластность времени и всеобщность мифа как психологического феномена пытались объяснить ведущие психологи Запада (З. Фрейд, О. Ранк, Г. Рохейм, В. Штекель, К. Юнг, Д. Кэмпбелл и др.) и России (А.Ф. Лосев). Все они были едины в том, что различные мифы выполняют различные функции для личности и общества, в биографиях богов можно выделить определенные стратегии и сценарии поведения, которые характерны не просто сказочным, мифологическим героям, а конкретным людям, живущим в настоящее время. «Миф — это то, что происходит с нами». В своих трудах Юнг пришел к выводу, что миф является инструментом постижения абсолютной истины, и понимать его необходимо как определенную систему, моделирующую в сознании индивидов окружающий мир и способы взаимодействия с ним. В отличии от героев сказок, преданий, литературных произведений мифические герои и мифическое время источают магические духовные силы, которые поддерживают установленный порядок в природе и обществе, что осуществляют чаще всего с помощью ритуалов. Ритуалы обеспечивают непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка.

Различия сказки и мифа. Считается, что источником архитипических мотивов и сюжетных схем всех повествований являются древние мифы. Если исходить из того, что миф и сказка могут быть источником описания исходных схем поведения современных героев, то сказка дает более богатый материал. В мифах, легендах или другом более развернутом мифологическом материале мы приходим к пониманию базисных структурных образований (паттернов) человеческой психики, постигая их сквозь культурные наслоения

Бондаренко  С.В. [5] предлагает несколько оснований  для различения сказки и мифа.

1. Истинность. Миф предлагает актуальную  веру в истинность происходящего.  Истинность сказки не принципиальна.  Отсюда важнейшее отличие сказки  от мифа – ее игровая метафоричность.

2. Историчность и вариативность  сюжета. Миф мало вариативен в  своем сюжете. Сюжет расширяется  только для раскрытия характера  и судьбы героя, Сказка допускает  как редукцию сюжета, так и  его расширение.

3. Актуальность или уникальность  сюжета. Миф описывает уникальные  события, которые были один  раз с конкретными персонажами.  В мифе важен характер и  герой. Сказка предлагает метафорическое  описание того, что может случиться  с каждым. В сказке имена условны. 

4. Социальная/индивидуальная обусловленность  поступков. В мифе поведение  героя обусловлено его характером  и некоторыми обстоятельствами. В сказке поведение персонажа  обусловлено социальной моделью,  верной или неверной, что всякий  раз дидактически раскрывается  для аудитории. 

5. Время и рок (судьба). Миф  как уникальное событие уже  существует во времени, в прошлом  или настоящем и оно неизменно.  Сказка случается в момент  повествования. Она способна разворачиваться  постепенно и неожиданно 

6. Функциональные цели. Для мифа  функцией является описание мира  и тех, кто в нем имеет  смысл. Сказка всегда рассказывает  немного про читающего/слушающего и тех, кто рядом с ним. Она — про мир внутренний.

7. Завершение повествования.  Миф заканчивается произвольно.  Сюжет может быть продолжен  в другом мифе про этого  же, или иного героя. Для сказки  характерен счастливый или иной, но логически обоснованный конец  повествования.Таким образом, между сказкой и мифом есть определенные различия, однако, они могут дополнять друг друга.

и сказка, и миф метафоричны, отражают ритуалы и представляют богатый материал для анализа, материал сказок является предпочтительным для анализа психологом, поскольку в нем существует большая свобода вымысла, она ориентирована на действия героя, в ней более отчетливо представлен «социальный» контекст существования героя, что позволяет анализировать индивидуальные сценарии жизни в проективной форме сказочного сюжета.


Информация о работе Отличие мифа от сказки