Отличия иудаизма от других национальных религий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Большинство ученых перечисляют пять основных мировых религий: иудаизм, индуизм, буддизм, ислам и христианство.
Все религии утверждают, что они способствуют росту духовности и внутренней гармонии человека. Хотя всегда ли это так, - можно спорить. Большинство религий базируется на священных текстах, говорит о вере, устанавливает институт молитвы. В чем же уникальность иудаизма?
Очевидно, что иудаизм это единственная религия, которую еврейский народ исповедовал на протяжении всей своей истории, что позволило ему пережить бесчисленные опасности.

Содержание работы

1. Отличия иудаизма от других национальных религий. 3
2. Основные достижения художественной культуры и науки Древнего Рима 7
3. Основные факторы и достижения культурной эволюции Киевской Руси. 12
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

контрольная по культулогии.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Отличия иудаизма от других национальных религий.

Большинство ученых перечисляют пять основных мировых религий: иудаизм, индуизм, буддизм, ислам и христианство.

Все религии утверждают, что они способствуют росту духовности и внутренней гармонии человека. Хотя всегда ли это так, - можно спорить. Большинство религий базируется на священных текстах, говорит о вере, устанавливает институт молитвы. В чем же уникальность иудаизма?

Очевидно, что иудаизм это единственная религия, которую еврейский народ исповедовал на протяжении всей своей истории, что позволило ему пережить бесчисленные опасности. Другие религии восприняли принципы и обряды иудаизма - первой монотеистической религии. Иудаизм отличается от остальных религий следующими основными принципами:

а) Индуизм (или Брахманизм) - древняя восточная религия, историческим центром которой является Индия. Индуизм политеистичен, он насчитывает 30 миллионов богов, каждый из которых наделен особой властью, положительным или отрицательным влиянием. Иудаизм же признает лишь одного всемогущего Бога. Индуизм учит поклоняться некоторым живым существам, как, например, корове, считая их божественными, тогда как иудаизм учит поклоняться только Богу. Индуизм считает мир иллюзией, а жизнь по сути своей - злом, тогда как иудаизм считает мир добром, т. к. он был создан милостью Всевышнего. Индуизм утверждает, что конечной целью жизни является освобождение от непрерывного цикла смерти и возрождения, что внутренняя сущность человека (атман) воплощается в разных поколениях, пока окончательно не очистится от греха. Практическим следствием этой веры является кастовая система, то есть представление, что некоторые люди от природы неполноценны в сравнении с другими, так как грешили в своих предыдущих воплощениях. Кастовая система столетиями препятствовала включению, так называемых, "неприкасаемых" в жизнь общества, причем не из-за их собственных проступков, а исключительно потому, что им, якобы, присуща нечистота. Иудаизм, напротив, подчеркивает единство еврейского народа. Хотя в нем существуют разные группы (коэны, левиты, исраэли- ты), их различия касаются лишь разных способов служения Богу. В обществе о евреях судят не по их происхождению, а по делам. Даже выходцы из самых скромных и бедных семей могут стать уважаемыми учителями.

б) Буддизм - религия множества народов Юго-Восточной Азии, включая и Китай. Первоначально буддизм был создан разочаровавшимся индуистом по имени Гаугама. Он заимствовал в индуизме представление о том, что низкое положение человека в обществе указывает на его грехи в предыдущей жизни. Единственный способ для человека избавить свою душу от постоянных перевоплощений, учил Гаугама, это следовать в жизни Среднему Пути, подчинив все желания своей воле. Человек должен вести жизнь согласно восьми принципам, делая упор на размышлении и контроле разума, что, по его утверждениям, должно приводить к высшему духовному уровню - нирване.

Иудаизм же проповедует заботу о ближнем, а не полное погружение в себя. Он утверждает, что человек создан для действия на земле, и что каждый еврей обязан помогать ближнему продвигаться в социальной и религиозной областях. Кроме того, иудаизм уделяет гораздо большее внимание соблюдению законов, то есть конкретным способам служения Богу и исполнения Его воли. Со своей стороны, буддизм не признает никаких богов, и связанные с ним ритуалы в основном базируются на суевериях.

в) Ислам. Как и в случае с буддизмом, основные принципы этой религии были сформулированы человеком из плоти и крови, которого на этот раз звали Мохамед. До его появления арабы были анимистами и политеистами. Мохамед, живший в Медине, попав под сильное влияние евреев и христиан, принял монотеизм, перенял некоторые ритуалы и обычаи евреев, такие как молитва несколько раз в день, воздержание от свинины, пожертвования бедным, соблюдение поста, называемого у арабов Рамаданом. Несмотря на то, что история ислама не отмечена чудесными Божественными откровениями, которые отличают еврейскую историю, Мохамед считал себя пророком Бога. Он сократил перечень требований, предъявляемых к мусульманам, и в исламе отсутствует всеохватывающий свод законов, составляющий основу иудаизма.

Возможно, самым важным отличием иудаизма от ислама является то, что приверженцы последнего стараются силой обратить в свою веру весь остальной мир. Уже при жизни Мохамеда его последователи начали поход с целью распространения ислама. Постоянно прибегая к силе для обращения иноверцев, ислам приобрел агрессивность, совершенно не свойственную иудаизму. Последователи иудаизма не только не побуждают других к изменению веры, но, наоборот, стараются предостеречь тех, кто неискренен в своих устремлениях. Иудаизму чуждо использование силы для расширения своих рядов.

г) Христианство. Основателем веры является Иисус. Христианство утверждает, что этот человек был истинным сыном Бога (и, следовательно, частью Самого Бога). Христиане утверждают, что он умер, дабы искупить грехи человечества и снова появиться на земле во время Второго Пришествия. Евреи же отвергают утверждение о том, что Иисус не был обычным человеком, погибшим на кресте. Евреи считают, что вера в Иисуса неуместна, и человек должен молиться Самому Богу. Евреи не нуждаются ни в каких посредниках между ними и Богом, они не верят также, что человек может достичь искупления только через Иисуса. Добиться искупления грехов можно через молитву, благотворительность  и раскаяние - путем прямого общения с Богом. Практически главное различие между двумя религиями состоит в том, что иудаизм принимает Тору целиком, а христианство - нет.

Несмотря на то, что Иисус был евреем и проповедовал преданность законам Торы, в наше время христиане не соблюдают многих законов Торы. Павел, фактически создавший христианскую религию, считал, что законы Торы слишком трудны для среднего христианина. Вместо заповедей христианство предлагает идеи веры и любви и считает, что этого достаточно, чтобы сделать человека хорошим. Иудаизм соглашается, что любовь и вера необходимы для нравственного оздоровления человека: именно Тора является источником заповеди "Люби своего ближнего". Однако иудаизм утверждает, что общего пожелания быть добрым и любящим само по себе недостаточно. Человек легко может объявить себя верующим, но при этом давать волю своему животному началу. Человек может сказать: "Я люблю", а после этого совершить насилие и прелюбодеяние. Тора устанавливает более упорядоченные, конкретные рамки проявлений любви и доброты. Существуют особые законы благотворительности, гостеприимства и помощи больным. Детализируя способы, которыми человек может делать добро, Тора гарантирует положительный результат, даже когда, человек не задумывался о цели своих действий. Иудаизм утверждает, что эти и другие законы Торы вечны, и от них нельзя отказаться ни при каких обстоятельствах. Их соблюдение гарантирует, что человек будет выражать свою веру в Бога в конкретных, позитивных делах.

Подводя итог, можно сказать, что иудаизм отличается от других религий не только тем, что является традицией, которая привела к сохранению еврейского народа на протяжении столетий, но также и тем, что он всегда отстаивал веру в Единого Бога, приверженность четким законам Торы, а не туманным верованиям, способствовал не только самосовершенствованию, но и активной помощи другим, и никогда не пускался в воинственные крестовые походы для обращения иноверцев. Это единственный план жизни, идущий непосредственно от Бога. Как отмечал рав Шимшон Рафаэль Гирш, в других религиях человек тянется к Богу, но в иудаизме - Бог протягивает руку человеку.

 

 

 

 

2. Основные достижения художественной культуры и науки Древнего Рима

Римская империя просуществовала пять веков — до 476 г. н.э. Из них наиболее благополучным и плодотворным оказалось первое столетие, а время правления Августа (27 г. до н.э. — 14 г. до н.э.) считается золотым веком римской культуры.

Культура Древнего Рима существовала с VIII в. до н.э. и до 476 г. н.э. Ученые считают, что римская культура и цивилизация являются не менее самобытными и оригинальными, чем другие.

Наиболее значительные достижения Древнего Рима связаны с цивилизацией и материальной культурой. Здесь к числу общепризнанных достижений относятся такие, как знаменитое римское право, прекрасные дороги, великолепные здания, грандиозные акведуки и т.д. Весьма значительным является также вклад Рима в развитие государственности и таких ее форм, как республика и империя.

Что касается художественной культура культуры, то здесь достижения Рима выглядят более скромными, хотя они, безусловно, имеются. Римляне во многом следовали за греками в области художественной культуры. Многие римские художники не просто подражали греческим мастерам, но буквально копировали их произведения. Однако и в этом заключалась их определенная заслуга, поскольку многие шедевры греческого искусства дошли до нас именно в римских копиях. Наряду с этим римские художники смогли внести свой собственный и весьма значительный вклад в развитие искусства.

Говоря о наиболее общих чертах и особенностях римской культуры, следует отметить, что в отличие от греческой она является гораздо более рациональной и заземленной, направлена на практическую пользу и целесообразность. Эту особенности хорошо показал Цицерон на примере математики: «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же — чтобы измерять земельные участки».

В целом же греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что, в конце концов, привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая в последующем составила основу византийской культуры и оказана огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.

Под греческим влиянием развивается также литература. Римские писатели создали в литературе новый жанр — жанр романа. Появляется целая плеяда драматургов и поэтов, среди которых следует назвать Плавта и Теренция, чьи комедии сохранились до наших дней. Из первых римских трагиков нам известно имя Ливия Андроника, который перевел на латынь «Одиссею» Гомера. Среди поэтов этого времени наиболее известным является Луцилий, который писал стихи на бытовые темы, осмеивал страсть к роскоши. В эпоху Империи выдающиеся поэты — это Вергилий, Гораций и Овидий.

Вергилий, являющийся главной фигурой римской поэзии, создал сборник пастушеских песен «Буколики» и дидактическую поэму «Георгики», в которой даются советы земледельцам, и воспевается природа. Вершиной творчества Вергилия стала неоконченная эпическая поэма «Энеида», перекликающаяся с гомеровским эпосом. Она посвящена странствованиям Энея, легендарного родоначальника Рима.

Творчество Горация удивительно многогранно по тематике, жанру, стилистике и метрике. Он писал лирические стихи, философские поэмы, гневные сатиры, в которых высмеивал пороки римского общества. В его произведениях эпикуреизм сочетается со стоицизмом. Он оказал влияние на поэзию Нового времени. Его трактат «Наука поэзии» является теоретической основой классицизма.

Овидий добился большого успеха, прежде всего своей любовной лирикой, а также мифологической поэмой «Метаморфозы», повествующей о превращениях людей и богов в животных, растения и звезды. Его поэма «Фасты» рассказывает о римских религиозных праздниках.

Веселая и ироничная поэма Овидия «Наука любви», содержащая наставления о том, как найти любовницу и обмануть мужа, вызвала раздражение у Августа, усмотревшего в ней насмешку над его законом о браке. Опальный поэт был сослан в г. Томы на Черноморском побережье. Там он написан «Скорбные элегии», в которых горько сетовал на свое одиночество, надеялся на прощение — но так и не был прощен.

Сильное греческое влияние испытывает также изобразительное искусство. Римские скульпторы и живописцы изображают в своих произведениях сцены из греческих мифов. Огромную популярность и широкий спрос приобретают копии греческих скульптур. Римские скульптуры первыми начали придавать своим произведениям неповторимые индивидуальные черты, наполнять их глубоким психологизмом и раскрывать в них внутренний мир человека.

В эпоху Империи весьма успешно развивается наука. Самыми выдающимися учеными стали Плиний Старший. Птолемей и Гален. Первый из них, будучи к тому же писателем, написал многотомную «Естественную историю» (37 томов), ставшую настоящей энциклопедией по всем областям тогдашней науки. Помимо знаний о природе она содержит обширные сведения по истории античного искусства, истории и быту Рима.

Птолемей создал всемирно известную геоцентрическую систему мира, позволявшую определять положение планет на небе. Его труд «Альмагест» был энциклопедией астрономических знаний Античности. Ему принадлежат также работы гю оптике, математике и географии.

Врач Гален обобщил и систематизировал знания античной медицины и представил их в виде единого учения, оказавшего большое влияние на последующее развитие естествознания. В фундаментальном труде «О частях человеческого тела» он впервые дал анатомо - физиологическое описание человеческого организма как единого целого. Гален ставил опыты на животных и вплотную подошел к открытию решающей роли нервов для двигательных рефлексов и кровообращения.

В гуманитарных науках особого выделения заслуживает деятельность историков Тита Ливия и Тацита. Первый является автором грандиозной «Римской истории от основания города» (142 тома), в которой раскрывается смысл «римского мифа» и прослеживается история превращения Рима из маленького городка на Тибре в мировую державу. Тацит в главных своих трудах — «Анналах» и «Истории» (14 томов) — излагает историю Рима и Римской империи, а также дает богатые сведения о жизни древних германцев.

Наибольший подъем в эпоху

 Империи переживает архитектура. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры. Среди искусств ведущее положение занимает архитектура, в развитии которой особую роль сыграл архитектор и инженер Витрувий. В своем трактате «Десять книг об архитектуре» он обобщил опыт греческого и римского зодчества и разработал концепцию города с центральным форумом (площадью), а также методы сооружения различных строительных механизмов.

Информация о работе Отличия иудаизма от других национальных религий