Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 11:15, реферат
Памятники истории и культуры Омской области являются частью многонационального культурного наследия нашей страны. Они неразрывно связаны с важнейшими событиями в истории края, с жизнью и деятельностью выдающихся людей.
Проблема сохранения культурного наследия возникла не сегодня. В эпоху родового строя и средневековья существовали обычаи почитания мест захоронения умерших предков, их вещей; места боев с иноземными захватчиками объявлялись священными, на них возводились храмы. В середине XVII в. был создан специальный приказ с целью сбора материалов и написания истории России
Памятники культуры на территории Омска и Омской области
Памятники истории и культуры Омской области являются частью многонационального культурного наследия нашей страны. Они неразрывно связаны с важнейшими событиями в истории края, с жизнью и деятельностью выдающихся людей.
Проблема сохранения культурного наследия возникла не сегодня. В эпоху родового строя и средневековья существовали обычаи почитания мест захоронения умерших предков, их вещей; места боев с иноземными захватчиками объявлялись священными, на них возводились храмы. В середине XVII в. был создан специальный приказ с целью сбора материалов и написания истории России. Но это было лишь попыткой зафиксировать памятники прошлого без осознанного научного отношения к ним.
Первые попытки государственного регулирования охраны памятников в нашей стране относятся к периоду правления Петра I, а первые мероприятия по охране памятников касались именно Сибири. 15 февраля 1721 г. Петр I издал указ, в котором говорилось о том, что «куриозные» вещи, которые находят в Сибири, надлежит покупать сибирскому губернатору и присылать в Берг и Мануфактур-Коллегию1 , а места находок указывать на чертежах. Своими указами Петр I дал первый толчок к поиску, учету и изучению памятников. Прозорливые государственные мероприятия Петра I пробудили интерес к памятникам, но проблемы их охраны не решили.
Пробуждение научного интереса к памятникам неразрывно связано со становлением русской исторической науки и формированием русского национального самосознания. Вместе с этим развивалась и идея о необходимости сохранения исторических и культурных памятников как полноценных исторических источников. Первая программа по выявлению, обследованию и сохранению памятников была разработана В. Н. Татищевым и представлена на обсуждение Академии наук. Научные начинания В. Н. Татищева продолжил М. В. Ломоносов. По его инициативе Академия наук разослала по всем губерниям России своеобразную анкету с вопросами о древних памятниках. Кроме описания на памятники надлежало составить план по специальной инструкции. Полученные таким образом материалы были использованы М. В. Ломоносовым для написания «Древней Русской Истории».
В 1826 г. благодаря настояниям Петербургской АН и историков по всем губерниям России был разослан царский циркуляр с требованием сообщать сведения об остатках древних крепостей, замков, зданий с точным их описанием. На основе поступивших сведений в 1839–42 годах были составлены и опубликованы «Материалы для статистики Российской империи», которые можно считать первым сводом памятников. В 1846–53 годах вышли в свет «Древности Российского государства» – монументальное издание, подготовленное по инициативе президента Академии художеств А. Н. Оленина. С этого времени идея о выявлении и сохранении памятников старины продолжала развиваться
Новый этап в деле охраны памятников начался в годы Советской власти. Одним из первых декретов Советского правительства был Декрет от 28 октября 1917 г. о национализации памятников искусства. В феврале 1918 г. на I Всероссийском кооперативном съезде учрежден «Комитет по охране культурных и художественных сокровищ России», который ставил своей задачей пропаганду исторической и эстетической ценности памятников, став, тем самым, прообразом будущих обществ охраны памятников истории и культуры. В сентябре 1918 г. был принят Декрет «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины», а 5 октября 1918 г. – Декрет «О реорганизации, приеме на учет и охранение памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», и в течение 5 лет было взято на учет 2350 отдельных памятников и 520 усадеб. Кроме того, был принят ряд декретов об охране письменных памятников2.
К началу 1922 г. было создано Главное управление научными, художественными и музейными учреждениями Академического центра (Главнаука), в ведении которого находились и все учреждения, занимавшиеся охраной памятников. При губернских отделах народного образования были созданы Комитеты по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Декреты Совнаркома «Об учете и регистрации предметов старины и искусства» от 8 марта 1923 г. и «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» от 7 января 1926 г. завершили ряд законодательных мер государства, направленных на охрану культурных ценностей прошлого.
В конце 20-х годов была проведена реорганизация государственных органов охраны памятников, что привело к существенным культурно-историческим утратам. Огромную роль в распаде единой централизованной системы охраны памятников, сложившейся к тому времени, сыграла и тоталитарная командно-административная система. Коренной пересмотр исторических событий, переоценка роли отдельных личностей привели к необоснованному вниманию к одним и полному забвению или уничтожению других памятников. Особое внимание в этот период стало уделяться памятникам, связанным с революционными событиями и гражданской войной, с деятелями партийной и государственной власти. Было выявлено и поставлено на охрану огромное количество историко-революционных памятников.
Искусственное принижение материальной значимости памятников, выдвижение на первый план исторических событий привело к тому, что многие памятники были представлены однобоко и фальсифицированно. В погоне за количеством дело доходило порой до абсурда: на местную, а порой и на республиканскую охрану ставились памятники, не представляющие никакой исторической ценности ни то что бы в масштабах республики, но даже и в масштабах области. Такое отношение к историко-культурному наследию со стороны официальных властей сохранялось вплоть до последних лет, что заметно прослеживается на примере памятников Омской области. Из 277 памятников истории, взятых на охрану в 1980–90 годах, 138 (почти 50%) были связаны с революционными событиями и классовой борьбой на территории нашей области. Охраняются законом и считаются историческими памятниками многочисленные мемориалы (почти в каждом населенном пункте), посвященные воинам-землякам. Но, в лучшем случае, они могут быть отнесены к памятникам монументального искусства, хотя большинство из них ничего общего с искусством не имеют. И если к памятникам воинам-землякам еще сохранилось уважительное отношение со стороны властей и населения, что объясняется действительно памятью народа, то памятники, посвященные событиям классовой борьбы, находятся в столь плачевном состоянии (особенно это касается отдельных захоронений и многих братских могил), что ни о какой «памяти народной» не может быть и речи (см.: Зензин Е. П. Дневник экспедиции // Известия ОГИК музея. – Омск, 1994. –№ 3. –С. 178–190). В то же время, не были взяты под охрану такие уникальные для области памятники, как Петропавловский винокуренный завод, Черталинская мечеть; многие чудом сохранившиеся культовые строения; прекрасные по своей архитектуре, но оставшиеся в стороне от революционных событий здания; памятники деревянного зодчества.
Развернувшееся в послевоенное время крупномасштабное строительство поставило памятники под угрозу разрушения. Государство было уже не в силах организовать их полноценную охрану. Возникла необходимость в создании общественных организаций по охране памятников и привлечении к этому делу широких слоев населения. Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 июня 1965 г. было создано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), численность которого вскоре достигла более 13 млн. человек. Значительным событием для Российской Федерации стало постановление Совета Министров от 4 мая 1966 г. «О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории и культуры в РСФСР». Первым же всеобъемлющим государственным актом по охране памятников можно считать общесоюзный закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятый 29 октября 1976 г. (аналогичный закон РСФСР был принят 15 декабря 1978 г.). Закон дает четкое определение понятия «памятник истории и культуры», формулирует задачи государства и общественности, ответственность организаций и отдельных граждан за обеспечение сохранности и нанесение ущерба памятникам. Охрана памятников была признана всенародным делом. В Конституцию 1977 г. была внесена статья за № 68 (что является уникальным случаем в мировой практике), в которой говорилось, что забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей не только долг, но и обязанность граждан СССР. В последующие годы вышел целый ряд постановлений правительства об охране и использовании памятников истории и культуры, что предусматривало повышение ответственности за сохранение культурного наследия со стороны государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан.
В 1967 г., с целью полного учета памятников истории и культуры, президиум АН и Министерство культуры СССР приняли постановление о подготовке «Свода памятников истории и культуры СССР». В связи с подготовкой Свода по всей стране активизировалась работа по выявлению и учету памятников. Стоит отметить, что в Свод включались только памятники, представляющие собой недвижимые культурные ценности: памятники археологии, истории и архитектуры, памятные (достопримечательные) места, имеющие историческое, научное или художественное значение, памятники монументального искусства. Первый список памятников общесоюзного значения, включающий более 1 тыс. историко-культурных объектов, был утвержден Министерством культуры СССР в 1971 г. Приказом Министерства культуры СССР от 27 марта 1972 г. за № 153 были утверждены основные формы первичной документации на недвижимые памятники (паспорт и учетная карточка) и инструкция по их заполнению, даны четкие определения понятия «Памятник истории и культуры», их классификация и список индексов типологической принадлежности памятников истории и культуры СССР. В 1984 г. Министерство культуры РСФСР и президиум Сибирского отделения АН СССР приняли постановление «О подготовке томов Свода памятников истории и культуры Сибирского региона», что предусматривало и подготовку тома по Омской области. Систематическое изучение памятников истории и культуры на территории Омской области было начато Западно-Сибирским отделом Императорского Русского Географического общества. Так, в 1914 г. в «Известиях» ЗСОИРГО был опубликован «Опросный лист о памятниках и предметах старины в Западной Сибири», который предлагалось заполнить лицам, владеющим информацией о памятниках 3 . В 1923 г. по постановлению Омского губисполкома была создана губернская научно-художественная экспертная комиссия по охране памятников природы, искусства и старины при Омском краевом музее, в 1924 г. – памятникоохранительная комиссия при ЗСОРГО, в функции которых входили учет, изучение и охрана культурного наследия и вовлечение в эту работу широких масс населения. В 1924 г. этими комиссиями был составлен список памятников, нуждавшихся в немедленной постановке на учет и охране.
В 30–60-х годах значительный вклад в изучение и сохранение памятников истории Омской области внес известный омский краевед А. Ф. Палашенков. В 1937–40 годах им были проведены учет, фотофиксация и паспортизация историко-революционных памятников на территории области. В 1953 г., когда готовилось постановление горисполкома о сносе Тарских ворот, Андрею Федоровичу через Управление музеев Министерства культуры РСФСР удалось их спасти (правда, ненадолго – в 1959 г. Тарские крепостные ворота все же были снесены). И в том, что Казачий Никольский собор не был уничтожен окончательно, – бесспорная заслуга А.Ф. Палашенкова. В 50-х – 60-х годах А. Ф. Палашенков совершил целый ряд поездок по области, в результате которых были выявлены многочисленные памятники и памятные места, связанные с историей революционного и партизанского движений. Многие из них позднее были взяты на государственную охрану. В 1955 г. он обратился с просьбой к Исполкому областного Совета депутатов трудящихся признать участок Московско-Сибирского тракта историческим памятником, мотивируя свою просьбу тем, что по этому тракту в Сибирь проследовали представители всех поколений русских революционеров. Но из-за бюрократических препонов решение этого вопроса затянулось на три года. А. Ф. Палашенковым были составлены три карты области, на которых были обозначены историко-революционные и археологические памятники, палеонтологические находки, изданы три книги о памятниках истории Омска и области 4 . О многих памятниках Омска и области, не сохранившихся до наших дней, можно узнать из этих книг.
В 1960 г. в Омском книжном издательстве была издана книга архитектора, уроженца Омска В. И. Кочедамова5 . В этом труде впервые, на основе широкого круга архивных и опубликованных источников, были профессионально исследованы градостроительный и архитектурный аспекты истории Омска. Некоторые памятники истории Омской области были представлены в книгах омских краеведов И. Ф. Петрова6 , М. К. Юрасовой7 , Н. С. Фальковича8 .
Определенную работу по изучению памятников истории и культуры Омской области осуществляло созданное в 1966 г. Омское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Основными направлениями деятельности общества были: работа по сооружению новых, реставрации и обновлению старых памятников истории и культуры, открытие мемориальных досок на памятниках истории и архитектуры (кстати, этот вопрос впервые был поднят А. Ф. Палашенковым на областной организационной конференции общества охраны памятников), проведение краеведческих лекций и другие мероприятия, непосредственно связанные с охраной памятников. В 1966–1998 годах. Омское отделение ВООПИК возглавлял историк, краевед А. Д. Колесников. В 1987 г. им выпущена книга9 , в которой делалась попытка дать общий обзор не только памятников истории, но и археологических, архитектурных и монументальных памятников Омской области. Долгие годы ответственным секретарем Омского отделения ВООПИК был В. Г. Титов, много сделавший для популяризации памятников Омской области.
В 1974 г. согласно постановлению Совета
Министров РСФСР от 4 декабря за № 624 на
республиканскую охрану были поставлены
следующие памятники истории и культуры:
Поселение «Большой лог».
Ростовский могильник.
Комплекс археологических памятников
(стоянка, поселение, городище) на территории
Большереченского района (между селами
Богдановка и Карташево, правый берег
Иртыша).
Черноозерский комплекс археологических
памятников.
Мемориальный сквер «Памяти Борцов революции».
Бюст Героя Советского Союза Д. М. Карбышева
(ул. 10 лет Октября/ ул. Пушкина).
Здание Управления Омской железной дороги
(пр. К. Маркса, 35).
Казачий Никольский собор (ул. Ленина,
27).
Здание Кадетского корпуса (ул. Ленина,
26).
Дом, в котором жил В. В. Куйбышев и где
проходила городская подпольная конференция
РСДРП (ул. Куйбышева, 101; исключен из списка
Указом президента от 5. 05. 97 г. за № 452).
Дом, в котором находилась центральная
явочная квартира Сибирского бюро ЦК РКП(б)
(ул. Степная, 1-а; снесен).
Спасский собор (г. Тара).
В 1980 г. исполнительный комитет Омского областного Совета народных депутатов принял решение «О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Омской области», в котором, в частности, говорилось о недостаточной работе «по выявлению, постановке на учет, охране и использованию памятников революционной и трудовой славы, особенно по истории колхозного строительства в области», отсутствии «должного контроля за содержанием памятников» со стороны исполнительных комитетов местных Советов, о недостатках «в организации пропаганды памятников истории и культуры в городе и области средствами печати, радио, телевидения». Этим же решением при облисполкоме была создана комиссия содействия охране памятников истории и культуры, утверждены перспективный план реставрации и использования памятников истории и культуры г. Омска и районов области на 1981–90 годы и список памятников истории и культуры Омской области, подлежащих охране, как памятники республиканского и местного значения. В список памятников, предлагаемых для постановки на республиканскую охрану, были включены следующие объекты: комплекс историко-революционных памятников железнодорожной станции Омск, комплекс мемориальных памятников партизанской славы Седельниковского и Тарского районов, комплекс памяти трудовому подвигу целинников в Русско-Полянском районе, памятник воинам-землякам – героическим защитникам Родины (Парк Победы, г. Омск), комплекс архитектурных памятников центральной части Омска. Решением облисполкома г. Омска от 16. 06. 80 г. за № 239/10 на местную охрану были поставлены 366 памятников истории и культуры Омской области. Всего на государственной охране состояло 1867 памятников истории и культуры (по данным на 1997 г.).
Информация о работе Памятники культуры на территории Омска и Омской области