Памятники Петропавловска-Камчатского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 10:51, реферат

Описание работы

Первые возведенные дома находились на берегу Петропавловской гавани, и Петропавловск начинался с этих строений, разрастался с берегов гавани, с исторического центра, с места исторической стоянки судов и высадки членов Второй Камчатской экспедиции, давших название нашему городу. На протяжении 260-летней истории города, его посетили мореплаватели многих стран мира. Город сыграл определенную роль в благополучном завершении многих кругосветных экспедиций, здесь экспедиции получали продовольствие, чинили суда.

Файлы: 1 файл

Памятники.docx

— 48.07 Кб (Скачать файл)

Памятник английскому мореплавателю  Чарльзу Кларку

 

На улице Ленинской, в центре Петропавловска-Камчатского, неизменно  привлекает внимание скромный, строгих  очертаний обелиск. На четырехгранном основании его вырезаны надписи  на английском языке.

События, предшествовавшие созданию памятника. Это единственный в нашей  стране памятник, напоминающий нам  о третьей английской кругосветной экспедиции капитана Д. Кука и о причастности России к этому выдающемуся событию XVIII века. В 1776 году адмиралтейство Великобритании снарядило морскую кругосветную экспедицию, перед которой в числе  других ставилась цель - пройти Беринговым проливом из Тихого океана и отыскать загадочный северо-западный проход в  Атлантику. Парламент придавал этому  плаванию огромное значение, учитывая интенсивное продвижение к северо-западной Америке русских с запада и  испанцев с юга. Англичане решили отправить на поиски арктического прохода  корабли «Резолюшн» и «Дискавери». Командиром «Резолюшн» и руководителем экспедиции был назначен капитан Джеймс Кук. Командиром «Дискавери» был 33-летний Чарльз Клерк (Кларк), участник двух прошлых экспедиций Кука. Необходимо сразу отметить, что в предстоящих поисках северо-западного прохода в Атлантику англичане во многом возлагали надежды на Петропавловский порт как на место возможной зимовки своих кораблей.

14 июля 1776 года корабли экспедиции  вышли из Ла-Манша в открытый  океан и направились к мысу  Доброй Надежды. Отсюда англичане  продолжили плавание по Индийскому  океану и в феврале следующего  года достигли берега Новой  Зеландии. В конце 1777 года Кук  двинулся на северо-восток, открыв Сандвичевы (Гавайские) острова. Он вернулся сюда вновь после обследования берегов северо-западной Америки и был убит в стычке с гавайцами. Руководство экспедицией принял Чарльз Клерк. Направляясь к берегам Чукотки, «Резолюшн и «Дискавери» 29 апреля 1779 года зашли в Петропавловский порт дня пополнения запасов воды и продовольствия. Главный командир Камчатки премьер-майор М.К. фон Бем и его помощник капитан Василий Шмалев оказали английским гостям самый радушный прием. По свидетельству одного из участников плавания, они «выразили желание поделиться тем малым, что у них есть... Мы находились под впечатлением исключительного и благожелательного приема... « Узнав о нуждах англичан, Бем распорядился передать на корабли 20 голов скота и 400 пудов различного провианта. Для скудной продовольствием Камчатки это был поистине бесценный дар. Бем произвел на Клерка исключительно благоприятное впечатление. Узнав, что премьер-майор вскоре отправляется в Петербург, он решил передать с ним самые ценные документы: дневники покойного Кука и свой собственный, отчеты, карты и другие материалы экспедиции. Это был акт высокого доверия русскому офицеру, благородные побуждения которого вызывали чувство глубокого уважения. «Мы сожалели, - писал Клерк, - что расстаемся с этим человеком, которого нам вряд ли удастся когда-либо увидеть, и чье бескорыстное поведение крепко нам запомнилось... «

И, в конечном счете, будучи просвещенным человеком, он прилагал все усилия, чтобы содействовать нашему предприятию, считая, что оно способствует общественной пользе всех наций». (Через несколько  лет британское адмиралтейство прислало Бему в подарок великолепную серебряную вазу с надписью, где высоко оценивался акт русского гостеприимства и помощи английским мореплавателям)

12 июня 1779 года Чарльз Клерк (уже  смертельно больной чахоткой) вывел  свои корабли из Авачинской  губы и взял курс на север  вдоль восточного побережья Камчатки. На штурманском столе флагмана  лежали копии более точных  русских карт, снятых, по предложению  Бема, с подлинников. Корабли прошли Берингов пролив, но на широте 70 градусов встретили ледяные поля. В течение восьми суток Ч. Клерк пытался продвинуться дальше на север, но 27 июля вынужден был отступить. Он снова направился в Петропавловск, но донести корабли до порта уже не смог.

22 августа на подходе к Авачинской  губе сподвижник и преемник  Джеймса Кука капитан Чарльз  Клерк умер, завещав похоронить  его в Паратунке. Русские власти  предложили произвести погребение  в Петропавловске, на территории  некрополя, где предполагалось  через некоторое время построить  новую церковь. Место для гробницы  Клерка было выбрано рядом  с могилой участника экспедиции  В. R Беринга профессора Петербургской  Академии Н. Делиль де ла Кройера.29 августа тело капитана Клерка было предано земле с воинскими почестями. С кораблей было дано по 12 пушечных залпов, солдаты трижды салютовали из мушкетов. Над могилой мореплавателя был насыпан земляной холм и огорожен деревянной оградой. Вокруг могилы старые товарищи покойного посадили несколько ив. На росшем у изголовья большом дереве была прикреплена доска с надписью: «У подножия этого дерева покоится прах капитана Чарльза Клерка, который принял командование его британского величества кораблями «Резолюшн» и «Дискавери» по смерти капитана Джеймса Кука, который умерщвлен был на одном острове Южного моря 14 февраля 1779 года. Умер в море от легочной чахотки 22 августа того же года в возрасте 38 пет».

История памятника. Английская депутация  посетила Паратунку и передала в  дар местной церкви деревянный гербовый щит капитана Клерка с надписью, более пространно повторявшей надмогильный текст.

Спустя восемь лет в Петропавловский  порт зашли корабли французской  кругосветной экспедиции Ж.Ф. Лаперуза. К этому времени надгробная памятная доска, да и сама могила Клерка, обветшала. По распоряжению Лаперуза над местом погребения Клерка была сооружена небольшая  деревянная гробница. На прикрепленной  к ней медной пластине была скопирована  английская надпись с примечанием  по-французски: «Эта копия с английской подлинной надписи сделана по приказу командора Лаперуза в 1787 году».

В мае 1805 года Петропавловский порт посетил шлюп «Надежда» под командованием  Ивана Федоровича Крузенштерна, совершавший  первое русское кругосветное плавание. Моряки в знак глубочайшего уважения к памяти сподвижника и преемника  знаменитого Куна водрузили над  местом погребения Чарльза Клерка деревянный обелиск. «Сделана нами на твердом основании  деревянная пирамида, - отметил Кузенштерн. - На одной стороне прибили мы медный лист Лаперузов, на другой живо написанный Тилезиусом герб Клерка. А на третьей - следующую надпись на российском языке; «Английскому капитану Клерку. Усердием общества фрегата «Надежда». В первую экспедицию Россиян вокруг света под командою флота капитан-лейтенанта Крузенштерна, 1805 года, сентября 15 дня».

В 1818 году начальник Камчатки капитан 1-го ранга Петр Иванович Рикорд распорядился перенести прах Клерка на главную улицу Петропавловска. Участник этого события, знаменитый русский мореплаватель Василий Михайлович Головин вспоминал; «Остаток гроба, и прах были положены в другой ящик и пристойною церемонией в сопровождении всех нас и стоявшей в ружье экипажной роты 6ьел перенесен к намеченному месту и опущен в могилу. Причем память покойника гарнизон почтил семью пушечными выстрелами».

В 1913 году Петропавловск посетила английская парламентская делегация. Она установила над могилой Ч. Клерка обелиск из портландцемента  с надписями на английском языке. «Памяти капитана королевского флота  Чарльза Клерка, который скончался 22 августа 1779 года в возрасте 38 лет  и чье тело покоится под этим камнем». Такова надпись на фасаде.

На северной грани обелиска начертано: «Этот офицер совершил несколько  путешествий, посвященных открытию новых земель под командою капитана Кука, всемирно известного мореплавателя, и доставил его врач после того, как капитан был убит дикарями. Он умер в море после отважной, но безуспешной попытки пробиться  сквозь льды, лежащие перед Беринговым проливом. Он был человеком высокого достоинства и беззаветной отваги, верный своему руководителю и безоговорочно  преданный долгу». Надпись на южной  стороне обелиска: «Этот памятник установлен в 1913 году офицерами, членами  парламентской комиссии адмиралтейства (Морского министерства) Великобритании, Ирландии и прочая в знак высокой оценки смелой и честной службы отважного британского офицера».

 

 

 

 

 

 

Памятник  Жан-Франсуа Лаперузу

 

События, предшествовавшие созданию памятника. Это была одна из самых  грандиозных по замыслу морских  кругосветных экспедиций XVIII века. Но, это была и одна из самых трагических  экспедиций XVIII столетия.

Фрегатам «Буссоль» и «Астролябия» под руководством лучшего моряка Франции капитана де Лаперуза предстояло отправиться от родных берегов к  Канарским островам, затем обогнуть мыс Горн и подняться вдоль  североамериканского континента к  высоким широтам. От Аляски нужно  было достичь Японии и Китая, затем  направиться к Новой Голландии (Австралии) и вернуться затем  во Францию. Плавание предполагалось закончить  через четыре года. Однако судьбе было суждено распорядиться иначе.15 сентября 1786 г. суда прибыли в Монтерей. Лаперуз с горечью сообщил о первых потерях экспедиции, перечислив имена двадцати моряков, погибших в волнах аляскинского залива Литуйя. Из донесения, отправленного уже из Австралии, во Франции узнают о гибели еще двенадцати участников плавания. Это будет последнее известие об экспедиции. Покинув берега Австралии 10 марта 1788 года, фрегаты «Буссоль» и «Астролябия» отправились... в неизвестность. Лишь тридцать четыре года спустя следы исчезнувшей экспедиции обнаружатся на архипелаге Вера-Крус, обстоятельства же гибели ее будут прояснены в 1959 году, когда бельгийский ученый Г. Тазиев обнаружит на дне лагуны атолла Ваникоро останки погибших фрегатов.

По некоторым сведениям экспедиция Лаперуза насчитывала 242 человека. Среди  них были моряки, ученые, живописцы. Все они стали жертвами Великого океана. Все, за исключением одного человека. Этим человеком был Ж, Б. Лессепс, которому по воле случая удалось вернуться на родину, сохранив для истории часть писем, отчетов и карт экспедиции Лаперуза. А волей случая был заход французских фрегатов в порт Петропавловский. Вернемся к этому событию, поскольку именно с ним связана история памятника, стоящего на улице Ленинской.

25 августа 1787 года в Авачинскую  губу вошли фрегаты Лаперуза. Появление французских кораблей  было неожиданным, тем не менее,  моряки были приняты с истинным  русским радушием. Лаперуз был  восхищен действиями петропавловцев: «У себя на родине, среди своих лучших друзей, я не смог бы найти более любезного приема... Всякого рода помощь, которую только позволено было получить в этой бесплодной стране, нам была представлена, и за нее не захотели принять никакой платы».

19 сентября фрегаты Лаперуза  покинули гостеприимный русский  порт, оставив здесь вице-консула  Лессепса, которому предстояло совершить сухопутное путешествие с Камчатки во Францию.

История памятника. Спустя пятьдесят  лет после посещения Лаперузом  Петропавловского порта туда зашел  французский фрегат «Венус». Командир его, капитан де Петитуар, имел поручение правительства Франции обратиться к властям Камчатки с просьбой установить в порту памятник в честь своего знаменитого соотечественника. Начальник Камчатки капитан 1-го ранга Шахов согласился удовлетворить просьбу гостей и, более того, вызвался построить памятник на свой счет. Французы, передав ему чертежи памятника, покинули Петропавловск. Обо всем этом начальник Камчатки сообщил в Петербург и через некоторое время получил высочайшее разрешение на возведение памятника французскому мореплавателю. Памятник был изготовлен в Петропавловске в 1843 году и поставлен на перешейке между Сигнальной и Никольской сопками. Вот его описание:

«Поставлен столб лиственничный, который укреплен сваями березовыми и камнями, для двух ступеней поставлены стойки, концы оных обожжены и осмолены, установлены по ватерпасу и связаны  продольными и поперечными брусьями, прибитыми гвоздями.5 же ступеней обшиты досками, которые выкрашены как  наружные, равно и внутренние стороны  масляной краской. Памятник весь обит листовым железом, замазан по швам замазкою и выкрашен черною краскою, на верху оного поставлен шар с крестом, обшитые жестью и вызолоченный. Памятник же обнесен кругом лиственным палисадом».

В таком виде памятник простоял до героических дней обороны Петропавловского порта. По злой иронии судьбы, шквал  ядер и бомб, обрушившийся на Лаперусов перешеек, не миновал и памятник знаменитому французу. Колонна была значительно повреждена и с годами все более разрушалась. Инициатива восстановления памятника Лаперузу принадлежит участницу польского освободительного восстания, ученому Б.И. Дыбовскому, отбывавшему на Камчатке ссылку. В 1882 году он на собственные средства изготовил и установил на месте прежнего памятника новый. Это был выкрашенный белой краской высокий деревянный крест, водруженный на каменном основании. К кресту была прикреплена овальная металлическая пластина с надписью по-французски: «Памяти Лаперуза.1787».

Миновало еще десять лет. Вероятно, к этому времени памятник совершенно обветшал, поскольку моряки пришедшего в Петропавловский порт крейсера «Забияка» решили соорудитъ другой монумент. На сохранившееся от старого памятника каменное основание был установлен округлой формы камень. Художественным оформлением его послужили якорь и якорные цепи - дань скромной, но выразительной морской символике.

Внешний вид памятника. В тридцатые  годы XX века памятник перенесли в  центр города, в сквер на улице  Ленинской, где он стоит и поныне. Изменилось лишь основание монумента: камень с якорем и цепями покоится на призмовидном бетонном постаменте, на фасаде которого прикреплена металлическая доска с барельефом, изображающим парусник. На обвитом цепями камне - надпись: «Памяти Лаперуза.1787».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мемориальный комплекс сопки Никольской

 

Памятник во славу русского оружия

 

События, предшествовавшие созданию памятника. В августе 1854 года, во время  Крымской войны, склоны сопок Никольская и Сигнальная стали ареной победоносного  сражении, принесшего Петропавловскому порту славу тихоокеанского Севастополя.

Названная Крымской, эта война велась не только на Черном море. К началу Крымской войны Англия и ее союзница - Франция  сосредоточили на Тихом океане мощную эскадру, значительно превосходившую русские морские силы. Главный  удар в кампании 1854 года было решено направить на Петропавловск - главный  тихоокеанский парт России.

Стоявший на берегу одной из лучших гаваней мира, Петропавловск был  захолустным городком с полуторатысячным населением. Несмотря на огромные усилия, предпринятые камчатским губернатором генерал-майором В.С. Завойко для обороны порта, положение его оставалось крайне тяжелым. Оно несколько улучшилось лишь летом 1854 года, когда в гавань прибыли фрегат «Аврора» и транспорт «Двина» с воинским подкреплением. Вскоре вражеская эскадра Англии и Франции под командованием контр-адмиралов Д. Прайса и Ф. де Пуанта вошла в Авачинскую губу 18 августа 1854 года. Это были шесть боевых кораблей, несшие 204 орудия, и 2540 матросов и солдат. Интервенты думали, что победа будет легкой. Едва вражеская эскадра приблизилась к Сигнальному мысу, заговорили русские батареи. Ошеломленный противник отступил. Не увенчалась успехом и попытка штурма, предпринятая англо-французами следующим утром. Лишь позднее защитникам порта стало известно, что вторичное отступление неприятеля было связано с самоубийством главнокомандующего объединенной эскадрой контр-адмирала Прайса, потерявшего веру в победу.

Решающие баталии развернулись 20 и 24 августа. Усилия англо-французов сокрушить батарею, защищавшую внутреннюю гавань, где стояли фрегат «Аврора» и транспорт «Двина» не имели успеха. Она выдержала 9-часовой бой с грозным противником. Получив жестокий отпор по всей линии русской обороны, неприятель вновь отступил. Туманным утром 24 августа стало очевидно, что грядет генеральное сражение. Руководившие обороной порта генерал-майор В.С. Завойко и командир «Авроры» капитан-лейтенант И.Н. Изыльметьев обошли укрепления и корабли, призывая солдат и матросов к доблестному выполнению долга. Бой начался в шестом часу утра. Первой приняла на себя удар 3-я батарея, начавшая неравную дуэль с тридцатью бортовыми орудиями одного из кораблей интервентов. Эта батарея, названная «Смертельной», давала невиданный отпор, но участь ее была предрешена. Яростный поединок закончился лишь, когда пал смертельно раненный командир Александр Максутов и была сметена последняя пушка. Центр боя переместился к северному склону Никольской сопки, где у основания Озерновской косы успешно сражались 7-я батарея под командованием капитан-лейтенанта Василия Кораллова. Лишь через два часа, противник решился на высадку десанта. На последний штурм противник бросил 700 человек. Положение было критическим. Завойко решает ввести в дело против десантников все оставшиеся силы; около 300 моряков, стрелков и волонтеров Несмотря на внушительное превосходство, противник дрогнул и в панике кинулся вниз, к шлюпкам. Обезумев от страха, десантники срывались с отвесных скал, оставшиеся в живых гибли под прицельным огнем русских стрелков. Вскоре после полудня сражение закончилось полным разгромом интервентов. Подобрав остатки десанта, вражеские корабли отступили, а 26 августа покинули Авачинскую губу. В память о героическом подвиге камчатцев в 1854 году имена фрегата «Аврора» и порта Петропавловск приняли по славной традиций будущий легендарный крейcеp «Aвpopa» и броненосец Порт-Артурской эскадры «Петропавловск».

Информация о работе Памятники Петропавловска-Камчатского