Содержание:
«ПАНАРАБИЗМ»
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………02
ГЛАВА I. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ПАНАРАБИЗМА»…………..….…..03
ГЛАВА II. «ИДЕИ ПАНАРАБИЗМА»………………………….……….06
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………12
ВВЕДЕНИЕ
Панарабизм называют общественно-политическое
движение, направленное на консолидацию
арабских народов Ближнего востока. Панарабизм
зародился в начале XX века, когда большая
часть Арабского мира находилась в колониальной
зависимости от Османской империи, а затем
— от европейских держав. Колыбелью панарабизма
стал Аравийский полуостров. В 1917 шариф
Мекки Хусейн ибн Али основал объединенное
арабское королевство Хиджаз со столицей
в Джидде, наследницей которого стала
Саудовская Аравия. На волне арабской
солидарности проходила также борьба
за независимость государств Северной
Африки после окончания Второй мировой
войны. В 1958 Египет и Сирия основали Объединенную
Арабскую Республику, однако разногласия
лидеров привели к тому, что государство
не просуществовало и трёх лет. Панарабская
идеология исповедуется некоторыми политическими
партиями, в частности, Баас (арабский
социализм). К наиболее выдающимся деятелям
панарабского движения относятся Гамаль
Абдель Насер, Хафез аль-Ассад, Саддам
Хусейн, Ясир Арафат, Муаммар Каддафи.
Правительства арабских стран не только
не склонны к интеграции, но и не способны
ни объединиться на основе солидарности,
ни сотрудничать для победы над израильским
сионистским государством. С этого времени
панарабистский национализм начинает
уступать место политическому исламу.
Арабское Просвещение, развивавшееся
преимущественно в двух ареалах — египетском
и великосирийском, которые занимали особое
торгово-экономическое, историко-культурное
и политическое положение в рамках Османской
империи, — питалось непосредственными
культурными контактами с основными европейскими
державами. Панарабизм можно рассмотреть в двух
направлениях это история ее возникновения
и влиянием на общество.
ГЛАВА I. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ПАНАРАБИЗМА»
Доктрина, согласно которой
арабы – это отдельный народ
со своим 1языком, историей и культурой.
Панарабизм возник в бывших арабских провинциях
Оттоманской империи. До ее распада интерес
к идеям панарабизма и агитация за него
были незначительными, исключение составляли
только арабы –христиане. В целом в конце
XIX–XX в., вплоть до 1-й мировой войны, арабы
не выступали против Оттоманской империи
и не объединялись против нее. В действительности
панарабское движение возникло как реакция
на попытки преобразования Оттоманской
империи путем применения европейского
права и институционных форм, а также в
качестве сопротивления усиливавшимуся
давлению со стороны европейских стран.
Турецкий султан поддерживал панарабское
движение как средство дальнейшей интеграции
и мобилизации своих подданных для противодействия
центробежным силам, подрывавшим внутреннее
единство самой империи. Когда у арабов
прошел шок, вызванный распадом Оттоманской
империи, за которым последовало введение
мандатов за счет Арабского королевства
эмира Фейсала в 1920 г., некоторые доказывали,
что панарабизм, сосредотачивающий внимание
больше на арабах, чем на мусульманах,
появился как замена панисламизма. С точки
зрения других, панарабизм был своего
рода сопротивлением британскому и французскому
колониализму, навязавшему территориальное
разделение этого региона. Для третьих
панарабизм являлся проявлением противодействия
стремлению вновь образованных государств
и правительств поддерживать отдельные
национальные образования. Об арабском
национализме обычно говорят как о панарабистской
идеологии, включающей все вышеуказанные
идеи, но с добавлением конечной политической
цели – достижения арабского единства.
В понимании баасистов (Ba\'athism) это единство
означает образование единого независимого
арабского государства, объединяющего
все арабские народы. Согласно другому
мнению, связанному с именем Гамаля Абделя
Насера, арабское единство – это солидарность
правительств арабских стран, объединяющихся
друг с другом, а не с аутсайдерами. Арабизм,
являющийся этнической основой арабского
национализма, не отказывался от исламского
"Halema", а эволюционировавший панарабистский
национализм носил светский характер.
Вплоть до унизительного поражения арабов
в войне с Израилем в июне 1967 г. панарабизм
вызывал надежды у народов Ближнего Востока
и Северной Африки и пользовался их поддержкой.
Губительным результатом поражения стал
подрыв веры в и без того уже слабеющую
идеологию, которая служила руководством,
стратегией и движущей силой в этом регионе
и конкурировала с другими развивавшимися
местными националистическими движениями.
Стало очевидно, что правительства арабских
стран не только не склонны к интеграции,
но и не способны ни объединиться на основе
солидарности, ни сотрудничать для победы
над израильским сионистским государством.
С этого времени панарабистский национализм
начинает уступать место политическому
исламу. Лига арабских государств (ЛАГ)
- прямой продукт развития панарабизма, которое
начинает формироваться на руб 19-20вв. Центрами
становятся наиболее развитые арабские
территории - Египет, Сирия, Тунис. Машрик
(большая часть) находится под властью
Османской империи и Магриб - колония европейских
гос-в. Машрик явл центром распространения
панарабской идеологии. До 1МВ арабские
националисты в османск имп вынашивают
2 сценария развития арабск мира- децентрализация
осм имп и предоставление широкой автономии
арабским провинциям; возрождение арабского
халифата на основе истинного ислама,
не искаженного турками. 1916 было поднято
восстание в Мекке. Цель восстания - (центром
ислама была провинция хиджаз) хиджаз
превратить в независимое гос-во и что
бы потом к нему присоединились другие
европейские гос-ва. Восстание провалилось.
После распада осм имп, ее территории стали
подмандатными. Территории делят между
собой Великобритания и Франция. У Франции
- 2Сирия и Ливан, Великобритания-
современная Иордания, Ирак, Палестина.
После 1МВ в арабском национализме форм
течение ''партикулярный национализм'',
т.
е национализм отдельно взятых
арабское гос-в с акцентом на сохранения
национальных традиций. Фараонизм в Египте,
в Ливане - финикиизм. В 20-30е гг- складывание
проектов Хашимитских (2 королевские династии
кот занимали трон в Иордании и Ираке).
В 41 мин ин дел Великобритании Энтони Идон
выступ с заявлением о полной поддержке
люб проекта направленного на достижение
арабского единства. 43г. Заручившись поддержкой
Великобритании , Ирак и Иордания обнародовали
программу устройства арабского мира.
Они предпологали создание великой Сирии
(исторической) и благодатного полумесяца.
На нач этапе объединяются Сирия, Ливан,
Палестина и Иордания и образуют великую
Сирию. Потом к велик Сирии присоединяется
Ирак и получился благодатный полумес.
В него могут входить другие арабские
гос-ва на добровольных началах. В Иорданском
проекте говорилось что это д.б конституционная
монархия, но допускалось что это может
быть республика. Либо это союз, либо федерация.
Проект польз только поддержкой Великобритании.
Сирия и Ливан не желали терять суверенитет,
плюс они республики - не хотели объединяться
с монархиями. Против Хашимитских проектов
Египет, так как сам претендует на роль
центра. Против - выступ Франция, не желая
уступать Великобритании первенство на
ближнем востоке. В годы 2мв все большую
популярность завоевывает идея об арабском
союзе суверенных государств, активный
противник идеи - Египет, придерживается идеологии партикулярного
национализма.
ГЛАВА II. «ИДЕИ ПАНАРАБИЗМА»
Сирийско-ливанские просветители,
введя понятие «арабизм», придали
ему тот смысл и то значение,
которые стали сегодня общепризнанными
во всем мире, распространив его
на весь арабский социум. Расширение понятия
«арабы» до понятия «арабизм» произвело
эффект эмансипации понятия «араб» от
понятия «мусульманин». Это отделение
себя прежде всего от единоверцев-турок
имело важное значение в плане становления
национального самосознания, когда до
оформления национальной идеи оставался
всего один шаг. Этот шаг и был сделан сирийско-ливанско-палестинскими
мыслителями в 1905 г., когда возникло понятие
«арабская нация» («аль-умма аль-арабийя»).
Выражение это было впервые употреблено
в книге Наджиба Аззури с характерным
названием «Пробуждение арабской нации»:
«Существует арабская нация, которая одинаково
включает в себя христиан и мусульман.
А религиозные проблемы, возникающие между
членами общин (конфессиональных. — К.Т.),
есть не что иное, как политические проблемы,
возбуждаемые иностранными государствами
в их собственных интересах». Очень скоро арабская идея в тех параметрах,
которые были только что отмечены, и прежде
всего в ее географическом наполнении,
обрела черты национально-государственного
проекта, который широко обсуждался в
кругах политической элиты Сирии, Ливана,
Палестины, Месопотамии и Аравии, а затем
стал и предметом переговоров, которые
вели арабские и европейские эмиссары
на предмет отделения этой части арабского
мира от Османской империи и создания
на его территории единого арабского государства.
Был и общенациональный лидер, готовый
олицетворить и провести в жизнь эту идею,
— шериф Мекки, прямой потомок пророка
Мухаммеда и прадед нынешнего короля Иордании.
Более того, в ходе Первой мировой войны
арабы вели вооруженную борьбу под руководством
своего национального лидера за осуществление
этой идеи, причем борьбу победоносную
и, казалось, поддерживаемую великими
державами, прежде 3всего
Англией. Сильнейшая фрустрация, испытанная
арабами вследствие итогов Первой мировой
войны, выразившихся в разделе арабского
мира между Англией и Францией, — серьезный
поворот в содержании и направленности
арабской национальной идеи и в судьбах
арабского национализма. Идея «арабской
уммы» (нации) в связи с распадом Османской
империи и выходом из нее бывших арабских
владений утратила антитурецкую направленность
и стала приобретать антиколониальный
и антизападный характер. Одновременно
в этот период произошло существенное
изменение географического наполнения
понятия «арабская нация»: оно пережило
тотальную генерализацию, распространившись
на весь ареал обитания арабов. В транскрипции
арабских националистов это стало выглядеть
следующим образом: «Арабская умма едина
от Океана (Атлантического. — К.Т.) до Залива
(Персидского. — К.Т.)». Однако, несмотря на антизападную направленность,
идея арабской уммы среди идеологов главного
течения арабского национализма практически
никогда не доходила до ксенофобии и неприятия
всего иностранного. Хотя пафос идеологического
противостояния приводил арабских националистов
к отвержению всего, что рассматривалось
ими в качестве «импортированных идеологий»
(это определение распространялось ими
и на марксизм), но это вовсе не мешало
им развивать отдельные положения арабской
национальной идеи в русле наследия арабского
Просвещения с сильными акцентами английской
и французской либерально-правовой традиции.
Одну из ведущих ролей в разработке арабской
национальной идеи в этот период сыграл
видный философ и политический мыслитель
Мустафа Саты аль-Хусри. В своем программном
сочинении «Ма хийя аль-каумийя» («Что
такое национализм») он ограничил это
понятие двумя признаками: общностью языка
и общностью истории. Избегая открытых
атак на ислам, он в то же время все дальше
разводил понятия «религия» и «умма»,
доказывая, что ислам не может рассматриваться
в качестве признака нации. Он активно
выступал против любых попыток синтезировать
панарабизм и панисламизм. В 1930-е гг. на
арабской идейно-политической арене появился
целый ряд видных мыслителей, внесших
весомый вклад в дальнейшее развитие арабской
национальной идеи. Среди них следует
выделить прежде всего Константина Зуррейка,
Мишеля Афляка и Салаха Битара. Они стремились
придать национальной идее более осязательный
характер, привязать ее к территориально-географической
среде, к идее «арабской родины». Зуррейк
впервые сделал акцент на заимствованную
у Фихте идею национальной исключительности,
но применительно уже к арабской нации,
сформулировав ее как «великую миссию
арабской уммы». Афляк и Битар превратили
эту идею в свое идейно-политическое кредо,
ставшее одним из наиболее употребительных
слоганов баасизма и арабского национализма
в целом: «Арабская умма едина; миссия
ее священна». Идеи второго поколения
арабских националистов легли в основу
первых реальных политических панарабских
проектов, каковыми стали Партия арабского
возрождения и Арабская социалистическая
партия. В период между двумя мировыми
войнами арабская национальная идея овладевала
умами не только политической элиты, но
и «арабской улицы», все больше превращаясь
в мотивацию политического поведения
на общеарабском уровне. После Второй
мировой войны, в ходе которой независимости
добились Сирия и Ливан, арабская национальная
идея становится центральным звеном идеологии
национально-освободительной борьбы и
начинает обретать черты панарабского
политического проекта. В 1947 г. в Бейруте
была создана Партия арабского социалистического
возрождения (аль-Баас). Примерно в этот
же период возникла организация «Аль-Урва
аль-вуска» («Прочная связь»), на основе
которой позднее возникло Движение арабских
националистов. Мощнейшим катализатором
политической активности, основанной
на арабской национальной идее, было поражение
арабов в войне с Израилем в 1948 г. Это поражение,
как писал впоследствии первый президент
Египта Гамаль Абдель Насер, произвело
на египетских офицеров, участвовавших
в войне, серьезнейшее воздействие. Причину
разгрома они увидели в слабости и разобщенности
арабских стран. Итогом поражения стало
наряду с приобретением арабским национализмом
отчетливой антиизраильской направленности
появление в нем социально-политических
мотивов внутриарабского свойства, когда
в ряды «врагов арабской уммы» наряду
с внешними — Западом, Израилем и СССР
(вплоть до второй половины 60-х, когда Советский
Союз разорвал отношения с Израилем) стали
попадать арабские правители, сторонники
«местного», то есть египетского, сирийского
и прочих национализмов. Все это становилось
побудительным мотивом революционных
внутренних изменений в тех странах, где
правили «отсталые и предательские режимы»,
в частности в Египте, где уже в 1952 г. Насером
была совершена революция под лозунгами
арабского национализма. Годы правления
Насера были отмечены попытками последовательного
воплощения арабской национальной идеи
в жизнь. Это касалось как повсеместной
поддержки национально-освободительного
движения, в результате чего большинство
арабских стран обрело независимость,
так и идеи арабского национального единства,
которое трактовалось как необходимость
создания единого арабского государства.
Такие попытки предпринимались, и наиболее
яркой из них было создание в 1958 г. Объединенной
Арабской Республики (ОАР), в которую вошли
Египет и Сирия и на первых порах присоединился
даже королевский Северный Йемен. На самом
деле это был гораздо более далеко идущий
проект. Арабские националисты, поддерживавшиеся
египетскими спецслужбами, планировали
осуществление панарабских переворотов
в Ливане, Иордании, Ираке, Тунисе и других
странах. Непреклонную панарабскую позицию
занимал Насер и в палестинском вопросе.
Побудительным мотивом войны Египта с
Израилем в 1967 г. было стремление к освобождению
Палестины от присутствия «сионистского
образования», что полностью вписывалось
в логику панарабской концептуальной
схемы «единая умма — единая родина 4—
единое государство», в рамках которой
наличие Израиля выглядело главным препятствием
на пути к арабскому национальному единству.
Провал попыток создания объединенного
арабского государства, а затем и нанесения
поражения Израилю вызвал острейший кризис
концепта арабской национальной идеи.
Что до провала проекта ОАР, то эффект
его был тем большим, что во главе антинасеровского,
антиегипетского переворота в Сирии в
1961 г. стояли баасисты, то есть представители
партии, на знаменах которой был начертан
лозунг «Арабская нация едина, миссия
ее священна: единство, свобода, социализм».
Для националистических течений арабского
мира «местнические», то есть сирийские,
иракские и прочие, интересы в реальной
политике оказались выше общеарабских,
а социально-политические противоречия
между различными течениями арабского
национализма — сильнее принципа арабской
солидарности. После поражения в войне 1967 г. морально-политический
кризис привел к поражению идей арабского
социализма, по крайней мере, в его насеристском
варианте. Война выявила неэффективность
политического режима, построенного на
его принципах, что привело не только к
крушению насеризма как общественно-политического
режима (что и произошло вскоре после прихода
к власти Анвара Садата), но и к самороспуску
крупнейшей панарабской организации Движение
арабских националистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Другое направление развития арабского
национализма — это стремление к
синтезу с панисламизмом. Оно
также возникло с того времени, когда
стали осуществляться попытки реализации
проектов «арабского социализма». Насеризмом
в свое время были предприняты наиболее
последовательные попытки включения ислама
в систему националистических ценностей.
Именно за счет исламской компоненты стал
возможным идейный диалог насеровского
Египта с Саудовской Аравией и другими
монархическими режимами Аравийского
полуострова и Персидского залива. Одним
из результатов этого процесса стал синтез
понятий «исламская и арабская умма»,
который стал частью политической фразеологии,
если не сказать — официальной идеологии
практически всех арабских стран. Им же
пользуются сегодня и многие представители
различных политических направлений современного
арабского мира — от деятелей либерального
и левого толка до приверженцев экстремистских
организаций типа ХАМАС, «Исламский джихад»
или «Аль-Каида». Проблематика арабской
национальной идеи утратила актуальность,
растворившись в реалиях современной
политики. Вместе с тем новые исторические
реалии способны порой реанимировать
идеи, казалось бы, навсегда утраченные,
что показывает, в частности, и пример
сегодняшней России. Политическая практика
свидетельствует, что современные арабские
режимы, генетически связанные с идеологией
арабского национализма, обрели способность
эволюционировать, не теряя при этом сущности
идеологического ядра, основанного на
арабской национальной идее, и не поддаваясь
воздействию возбуждаемой исламистским
влиянием улицы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Косач Г. Г. Арабский национализм или арабские национализмы: доктрина, этноним, варианты дискурса
// Тишков В. А., Шнирельман В. А. (отв. редакторы). Национализм в мировой истории. М., Институт этнологии и антропологии РАН, 2007.
- Шерстюков С. А. Арабский национализм в современной немецкой историографии // Известия Алтайского государственного университета : журнал. — 2009. — В. 4 (64). — Т. 4. — С. 277-280. — ISSN 1561-9443.
- Труевцев К. Рождение и смерть панарабизма www.politjournal.ru/index.php?action=
- Шимони Я. Арабские страны, страницы политической истории. – Тель-Авив: Издательство «Ам Овед», 1994, с. 274
- В. Гусаров. Арабский мир отсталости не преодолел // Независимая газета от 27.01.2000. – С. 4.
1 Шимони
Я. Арабские страны, страницы политической
истории. – Тель-Авив: Издательство «Ам
Овед», 1994, с. 274
2 В. Гусаров.
Арабский мир отсталости не преодолел
// Независимая газета от 27.01.2000. – С. 4.
3 Труевцев
К. Рождение и смерть панарабизма www.politjournal.ru/index.php?action=
- 4 Косач Г. Г. Арабский национализм или арабские национализмы: доктрина, этноним, варианты дискурса
// Тишков В. А., Шнирельман В. А. (отв. редакторы). Национализм в мировой истории. М., Институт этнологии и антропологии РАН, 2007.