Первобытная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники. Ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нём нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры – всестороннее развитие человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….3
ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА……………………………..4
РЕЛИГИЯ…………………………………………………....5
МИФЫ……………………………………………………….6
МИФ И ЛИТЕРАТУРА………………………………….....8
АРХИТЕКТУРА…………………………………………….8
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО…………………….10
МУЗЫКА…………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….17

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Для мифа характерно, что  различные духи, боги и герои связаны  семейно- родовыми отношениями. В мифе совпадает описание модели мира и  повествование о возникновении  его отдельных элементов, о деяниях  богов и героев, определивших его нынешнее состояние. Нынешнее состояние мира: рельеф, небесные светила, виды животных и растений, образ жизни, социальные группировки, религиозные установления, орудия труда, приёмы охоты и приготовления пищи - всё это оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических предков, богов, героев.

Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события оказываются «кирпичиками» мифической картины мира. Мифическое время есть время начальное, раннее, первое; это правремя, время до времени, до начала исторического отчёта  текущего времени.

Важнейшая функция мифического  времени и самого мифа – создание примера, модели, образа. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также было важной функцией мифа. Эта функция осуществляется с помощью ритуалов, которые часто прямо инсценируют события мифического времени. В ритуалах мифическое время и его герои не только изображаются, но и как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются. Ритуалы обеспечивают их «вечное возвращение» и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка.

Мифология – это самое  древнее, архаическое идеологическое образование, имеющее единый, неделимый  характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства.

Миф, и особенно ритуал, имел прямое отношение к религии.

 

4. МИФ И ЛИТЕРАТУРА.

Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов. Мифологические мотивы сыграли большую роль в возникновении литературных сюжетов: мифологические темы, образы, персонажи используются и переосмысливаются в литературе почти на всём протяжении её истории.

Непосредственно из мифов  выросли сказки о животных и волшебные  сказки с их фантастикой. В отличие  от мифа, в котором, прежде всего, отражаются ритуалы инициации, в сказке отражены многие элементы брачных обрядов. Волшебная сказка своим излюбленным героем выбирает обездоленного. Герой часто наделяется чертами первопредка и культурного героя, добывающего некоторые природные и культурные объекты и потом уже очищающего землю от чудовищ. В образах эпических героев колдовские способности ещё часто преобладают над чисто богатырскими, воинскими. В ранних эпосах имеются и следы образов трикстеров. Такой архаичный характер имеют карело-финские руны, скандинавские песни «Старшая Эдда», северокавказский эпос о героях-нартах, отчётливые отголоски архаики можно обнаружить в «Гильгамеше», «Одиссее», «Рамаяне» и др.

На классической стадии истории эпоса воинские сила и  храбрость, неистовый, героический  характер полностью заслоняют волшебство и магию. Историческое предание постепенно оттесняет миф, мифическое раннее время преобразуется в славную эпоху ранней могучей государственности. Отдельные черты мифа могут сохраняться и в самых развитых эпосах.

Мифы служили источниками  литературных сюжетов в средневековье, эпохи Возрождения и Просвещения и в более позднее время. В соответствии с представлениями людей об окружающем мире в мифологические сюжеты вкладывалось совершенно новое философское содержание. В мифологии средневековья преобладала мифология христианства, ориентированная на моральные ценности евангельского учения. В период Возрождения, когда в обществе с особой силой появилось влечение к возрождению классической древности, источником литературных произведений стали античные мифы, где боги, спускаясь с недоступного Олимпа, жили среди людей, вступали в битвы и заключали браки с простыми смертными.

Вместе с тем в  литературу начинают проникать сюжеты народной демонологии, основанной на средневековых  суевериях.

За многовековую историю  своего существования мировая литература впитала в себя мощный мифологический пласт и продолжает подпитываться из этого богатейшего источника.

 

5. АРХИТЕКТУРА.

Слово «архитектура»  в переводе с греческого означает «строительство». Это один из древнейших видов человеческой деятельности. Сохранившиеся  остатки поселений человека указывают  на существование различных укладов жизни людей в разных районах земного шара и на разных этапах развития человечества.

Древнейшие из дошедших до нас монументальных сооружений относятся  к каменному веку и называются мегалитическими. Название произошло  от греческих слов «мегас»- большой и «литос»- камень, то есть сооружения из больших камней. Они встречаются в самых разных странах Европы, Северной Африки, Малой Азии, в Индии, Японии и других уголках мира. Называются такие постройки менгирами, дольменами, и кромлехами.

Самое простое из мегалитических сооружений – менгир, огромный, грубо  обработанный камень, вертикально установленный на поверхности земли. «Менгир»- кельтское слово. Наибольшее количество этих памятников сохранилось на севере Франции, в Бретани, где некогда жили племена кельтов. Самый высокий из известных менгиров имеет высоту 20,5 метра. Можно только догадываться о том, какого титанического труда стоила древним транспортировка и установка менгира и какое колоссальное воздействие оказывало на них это сооружение.

Назначение менгиров до конца не ясно. Предполагается, что  они воздвигались в честь памятных событий, выдающихся лиц, первобытных  божеств.

Более сложное мегалитическое сооружение – дольмен: два вертикальных камня, на которых покоится третий. Лежащий горизонтально. Ещё далеко до атлантов и кариатид, но именно здесь начало пути архитектуры как вида искусства: разделение элементов сооружения на несущие и несомые, опоры и перекрытия.

Постепенно конструкция  дольмена усложнялась, вертикальных опор становилось всё больше. Смыкаясь друг с другом. Они образовали стены погребальной камеры, перекрытием которой служила лежащая на них погребальная плита. Засыпанный снаружи искусственным холмом земли – курганом, дольмен становился местом захоронения, гробницей, своего рода монументальным домом умерших – знатного лица или целого рода.

Со временем размеры погребальных камер увеличивались, перекрытия научились  делать в несколько слоёв каменной кладки, напуская, их друг над другом, пока они не сомкнутся посредине. Такая конструкция получила название ложного свода, потому что она передаёт всю нагрузку на опоры вертикально, без бокового распора. Ещё один шаг – и возникает первый купол, наиболее совершенная в конструктивном отношении форма покрытия гробницы-дольмена.

Самым сложным и загадочным из всех типов мегалитических сооружений можно считать кромлех. Учёные думают, что это святилище, служащее местом жертвоприношений и ритуальных торжеств, связанных с захоронением мёртвых. Некоторые особенности ориентации самого значительного из дошедших до нас кромлехов – в Стоунхендже (Англия)- наводят на мысль о том. Что он отражает первичные астрономические познания доисторического человека и, в частности, связан с культом солнца. Есть и такая версия, что концентрические круговые «дорожки» Стоунхенджа, образованные равномерно расставленными вокруг святилища камнями, могли служить для проведения конских состязаний. Ведь кромлех – самое «молодое» из мегалитических сооружений. Если менгиры датируются 5000-2000 гг. до н.э., то Стоунхендж относят всего к 1600 г. до н.э. в это время на территории Европы уже активно шло разложение родового строя, и лошадь приобрела особо важное значение для привилегированных слоёв населения. Если эти догадки справедливы, то выходит, что кромлех – первое в мире многофункциональное сооружение, да ещё какое – и собор, и зал для собраний, и стадион, и даже обсерватория в одно и то же время.

Однако для чего бы ни служил кромлех  нашим далёким предкам, несомненно, одно – ко времени его создания они научились значительно лучше обрабатывать каменные глыбы, придавая им правильные, относительно прямоугольные формы. Установленные по внешнему периметру Стоунхенджа массивные каменные блоки образуют правильный круг и связаны воедино общей горизонтальной линией каменных перемычек. Регулярная повторяемость однотипных пролётов стала вполне осознанным строительным приёмом. Наружная ограда Стоунхенджа ясно показывает разделение конструкции на стойки и балки и в этом смысле может быть названа прототипом колоннады.

  Разве не удивительно, что всё, кажется, безграничное разнообразие форм мировой архитектуры, включая и самые современные её достижения, всего лишь на разные лады воспроизводит эти извечные начала, заложенные ещё безымянными зодчими каменного века!

Металлические сооружения выступали в роли общественных построек, однако человеку издревле требовалось жильё. Вряд ли кто-нибудь в состоянии узнать, где и когда человек построил свой первый дом. В неолите в одних местах строят жилища из дерева, тростника, прутьев и глины. В других – возводят постройки на сваях и так называемые общинные дома. Своеобразный характер имели поселения, найденные в Северной Италии (приблизительно 1800 г. до н.э.). На столбах устраивались расположенные по кругу площадки, на которых размещались хижины. Вокруг посёлка возводилась деревянная изгородь, и выкапывался ров, наполняемый водой.

В результате исследований в Анатолии (Турция) обнаружено древнее  укреплённое поселение, относящееся  к 6 тысячелетию до н.э.

Но, пожалуй, самое древнее  жилище человека описано в книге В. Глазычева «Зарождение зодчества». Реконструированный учёными дом был построен 11 тысяч лет тому назад в долине Вади-эн-Натуф (верхнее течение реки Иордан) и выглядел следующим образом: круглое углубление в каменном основании, гибкие жерди, вставленные в заранее выдолбленные отверстия и сходящиеся наверху. Затем жерди переплетались более тонкими прутьями и обмазывались глиной. В середине основания этого круглого дома – место очага, над ним отверстие. Впереди ещё долгие тысячелетия, открытия и разочарования, величие египетских пирамид и совершенство афинского Акрополя, монументальность Рима и неистовый порыв готики, но там, в далёком Вади-эн-Натуфе, уже сделан решающий шаг, уже ведёт отчёт времени великое ремесло архитектуры. Кров над головой, защиту от непогоды и опасности, тепло и прохладу человек находит не под деревом и не в пещере, а в специально построенном постоянном доме.

 

6. ИЗОБРАЗИТЕЛНОЕ ИСКУССТВО.

Когда и почему началось изобразительное искусство?

Точный и простой  ответ на этот вопрос невозможен. Оно не началось в строго определённый исторический момент – нон постепенно вырастало из человеческой деятельности, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.

В изучении его древнейших форм историки изобразительного искусства находятся в более благоприятном положении, чем историки искусства слова, музыки, театра. Последние могут судить о первобытных песнях и зрелищах только по косвенным данным, по аналогии с творчеством ныне живущих народов, задержавшихся на стадии первобытно-общинного строя вплоть до 19 и даже 20 в. Однако эти аналогии приблизительны: каким бы ни был архаическим общественный строй народов, оттеснённых с магистральных путей истории, всё же прошедшие тысячелетия не могли оставаться для них временем без движения, без развития. И современное искусство коренных австралийцев или африканцев всё же совсем иное, чем у людей каменного века.

Люди каменного века придавали художественный облик  предметам повседневного обихода, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой – верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века, написанные красками  или высеченные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер, скальные утёсы. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело существование людей. Лёгкой и гибкой линией они передавали позы и движения зверя. Красочные аккорды – чёрное, красное, белое, жёлтое – минеральных красителей, смешанных с водой, животным жиром, соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким.

В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк на юго-западе Франции  четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, которая, по слухам, была входом в подземелье, ведущая в соседний средневековый замок. Внутри оказалась ещё одна дыра, меньших размеров. Один из ребят бросил в неё камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, зажёг фонарик, ахнул и позвал друзей. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, исполненные такой уверенной силы, подчас, казалось, готовой перейти в ярость, что ребятам стало жутко. И в то же время сила этих рисунков была так величественна и убедительна, что школьникам почудилось, что они попали в волшебное царство.

Так была открыта пещера Ласко, вскоре прозванная «Сикстинской капеллой первобытной живописи»: это сравнение со знаменитыми фресками Микеланджело не преувеличено, ибо живопись пещеры полностью выражает духовные устремления и творческую волю людей, создавших собственное, поражающее нас до сих пор изобразительное искусство. Живопись эта столь выразительна, что кое-кто даже усомнился в её подлинности, высказав предложение, что рисунки – творения современных живописцев, пожелавших посмеяться над легковерной толпой. Однако это утверждение было опровергнуто научной экспертизой.

Сотни фигур, обведённых тёмными контурами, жёлтых, красных, коричневых, написанных охрой, сажей  и мергелей, украшают стены пещеры Ласко: головы оленей, образующие поразительно изящные декоративные фризы, козлы, лошади, быки, бизоны, носороги - все почти в натуральную величину.

Чуть не во всех концах земли обнаружены очаги материальной культуры древнейших времён. На многих стоянках первобытного человека были найдены предметы, которые можно  назвать художественными произведениями.

Информация о работе Первобытная культура