Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 19:00, контрольная работа
Ускорение исторического процесса приводит в XIX веке к новому качественному скачку по сравнению с начальным периодом Нового времени. Европа пересела по конному дилижанса в «Восточный экспресс», с парусника на пароход и на конец столетия подошла к тому, чтобы летать по воздуху и плавать под водой. Телеграф связал европейские страны и США с самыми отдаленными уголками планеты. Наука проникла вглубь вещества и в тайну эволюции живой материи. Это был век научно-технического переворота и бурных социальных потрясений, но вместе с тем - самых гуманистических и эстетических завоеваний и утопических ошибок ума.
Введение 3
Глава 1. Архитектура в XIX веке 4
1.1 Распространение классицизма 4
1.2 Русский классицизм в XIX веке 7
Глава 2. Петербургский классицизм в XIX веке 11
2.1 Новый этап в градостроении Петербурга 11
2.2 Средства выразительности классицизма 13
2.3 Кризис классицизма 16
Заключение 24
Список литературы 27
Новый этап в градостроительном развитии Петербурга начался после того, как в 1816 году был учрежден «Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в С.-Петербурге». В указе о его учреждении говорилось: «Взяв, с одной стороны, во внимание правильность, красоту и приличие каждого здания в применении к целому городу, а с другой - выгодное расположение, прочность и безопасность как собственно всякому строению принадлежащую, так и соседственную... столицу сию вознести по части строительной до той степени красоты и совершенства, которые бы по всем отношениям, соответствуя достоинству ее, соединяли бы с тем вместе общую и частную пользу».
В «Комитет строений и гидравлических работ» вошли ведущие архитекторы и инженеры Петербурга: К.И. Росси, В.П. Стасов, А.А. Михайлов, А. Бетанкур, П.П. Базен и другие. Творческое содружество архитекторов и инженеров оказалось на редкость плодотворным. Комитет занимался регулированием застройки улиц и площадей, проектированием каналов и мостов, рассматривал проекты всех общественных и частных зданий, строившихся в Петербурге. По проектам членов Комитета было возведено большое количество разнообразных зданий и сооружений.
В период с конца 1810-х годов и до середины 1830-х годов центр Петербурга обогатился великолепными ансамблями. В результате градостроительной деятельности К.И. Росси законченный облик приобрели Дворцовая и Сенатская площади, были созданы ансамбли Михайловской (ныне площадь Искусств) и Александрийской (ныне площадь Островского) площадей и примыкающих к ним улиц. Монументальные здания, построенные В.П. Стасовым, А.А. Михайловым, А.И. Мельниковым, О. Монферраном, Д. Адамини, П. Жако и многими другими архитекторами, преобразили облик улиц и площадей Петербурга. Протоки и каналы левобережной части невской дельты пересекли стройные чугунные и железные мосты.
Архитектура классицизма наполнена высоким гражданственным пафосом. В могучем размахе площадей, в мерном ритме торжественных колоннад, в сверкающих куполах и шпилях отобразились растущая мощь Российского государства, тот патриотический подъем, который охватил страну, поднявшуюся против нашествия наполеоновской армии. Архитектура была призвана выразить «признательность народную» и служить «к возбуждению настоящих и будущих поколений к подобным подвигам». Эти слова выдающегося архитектора-классициста В.П. Стасова можно в полной мере отнести ко многим произведениям петербургской архитектуры первой трети XIX века.
Как и всякий другой архитектурный стиль,
классицизм характеризуется определенной
системой средств художественной выразительности,
присущим ему языком архитектурных форм,
специфическими композиционными приемами
и мотивами архитектурного декора. В них
нашла отражение система идейно-эстетических
воззрений эпохи: провозглашенный рационалистической
философией Просвещения культ разума,
призывы к «мудрой простоте» и «естественности».
Постройки классицизма отличаются ясностью,
уравновешенностью, четким и спокойным
ритмом, выверенностью пропорций. Главными
законами построения архитектурной композиции
были симметрия, акцентирование центра,
гармоническое соподчинение частей и
целого.
Рационалистические основы эстетики Просвещения
во многом определяли характер и использование
декоративных элементов в архитектуре.
Зодчие классицизма выработали целостную
систему художественно-декоративных средств,
но считали необходимым трактовать их
так, чтобы они воспринимались как конструктивно
и функционально необходимые элементы.
«Украшение только то у места, которое
вид надобности имеет»,- писал архитектор
Н.А. Львов. Русты, тяги, антаблементы, карнизы,
наличники использовались архитекторами-классицистами
так, что, являясь важными элементами архитектурной
композиции фасада и придавая ему особую
художественную законченность, в то же
время «имели вид надобности», отражая
в той или иной степени конструктивные
особенности здания. Строгостью отбора
декоративных средств достигалась та
«величавая простота», которая стала одним
из важнейших принципов художественной
программы классицизма.
Художественные воззрения второй половины XVIII века и первых десятилетий XIX века были проникнуты восторженным отношением к искусству и архитектуре античной эпохи. Увлечение античностью сыграло очень важную роль в становлении классицизма, в выработке его идейно-художественной программы и его стилистических закономерностей. Художники и скульпторы, архитекторы и теоретики искусства тех лет видели в античности целостную систему этических и эстетических идеалов. Изучение и использование античного художественного наследия, с его соответствующим переосмыслением применительно к потребностям и задачам своего времени, определило основные художественные особенности классицизма.
Одной из композиционных основ архитектуры
классицизма стала система архитектурных
ордеров, разработанная зодчими Древней
Греции и Древнего Рима. Эта система широко
использовалась и получила дальнейшее
развитие еще в эпоху Ренессанса - в XV-XVI
веках. Архитекторы Ренессанса не только
широко применяли античную систему архитектурных
ордеров, но и во многом переработали ее
соответственно потребностям своего времени.
Ордер использовался в архитектуре Ренессанса
очень разнообразно и гибко. В одних случаях
его применение полностью соответствовало
древнегреческой архитектурной традиции:
ордер выступал в виде реальных, конструктивных
колонн, поддерживающих лежащие на них
горизонтальные элементы конструкции
- антаблементы. В других случаях ордер
получал иную, чисто декоративную трактовку:
элементы ордерной системы, как горизонтальные
(антаблементы), так и вертикальные (колонны,
полуколонны или их плоские изображения
- пилястры), лишь воспроизводились на
фасаде здания, отнюдь не являясь при этом
реальными элементами его конструкции.
Такая декоративная трактовка ордера,
впервые примененная еще зодчими Древнего
Рима (наглядным примером является знаменитый
Колизей), получила распространение именно
в эпоху Ренессанса.
Архитекторы Ренессанса внесли важный
вклад в развитие мирового зодчества не
только своими постройками, но и своими
теоретическими трудами. Книги Альберти,
Виньолы, Палладио, впоследствии многократно
переиздававшиеся, стали в XVIII веке важнейшими
учебниками по архитектуре. Эти теоретические
труды оказали тогда очень сильное влияние
на формирование художественных воззрений
нескольких поколений архитекторов. Благодаря
им архитектурные традиции античности,
переработанные и в известной мере канонизированные
зодчими Ренессанса, стали достоянием
теории и практики архитектуры XVIII века.
Очень важное значение в развитии классицизма
имело и непосредственное изучение памятников
архитектуры античной эпохи. Италия в
XVIII веке становится как бы «всеевропейской
академией художеств»: сюда из всех стран
Европы приезжают художники, скульпторы,
архитекторы - они тщательно изучают, зарисовывают,
копируют произведения античности и Ренессанса.
Руины античных зданий поражают их своей
<идеальной красотой> и становятся
школой высокого профессионального мастерства.
Эмоциональное и идейно-смысловое содержание ордерной системы, вложенное в нее еще античными зодчими,- спокойное равновесие архитектурных масс, торжественность, величие, ясность, гуманистичность (не случайно древние греки ассоциировали колонны с метафорическими изображениями человеческой фигуры) - в значительной мере предопределило суть архитектурно-художественных образов, созданных русскими архитекторами-классицистами. Они виртуозно владели системой ордеров, используя ее богатейшие художественные возможности. Лаконизм декора и спокойная гладь стен придавали особую звучность ордерным элементам - колоннадам, портикам, антаблементам.
Высокого совершенства достиг в классицизме, особенно в первой трети XIX века, синтез архитектуры с монументальной скульптурой. Он позволил решить важные идеологические задачи - отобразить пафос победы, одержанной в Отечественной войне 1812 года.
Эстетика классицизма по-своему решала проблему взаимосвязи пользы и красоты в архитектуре, утверждая необходимость их гармонического слияния. Представления тех лет о функциональной целесообразности, естественно, сильно отличались от того смысла, который стал вкладываться в это понятие позднее. Используя колоннады и портики, «имеющие вид надобности», архитекторы-классицисты решали прежде всего определенные художественно-образные задачи, стремились придать зданию торжественный, монументальный, героизированный облик. Вопрос о том, как эти колоннады скажутся на функциональных и эксплуатационных качествах постройки, был для архитектора-классициста относительно второстепенным. В этом заключалось одно из противоречий архитектуры классицизма. Однако тогда, в годы расцвета стиля, оно не ощущалось - во всяком случае, внимание на нем не акцентировалось, ибо главные заботы зодчих тогда лежали в иной сфере: художественная выразительность архитектурных образов была для них важнее, чем прямое соответствие формы и функции.
Взгляды русских зодчих начала XIX века
на общественные задачи архитектуры выразил
архитектор К.И. Росси в пояснительной
записке к одному из своих проектов. Он
призывал зодчих-современников доказать,
что они восприняли «систему древних»,
и превзойти величием новых, возводимых
в Петербурге архитектурных сооружений
«все, что создали европейцы нашей эры».
Исполнение этой патриотической программы
и самим Росси, и его современниками превратило
градостроительное ядро Петербурга в
уникальную, целостную систему архитектурных
ансамблей, не имеющую себе равных в истории
мирового градостроительного искусства.
Однако в конце первой трети XIX века система
архитектурных воззрений эпохи господства
классицизма начинает быстро меняться.
В развитии классицизма наступает кризис.
Его художественные идеалы, казавшиеся
еще недавно незыблемыми, подвергаются
сомнению, а затем начинают вызывать все
более скептическое отношение. Отказываясь
от композиционных приемов и декоративных
мотивов, выработанных классицизмом, архитекторы
начинают искать иные пути развития архитектуры.
Начинается новый период в истории русского
зодчества, в котором нашли отражение
и изменения в социально-экономическом
базисе и в общественной надстройке, и
новые задачи, вставшие в связи с этим
перед архитектурой, и новые идейно-художественные
тенденции. Этот процесс отхода архитектуры
от классицизма происходил в 30-40-х годах
XIX века не только в России, но и во многих
других странах - он приобрел поистине
глобальный характер.
Что же произошло и с русской, и с мировой архитектурой в эту пору? Почему сошел с исторической арены классицизм, до того почти безраздельно господствовавший в архитектуре на протяжении многих десятилетий? Почему восторженное восприятие архитектурных творений классицизма в первой четверти XIX века начинает в 30-х годах сменяться все более критической и даже негативной оценкой?
Детальный анализ этой сложнейшей искусствоведческой проблемы требует специальных глубоких исследований. Отнюдь не претендуя на полноту ее освещения, все же необходимо, хотя бы в самых общих чертах, охарактеризовать причины того крутого перелома в стилистическом развитии русской архитектуры, который произошел в 30 - начале 40-х годов XIX века.
Эволюция стиля в архитектуре предопределяется изменениями в характере предъявляемых к ней социальных, идеологических и функциональных требований и теми новыми возможностями, которые открываются в процессе развития социальной структуры общества, его экономики, его культуры, в результате научного и технического прогресса. Разумеется, на разных этапах истории архитектуры воздействие тех или иных факторов может оказываться различным, проявляться не одновременно, в большей или меньшей степени.
Одной из главных причин переоценки классицизма явился свойственный XIX веку «дух практицизма», выразившийся применительно к архитектуре в целом комплексе новых функциональных задач, поставленных перед ней в результате социального и культурного развития общества. Эти новые задачи стали вступать в конфликт с той системой архитектурно-художественных приемов, которая была выработана классицизмом. Здания становились все более разнообразными по назначению, больше внимания уделялось функциональной стороне построек, их удобству и комфортабельности, гигиеничности, освещению и вентиляции помещений. И при этом нередко оказывалось, что между требованиями утилитарного характера и стремлением создать фасад, отвечающий канонам классицизма, возникало определенное противоречие.
Присущее классицизму стремление к созданию приподнятых, героизированных архитектурных образов, реализуемое широким использованием ордерных композиций, все чаще оказывалось в несоответствии с функциональным назначением построек. Традиционная симметрия фасада не отвечала внутренней структуре здания, торжественность и импозантность внешнего облика при входе во двор сменялись совершенно иными впечатлениями. В архитектуре позднего классицизма фасады все более явственно превращались в архитектурную декорацию: она придавала выразительность и цельность ансамблю площади или улицы, но скрывала за собой конгломерат дворов и внутренних помещений, структура которого порой абсолютно не соответствовала композиции фасада. Наглядным подтверждением сказанного могут служить сформировавшие ансамбль Дворцовой площади здания Главного штаба (западное крыло) и Министерства иностранных дел (восточное крыло), застройка улицы Зодчего Росси (за трехэтажными фасадами прячутся сложные по структуре здания, в которых число этажей доходит до пяти).
В первых десятилетиях XIX века архитекторы порой декорировали фасады жилых многоквартирных домов монументальными портиками и лоджиями. Так был решен, в частности, фасад четырехэтажного дома Косиковского (современный адрес: улица Герцена, 14), построенного в 1814-1817 годах, возможно, по проекту В.П. Стасова. Многоколонная лоджия придает этому зданию сходство с дворцом вельможи: между обликом здания и его функцией многоквартирного жилого дома возникло определенное расхождение.
Еще явственнее подобное расхождение в здании, сооруженном в саду Академии художеств архитектором А.А. Михайловым в 1819-1821 годах: в нем должны были разместиться рисовальный зал, баня и прачечная, но утилитарная функция здания была завуалирована монументальностью фасада, декорированного мощным портиком греко-дорического ордера.
Колоннада в композиции здания Императорских конюшен, построенного В.П. Стасовым в 1819-1823 годах, эффектно оформила его закругленный западный корпус, однако она лишена функционального смысла и противоречит утилитарным требованиям, сильно затемняя окна (в то же время другие фасады этого здания скомпонованы в соответствии с его функцией). Плоскость верхней части стен Адмиралтейства А.Д. Захаров использовал для размещения длинных лепных фризов с изображениями атрибутов воинской славы, отказавшись от верхних оконных проемов: при выборе между функцией и формой он отдал предпочтение форме. Характерно, что следующее поколение зодчих - современники начавшегося распада классицизма - разрешило это противоречие в пользу функции: в 1830-х годах захаровские фризы были уничтожены и на их месте пробили окна.
Канонический язык классицизма оказался не всегда способен достаточно гибко откликаться на изменения, происходящие в функциональной стороне архитектуры. Некоторые архитекторы стали осознавать и осуждать это уже в 1830-х годах. Молодой московский архитектор М. Лопыревский в своей «Речи о достоинстве зданий», произнесенной 7 мая 1834 года, подчеркивал, что «здание составляется не фасадом, но планом, от которого зависят фасад и разрез и каждый из сих предметов в зависимости один от другого». Лопыревский считал нарушением законов архитектуры фасады тех зданий, «которые не представляют совершенно никакого назначения либо обманывают в оном, ибо, взирая на здание, вы не узнаете, общественное оно или частное, судебное ли строение или торговое...». Он критиковал «употребленные без нужды колонны».
Те же мысли высказывались и другими. Известный в те годы ученый-эстетик, профессор Московского университета Н.И. Надеждин в речи на торжественном собрании университета 6 июля 1833 года упоминал о «нашем северном климате, где величественные колонны исчезают в туманах, роскошные завитки капителей заносятся снегом, широкая четырехугольная форма всего здания подавляется тяжестью облаков, над ним висящих…» Надеждин считал, что «архитектура, работающая по светлым пропорциям греко-римского зодчества», не соответствует климатическим условиям России, и высказал сомнения в целесообразности дальнейшего использования ее художественного языка в русской архитектуре: <Будущность должна решить сию великую задачу: но в современном гении обнаруживается уже потребность ее решения>.