Петергоф-резиденция Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:16, реферат

Описание работы

Выбор темы для моего реферата был довольно прост. Так как я жительница Петергофа, мне всегда интересно изучать историю своего города. Перед собой я поставила следующую цель: "Изучение истории и современного состояния царской резиденции Петра I". Так же перед собой я поставила задачи:
1) Подобрать источники по данной теме;
2) Определить, как и когда создавался дворцово-парковый ансамбль "Петергоф";

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
История Петергофа..............................................................................................3
Петергоф в годы Великой Отечественной войны и его возрождение.........................................................................................................8
Современное состояние резиденции.........................................................................................................10
Заключение.........................................................................................................11
Список использованных источников и литературы.........................................................................................................12

Файлы: 1 файл

PETERGOF-2.docx

— 34.59 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный  архитектурно-строительный университет

 

Кафедра истории

 

Дисциплина: Культурология

 

Реферат

" Петергоф - резиденция  Петра I "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Оглавление

Введение...............................................................................................................3

История Петергофа..............................................................................................3

Петергоф в годы Великой  Отечественной войны и его возрождение.........................................................................................................8

Современное состояние резиденции.........................................................................................................10

Заключение.........................................................................................................11

Список использованных источников и литературы.........................................................................................................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выбор темы для моего реферата был довольно прост. Так как я жительница Петергофа, мне всегда интересно изучать историю своего города. Перед собой я поставила следующую цель: "Изучение истории и современного состояния царской резиденции Петра I". Так же перед собой я поставила задачи:

1) Подобрать  источники по данной теме;

2) Определить, как и когда создавался дворцово-парковый ансамбль "Петергоф";

3) Исследовать уникальные приемы, которые использовались при строительстве царской резиденции;

4) Выяснить, что было с Петергофом во время Великой Отечественной войны;

5) Узнать, как и кем был возрожден послевоенный Петергоф;

6) Выяснить нынешнее состояние  государственного музея-заповедника.

Эта тема является довольно актуальной, потому что дворцы, парки и фонтаны Петергофа – это памятники мировой культуры, сохраненные для будущего поколения.

История Петергофа

Название Питергоф (именно так сначала писалось это слово) в переводе с немецкого означает "Петров двор". Впервые оно упоминается в "Походном журнале" Петра 13 сентября 1705 г. Именно с этой даты отсчитывается история Петергофа. В этот день петровское судно "Мункер" бросило якорь около небольшой мызы, выбранной царем для отдыха во время частых морских переходов из Петербурга в Кронштадт.

Шла Северная Война, начатая  Петром I за возвращение России ее исконных приневских и ижорских земель. Русская армия одерживала все новые победы над шведами. Полтавская битва 1709г.,взятие Риги и Выборга в 1710г., морская победа при Гангуте в 1714 г. доказали всему миру, что Россия не намерена более уступать Швеции и собирается закрепить свое присутствие на Балтике строительством в устье Невы новой столицы европейского типа- Санкт-Петербурга, а рядом со своей новой столицей Петр решает построить парадную загородную резиденцию, основной идеей которой должно стать прославление России и ее недавних побед. Замысел создания такой резиденции рождается у него во время его путешествия во Францию. На него произвели большое впечатления парки Версаля и Марли-ле-Руа, особенно поразила Петра резиденция Марли, с грандиозным акведуком и огромным, действовавшим тогда каскадом. Версальские фонтаны навели Петра на мысль соорудить нечто подобное в создаваемом им Петергофе.[3,С.48] Нетерпеливый Петр, обследовав многочисленные родники в Ропше, пришел к выводу о возможности создания самотечного водовода для устройства фонтанов в Петергофе. По чертежам первого русского инженера-гидравлика В.Туволкова двадцативерстный канал был вырыт всего за 8 недель и с 9 августа 1721 года в Петергофе стали действовать фонтаны, а 15 августа 1723 года состоялось официальное открытие петергофской резиденции.[4,С.25] К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, были постороены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж, построены более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды, Большой каскад; Марлинский дворец, еще не облицованный мрамором, но уже периодически действовавший; шестнадцать мощных фонтанов, таких как Большие и Менажерные, "Пирамида", "Сноп", водометы в трельяжных нишах по сторонам канала и фонтан Менажерного пруда. На каскадах, фонтанах, террасах и аллеях стояли свинцовые золоченые, мраморные, алебастровые и деревянные статуи, вазы и бюсты. Подстриженные кустарники и деревья, узорные цветники и редкие растения в раскрашенных керамических вазах и кадках с золочеными обручами дополняли картину садов Петергофа, в которой общий размах и величие сочетались с изяществом деталей и изысканным художественным убранством дворцовых интерьеров.[6] Декоративная насыщенность, яркость и великолепие петергофского ансамбля еще более умножены в середине XVIII века архитектором Б. Ф. Растрелли. Крупнейший мастер русского барокко, один из одареннейших зодчих Европы того времени, Растрелли более десяти лет работал в Петергофе. По его проекту скромные Верхние палаты стали частью величественного, с роскошной анфиладой парадных апартаментов Большого дворца, доминирующего над парком. Растрелли построил так называемый Екатерининский корпус у Монплезира и связал в единый комплекс разные строения, размещенные по сторонам петровского дворца. По его чертежам в Нижнем парке поставили трельяжные беседки на площадках у фонтанов «Адам» и «Ева», разбили узорные цветники у Большого каскада, декорировали фонтаном восточный лабиринт. Архитектор расширил и окаймил монументальной оградой Верхний сад, построил в саду Оперный дом, позже разобранный.Работы Растрелли усилили праздничность и нарядность Петергофа и придали ему блистательный облик парадной приморской резиденции главы могущественной державы. Утверждение в русской архитектуре 1760— 1770-х годов классицизма вызвало развитие пейзажных парков, что сказалось и на петергофском ансамбле. Типичная для регулярных парков геометрическая подстрижка деревьев была прекращена, цветники заменялись лужками, но в целом композиция не была нарушена. Более того, в это время в Нижнем парке от Марлинского пруда провели с запада на восток Березовую аллею, создав третий луч трезубца, придавший завершенность всей планировке. Один из лучших зодчих архитектуры высокого классицизма, Воронихин А.Н. с присущей ему художественной чуткостью органически вписал свои сооружения в барочный ансамбль, не нарушив его художественной целостности. По проектам Воронихина перед Большим каскадом взамен деревянных возвели колоннады, облицованные пудожским камнем, с водометами на золоченых куполах и фонтанами-пазами на кровле. На террасах архитектор разместил миниатюрные каскады и фонтаны-чаши. Композицию западной части Нижнего парка Воронихин обогатил постройкой Эрмитажного каскада — четвертого в Петергофе. Место пересечения канала и Марлинской аллеи он акцентировал мраморными вазами на канпелированных постаментах из пудожского камня. Воронихин проектировал для Петергофа верхний грот каскада Драконов, обелиски, балюстраду из пудожского камня для Марлинского каскада. С самого начала строительства петергофской резиденции архитекторы стремились к широкому использованию долговечных материалов, особенно в фонтанных сооружениях.

Так в течение полутора веков сложился грандиозный комплекс дворцово-парковых ансамблей. Он включал  одиннадцать парков общей площадью более тысячи гектаров, около тридцати зданий и павильонов, множество мелких декоративных и парковых сооружений — беседок, домиков, караулок, служебных  и жилых зданий, фонтанов, сотни  мраморных и бронзовых статуй, бюстов, ваз. В дворцовых зданиях  хранились первоклассные произведения живописи, художественные коллекции, редчайшие  собрания предметов бытового убранства. С первых дней существования и  до революции 1917 года дворцово-парковые ансамбли Петергофа были царскими и  великокняжескими имениями, в большей  своей части закрытыми для  посещения. Исключением являлись Нижний парк, Верхний сад, Колонистский и Луговой парки, открытые для прогулок всех желающих.Начиная с первой четверти XVIII века в петергофских парках проводились пышные праздники в ознаменование «викториальных дней» и «дней тезоименитства» членов царской фамилии. Петергофские праздники, сопровождавшиеся роскошными иллюминациями и фейерверками, привлекали «весь Петербург» и были известны во всей Европе. Оформляли праздники лучшие архитекторы и художники. Известно, что для написания «иллюминационных картин» в первой половине XVIII века привлекались такие живописцы, как М. Негрубов, Л. Гаврилов, И. Вишняков. Особый размах петергофские праздники приобрели в 30—50-х годах XIX века, когда порой под открытым небом и Нижнем парке давались спектакли, в которых участвовали лучшие артисты. Со второй половины XIX века в парке ежегодно начали устраивать «общедоступные» праздники с иллюминацией, фейерверками и лотереей. Зачастую за вход на гулянье взималась немалая для того времени плата — так, билеты на гулянье 27 июля 1869 года стоили десять копеек серебром. 
Вскоре после революции петергофская царская резиденция была национализирована и превращена в музейный комплекс, а 18 мая 1918 года по залам Большого дворца прошла первая экскурсия. Это решение было закреплено декретом Совета Народных Комиссаров Республики от 13 июля 1918 года о конфискации имущества низложенного российского императора и членов императорского дома. В истории Петергофа открылся новый период. Десять музеев, представлявших развитие русской истории и культуры XVIII—XIX столетий и начала XX века, принесли Петергофу известность одного из крупнейших просветительских центров. В 1939—1941 годах Петергоф ежегодно посещали более полутора миллионов человек. Остальные дворцовые здания, кавалерские, фрейлинские, гофмаршальские дома и прочие служебные строения приспособили под дома отдыха, а парки открыли для всеобщего посещения.[5]

 

 

Петергоф в  годы Великой Отечественной войны и его возрождение

Возведенный тщанием и  любовью своего основателя - императора Петра I; благоустроенный, приумноженный и бережно хранимый его потомками, превращенный в музей после октябрьских событий 1917 года, Петергоф в годы Великой Отечественной войны оказался в руинах. Заминированный парк, подорванный и сгоревший Большой дворец, опустевший пьедестал фонтана "Самсон", обломки скульптур, уничтоженные дворцы, павильоны и фонтаны предстали перед глазами вернувшихся сюда зимой 1944 года сотрудников музея. "От Петергофа сохранилось только небо", - эта фраза Ольги Берггольц характеризовала масштаб национальной трагедии. Утраты были столь значительны, что в послевоенные годы породили дискуссию о целесообразности восстановления петергофского ансамбля. Однако серьезное и продуманное решение - "Возрожденному Петергофу быть!" - открыло новую эру в истории ансамбля. [7]

Благодаря энтузиазму ленинградцев, работавших на расчистке петергофских парков, летом 1945 г. стало возможным открыть для посетителей Нижний парк, хотя долго еще экскурсоводы вместо подлинных фонтанов и скульптур показывали фотографии, сделанные до войны. Небольшим разрушениям подверглись фонтаны центральной части Нижнего парка. Несмотря на то, что их восстановление представляло черезвычайную сложность и требовало больших материальных затрат, в конце 1945 г. было принято решение начать возрождение фонтанов именно с этой группы. Благодаря упорному труду рестовраторов (мастеров фонтанного дела Ф.Смирнова, Н. Лаврентьева, П.Лаврентьева и многих других) уже 25 августа 1946 г. были введены в действие 38 водометов. 14 сентября 1947 г. состоялось открытие фонтанов второй очереди, превратившееся в грандиозный народный праздник, и главным героем его, конечно, был возрожденный "Самсон, раздирающий пасть льва", воспринимавшийся отныне и как символ, увековечивший подвиг советских воинов, победивших фашизм. К началу 1950-х годов были восстановлены фонтаны "Адам " и "Ева", "Менажерные", фонтаны Монплезирского сада, каскады "Золотая гора" и "Шахматная гора".Из музеев первым после войны в 1952 г. открылся для посетителей павильон Эрмитаж, где благодаря современной эвакуации почти полностью сохранилась коллекция живописи голландских, фламандских, французских и итальянских мастеров XVII-XVIII веков, стекло русской работы. Через несколько лет был восстановлен и открыт Монплезир, в 1964 г. посетители смогли увидеть первые отреставрированные шесть залов Большого дворца. В 1970-е годы был возрожден Верхний сад, в 1979 г. открылся после реставрации Коттедж, в 1982 г. возродили взорванный фашистами Марли.

За большие заслуги  в восстановлении художественных памятников Петергофа наиболее искусные и талантливые  реставраторы в 1972-1973 годах были удостоены  государственных премий, орденов  и медалей.

Но реставрационная работа не прекращалась. В 1986 г. распахнули свои двери обновленный Екатерининский корпус. В 1988 г. в западном корпусе Фрейлинского дома появился новый музей - музей семьи Бенуа, в 1997 г. для посетителей открылся Банный корпус и Грот, в 1999 г. - Готическая капелла в Александрии и Путевой  дворец в Стрельне, в 2001 г. начал работать для посетителей Кухонный корпус. В 2002 г. в корпусе "Под гербом" Большого дворца начала функционировать выставка "Особая кладовая Петергофа", где можно увидеть императорские драгоценности, золото, серебро, фарфор, предметы туалета, бальные платья и мундиры прошлых веков. В 2004 г. был отреставрирован деревянный Вольер и открыты совсем новые музеи - Музей велосипедов и Музей яхт. Совсем недавно был открыт еще один новый музей - Музей игральных карт. В 2003 г. были отреставрированы фасады Церковного корпуса Большого дворца, воссоздано его историческое пятиглавие.  В 2005 г. после долгой реставрации были открыты для посетителей Царицын и Ольгин павильоны.

Кроме того, оставаясь первоклассным  музейным комплексом , Петергоф возобновил и свою общегосударственную миссию. Так, например, главы многих государств и правительств в Тронном зале Большого дворца 31 мая 2003 года отмечали трехсотлетие Санкт-Петербурга, присутствовали на пуске фонтанов, на фейерверках  в Нижнем парке. Использование Петергофа  государственными деятелями высокого ранга  в качестве официальной резиденции вновь, как и прежние времена, становится нормой.[3,С.94-96]

Современное состояние  резиденции

В настоящее время Государственный  музей-заповедник "Петергоф" входит в состав Петродворцового района Санкт-Петербурга. Протяженность района вдоль южного побережья Финского залива - 32,5 км, площадь - 11 534 га, население - -116,7 тыс. человек.[2,С.2] Сейчас Государственный музей-заповедник объединяет сады и парки площадью более 1000 гектаров и 20 отдельных музеев, число которых с каждым днем увеличивается.[3,С.96] За последние годы в Петергофе восстановлена гостиница "Самсон", Царицын и Ольгин павильоны, Фермерский дворец, проведены работы по восстановлению памятника "Каспийцы- товарищам павшим".[1,С.95] В 1997 году ГМЗ "Петергоф" был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России и вошел в перечень памятников мирового наследия ЮНЕСКО. Ежегодно гостями "столицы фонтанов" бывают более 3 миллионов человек.[3,С.96]

 

 

Заключение

          Я изучила краткую историю Петергофа, а так же определила в каком состоянии сейчас находится ГМЗ "Петергоф".

         Оказалось, что при строительстве этой царской резиденции использовались совершенно новые материалы для XVIII века, конечно музей-заповедник подвергался неоднократной реставрации, но большую часть своих "сокровищ" он потерял именно в годы Великой Отечественной войны.  Не стоит забывать, что и в послевоенные годы проводилась усиленная работа по восстановлению Петергофа, в которой принимали участие не только профессионалы, но и обычные жители . Современное состояние этого дворцово-паркового ансамбля можно оценить как удовлетворительное, так как еще остаются объекты, которые тоже ждут "своего часа". Ежегодно на восстановление водоводной системы фонтанов  требуется немалая сумма, однако расходы музея госбюджет не покрывает и на треть, а это значит, что этот уникальный объект "выживает" благодаря своей мировой славе и туристам, посещающим музейный комплекс.

Информация о работе Петергоф-резиденция Петра I