Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:10, доклад
Важнейшим этапом развития античной философии была пифагорейская школа. С деятельностью этой философской школы связано начало формирования первых университетов в истории человечества.
Школа была основана Пифагором (род. 580— 570 гг. до н. э.— ум. в конце V в. до п. э.). До ее основания Пифагор посетил весь древний мир, жил в Египте и Вавилоне (22 года — в Египте и 12 —в Вавилоне).
Пифагор и его школа
Доклад
Пифагорейская школа
Важнейшим этапом развития
античной философии была пифагорейская школа. С деятельностью этой философской
школы связано начало формирования первых
университетов в истории человечества.
Школа была основана Пифагором (род. 580— 570 гг. до н. э.— ум. в
конце V в. до п. э.). До ее основания Пифагор
посетил весь древний мир, жил в Египте
и Вавилоне (22 года — в Египте и 12 —в Вавилоне).
Целью создания школы была социальная
миссия, которой Пифагор придавал большое
значение - религиозно-нравственная реформа
общества. "Пифагор" – не имя, а прозвище,
означающее "убеждающий речью".
По свидетельству древнегреческого историка
философии Диогена Лаэртского, в результате
первой же своей речи (лекции), прочитанной
в г.Кротон, Пифагор приобрел 2 тыс. учеников,
которые и образовали школу. Они создали
"государство" – "Великая Греция".
В основу школы были положены законы и
правила учителя Пифагора. Школа Пифагора
пережила девять поколений.
В его школе чередовались занятия гимнастикой
и медициной, музыкой и науками (особенно
математикой).
Пифагор был первым, кто назвал философию
этим именем, началами же философии он
полагал числа и заключенные в них соразмерности
(гармонии). Числа, учил он, заключают в
себе тайну вещей, а всемирная гармония
есть совершенное выражение Бога. Семь
священных ладов, построенных на семи
нотах семиструнника, соответствуют семи
цветам света, семи планетам и семи видам
существования, повторяющимся во всех
сферах материальной и духовной жизни,
начиная с самой малой и кончая самой великой.
В школе Пифагора большое внимание уделялось
нравственной жизни. Жизнь должна была
содействовать очищению души и очищению
тела, которое достигалось правильной
гигиеной и строгой дисциплиной нравов.
Побеждать свои страсти было первым долгом
посвященного юноши или девушки. Кто не
привел свою собственную природу в гармонию,
тот не способен отражать и божественную
гармонию.
В среднем в школе Пифагора учились одновременно
235 учеников (217 мужчин и 18 женщин). Пифагор
очень ценил добродетель посвященной
женщины, но с недоверием относился к женщине
обыкновенной, Одному ученику, который
спрашивал Пифагора, когда же ему можно
будет приблизиться к женщине, он отвечал:
"Когда тебя утомит твой покой". Умеренный
обед учащихся в школе состоял, как правило,
из хлеба, меда и олив.
Много интересных легенд сохранилось
о школе философов. Человек, стремящийся
попасть в ученики, проходил испытания.
(Испытания были довольно суровыми. К примеру,
предстояло провести ночь в пещере, куда
"являлись" чудовища и привидения.
Или: ученика заключали в келью, давали
доску и требовали найти смысл одного
из пифагорейских символов. Следовало
объяснить: "Что означает треугольник,
вписанный в круг?" Человек проводил
12 часов наедине с этой задачей, имея кружку
воды и кусок хлеба; затем его вводили
в залу собраний, где были в сборе все ученики,
которые должны были провоцировать его
па негодование — смеяться и т. п.— а он
— показать свой разум и воздержанность;
многие плакали, грубили, бросали доску,
бранили школу и т. п.; тогда выходил Пифагор
и объявлял, выдержал ли испытуемый экзамен
и принят ли в школу).
Пифагорейская школа была своего рода политическим
клубом и дружеской общиной. Философия
была здесь основным занятием. И она воспринималась
как особый, отличный от обыденного, образ
жизни. Те, кто желал войти в этот союз,
проходили трехлетний испытательный срок.
До наших дней сохранилось выражение "пифагорейское
пятилетнее молчание". Эта мыслеформа
означала испытание выдержкой для тех,
кто не был слишком усердным в учебе. Молчание,
ограниченное коротким промежутком времени,
считалось необходимым для людей серьезных.
Но болтунов карали своего рода изгнанием
сроком до пяти лет. Эта практика и вошла
в историю философии под названием "пифагорово
молчание". Пифагор полагал, что начало
мудрости состоит в том, чтобы научиться
размышлять и разучиться болтать.
Очень скоро религиозно-нравственная
направленность школы вступила в противоречие
с господствующей греческой демократией
и ее принципами, т. е. приобрела политическую
направленность, вызывая озлобление у
оппонентов. В конце концов, школа была
сожжена, погибла большая часть последователей
пифагорейской школы и сам учитель (по
другой версии он скрывался, а затем уморил
себя голодом).
Пифагорейская философия была формой
объективного идеализма. Пифагор называл
своих учеников "математиками", т.
к. обучение начиналось с учения о числах.
"Священная математика" была у Пифагора
наукой принципов, в которой числа означали
сущность вещей. Число у Пифагора — не
абстрактное количество, а существенное
и деятельное качество верховной Единицы,
т. е. Бога, источника мировой гармонии.
Наука чисел стала в его учении наукой
живых сил, божественных качеств в действии;
и в мирах, и в человеке, т. е. и в макрокосме,
и в микрокосме. Таким образом, у Пифагора
на учении о числах основывалась и теогония,
и теология.
Вот какова теогония: в трансцендентальной
математике алгебраически доказывалось,
что 0, умноженный на бесконечное, равняется
единице, 0=1. Ноль — это бесконечное бытие.
Вечность, на языке храмов, обозначалась
кругом или змеей, кусающей свой хвост;
это символ Бесконечности, движущейся
по собственному импульсу. Когда Бесконечность
определяет себя, она производит числа,
которые заключает в свое единство и управляет
ими в совершенной гармонии. Таков трансцендентный
смысл первой проблемы пифагорейской
теогонии, объясняющей, почему великая
Монада (т. е. Единица, Неделимое) заключает
в себе все малые числа, и почему все числа
исходят из великого единства, приведенного
в движение.
Из теогонии следовала и теология: Бог,
Неразделимая Сущность, имеет своим числом
Единицу. Она содержит в себе Бесконечность,
имя которой — Отец, Создатель, или Вечно-Мужеское.
Ее знак — Огонь, символ Духа. Это первое.
Второе: великая Монада действует посредством
творческой Диады. С самого момента своего
проявления Бог двойствен: неразделимая
сущность и разделимая субстанция: начало
мужское, активное, животворящее, и начало
женское, пассивное или пластическая,
живая материя. Диада— есть слияние Вечно-Мужеского
и Вечно-Женственного в Боге. В человечестве
— женщина представляет собой природу,
и совершенным подобием Бога является
не человек, но мужчина и женщина. Отсюда
и их непреодолимое, могучее и роковое
влечение друг к другу.
Третье: проявленный мир тройственен,
ибо человек состоит из трех элементов,
сплавленных вместе (тело, дух и душа);
вся вселенная делится на три концентрических
сферы (мир природный, мир человеческий,
мир божественный). Триада или закон троичности
есть образующий закон вещей и ключ жизни.
Итак, 1=2 = 3 (Монада=Диада = Триада).
Пифагор шел дальше в своем учении о числах.
В каждом из них он определял тот или иной
принцип, тот или иной закон, ту или иную
активную силу Вселенной. Он говорил, что
главные учения содержатся в четырех первых
числах: 1, 2, 3, 4; ибо, складывая или помножая
их между собой, можно найти и все остальные
числа. Особое значение Пифагор придавал
числам 7 и 10. 7 состоит из 3 и 4. Это число
означает соединение человек (он тройствен)
с Божеством (Единица). 7 — это число Великих
Посвященных (им известны тайны бытия).
10 — образуется из сложения первых четырех
чисел (1, 2, 3, 4) и есть совершенное число,
ибо оно выражает собой все начала Божества.
Эти начала, развившись, сливались в новом
единстве.
Загадки макрокосма, считал Пифагор, в
тайне микрокосма. Надпись над дельфийским
храмом гласила: "'Познай самого себя,
и ты узнаешь Вселенную и Богов”. В этой
фразе Пифагор видел великий смысл.
Пифагор был также автором античной философии
душепереселения (трансмиграции). Однако
она, к сожалению, была высказана им очень
скупо (вследствие обета молчания) и дошла
до нас только в виде обрывков этого учения.
Философ Ксенофан, по свидетельству Диогена
Лаэртского, говорил о Пифагоре: "...когда
били какого-то щенка, он, проходя мимо,
пожалел его и изрек: "Перестань его
бить! В нем душа дорогого мне человека,
которую я узнал, услышав издаваемые ею
звуки". Об учении Пифагора также известно,
что он полагал душу бессмертной, но переходящей
в тело других живых существ. Далее, - что
все происходящее в мире снова повторяется
через определенные промежутки времени,
но что ничего нового вообще не происходит
и что все живые существа необходимо считать
однородными между собой.
О Пифагоре рассказывают, что он способен
был слышать гармонию Вселенной, воспринимать
всеобщую гармонию сфер и движущихся в
них светил, которую обычный человек не
мог слышать; в ощущениях и мышлении Пифагора
заключалась необычная сила, способность
видеть каждую из существующих вещей..
К III в. до и. э. пифагореизм, как философское
направление, исчез. Он возродился лишь
в I в. до н. э. в слиянии с платонизмом и
другими объективно-идеалистическми школами
религиозно-философского направления.
Итак, онтология пифагорейской школы
это учение о числах. За первичное и основу
бытия Пифагор принимал символ этого бытия
– число. Гносеология школы - математика.
С помощью математики, и только математики,
пифагорейцы изучали тайны бытия, макро-
и микрокосмоса.