Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:32, реферат
Пирамиды и Сфинкс, который впрочем также входит в состав погребального комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат к наиболее характерным монументальным памятникам древнего Египта. Пирамиды были классическим типом царской усыпальницы в эпоху Древнего царства, а в менее монументальном виде, сохраняя свою внешнюю форму, возводились также для фараонов Среднего царства. Древнейшим видом гробниц царей Египта, возникшим до пирамид, были мастабы. Слово “мастаба” относится уже к арабскому времени и связано с тем, что форма этих трапециевидных в разрезе гробниц напоминала арабам большие скамьи, называвшиеся “мастаба”.
Хотя исследователи давно уже обратили внимание на изменения в первоначальном плане Большой пирамиды, возникшие в процессе ее строительства, в наблюдениях и выводах Козиньского мы впервые находим не только оригинальную и при том чисто практическую попытку истолкования “таинственных” элементов, присущих усыпальнице Хеопса, но и новый взгляд на организацию строительства такого рода мест вечного покоя.
Сама пирамида представляет
собой лишь часть, а вернее главный
элемент целого ряда построек, образующих
единый погребальный ансамбль, расположение
которых было тесно связано с
царским погребальным ритуалом. Похоронная
процессия с останками фараона,
покинув дворец, направлялась к Нилу
и на ладьях преправлялась на западный
берег реки. Вблизи некрополя по
узкому каналу процессия подплывала
к пристани, где начиналась первая
часть церемонии, происходившая
в так называемом нижнем заупокойном
храме. От него вел крытый коридор
либо открытый пандус, по которому участники
церемонии проходили в верхний
храм, состоящий из главного коридора,
центрального двора и— со времени
Микерина —пяти ниш, где устанавливали
статуи пяти фараонов. В глубине
помещалась молельня с ложными воротами
и жертвенником. Рядом с верхним
заупокойным храмом, с его западной
стороны, находилась собственно пирамида,
вход в которую в период Древнего
царства располагался в северной
стене; после помещения тела фараона
в подземной погребальной камере
он старательно замуровывался. С
четырех сторон пирамиды в углублениях
скалы помещались четыре деревянные
ладьи предназначенные для
Архитектурный ансамбль, окружавший
пирамиду, будучи тесно связан с
давно уже сложившимся царским
погребальным ритуалом, отражает одновременно
господствовавшие тогда в Египте
общественные отношения. В этом городе
мертвых, как и в городе живых,
наивысшее место занимал
Таким образом возник символ стража храма, о распространении культа которого свидетельствуют некоторые вотивные стелы, найденные в Гизэ. Таинственный образ сфинкса, обращенного лицом к восходящему солнцу, на протяжении столетий возбуждал беспокойные умы и был предметом самых разнообразных фантастических толкований. Сфинкс стал синонимом загадочности и таинственности, а некоторые утверждают, хотя это и сомнительно, что первоначально облицованный гипсом Сфинкс имел женскую грудь. Археологу приходится опровергать эти занимательные и романтические толкования, а поэтому и Сфинкс разделил участь Большой пирамиды, становясь для нас конкретным археологическим памятником, документом определенного этапа египетской цивилизации— времени царствования фараона Хефрена. Пески пустыни уже в древности засыпали Сфинкса и со временем на поверхности виднелась только одна голова. По всей вероятности он давно выглядел таким, каким увидели его солдаты армии Бонапарта и каким запечатлел его Денон. Сфинкс расчищался от песка при Тутмосе IV, который создал между его лапами нечто вроде молельни, посвященной памяти своих покойных предков. Этот же фараон приказал построить вокруг Сфинкса стену из кирпича-сырца. Песчаные бури, однако, по-прежнему засыпали каменную статую, которую неоднократно приходилось расчищать и позже. Популярность культа сфинкса выразилась в эпоху Нового царства в широком распространении его скульптурных повторений. В частности, сооружались целые аллеи сфинксов, ведущие к храмам.
Приемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.
С восточной стороны пирамиды
Хефрена, на продолжении ее оси, находится
верхний заупокойный храм, имеющий
в плане форму вытянутого прямоугольника,
занимающий площадь 112 х 50м. Его задняя
стена примыкает к стене, окружающей
пирамиду. Мы имеем здесь дело со
сложившимся типом заупокойного
храма эпохи Древнего царства, состоящего
из двух основных частей— первое, доступной
для верующих и второй, куда допускались
лишь избранные. Пандус, соединявший
верхний храм с нижним, при разнице
уровней, составлявшей более 45м, имел длину
494м, а ширину 4, 5м. Частично высеченный
в скале он был выложен внутри
плитами известняка, а снаружи
гранитом. Первоначально это был
по-видимому крытый коридор, освещавшийся
через отверстия в потолке. Не
исключено также, что его внутренние
стены были некогда украшены рельефами.
Одним из наиболее великолепных и
хорошо сохранившихся монументальных
сооружений Древнего царства является
нижний храм Хефрена. Этот храм, имеющий
в плане форму квадрата со стороной
4, 5м, построен из больших блоков гранита.
Его стены имеют легкий наклон
и в связи с этим он производит
впечатление огромной мастабы, в
особенности со стороны фасада. Перед
храмом находилась пристань, куда присаливали
ладьи, плывущие по каналу со стороны
Нила. Два входа в храм стерегли,
по-видимому, четыре сфинкса, высеченные
из гранита. Посередине храма помещалось
нечто вроде наоса, где возможно
находилась статуя фараона. От обоих
входов отходили узкие коридоры, которые
вели в гипость с шестнадцатью
монолитными столбами из гранита. В
этом зале, имеющем форму перевернутой
буквы Т, стояли двадцать три статуи
сидящего фараона, выполненные из алебастра,
сланца и диорита. Стоит обратить
внимание на цветовую игру полированного
красного гранита, контрастирующего с
алебастровыми плитами пола, а
также на эффекты светотени в
гипостиле. Этот зал, ныне лишенный перекрытия,
освещался первоначально с
Прошли тысячелетия, а
Монументальный царский некрополь
в Гизэ устоял наперекор пескам пустыни
и разрушительной деятельности человека.
До настоящего дня он является наиболее
грандиозным археологическим
Стоит упомянуть еще об одной пирамиде времени IV династии —гробнице фараона Реджедефа, расположенной неподалеку от Гизэ, около селения Абу-Роаш. Реджедеф был по-видимому сыном Хеопса и его жены ливийки. Он убил своего старшего брата Каваба, матерью которого была египтянка. Реджедеф правил всего лишь восемь лет, а после его смерти власть перешла к его младшему брату—Хефрену. Пирамида Реджедефа является наиболее выдвинутой к северу царской гробницей. Эта постройка, по-видимому никогда не завершенная, была задумана в монументальном стиле как сооружение, достойное преемника Хеопса. Стены ведущих вниз коридоров, также как и стены погребальной камеры, были выложены большими блоками известняка и гранита толщиной около двух метров. Сохранившиеся следы облицовки нижних частей наружных стен пирамиды свидетельствуют, что они были также отделаны гранитом. Над погребальной камерой пирамиды находилась по всей вероятности разгрузочная конструкция—также как и в пирамиде Хеопса. Еще в 1842 году, судя по сведениям немецкого египтолога Лепсиуса, высота развалин достигала 17 м. В восьмидесятых же годах прошлого столетия эти развалины превратились в каменоломню, откуда ежедневно триста верблюдов вывозило строительный материал для новых построек в Каире. В Саккаре сохранились три пирамиды эпохи V династии. Одна из них принадлежала первому фараону этой династии, остальные—двум последним. Кроме этого, до нас дошло много мастаб вельмож этого периода, славившихся своим скульптурным и рельефным декором. Усеркаф возвел свою пирамиду рядом с погребальным комплексом Джо-сера, с его восточной стороны. Она была выстроена из огромных блоков грубо отесанного известняка и имела облицовку, следы которой ныне не сохранились.
Пирамида, находящаяся в южной части Саккары, примыкающая к возделываемым полям, известна под названием Харам эшь-Шауаф. В 1945 году американский археолог А. Варилль доказал, что эта усыпальница принадлежала фараону Джедкара-Асеси. Она имеет в плане форму квадрата, каждая сторона основания которого равна 80 м; высота пирамиды достигала 24 м. Пирамида была возведена из грубо отесанного известняка, ее облицовка не сохранилась. Пирамида Унаса была выстроена к юго-западу от пирамиды Джосера.
Ныне она представляет собой почти совершенную руину. Высота сохранившейся сердцевины пирамиды достигает сейчас только 19 м, первоначально же она имела в высоту 44 м. Сторона ее квадратного в плане основания равна 67 м. До сегодняшнего дня сохранились следы старательно обработанной облицовки из белого известняка. Вход в пирамиду был расположен снаружи, с северной стороны. План подземных помещений пирамиды Унаса повторяется в иных пирамидах, принадлежавших фараонам VI династии—Тети, Пепи 1, Меренра и Пепи II. В преддверии, находящемся перед погребальной камерой, были открыты знаменитые “Тексты пирамид”—заклинания, где говорится о погребальном ритуале и жизни фараона в загробном мире. Эти тексты, написанные в виде вертикальных столбцов голубовато-зеленой краской, являются наиболее ранним примером такого рода надписей. В период VI династии некрополь в Саккаре обогатился несколькими царскими гробницами и довольно большим количеством мастаб вельмож. Первый правитель этой династии, фараон Тети выстроил себе гробницу к северо-востоку от пирамиды Усеркафа по прямой линии от усыпальницы Джосера и упомянутой выше гробницы царя V династии. Название этой пирамиды— “Джед-сут” восходит вероятно к названию столицы нома —Мемфиса, употреблявшемуся в гераклеопольский период и в начале Среднего царства. Ныне эта постройка представляет собой руину. Целиком разрушена также пирамида фараона Пепи 1, выстроенная на центральном плоскогорье Саккары. С этой пирамидой связано одно из наиболее драматических открытий в области египтологии. Французский ученый О. Мариэтт, положивший огромные заслуги для археологии Египта, открытия которого принадлежат к крупнейшим достижениям в области археологических изысканий, был убежден, в отличие от своего сотрудника Г. Масперо, что пирамиды не имели надписей. В конце своей жизни т. е. в начале 1880 года этот ученый получил от французского правительства большую дотацию, предназначенную на вскрытие одной из гробниц в Саккаре. В мае 1880 года Мариэтт обследовал пирамиду Пепи 1, думая, однако, что это мастаба. Эстампажи надписей, которыми были покрыты стены погребальных камер, он переслал в Париж Мас-перо, не сказав при этом, откуда они происходят. Масперо сразу же определил, что тексты касаются пирамиды Пепи 1, но все же это не убедило Мариэтта и он продолжал придерживаться теории о “немых” пирамидах. И только будучи уже при смерти, в конце декабря 1880 года в Каире, когда немецкий египтолог Г. Бругш сообщил ему об открытии подобных надписей в погребальных камерах пирамиды Меренра, Мариэтт признал правильность утверждений Масперо. Выше мы уже говорили о мастабах, как о старейших гробницах царей первых династий; классический тип этих построек сложился именно в период Древнего царства. Происхождение мастабы очень просто—мастаба это монументализированный холм, который возникает из земли или песка, когда роют могилу ибо земля над гробом по законам статики всегда будет принимать форму прямоугольной насыпи с наклоненными стенками. Мастаба —гробница знати включала в себе три части: подземную погребальную камеру, отходящий от нее вертикальный колодец, ведущий в надземную часть, а также прямоугольную в плане постройку, воздвигавшуюся из кирпича-сырца или камня; в разрезе эта постройка имела форму трапеции.
Наземная часть мастабы
имела следующие элементы: высеченную
из камня ложную дверь, через которую
двойник покойного мог выходить
и возвращаться обратно, каменную плиту,
так называемую стелу, помещаемую над
ложной дверью, покрытую надписями
с жертвенными заклинаниями и
рельефами, изображающими умершего,
иногда с женой и детьми, приносящими
ему жертву и, наконец, каменный жертвенник,
устанавливаемый перед ложной дверью.
После погребения колодец, ведущий
в погребальную камеру, закладывался
камнями. В зависимости от знатности
умершего мастаба имела еще
Наибольшее количество памятников
наряду с некрополем в Гизэ принесли
раскопки мастаб в северной части
Саккары. К ценнейшим произведениям
искусства принадлежат рельефы
на дереве, обнаруженные в гробнице
писца Хесира, относящейся к эпохе
III династии. Его портрет является
одним из наиболее ранних классических
примеров канона в изображении человеческой
фигуры в барельефе. Среди других
памятников, датируемых временем IV династии,
обращает внимание скульптурная группа,
изображающая Неферхотепа и его
жену. К известнейшим произведениям
египетского искусства