Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 20:02, реферат
Шумер был первой из трех великих цивилизаций древности. Он возник на равнине между реками Тигр и Евфрат в 3800 году до н. э., две другие - в долине Нила в 3100 году до н. э., и в долине Инда в 2800 году до н. э. Несомненно, эти две цивилизации испытали на себе сильнейшее влияние Шумера, удивительные достижения которого потрясают воображение современного человека и до сих пор могут быть объяснены лишь вмешательством неких внешних сил.
Один из крупнейших экспертов по Шумеру, профессор Сэмюел Ноа Крамер, объездил весь свет, изучая шумерские письмена, копировал и переводил их.
1. Письменность и научные открытия в древнем шумерском государстве…..3
2. Какие общеевропейские стили в художественной культуре возникли в
ХУП веке. В чем их особенности?....................................................................6
3. Буддизм………………………………………………………………………..10
4. Фидий………………………………………………………………………….11
Список использованной литературы …………………………………………..14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал)
федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального
«Оренбургский государственный университет»
Факультет дистанционных технологий
Кафедра социальных и гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Культурология»
Вариант № 12
Руководитель работы
_____________Сергеева С.И.
«_____»______________2012г.
Исполнитель
_______________Крюкова К.Д.
«_____»_____________2012г. Нормоконтролер_____________
«_____»_______________2012г.
Бузулук 2012
Содержание
1. Письменность и научные открытия в древнем шумерском государстве…..3
2. Какие общеевропейские стили
в художественной культуре
ХУП веке. В чем их особенности?..................
3. Буддизм……………………………………………………………
4. Фидий…………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………..14
Вариант 2
1. Письменность и научные открытия в древнем шумерском государстве.
Шумер был первой из трех великих цивилизаций древности. Он возник на равнине между реками Тигр и Евфрат в 3800 году до н. э., две другие - в долине Нила в 3100 году до н. э., и в долине Инда в 2800 году до н. э. Несомненно, эти две цивилизации испытали на себе сильнейшее влияние Шумера, удивительные достижения которого потрясают воображение современного человека и до сих пор могут быть объяснены лишь вмешательством неких внешних сил.
Один из крупнейших экспертов по Шумеру, профессор Сэмюел Ноа Крамер, объездил весь свет, изучая шумерские письмена, копировал и переводил их. В своей книге «История начинается в Шумере» он перечислил 39 предметов, ремесел и сфер деятельности, в которых шумеры были первооткрывателями.
В обнаруженной в 1850 году на территории Месопотамии библиотеке Ашшурбанипала было найдено 30 тысяч глиняных табличек, содержащих массу информации, значительная часть которой остается не расшифрованной и по сей день. Между тем, глиняные таблички с записями находили и до обнаружения библиотеки, и потом, причем во многих из них, в частности, в аккадских текстах, указывается, что они скопированы с более ранних шумерских оригиналов.
В течение полутора веков ученые переводят шумерские тексты, но они не обнаружили ни одного «заимствованного слова» и никаких следов предшествовавшей системы письма. Напротив, именно из шумерского языка многие слова были позаимствованы возникшей неподалеку Аккадской империей, а затем вошли в обиход ассирийцев и вавилонян.
Первоначальная система письма в Шумере основывалась на пиктографических знаках, которые впоследствии применялись в Египте, а язык был богат и отнюдь не примитивен. Достаточно, указать на то, что в одном аккадском словаре шумерских слов содержалось 105 обозначений различных типов судов, отличающихся друг от друга по размерам, назначению и видам перевозимого груза.
Шумеры изобрели колесо, первыми начали строить школы и создали двухпалатный парламент. Именно тут появились первые историки. Здесь получили хождение первые деньги - серебряные шекели в виде слитков, возникли космогония и космология, впервые стали вводиться налоги, появились медицина и целый ряд институтов, которые «дожили» и до наших дней. В шумерских отелах преподавались различные дисциплины, а законодательная система этого государства была похожа на нашу. Существовали законы, защищавшие работающих и безработных, слабых и беспомощных, существовала система судей и присяжных.
В библиотеке Ашшурбанипала был четкий порядок и работал большой медицинский отдел, в котором насчитывались тысячи глиняных табличек. Все медицинские термины происходили от слов, заимствованных из шумерского языка. Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах и операциях, например, об удалении катаракты. Указывалось на необходимость применения спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерская медицина отличалась продуманным подходом к постановке диагноза и предписанию курса лечения - как терапевтического, так и хирургического.
В Шумере было хорошо налажено строительное дело, и первую печь для обжига кирпича тоже создали здесь. Такие же печи применялись для выплавки металлов из руды - этот процесс стал необходимым уже на ранних этапах, как только исчерпался запас натуральной самородной меди. Исследователей древней металлургии крайне удивило, как быстро шумеры выучились методам обогащения руды, плавки металла и литья. Эти технологии они освоили всего лишь через несколько столетий после возникновения цивилизации.
Еще более поразительным выглядит то, что шумеры овладели способами получения сплавов. Они первыми научились производить бронзу - твердый, но хорошо поддающийся обработке сплав, который изменил весь ход истории человечества. Умение сплавлять медь с оловом было величайшим достижением. Во-первых, потому что необходимо было подобрать их точное соотношение, и шумеры отыскали оптимальное: 85% меди на 15% олова. Во-вторых, в Месопотамии не было олова, вообще редко встречающегося в природе, его следовало где-то отыскать и привезти. А в-третьих, извлечение олова из руды - оловянного камня - довольно сложный процесс, который не могли открыть случайно.
В отличие от ученых более поздних веков, шумеры знали, что Земля вращается вокруг Солнца, планеты движутся, а звезды неподвижны. Они знали все планеты Солнечной системы, а ведь Уран, например, был открыт лишь в 1781 году. Более того, в глиняных табличках рассказывается о катастрофе, случившейся с планетой Тиамат, которую в научной и научно-фантастической литературе нынче принято называть Трансплутоном, и существование которой косвенно подтвердили в 1980 году американские космические аппараты «Пионер» и «Вояджер», направленные к границам Солнечной системы.
Были найдены тысячи глиняных табличек, содержащих сотни астрономических терминов, математические, формулы и астрономические таблицы - эфемериды, при помощи которых шумеры предсказывали солнечное затмение, различные фазы Луны и траектории движения планет. Изучая древнюю астрономию современные ученые обнаружили замечательную точность эфемерид, хотя совершенно непонятно, каким образом их рассчитали и для чего это было сделано.
Шумеры измеряли восход и закат видимых планет и звезд относительно земного горизонта, пользуясь той же гелиоцентрической системой, которая применяется и сейчас. Мы переняли от них также разделение небесной сферы на три сегмента - северный, центральный и южный. В сущности, все современные понятия сферической астрономии, включая полную сферическую окружность в 360 градусов, зенит, горизонт, оси небесной сферы, полюса, эклиптику, равноденствие и многие другие, внезапно возникли в Шумере. И это при том, что подобные знания не были нужны людям на заре цивилизации.
Все познания шумеров относительно движения Солнца и Земли объединились в созданном ими первом в мире календаре. Этот солнечно-лунный календарь вступил в силу в 3760 году до н. э. в городе Ниппуре. И был самым точным и сложным из всех последующих. А созданная шумерами шестидесятеричная система счисления позволяла вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень. Деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд было основано на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов и в существовании дюжины как меры количества.
Зодиак был еще одним изобретением шумеров, которое в дальнейшем усвоили другие цивилизации. Однако шумеры не пользовались знаками зодиака, привязывая их к каждому месяцу, как делали после них много веков при составлении гороскопов. Они использовали их в чисто астрономическом смысле - в смысле отклонения земной оси, движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет. Каким образом шумеры, чья цивилизация длилась всего две тысячи лет, могли заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920 лет? На этот и, многие другие вопросы, появляющиеся в результате знакомства с шумерской наукой, возникшей как будто на пустом месте и давшей толчок развития всем последующим цивилизациям, внятного ответа не существует.
Этого не может быть! И все же этот невозможный Шумер существовал и обогатил человечество таким количеством знаний, которые не дала ему ни одна другая цивилизация. Более того, загадочным образом зародившаяся шесть тысяч лет назад цивилизация Шумера так же внезапно и таинственно исчезла. На этот счет у ортодоксальных ученых имеется несколько версий. Но называемые ими причины гибели Шумерского царства так же неубедительны, как и версии, которыми они пытаются объяснить его возникновение и поистине фантастический, ни с чем не сравнимый взлет.
2. Какие общеевропейские стили в художественной культуре возникли в ХУП веке. В чем их особенности?
Культура XVII в. представляет особый интерес с точки зрения великих стилей посредством вторых осуществлялось самовыражение основополагающих стилей времени. Речь идёт о барокко и классицизме. Оба стиля сформировались в недрах культуры Ренессанса, но имеют совершенно разную и образную основу.
Эпоха барокко вступила в результате глубокого духовного и религиозного кризиса вызванного Реформацией. Католическая церковь, стремясь с ггоять свои позиции, начинает ещё большее внимание уделять декорированию и храмов, и самой службы. К тому же, всё более популярным и массовым становится театральное искусство. Всеобщее увлечение театром и пристрастие ко всему театральному рождают соответствующее отношение к жизни как к театру. Шекспировские слова: "весь мир - театр, а люди в нём - актёры" из комедии "Как вам это понравится", можно отнести ко многим крупным произведениям европейской литературы и живописи. В Амстердаме в 1638 году был открыт городской театр, над входом в который можно было прочесть строки крупнейшего голландского поэта того времени Вондела: "Наш мир - сцена, у каждого здесь роль своя и каждому воздается по заслугам". Театральность стала моментом, объединяющим барокко и классицизм. На картинах крупнейшего представителя барокко П.- П. Рубенса нередко можно увидеть красный бархатный занавес, гармоничнейшим образом сосуществующий с реалистическим пейзажем. (Картины "Три грации", "Вирсавия"). На полотнах представителя классицизма Н. Пуссена действие уподоблено сцене из спектакля, созданного в традициях классицистской эстетики, где всё и все занимают строго отведенное место на авансцене. Однако, барокко как стилевое направлению, доминировавшее в к. 16 - середине 18 вв. в изобразительном искусстве, архитектуре и драматургии, присущи торжественность, пышность, динамика, многообразие и причудливость форм. Барокко, при всей очевидности эстетических признаков, на удивление разнообразно и всякий раз неповторимо. Классицизм же, строго следующий канонам древнегреческой классики как идеальному эталону и образцу, является самым рациональным, идеологизированным, политизированным и теоретически обоснованным стилем. Большого разнообразия внутри этого стилевого направления не подразумевается.
В архитектуре прямые линии уступили место извилистым и ломаным. Украшения приобрели большую роль и изощренность. Пространство помещений иллюзорно расширялось благодаря беспокойной игре светотени. Широко применялись зеркала для создания иллюзии бесконечного пространства. Осуществлялись широкомасштабные проекты, например, ансамбль площади собора св. Петра в Риме, спроектированный Л. Бернини.
Период расцвета фламандского барокко приходится на 1-ю пол. XVII в. и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Законодателем в новом стиле стал великий мастер европейского барокко П.П. Рубенс (1577-1640). Он пишет портреты, исторические картины на мифологические и библейские темы, оформляет дворцы и церкви. В композициях "Воздвижение креста", "Снятие с креста" художник использует резкие ракурсы фигур, беспокойные пятна света и тени. Открытость композиции, особая чувственность тел, характеризует Рубенса, интерпретирующего греческие и римские легенды; "Похищение дочерей Левкиппа", "Вакханалия", "Персей и Андромеда". Переходом к зрелой фазе творчества художника стал цикл картин "Жизнь Марии Медичи" для Люксембургского дворца во Франции (1622-1625). Картины театральны, манера письма выразительна, непринужденно свободна. Одна из любимых тем художника - тема вакхическая, ("Вакх", "Вакх и Ариадна", "Союз земли и воды"), демонстрирующая откровенно телесное восприятие жизни, языческое и театрально-карнавальное в своей основе.
В скульптуре к барокко относят, прежде всего, итальянца Л. Бернини (1598-1680), чья алтарная скульптурная группа Экстаз св. Терезы (церковь Санта-Мария делла Виттория, Рим) считается образцом воплощения особенностей этого стиля, эталоном барочной скульптуры. Живопись, скульптура, декор, архитектура создают здесь целостный драматический ансамбль. Диапазон дарований Бернини чрезвычайно велик: от архитектора, скульптора, живописца до театрального комедиографа и постановщика.
В
музыке барокко
Популярными становятся и две формы инструментальной музыки: концерт и соната. Оркестровое исполнение рассматривается как максимально выигрышная форма передачи типичных для барокко контрастных эмоциональных состояний. В концерте инструменты как бы соревнуются друг с другом. "Большие концерты" - кончерти гросси -писались для оркестра композитором Корелли. Впоследствии Антонио Вивальди (1680-1741) создаёт концерт для солирующего инструмента {чаще всего скрипки) с оркестром. Получилось как бы соревнование солиста с оркестром, или личности с миром.
Информация о работе Письменность и научные открытия в древнем шумерском государстве