Письменность и научные открытия в древнем шумерском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 13:18, контрольная работа

Описание работы

Шумерская письменность – самый старый пример письма на земле. В начале своей истории шумеры пользовались изображениями, иероглифами для письма, позже появились символы, складывающиеся в слоги, слова, предложения. Треугольные или клинописной формы знаки использовались для письма на тростниковой бумаге или же на сырой глине. Данный вид письменности именуется клинопись. Часто слова записывались по принципу ребусов: из знаков, звучание которых было похожим на звучание нужного слова, составлялось слово. Иногда идеографические знаки выступали в качестве matres lectionis («помощников чтения»): идеограмма с определённым значением употреблялась рядом со слоговым комплексом для пояснения значения слова. Изредка на письме отображались и грамматические показатели, но это, особенно на ранних стадиях существования письменности, не было правилом.

Файлы: 1 файл

Культурология ГОТОВ.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Вариант 2

  1. Письменность и научные открытия в древнем шумерском государстве.

 

Шумерская письменность – самый старый пример письма на земле. В начале своей истории шумеры пользовались изображениями, иероглифами для письма, позже появились символы, складывающиеся в слоги, слова, предложения. Треугольные или клинописной формы знаки использовались для письма на тростниковой бумаге или же на сырой глине. Данный вид письменности именуется клинопись.  Часто слова записывались по принципу ребусов: из знаков, звучание которых было похожим на звучание нужного слова, составлялось слово. Иногда идеографические знаки выступали в качестве matres lectionis («помощников чтения»): идеограмма с определённым значением употреблялась рядом со слоговым комплексом для пояснения значения слова. Изредка на письме отображались и грамматические показатели, но это, особенно на ранних стадиях существования письменности, не было правилом.

 

Клинопись насчитывала до 900 знаков. Постепенно система записи усложнилась и стала настолько неудобной, что вытеснилась другими, появляющимеся к тому времени системами записи языка.

 

Шумер славится своими открытиями:

 

  • Именно в Шумере был заложен фундамент знаний по математике: вычисление площадей сложных фигур, извлечение корня, решение уравнений с двумя и тремя неизвестными и даже сведения о золотой пропорции и числах Фибоначчи. Учёным Шумера были известны элементы вычислительной математики и кодирование информации – наук, открытие которых в середине 20-го столетия привело к развитию кибернетики. Шумерская система исчисления базировалась на комбинации чисел 6 и 10 и называлась шестидесятеричной. Мы пользуемся ею до сих пор;
  • Шумеры первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу, первые стали комбинировать золото с серебром, бронзой и костью. Они изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику;
  • Именно в древнем Шумере появились первые школы, первые историки, первый альманах земледельца; медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерская медицина отличалась научным подходом к постановке диагноза и предписанию курса лечения;
  • В Шумере впервые возникли космогония и космология, появился первый сборник пословиц и афоризмов, впервые велись литературные дебаты; здесь появился первый книжный каталог, получили хождение первые деньги (серебряные шекели в виде слитков на вес), впервые стали вводиться налоги, были приняты первые законы и проведены социальные реформы, появилась медицина, и впервые делались попытки добиться мира и гармонии в обществе

 

  1. Какие общеевропейские стили в художественной культуре возникли в ХVII веке. В чем их особенности?

 

По сравнению с эпохой Возрождения искусство 17 века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника.

Художественная культура 17 века отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в развитых в экономическом отношении странах Европы.

В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоевывают светские: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт.

 Сложные взаимоотношения  и борьба социальных сил порождают  и разнообразие художественно-идейных течений. В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), 17 век характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. В крайних проявлениях искусство барокко приходит к иррационализму, к мистике, воздействует на воображение и чувство зрителя драматическим напряжением, экспрессией форм. События трактуются в грандиозном плане, художники предпочитают изображать сцены мучений, экстазов или панегирики подвигам, триумфам.

 В основе искусства  классицизма лежит рациональное начало. Прекрасным с точки зрения классицизма является лишь то, что упорядочено, разумно, гармонично. Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры. В искусстве классицизма единство достигается путем соединения и соответствия всех частей целого, сохраняющих, однако, самостоятельное значение. И для барокко и для классицизма характерно стремление к обобщению, но мастера барокко тяготеют к динамичным массам, к сложным, обширным ансамблям. Часто черты этих двух больших стилей переплетаются в искусстве одной страны и даже в творчестве одного и того же художника, порождая в нем противоречия.

 Наряду с барокко  и классицизмом в изобразительном  искусстве возникает более непосредственное  мощное реалистическое отражение  жизни, свободное от стилевых элементов. Реалистическое направление является важной вехой в эволюции западноевропейского искусства. Его проявления необычайно разнообразны и ярки, как в различных национальных школах, так и у отдельных мастеров. 17 веку принадлежат величайшие мастера реализма — Караваджо, Веласкес, Рембрандт, Хальс, Вермер Дельфтский.

  1. Буддизм

 

Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличии от национальных религий ( Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами.  Космополитический характер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару.  Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.

Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то время шел процесс формирования рабовладельческих государств. Отправной точкой буддизма является легенда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Согласно этой легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и предпринял поиски путей избавления человечества от страданий.  После семилетнего отшельничества он достигает пробуждения и постигает правильный жизненный путь. и он становиться Буддой (“пробужденный”, “достигшим прозрения”), проповедуя свои учения на протяжении сорока лет. Центром учения становится четыре истины.  Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием.  Реальный мир есть сансара - круговорот рождений, смертей и новых рождений.  Сущность этого круговорота является страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из “колеса” сансары, путем достижения нирваны (“угасание”), состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденного от желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник победивший желания.

Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”) – в своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет  многослойное строение. Можно насчитать  десятки  небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по  степени своей  возвышенности и одухотворенности.  Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.

В кармалоку  входят 11  ступеней или уровней сознания.  Это низшая область бытия. Здесь полностью действует  карма. Это  полностью телесная  материальная  сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.

Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания - рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но  оно  еще  связано с телесным миром, с формами вещей.

И наконец, последний уровень - арупалока - отрешен от  формы и от телесного материального начала.

 

 В Буддизме оно из  важнейших мест занимает так  называемое отрицание единства  личности.  Каждая личность представлена, как скопление “изменчивых”  форм.  Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой - это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, -  индивидуальное сознание, которое несет в себе  весь  духовный  мир  человека, трансформируется в  процессе  личных  перерождений,  и стремящаяся к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается по средствам контроля  над взглядами, речью, поведением, над образом жизни, над усилием, вниманием, и полной сосредоточенностью и решимостью.

 

  1. Фидий.

Фидий (жил около 490 г. до н. э. — 430 г. до н. э.) — древнегреческий скульптор, один из величайших художников периода высокой классики. Личный друг Перикла.

 

Фидий — один из лучших представителей классического стиля, и о нём достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства.

 

Возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-я половина 5 века до н. э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи своей эпохи. Так было создано искусство, «синтезирующее всё, то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно».

Произведения:

 

 Большинство работ  Фидия не сохранились, о них  мы можем судить только по  описаниям античных авторов и  копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной.

 

Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего Мира.

 

«Афина Промахос» — прекрасное изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута около 460 г. до н. э. в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.

 

«Афина Парфенос» - 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), мрамор.

 

Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы, прочее) было выполнено под его руководством.

 

«Афина Лемния», — около 450 г. до н.э. Бронзовая статуя. Изображает богиню, опирающуюся на копье, её задумчивый взгляд обращён на шлем в руке. Название — от острова Лемнос, для жителей которого она была изготовлена. Известна по копиям.

 

«Афина Арея» в Платеях, около 470—450 г.г. до н. э. Из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). Не сохранилась.

 

(Афина для города Пеллены  в Ахайе).

 

«Раненая Амазонка», статуя, занявшая второе место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской. Её копией считается «Амазонка Маттеи», Ватикан.

 

Афродита Урания (в Элизе).

 

«Медуза Ронданини» — римская копия головы Горгоны Медузы, находившейся на щите Афины Парфенос. Мюнхенская глиптотека.

 

Самые знаменитые работы Фидия — Зевс и Афина Парфенос были выполнены в хрисоэлефантинной технике — золото и слоновая кость.


Информация о работе Письменность и научные открытия в древнем шумерском государстве